Чтение и анализ стихотворений из цикла «Стихи о Москве». — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Чтение и анализ стихотворений из цикла «Стихи о Москве».

2022-02-10 39
Чтение и анализ стихотворений из цикла «Стихи о Москве». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Поэтический цикл «Стихи о Москве» включает в себя девять стихотворений, написанных весной и летом 1916 года. Он пере­даёт отношение лирической героини к ми­ру, любование красотой родного города. (10 СЛАЙД) В цикле «Стихи о Москве» изображен дореволюционный го­род, главным украшением которого являются храмы. Сорок сороков церквей, купола, часовни, соборы изображены М.И. Цве­таевой в радостном величии, на фоне колокольного звона. Упоминает московскую чудотворную икону Божьей Матери Иверская, знаменитую икону «Нечаянная радость», также посвященная Божьей Матери. Но очевидно, что авто­ра интересуют не просто архитектурные красоты Москвы, а в первую очередь православные святыни. Каждое поколение бережно, как самую драгоценную свя­тыню, передает следующему из рук в руки Москву. Однако и после смерти лирическая героиня М.И. Цветаевой не отделяет свою судьбу от образа родного города («Мне же — вольный сон, колокольный звон, Зори ранние На Ваганькове», «В дивном граде сем, В мирном граде сем, Где и мертвой мне Будет радостно…»). В пятом стихотворении цикла М.И. Цветаева называет Москву «городом, отвергнутым Петром». Здесь имеется в ви­ду факт переноса Петром Первым столицы из Москвы в Пе­тербург. Однако М.И. Цветаева все равно считает Москву первым городом России.

  А.С. Пушкин в жизни и творчестве Марины Цветаевой.

Чтение и анализ стихотворений из цикла "Стихи к Пушкину".

Сильной и страстной была любовь Марины Цветаевой к солнцу русской поэзии - Пушкину. Творчество поэта было постоянной духовной опорой. Пушкинскую "Капитанскую дочку" Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение "К морю" было ее любимым. Любимому поэту посвятила Марина цикл "Стихи к Пушкину". Она напишет книгу прозы: “Мой Пушкин”.

В третьем стихотворении цикла «Станок» А. С. Пушкин утверждается как равный собеседник. «Отношение Цветаевой к Пушкину как к единомышленнику, товарищу по «мастерской». Ей ведомы и понятны все тайны ремесла Пушкина - каждая его скобка, каждая описка; она знает цену каждой его остроты, каждого слова».

Шли годы. Марина взрослела, училась в гимназии. А её поэтический талант креп изо дня в день. В 1910 г. в 18 лет, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Это были стихи о детстве, о влюблённости, о смерти. Первым, кто прочитал альбом и сразу на него отозвался, был М. Волошин. Главное, что он отметил в её стихах – искренность. Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу. В 20 лет она напишет пророческие строки: «Моим стихам, написанным так рано…»

Чтение и анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»

Её первые сборники действительно пылились на полках в магазинах, «где их никто не брал». Её стихи восхищали многих символистов, однако не пользовались особой популярностью у широкого круга читателей. Сама Марина не примыкала ни к одному литературному направлению. Все это поэтесса предвидела, и изложила в своем стихотворении, подчеркнув при этом, что «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». И это действительно произошло.

У произведения «Моим стихам, написанным так рано …» есть еще одна отличительная особенность. Оно состоит всего из одного предложения, поэтому создается впечатление, что это стихотворение создано словно на одном дыхании.

С Сергеем Эфрон они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу, куда Марина приехала с сестрой Асей по приглашению Волошина. Она собирала камушки на пустынном морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж. Сердолик он нашёл и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, и который чудом уцелел и по сей день. Они обвенчались в январе 1912 г., а 5 сентября 1912 родилась их дочь Ариадна.

Цветаева была знакома со многими поэтами начала ХХ века. Но особое место занимал в душе Цветаевой А.Блок. Он был ее поэтическим кумиром, но она не была знакома с ним лично. Цветаева посвятила ему цикл стихов.

Основные темы цикла – преклонение перед талантом поэта, стремление постичь тайну духовной жизни художника, рассказ о любви, в котором переданы тончайшие оттенки чувств.

5 мая 1911 года, приехав в Коктебель в гости к поэту Максимилиану Волошину, Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня - и на всю жизнь.

Вдумайтесь:

- Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, но Марина была годом старше.

- 16 октября 1941 года расстреляли Сергея.

