Питание детей от 1 года до 3 лет: формирование правильного пищевого поведения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Питание детей от 1 года до 3 лет: формирование правильного пищевого поведения

2022-02-11 19
Питание детей от 1 года до 3 лет: формирование правильного пищевого поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Пособие для врачей-педиатров

                              

 

Оренбург 2012

 

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия»                          Министерства здравоохранения

Российской Федерации

 

Кафедра факультетской педиатрии

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Пособие для врачей-педиатров

 

                                     

 

Оренбург 2012

 

 

 

 

 УДК 613.22(075.8)

 ББК  51.287я73

  П 32

Рецензенты:

Узунова А.Н. – д.м.н. профессор, зав. кафедрой детских болезней

 № 3 Челябинской ГМА.

Русакова Н.В. – д.м.н. профессор кафедры госпитальной педиатрии Самарского ГМУ.

Авторы:

Вялкова А.А., Заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, зав.кафедрой факультетской педиатрии ОрГМА. Зыкова Л.С., д.м.н., профессор кафедры факультетской педиатрии ОрГМА.  Мотыженкова О.В., к.м.н., доцент кафедры факультетской педиатрии ОрГМА.  Любимова О.К. к.м.н., ассистент кафедры факультетской педиатрии ОрГМА

 

В пособии представлены сведения о принципах и методах организации рационального питания детей 1-3 лет жизни, нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах, дана характеристика рациона питания и отдельных групп продуктов, а также способов их кулинарной обработки для детей соответствующего возраста.

Пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА

 

Права на данное издание принадлежат Оренбургской государственной медицинской академии. Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения правообладателя

 

                                                                                        УДК 613.22(075.8)

                                                                 ББК 51.287я73

 

©Изд-во ОрГМА Оренбург, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ………………………………………………………………. 5
2. Принципы и методы организации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет ………………………………………………………. 6
3. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей 1 – 3 лет ………………………………………… 7
4. Значение отдельных нутриентов в питании детей 1 -3 лет ………… 8
5. Рекомендуемые среднесуточные нормы питания в дошкольных организациях для детей от 1 года до 3 лет ………………...…………. 11
6. Примерные нормативы суточного потребления различных продуктов питания для детей 1 – 3 лет ………………………………. 12
7. Примерные режим питания и распределение суточной калорийности рациона детей от 1 года до 3 лет ……………………... 13
8. Характеристика рациона питания детей от 1 года до 3 лет ………… 14
9. Характеристика отдельных групп продуктов для детей от 1 года до 3 лет ……...………………………………………………. 14
10. Примерные возрастные объемы порции для детей от 1 года до 3 лет………………………………………………………………………... 18
11. Примерный рацион питания детей раннего возраста ……………….. 19
12. Правила кулинарной обработки различных продуктов …………….. 20
13. Литература ………………………………………………………….….. 22
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рациональное питание ребенка раннего возраста определяет его гармоничный рост, своевременное развитие внутренних органов и тканей, влияет на формирование интеллектуального и психомоторного статуса, а также на состояние здоровья в последующие годы жизни.

Совместные открытия генетиков и нутрициологов показали, что нутриенты и биологически активные вещества пищи способны активно взаимодействовать с генами, изменять их экспрессию и структуру ДНК. Питание – наиболее древний вид структурно-информационного воздействия внешней среды на организм человека. Информационная связь организма с внешней средой, осуществляемая через пищу, признается сейчас важным фактором здоровья. Получая в процессе питания актуальную информацию о внешней среде, организм оптимизирует процессы адаптации. Из этого следует, что уровень адаптированности человека к естественной среде обитания напрямую зависит от разнообразия потребляемой пищи.

Дети в возрасте 1 – 3 лет имеют ряд особенностей развития, которые делают их весьма чувствительными к любым нарушениям питания:

· сохраняется высокая скорость роста: прибавка массы тела за 2-3 год – 5 кг, прибавка роста – 16 – 20 см;

· продолжается активное формирование костно-мышечной, эндокринной, пищеварительной и нервной систем;

· совершенствуются новые навыки: ходьба, удержание тела в вертикальном положении, ориентация в пространстве, происходит активизация и совершенствование движений, развитие мелкой моторики;

· происходит дальнейшее развитие речи, познавательных функций, внимания, начинается социальная адаптация ребенка;

· закладываются типологические особенности обменных процессов;

· формируются основные гигиенические навыки;

· увеличение контактов ребенка с окружающим миром требует напряженной работы системы иммунитета.

