Подчеркивания в тексте с выделением главного. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Подчеркивания в тексте с выделением главного.

2022-02-11 20
Подчеркивания в тексте с выделением главного. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Могут быть показателем интенсивной работы родителя над осознанием и разрешением проблемы, его психологической готовности к сотрудничеству с консультантом. Иногда подчеркивание отражает стремление автора возложить ответственность за возникшую коллизию на себя, ребенка или другого члена семьи: «Я этого не хотела...», «Муж настоял на том, чтобы сын остался в этой школе...».

Рисунки в тексте.

Случайные наброски, хаотическое переплетение линий, каракули – показатели внутренних барьеров и защит.

Тематический рисунок семьи (встречается крайне редко и уже поэтому заслуживает того, чтобы стать предметом пристального внимания), либо аллегорический рисунок, отражающий точку зрения автора на суть взаимоотношений в семье – с одной стороны, показатели эмоциональной вовлеченности в семейные взаимоотношения, с другой стороны – попытка децентрироваться и занять отстраненную позицию по отношению к себе как к родителю и семейной ситуации в целом.

Структурирование пространства листа.

Структурирование пространства листа дает информацию об индивидуально-личностных особенностях автора сочинения.

Сплошной неструктурированный текст – показатель эмоциональной захваченности проблемой, недостаточной продуманности и рефлексивности автора, импульсивности.

Поля и линейки – показатель гиперсоциализированности автора, его ориентации на социальные нормы и правила.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1) Соответствие сочинения заданной теме – показатель адекватности принятия задачи и готовности родителя к продук­тивному сотрудничеству с консультантом.

Перенос конфликта автора с супругом или другими членами се­мьи в сферу детско-родительских отношений, а также проекция не­гативных качеств партнера на личность ребенка – показатель конфликта внутрисемейных, супружеских отношений.

Уход и отступления от темы сочинения – показатели скрытого отвержения ребенка и актуализации защитных механизмов, либо показатель неразрешенного внутреннего конфликта и проблем самого родителя.

2) Соотношение трех планов родительского сочинения ("Ребенок", "Родитель" и "Наши отношения").

Тема "Мой ребе­нок" требует от родителя сосредоточенности на психологических осо­бенностях и свойствах самого ребенка, его проблемах. Тема "Я как родитель" предполагает рефлексию автором особенностей своей воспитательной позиции, ее эффективности, своих возможностей и ресурсов для решения проблем воспитания ребенка, собственных психологических качеств. Однако в какой бы форме ни была задана тема сочинения, его содержание в подавляющем большинстве случа­ев позволяет выделить все три указанных плана описания. Информа­тивным для заключения о характере родительской позиции будет их баланс с учетом заданной темы сочинения.

Варианты соотношения:

Преобладание плана «Ребенок» или плана «Родитель» соответственно теме сочинения. В этом случае можно говорить об адекватной центрации автора сочинения на проблемах развития ребенка (тема «Мой ребенок») или проблемах воспитания и родительства (тема «Я как родитель») и достаточно гибкой родительской позиции.

Неадекватное теме сочинения доминирование плана «Ребенок» (тема «Я как родитель») или плана «Родитель» (тема «Мой ребенок»). В подобной центрации проявляется ограниченность и ригидность родительской позиции.

В первом случае это фиксация родителя на ребенке и его проблемах без должного осознания значения собственных воспитательных методов воздействия и своей роли в генезисе проблем развития ребенка, а часто и стремление родителя полностью переложить вину и ответственность за них на плечи самого ребенка.

Во втором случае навязчивость обсуждения родителем своих собственных качеств, особенностей поведения, чувств и переживаний, выходящих за пределы детско-родительских отношений – показатель личностных проблем самого родителя, его воспитательной неуверенности, повышенной тревожности.

Развернутое позитивное описание плана «Наши отношения» при условии общего соответствия содержания теме сочинения – показатель осознания родителем двухстороннего диалогического характера процесса воспитания. Степень развернутости плана «Наши отношения» – показатель психологической готовности автора сочинения к исследованию своей родительской позиции, к работе над собой, саморазвитию и совершенствованию своей родительской компетентности. 

Доминирование плана «Наши отношения» при редукции планов «Ребенок» и «Родитель» – показатель высокого уровня конфликтности отношений и беспомощности родителя в попытках их разрешения (описание отношений носит негативный характер, изобилует примерами конфликтов, ссор, непослушания ребенка); либо как показатель высокой эмоциональной зависимости родителя от ребенка по типу симбиотической привязанности,

3) Имя ребенка – показатель эмоционального приня­тия ребенка родителями, избранной ими позиции во взаимодей­ствии с ребенком и дистанции в ней, т. е. степени близости ребенка и родителя.