- В этом же 1941 году покончила с собой Марина.

Если кто-то скажет, что это - случай, совпадение - ошибет ся. Это судьба. Горькая судьба!

Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину...

Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистоляр ного жанра. Это - потрясение, это невозможный накал страстей.

Сергей - Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать - мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы.

Берегите себя, заклинаю Вас... Храни Вас Бог. Ваш С.»

Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях - но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость с уверенностью в ближнего, с уважением к нему. 8 слайд

У: Чувством гордости, уважения и любви пронизаны стихотворения Марины Цветаевой, посвященные мужу Сергею Эфрону. Послушайте одно из таких стихотворений, написанное в 1914 году, через 2 года после их венчания.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие - в роковые времена-

Слагают стансы - и идут на плаху.

 

У: Цветаева любила и гордилась своим мужем, но их семейное счастье было недолгим, его разрушила Гражданская война. Сергей Эфрон вместе с Белой армией эмигрировал, она осталась одна с двумя дочерьми. Вспоминала, как «добывала» мороженую картошку. Вот, что она писала об этом времени: «Картошка на полу: заняла три коридора. Брать нужно руками... Не оттаявшая слиплась в чудовищные гроздья. Я без ножа. И вот, отчаявшись (рук не чувствую) беру какую попало: раздавленную, мороженую, оттаявшую... Мешок уже не вмещает. Руки, окончательно окоченев, не завязывают. Пользуясь темнотой, начинаю плакать, причем тут же и прекращаю... Взваливая, тащу». Это были тяжелейшие годы в жизни Цветаевой.

 

  Чтение и анализ первого стихотворения цикла «Имя твое – птица в руке».

В феврале 20-го года умерла от голода младшая дочь Цветаевой Ирина. Как писала сама поэтесса: «Старшую у тьмы выхватывая, младшей не уберегла».

В страшное время Цветаева находила силы помогать другим. Поэт Константин Бальмонт вспоминал: «В голодные дни Марина, если у нее было шесть картофелин, приносила мне три. Когда я тяжко захворал из-за невозможности достать крепкую обувь, она откуда-то раздобыла несколько щепоток настоящего чаю…»

У: Поэтесса была хорошо знакома не только с Константином Бальмонтом, с которым делила последний кусок хлеба во время гражданской войны, но и с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, В. Маяковским, Б. Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 – начала 20 века. Им она посвящала свои стихи. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическому идеалу – Александру Блоку:

Наизусть ученик

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое, -ах, нельзя!

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

 В 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа. Позже семья перееха ла в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие мета ния по Франции. Об этом времени так вспоминала её дочь Ари адна Эфрон.

По всем своим городам и пригородам (не об оставленной России говорю) Марина прошла инкогнито, тве новским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Бер лином, ни Прагой, ни Парижем (у кого она в моде сейчас...).

Если бы она была (а не слыла!) эмигранткой, то как-нибудь, авось да небось, притулилась бы на чужбине среди «своих».

Если бы она была просто женой своего мужа и матерью своих детей, то не все ли равно, в конце концов, - где, лишь бы вместе?

Если бы она была «поэтом-трансплантантом», умеющим приспособиться, как иные про чие, то богемные кафе богемных кварталов послужили бы ей убежищем...

Если бы она не была собой! Но собой она была всегда!

1914 – Начинается Первая мировая война.

В годы революции и гражданской войны она вынуждена была жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей, на руках уже с двумя детьми. Её муж был в рядах белой армии. О его судьбе она не знала почти 3 года. Ее томила разлука, мучила неизвестность. Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно было продать – продано, сжечь – сожжено, чтобы не замёрзнуть. Она отдала дочерей в приют, чтобы как-нибудь спасти от голода, но голод был и в приюте. Умирает дочь Ирина. Спасало лишь одно - поэзия, надежда на встречу с любимым. Только в 1921 г. она узнала, что он жив и находится в Праге. В 1921 в частном издательстве «Костры» вышел небольшой сборник «Версты». 1922 год – Марина Цветаева покидает Россию. Её эмиграция была не политическим актом, а поступком любящей женщины.