Значительные изменения претерпевает пищеварительная система:

· активизируется соко - и ферментовыделительная деятельность желудочно-кишечного тракта, желчеобразование и желчевыделение. Уровень амилазы слюны достигает показателей взрослых у детей к 1 - 2 годам. Созревание защитных механизмов проявляется в повышении кислотности желудочного сока, увеличении количества лизоцима, лактоферрина и др. факторов защиты на слизистой оболочке пищеварительного тракта и в его секретах, однако слизистая оболочка пищеварительного тракта остается довольно чувствительной к действию механических и химических раздражителей;

·  продолжает формироваться  жевательный аппарат. Количество зубов у ребенка к году составляет 8, к 1,5 годам – 14, к  2 – 2,5  годам  ребенок имеет 20 молочных зубов. Происходит становление нервно-мышечной координации процесса жевания, что позволяет использовать в питании более плотную и густую пищу;

· увеличивается емкость желудка с 250 мл в возрасте 1 года до 300 – 400 мл к 3 годам;

· развиваются и совершенствуются вкусовые ощущения. Расширяется ассортимент используемых продуктов и блюд;

· вырабатывается ритм питания;

· прививаются гигиенические навыки питания, построенного с учетом возрастных особенностей.

Модель пищевого поведения человека формируется в детстве, особенно в первые четыре года жизни, когда закладываются устойчивые вкусовые предпочтения и воспитывается отношение к процедуре приема пищи (режиму, последовательности блюд и др.).

Главным фактором является влияние семьи и, прежде всего, матери. Приверженности матери в еде могут ограничивать набор продуктов, которые предлагают ребенку.

Дети впечатлительны, чрезвычайно доверчивы и внушаемы. Поэтому, если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том «что он ничего не ест, мало ест», «не любит овощи», сами провоцируют ребенка к излишней разборчивости в еде, что отрицательно влияет на его аппетит.

В формировании вкусовых ощущений у ребенка имеют значение различные комбинации фруктов, овощей, молочных, мясных продуктов, запах и внешний вид блюд. Красиво оформленное блюдо в сочетании с его полезностью вызывает положительное отношение к пище.

Формирование привычки к употреблению овощей – важная задача первых лет жизни, поскольку достаточное количество овощей является важным фактором снижения энергетической плотности рациона, а следовательно, профилактикой ожирения.

Не меньшее значение для формирования вкуса имеет спокойная обстановка и благоприятные условия для приема пищи. При этом важным является доброжелательное и внимательное отношение к ребенку, поощрение его во время приема отдельных блюд, сдержанность при отказе от еды.

Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка принимать то или иное новое блюдо. Естественно, что еще неизвестные, впервые вводимые в рацион ребенка продукты или блюда могут вызвать негативную реакцию. Необходимо терпеливо и неоднократно предлагать новый вид пищи, иногда маскируя любимым блюдом. Терпение и собственный пример родителей, стиль жизни семьи в целом способны помочь преодолеть эту проблему.

Несомненно, формированию хорошего аппетита способствует развитие навыков самостоятельности, культуры еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда, тем быстрее и без проблем он с ней справляется. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку, понимание того, что овладение данными навыками требует времени. Ловкость, аккуратность приходят не сразу. На третьем году ребенок должен научиться правильно и аккуратно пользоваться ложкой, салфеткой, на четвертом – вилкой, на пятом – ножом. Ребенок должен осознанно и эмоционально положительно относиться к процессу приема пищи.

Таким образом, организуя правильное питание ребенка в раннем возрасте, можно формировать правильные вкусовые привычки, создавать рациональный стереотип питания ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека.

 

Углеводы

Основной легкоусвояемый источник энергии для ребенка в период активного роста, участвуют совместно с белками в синтезе иммуноглобулинов, некоторых ферментов, гормонов, факторов свертывания крови и других гликопротеинов. Большое внимание в настоящее время уделяется физиологической роли неперевариваемых углеводов, представленных большой группой пищевых волокон.