При этом нужно учитывать, что полное или уменьшительное имя ребенка в значительной степени определяется возрастом и полом ребенка, полом самого родителя, количеством детей в се­мье. Также следует учитывать пол самого родителя. Матери более склонны к уменьшительно-ласкательным именам, отцы же, особенно по от­ношению к сыновьям, могут использо­вать иную форму, на первый взгляд с оттенком пренебрежения ("Вовка", "Мишка"), истинное значение которой выявляется лишь в целостном контексте сочи­нения родителя.

Уменьши­тельная форм а (ласкательный или пренебре­жительный оттенок) – показатель особенностей эмоционального отношения родителя к ребенку.

Ласкательные прозвища – с одной стороны, показатель эмоциональной значимости ребенка для родителя, с другой стороны, показатель потворствования в отношениях с ребенком.

Использование выражений "мой сын", "моя дочь" – показатель фиксации ав­тора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком.

Избегание имени ребенка – показатель дефицита переживания чувства безопасности родителем, а также недостаточного при­нятии ценности личности ребенка родителем.

Замена имени ребенка местоимением "он" ("она") – показатель эмоционального отвержения ребенка родителем.

4) Описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоот­ношений с автором сочинения и другими членами семьи.

Описание (включая основные базовые факты развития – когда ребенок начал ходить, говорить и пр.) важно для сбора и уточнения анамнестических данных, позволяет более верно определить причины проблем развития ребенка.

Временные планы в сочинении — ретроспективный, перспективный, план настоящего, описания основных жизненных событий и их влияния на развитие ребенка – позволяют оценить степень прогностичности родительской позиции.

Эмоциональный тон описания прошлого и настоящего устанавливает характер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи, выявляет аффективные очаги неразрешенных конфликтов и источник фрустрации, позволяет составить план коррекционной работы с семьей.

Негативное эмоциональное отношение к прошлому – показатель неразрешенного конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы.

Пессимизм в восприятии настоящего – проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя.

Тревожность в отношении будущего – проявление воспитательной неуверенности родителя.

Описание качеств ребенка и его предпочтений занимает важное место в родительском сочинении. Обычно в сочинениях описываются:

− физические особенности и внеш­ность ("небольшого роста и с длинными светлыми волосами");

− фор­мально-биографические сведения (когда и где родился, сколько лет);

− знания, умения, навыки ("знает буквы", "умеет пла­вать", "занимается танцами"), достижения ребенка;

− особенности пове­дения и деятельности с конкретными примерами ("очень активный, всегда куда-то лезет");

− общения с родными ("ласковый, все замечает");

− выполнения требований родителей ("не убирает за собой игрушки"), описание интеллектуальных ("умный", "сообразительный", "очень спо­собный"), морально-волевых ("добрая", "настойчивая", "целеустрем­ленная") и эмоционально-волевых качеств ("чуткая", "заботливая", "взрывается") и, наконец, особенности полоролевой идентичности ("она вся томная и женственная").

Избирательность родителя в выделении определенного сочетания качеств ребенка отражает значимость этих свойств для самого родителя и позволяет судить о разделяемых им ценностях воспитания.

Противоречия характеристики, данной родителем ребенку в сочинении, и данных объективного психологического обследования, противоречия в тексте сочинения позволяют говорить о искаженном восприятии родителем образа ребенка.

5) Оценка ребенка в родительском сочинении присутствует как в прямой, так и в косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной, амбивалентной, с большей или меньшей степенью дифференцированности. Возможны следующие варианты оценки:

баланс положительных и отрицатель­ных характеристик позволяет судить об интегральной оценке ре­бенка;

"наклеивание ярлыков", негативная, уничижительная оценка указывают на неуважение личности ребенка родителем или его отвержение;

какие именно качества подвергаются оценке, определяет образ ребенка в глазах родителя и степень его принятия, отражает ценности воспитания, разделяемые родителем;

сравнительная оцен­ка (по отношению к сиблингам, сверстникам), особенно негатив­ная – отражает недостаточность признания родителем ценности ребенка и неэффективную практику воспитания.

Иногда не удается установить общую оценку ребенка, вследствие индифферентности описания.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.