Цветаева гордилась своей родиной и мечтала вернуться домой в Россию. В 1937году Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР, становится агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939г. вслед за мужем и дочерью Ариадной возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием. В том же

39-м году дочь и муж были арестованы. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи в это время не печатались. Но, несмотря на это, она продолжала писать и надеяться, что когда-нибудь, в далеком будущем ее поэзия будет востребована. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» стало пророческим. После более чем полувекового молчания настало время ее стихов. Послушайте его.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Чтение и анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

  В стихотворении заявлена традиционная тема Поэта и Толпы. Свой соб­ственный характер, и женский, и поэтический, Цветаева склонна объяснять своим именем, но не просто звучанием, а главным образом этимологией име­ни — «морская». Лирическая героиня сопоставляется с морской пеной, волна­ми, сменяющей одна другую. В стихотворении сталкиваются суша и морская стихия, как неподвижность и полёт;  

17 лет она проживёт за границей. Эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными трудностями, тоской. 3 года она проживёт в Чехии, под Прагой. Это будет самый светлый период жизни за границей. Впервые здесь опубликовала несколько книг, её стихи читали, у неё были друзья, здесь у неё родился сын Георгий (1925). Здесь был роман с белым офицером. Через несколько месяцев после расставания с Константином Родзевичем Цветаева создает стихотворение «Попытка ревности», которым хочет подвести черту под своим бурным романом. Поэтесса понимает, что никогда не испытывала глубоких чувств к своему избраннику. Да и он нуждался в обычной женщине, способной создать домашний уют, а не витающей в облаках.

В 1928в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России»

В 1934 году написано удивительное стихотворение «Тоска по родине! Давно…»

  Чтение и анализ стихотворения «Тоска по родине! Давно…»

В 1936-1937 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехали дочь и муж. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулась в Россию.

Именно тогда в нашей стране было время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

  Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Не было ничего, даже работы, всё это резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала писать, переводить…

Но не было больше Сергея! Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном было отчуждение. Встреча с читающей Россией не состоялась.

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество М.Цветаевой.

Отказываюсь – быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить!
С волками площадей
Отказываюсь – выть. Наконец, настало время ее стихов, когда мы по достоинству можем оценить талант поэтессы. Значит жизнь была прожита не зря, хоть и завершилась она очень трагично. 31 августа 1941г в Елабуге М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Как Н. Заболотский, Осип Мандельштам и многие другие писатели, она стала жертвой сталинского тоталитарного режима.

 

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет,

ЧТО звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли... –

И пусть тебя не смущает

 Последние стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и даже о самоубийстве. Вот одно из таких стихотворений.

 

В этом итоговом стихотворении тесно связаны такие понятия, как жизнь и стихи, т.е. поэтическое творчество. И действительно, вспомните эпиграф к уроку: «Стихи – есть бытие», т.е. стихи для Цветаевой есть сама жизнь. Мы видим, что вся ее жизнь отразилась в стихах.

 

Нет, она не отказывалась жить — она любила жизнь. Но она отказывалась так жить. Она покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941 года.

  Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно. В 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие кенотаф.   Но Марина хотела быть похоронена в Тарусе, поэтому там сооружен каменьс надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Хотя отпевание самоубийц в русском православии запрещено, в 1990 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.
Отпевание состоялось в московском храме Вознесения Господня. И когда его спросили, что позволило ему сделать для Марины Цветаевой исключение, он ответил: «Любовь народная».

  Поэт умирает – а его поэзия остаётся. Сбылось её пророчество: «Моим стихам настанет свой черёд». Надеюсь, что вы хоть чуть-чуть «заболели» творчеством М. Цветаевой и захотите еще не раз «остановиться», почитать ее стихи. А может, кто-то из прохожего станет почитателем ее таланта, сможет с искренностью произнесет: «Моя Цветаева», как однажды она написала «Мой Пушкин».

Пишем

Мотивы лирики

Направление. Не принадлежала ни к какому направлению.

Задание Собери карточки поэзий М. Цветаевой:

Карточки Например

1. Это стихотворение входит в цикл «Стихи о Москве» – тема родины.

2. «Новый год я встретила одна» – тема одиночества (философская лирика.

3"Генералам двенадцатого года"-

4 "Мне нравится, что вы больны не мной..."-

5"Моим стихам, написанным так рано..."-

6 "О сколько их упало в эту бездну..."-

7 "О, слезы на глазах..."-

8"Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке...")-

9 "Тоска по родине! Давно…".-

10"Идешь, на меня похожий" -

11 "Кто создан из камня..."-

12 "Откуда такая нежность"-

13 "Попытка ревности"-

14 "Пригвождена к позорному столбу"--

15 "Расстояние: версты, мили..."

16 Очерк "Мой Пушкин»-


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.