Пищевые волокна – это общий термин, включающий в себя многочисленную группу неперевариваемых веществ растительного происхождения, а также полученных синтетическим путем (таблица 4).                                                                  

                                                                                                                                 Таблица 4

                    Классификация пищевых волокон (ESPGHAN, 2003)

Нерастворимые волокна Растворимые волокна Устойчивые к перевариванию Синтетические полисахариды
Целлюлоза Гемицеллюлоза Пектины Лигнины Инулин Фруктоолигоахариды (ФОС) Галактоолигосахариды (ГОС) Камеди Клейковина Частично размолотое зерно Сырой картофель Бананы Охлажденные отварные овощи (картофель) Полидекстроза Декстрины НР-метилцеллюлоза Карбоксиметилцеллюлоза
Крупы, отруби, овощи Овощи, фрукты, отруби, овес, цикорий, лук, грудное молоко Кукуруза. макаронные изделия, картофель, бананы Продукты питания промышленного производства

 

Пищевые волокна устойчивы к действию пищеварительных ферментов и достигают в неизмененном виде толстой кишки, где утилизируются нормальной кишечной микрофлорой, являясь для нее пищевым субстратом. В процессе ферментации происходит образование короткоцепочечных жирных кислот, которые стимулируют кишечную моторику, снижают рН кишечного содержимого, делая кишечную среду неблагоприятной для развития патогенной флоры, а также служат источником энергии для эпителия кишечника (колоноцитов), играют важную роль в метаболизме и контроле клеточной дифференцировки в колоноцитах, снижая риск развития злокачественных опухолей толстой кишки. Кроме того, пищевые волокна способны связывать на своей поверхности жирные кислоты и соли желчных кислот и удерживать в просвете кишечника жидкость, обеспечивая необходимую мягкость каловых масс. Согласно современным данным, рекомендуемое количество пищевых волокон в рационе питания ребенка рассчитывается по формуле N +5, где N – возраст в годах. Избыток пищевых волокон в рационе может привести к повышенному газообразованию,  появлению болей в животе, снижению всасывания некоторых микроэлементов и витаминов.

                                                   

Кальций

Роль кальция для растущего организма ребенка трудно преувеличить. Кальций  участвует в минерализации и формировании скелета, составляя ядро костной ткани, обеспечивает возбудимость и мышечную сократимость, регулирует тонус симпатической и парасимпатической нервных систем, участвует в процессе свертывания крови, работе эндокринных желез и сердца, регуляции образования и высвобождения гормонов, ферментов, нейропептидов.

  Наиболее значимыми факторами, влияющими на качество кости (минерализация и линейный рост ребенка) являются характер питания и физическая активность. Недостаточное потребление кальция в детском возрасте нарушает нормальное развитие скелета и препятствует достижению оптимальной генетически предопределенной пиковой массы и плотности костей, существенно увеличивая риск развития остеопороза в последующем.

Основными источниками кальция являются, прежде всего, молоко и молочные продуты (кефир, йогурты, сыр, творог). Улучшают всасывание кальция в тонкой кишке: достаточная обеспеченность организма витамином Д, оптимальное соотношение кальция и фосфора (2:1), благодаря которому не образуется нерастворимый трехосновной фосфат кальция. Последнее может быть достигнуто за счет ограничения в рационе бобовых, печени, шоколада и обогащения рациона кисломолочными продуктами (творог, сыр), животными белками, рыбой.

                                                    

Магний

Входит в состав минеральной основы костной ткани и принимает участие во многих метаболических процессах. Ферменты, в состав которых входят ионы магния, играют важную роль в обеспечении организма энергией, синтезе белков и нуклеиновых кислот и трансмембранном транспорте веществ. Особенно богаты магнием продукты растительного происхождения (отруби пшеничные, морская капуста, овсяная, гречневая и перловая крупы, пшено, горох, мука 2 сорта, орехи, чернослив, урюк, укроп, петрушка, салат). Определенное количество магния может поступать с питьевой водой.

Недостаток магния приводит к быстрой утомляемости, мышечной слабости, апатии, депрессивным состояниям. Длительный дефицит элемента усиливает отложение солей кальция в стенках кровеносных сосудов, почках, ухудшает работу сердечной мышцы.

                                                 

Витамин Д

Употребление в пищей витамина Д необходимо для нормального уровня всасывания кальция в тонкой кишке. Витамин Д присутствует в немногих продуктах питания, прежде всего, в жирной рыбе, яйцах и обогащенных витамином Д продуктах.

