Возникновение прокуратуры в России — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Возникновение прокуратуры в России

2022-02-11 20
Возникновение прокуратуры в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституции СССР И РФ о прокуратуре

 

 

Е) опротестование решений Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик в случаях несогласия с ними в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Прокурор Союза Советских Социалистических Республик назначается Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик; заместители прокурора утверждаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Прокурор Союза Советских Социалистических Республик ответственен перед Советом Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом.

Еще две (ст. ст. 43 и 47) включали полномочия прокурора наряду с компетенцией Верховного Суда СССР.

43. В целях утверждения революционной законности на территории Союза ССР, при ЦИК'е Союза ССР учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся:

а) дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;

б) рассмотрение и отмена постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик по соображениям противоречия общесоюзному законодательству или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;

в) дача заключений по требованию ЦИК'а Союза ССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;

г) разрешение судебных споров между союзными республиками;

д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик действует в составе:

а) Пленарного заседания;

б) Судебно-надзорной коллегий;

в) Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегии;

г) Военной коллегии;

д) Коллегии по транспортным делам;

е) Водной транспортной коллегии;

ж) Спецколлегии.

47. Право направления указанных в ст.43 вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР может иметь место исключительно по инициативе ЦИК'а Союза ССР, его Президиума, прокурора Верховного Суда Союза ССР, прокуроров союзных республик и ОГПУ Союза ССР.

Таким образом, впервые на конституционном уровне несколько схематично были обозначены вопросы организации и деятельности прокуратуры. Определения понятия прокурорского надзора, системы органов прокуратуры, срока полномочий прокуроров в Конституции СССР 1924 г. отсутствовали.

Развитие конституционных основ органов прокуратуры на примере Конституции СССР 1936 г.

 

Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора.

Статья 113. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР.

 Так же впервые под собственным именем в главе IX "Суд и прокуратура" был закреплен статус прокуратуры.

 В ст. ст. 115 и 116 были определены также порядок назначения и срок полномочий всех нижестоящих прокуроров.

Статья 115. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Генеральным Прокурором СССР сроком на пять лет.

Статья 116. Окружные, районные и городские прокуроры назначаются прокурорами союзных республик с утверждения Генерального Прокурора СССР сроком на пять лет.

  Следует подчеркнуть, что Конституция СССР 1936 г. в ст. 117 окончательно закрепила принцип независимости прокуратуры от местных органов власти и подчинения нижестоящих прокуроров только вышестоящему.

Конституции СССР И РФ о прокуратуре

 

 

Возникновение прокуратуры в России

 

Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала прокуратура. Указ о ней вышел в январе 1722 года. В нем отмечалось: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». (Указом Президента РФ от 29 декабря 1995года №1329 день 12 января провозглашен Днем работников прокуратуры Российской Федерации).

Таким образом, в 1722 году в России был введен новый государственный институт, доселе не существовавший в России - прокуратура. Цель, поставленная перед прокуратурой - проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя вопреки скрытому, а нередко и открытому сопротивлению местных органов власти. Средства, используемые прокурорами, носили уже тогда чисто надзорный характер. По замыслу императора прокурорский надзор был сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата и в первую очередь - за Сенатом, ставшим по Указу «О должности Сената» от 27 апреля 1722 года законодательным и высшим органом подзаконной исполнительной власти.

Прокуратура была учреждена тремя петровскими указами: «Быть при сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору» от 12 января 1722 года; «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января 1722 года; «О должности генерал-прокурора» от 27 апреля 1722года. Последний указ поставил прокурора над Сенатом и в прямое подчинение императору. «Генерал-прокурор должен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы сенат свою должность хранил и во всех делах: истинно, ревностно и порядочно без потери времени по регламентам и указам отправлял», «также должны накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал».

Надзор имел важный отличительный признак, позволяющий выделить его из иных видов государственной деятельности. Этот признак заключался в том, что прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу.

«Органы управления производятся и решают дела, а прокуроры наблюдают за этим производством и решением, охраняют их закономерность, но не принимают другого ближайшего участия в самом существе дела, в их возбуждении, постановлении и направлении». Таким образом, средства прокурора носили чисто надзорный характер и основными среди них являлась так называемая протестанция, то есть принесение протеста в органах, нарушивший закон, или в вышестоящий орган.

Становление и развитие конституционных основ органов прокуратуры на примере конституции 1924 г

Конституция СССР 1924 года — первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, был утверждённый Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

Конституция СССР 1924 г. содержала специальную главу VII "О Верховном Суде Союза СССР", где излагались и полномочия Прокуратуры Верховного Суда СССР. Из шести статей главы только одна (ст. 46) касалась назначения прокурора Верховного Суда и его заместителя, а также их полномочий.

[1] 46. На прокурора Союза Советских Социалистических Республик возлагается:

а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик и местных органов власти Конституции Союза Советских Социалистических Республик, постановлениям и распоряжениям правительства Союза Советских Социалистических Республик;

б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями;

в) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза Советских Социалистических Республик;

г) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий Народного Комиссариата Внутренних Дел и его органов;

д) общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик;

Е) опротестование решений Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик в случаях несогласия с ними в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Прокурор Союза Советских Социалистических Республик назначается Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик; заместители прокурора утверждаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Прокурор Союза Советских Социалистических Республик ответственен перед Советом Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом.

Еще две (ст. ст. 43 и 47) включали полномочия прокурора наряду с компетенцией Верховного Суда СССР.

43. В целях утверждения революционной законности на территории Союза ССР, при ЦИК'е Союза ССР учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся:

а) дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;

б) рассмотрение и отмена постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик по соображениям противоречия общесоюзному законодательству или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;

в) дача заключений по требованию ЦИК'а Союза ССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;

г) разрешение судебных споров между союзными республиками;

д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик действует в составе:

а) Пленарного заседания;

б) Судебно-надзорной коллегий;

в) Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегии;

г) Военной коллегии;

д) Коллегии по транспортным делам;

е) Водной транспортной коллегии;

ж) Спецколлегии.

47. Право направления указанных в ст.43 вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР может иметь место исключительно по инициативе ЦИК'а Союза ССР, его Президиума, прокурора Верховного Суда Союза ССР, прокуроров союзных республик и ОГПУ Союза ССР.

Таким образом, впервые на конституционном уровне несколько схематично были обозначены вопросы организации и деятельности прокуратуры. Определения понятия прокурорского надзора, системы органов прокуратуры, срока полномочий прокуроров в Конституции СССР 1924 г. отсутствовали.

Развитие конституционных основ органов прокуратуры на примере Конституции СССР 1936 г.

 

Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора.

Статья 113. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР.

 Так же впервые под собственным именем в главе IX "Суд и прокуратура" был закреплен статус прокуратуры.

 В ст. ст. 115 и 116 были определены также порядок назначения и срок полномочий всех нижестоящих прокуроров.

Статья 115. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Генеральным Прокурором СССР сроком на пять лет.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.