                                                                   

Железо

 Недостаток железа – один из самых распространенных алиментарных дефицитов. Железо входит в состав гемоглобина, миоглобина, некоторых ферментов и выполняет множество функций в метаболизме. Снижение поступления и усвоения данного микроэлемента в организме ребенка приводит к нарушению образования гемоглобина, развитию гипохромной анемии и трофическим расстройствам в различных органах и тканях.  Дефицит железа приводит к снижению памяти, способности к обучению и концентрации внимания, увеличивает риск возникновения инфекционных заболеваний.

В продуктах животного происхождения (мясо, рыба) железо содержится в гемовой форме и усваивается из них на 25%. Усвояемость негемового железа из продуктов растительного происхождения гораздо ниже и зависит от соотношения между ингибиторами и стимуляторами абсорбции в рационе питания ребенка. Аскорбиновая кислота существенно увеличивает биодоступность железа, переводя его из трехосновной в двухосновную форму, что обеспечивает ему растворимость. Кисломолочные продукты также оказывают положительное влияние на всасывание железа за счет окисления элемента и уменьшения формирования нерастворимых комплексов с фитатами. Фитаты – это депо фосфатов и минералов, содержащиеся в зерновых, овощах, орехах. Наряду с полифенолами, содержание которых довольно высоко в чае (танин), кофе, какао, бобовых, фитаты угнетают всасывание негемового железа в кишечнике, образуя с ним нерастворимые соединения. Кулинарная обработка пищи (измельчение и подогревание) уменьшает содержание фитатов в продуктах растительного происхождения, что позволяет улучшить усвояемость железа.  Снижают содержание фитатов в бобовых и злаковых продуктах вымачивание их  или проращивание.

 Для удовлетворения физиологической потребности ребенка раннего возраста в железе ежедневно в его рацион должны включаться мясные продукты как источники хорошо усвояемого гемового железа. Сочетание мясных блюд с овощами и злаковыми способствует улучшению всасывания негемового железа из последних.

В качестве напитков во время приема пищи могут быть рекомендованы соки, содержащие витамин С, а использование чая должно быть ограничено в связи с негативным влиянием танина на процесс усвоения железа.

                                                              

Йод

Входит в состав ряда гормонов, обеспечивающих регуляцию скорости метаболизма. Недостаток йода приводит к развитию гипотиреоза, зоба, задержке умственного развития и роста. Достаточное потребление йода является непременным условием нормального, гармоничного развития ребенка во всех возрастных периодах.

Содержание йода в продуктах растительного и животного происхождения определяется содержанием йода в почве. Именно поэтому в эндемичных районах продукты питания не могут полностью удовлетворить потребности ребенка в этом микроэлементе. Содержание йода в овощах, фруктах и злаках обычно не превышает 20 – 50 мг/кг. Единственным богатым источником йода в рационе детей может быть морская рыба, содержащая до 600 – 1400 мг/кг йода. Употребление около 200 г морской рыбы в неделю может соответствовать ежедневному потреблению 50 мкг йода в день.

Таким образом, для обеспечения организма ребенка необходимыми нутриентами суточный рацион питания должен включать все основные группы пищевых продуктов (табл. 5).

                                                                                                                                   

Таблица 5

 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СРЕДНЕСУТОЧНЫЕ НОРМЫ ПИТАНИЯ                                      В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ

(г, мл, на 1 ребенка)

(Сан Пин 2.4.1. 2660 - 10«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»)

Наименование пищевого продукта Кол-во в г, мл, брутто Кол-во в г, мл, нетто
Молоко с м.д.ж. 2,5 – 3,2%, в т.ч. кисломолочные продукты с м.д.ж. 2,5 – 3,2%   390 390
Творог, творожные изделия для детского питания с м.д.ж. не более 9% и кислотностью не более 150 Т 30 30
Сметана с м.д.ж. не более 15% 9 9
Сыр неострых сортов твердый и мягкий 4,3 4
Мясо (говядина 1 кат. бескостная/ говядина 1 кат на костях) 55/68 50
Птица (куры 1 кат.потр./цыплята-бройлеры1 кат. потр./индейка 1 кат. потр.) 23/23/22 20
Рыба (филе), в т.ч. филе слабо или малосоленое 37 32
Колбасные изделия для питания дошкольников 5 4,9
Яйцо куриное диетическое 0,5 шт. 20
Картофель: с 01.09. по 31.10 с 31.10.по 31.12 с 31.12. по 28.02 с 29.02. по 01.09   160 172 185 200   120 120 120 120
Овощи, зелень 256 205
Фрукты (плоды) свежие 108 95
Фрукты (плоды) сухие 9 9
Соки фруктовые (овощные) 100 100
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) 40 40
Хлеб пшеничный или хлеб зерновой 70 70
Крупы (злаки), бобовые 30 30
Макаронные изделия группы А 8 8
Мука пшеничная хлебопекарная 25 25
Мука картофельная (крахмал) 3 3
Масло коровье сладкосливочное 22 22
Масло растительное 9 9
Кондитерские изделия 7 7
Чай, включая фиточай 0,5 0,5
Какао - порошок 0,5 0,5
Кофейный напиток злаковый (суррогатный), в т.ч. из цикория 1,0 1,0
Дрожжи хлебопекарные 0,4 0,4
Сахар, в т.ч. для приготовления блюд и напитков 37 37
Соль пищевая поваренная 4 4

 

По мнению российских педиатров - диетологов, суточный набор продуктов питания для детей 1 – 3 лет может быть следующим (табл. 6)

 

Таблица 6

ПРИМЕРНЫЕ НОРМАТИВЫ СУТОЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Молоко и молочные продукты

Молочные продукты рекомендуется вводить в рацион ребенка в количестве  500 - 600 мл сутки в виде кисломолочных напитков (детский кефир, йогурт, ряженка) и цельного коровьего молока, которое используется самостоятельно (с 1,5 лет) идля приготовления блюд. У детей до года - полутора лет  цельное коровье молоко может усиливать диапедезные кишечные кровотечения, что сопровождается потерей гемоглобина и железа. Доказано, что высокое содержание кальция в коровьем молоке нарушает абсорбцию железа, так как кальций и железо переносятся через стенку энтероцита единой транспортной системой, где приоритетная роль принадлежит кальцию. Казеин коровьего молока также  является мощным ингибитором абсорбции железа, благодаря чему, в конечном итоге, железо в коровьем молоке обладает очень низкой биодоступностью, не превышающей 10%. Поэтому, вполне понятно, что чрезмерное употребление цельного коровьего молока детьми раннего возраста снижает поступление железа, запасы его не восполняются и, соответственно, легко могут возникать железодефицитные состояния (ЖДС).

Для оптимального удовлетворения потребностей детей раннего возраста вместо цельного молока могут быть рекомендованы специальные молочные напитки, обогащенные минерально-витаминными комплексами, пребиотиками и пробиотическими культурами микроорганизмов («НАН – 3» с 12 мес. до полутора лет, «НАН-4» с 18 мес. до 3 лет,  «Нестожен – 3», «Нестожен – 4», «Детское растворимое молочко «Junior – 1» (от 1 до 2 лет) и «Junior - 2» (старше 2 лет),  «Клинутрен Юниор» для детей от 1 года до 10 лет

Из кисломолочных продуктов наиболее часто используются кефир и йогурты в количестве не более 200 мл в день.

Из йогуртов лучше давать так называемые «короткие» йогурты, не подвергшиеся тепловой обработке. Срок хранения таких йогуртов не превышает 30 дней при температуре от 2 до 8 С, в них сохраняются все свойства болгарской палочки и термофильного стрептококка. Йогурты длительного хранения (срок хранения более 3 мес.) подвергаются тепловой обработке и действию консервантов, поэтому не имеют в своем составе молочнокислых бактерий.

Дети раннего возраста могут получать только специализированный детский молочный йогурт с умеренным содержанием жиров и углеводов. Такой йогурт производится на заводах детского питания, имеет ограниченный срок годности.

МУЗ «Детская молочная кухня» г. Оренбурга выпускает кисломолочные продукты функционального питания, обогащенные бифидобактериями («Бифидок», «Бифилайф»), лактобактериями («Наринэ»), бифидо- и лактобактериями (Йогурт «Бифилайф»), которые нормализуют деятельность желудочно-кишечного тракта, способствуют регулированию обмена веществ, стабилизируют иммунную систему. Данные продукты рекомендуется использовать по 100 мл 2 раза в день.

Творог как источник белка и кальция можетиспользоваться в натуральном виде и для приготовления различных творожных блюд.

Детям после года можно давать нежирные неострые сорта сыра (детям до 1.5 лет лучше в измельченном или натертом виде). Его можно давать с макаронными изделиями или использовать как отдельное блюдо.

Сметана (жирность 15%) дается после 1,5 лет в количестве 5 – 10 г с обязательной тепловой обработкой (можно положить в суп за несколько минут до его готовности).

Сливочное масло содержит насыщенные жирные кислоты, холестерин, витамины А и Д. Сливочное масло лучше давать в натуральном виде на бутерброде или добавлять в готовые блюда без термической обработки.

                                            

Мясо и рыба

Мясо рекомендуется 5-6 раз в неделю, рыба, субпродукты 1-2 раза в неделю. Используются мясо индейки, кролика, телятина, говядина, конина, молодая нежирная баранина, нежирная свинина, курица (предпочтительно белое мясо – грудки), субпродукты (язык, печень, сердце), а также специализированные мясные консервы для детского питания. В этих продуктах наряду с полноценным белком содержатся минеральные вещества (железо, медь, кальций, фосфор) и витамины В6, В12.

Разные  виды мяса имеют существенные различия. Так, свинина и, особенно, баранина содержат больше жира, чем говядина, причем в них преобладает трудноусвояемый насыщенный жир. Напротив, в курином жире содержится значительное количество полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), причем доля жира в курином мясе, как правило, ниже, чем в говядине, свинине и баранине. Соответственно, в рационе питания детей должны преобладать блюда из птицы и говядины.

Одним из самых постных мясных продуктов считается индейка. Мясо индейки сходно с куриным, однако пуриновых оснований в нем почти в 2 раза больше. В жире много ПНЖК.

Кроличье мясо содержит пуриновых оснований меньше, чем куриное, а липотропных веществ – больше. Самым легким считается мясо кролика, затем мясо нежирной птицы.

До 2 лет мясо готовится в виде фрикаделек, суфле, тефтелей, паровых котлет, а после 2 – 2,5 лет нужно предлагать неизмельченное отварное мясо, гуляш, шницель, бефстроганов. Ребенок от 1 до 1,5 лет получает 60 – 70 г мяса в сутки, от 1,5 до 3 лет – 70 – 80г. Колбасные изделия, сосиски и сардельки содержат большое количество жира и соли. Кроме того, при их приготовлении используется ряд пищевых добавок, что ограничивает их использование в питании детей. До 2 лет нельзя давать ребенку сосиски, колбасу, сардельки, шпикачки, до 3 лет – мясо уток и гусей (содержит большое количество тугоплавких жиров).

У детей старше 2 лет возможно использование сосисок, сарделек (говяжьих), колбас вареных для детского питания не чаще 1 -2 раз в неделю – после тепловой обработки.

Жареное мясо нежелательно употреблять   детям до 3 лет.

Очень полезна рыба -  источник белка, железа, йода, витаминов В12, В6, РР, полиненасыщенных жирных кислот класса омега -3.

Рыбу (хек, минтай, судак, треска, морской окунь, горбуша, лосось, ледяная рыба) можно отварить, потушить с овощами, запечь, приготовить фрикадельки, котлеты.

 Икра осетровая и лососевая зернистая богата белком, жиром и жирорастворимыми витаминами А и Д. Однако, давать ее ребенку первых 3 лет жизни следует нечасто и в небольших количествах. Она содержит много соли, жира и часто вызывает аллергические реакции.

                                                  Яйца

       Помимо полноценного белка, яйца содержат лецитин, витамины А, Д, В12. В связи с высоким содержанием в них холестерина, который является фактором риска развития атеросклероза, яйца должны включаться в рацион питания ребенка не чаще, чем 2 -3 раза в неделю в количестве 0,5 – 1 штук. Это может быть паровой омлет (в 1,5 года), вареные вкрутую яйца, или яйца, добавленные в кулинарные изделия (творожники, котлеты, тефтели).

Перепелиные яйца отличаются от куриных более высоким содержанием белка, жира и холестерина. Однако, они могут быть хорошей альтернативой для детей с непереносимостью куриного белка.

 

                                  Растительные масла

Растительные масла – важный источник полиненасыщенных жирных кислот и витамина Е.

Наиболее часто используются подсолнечное, оливковое, кукурузное, соевое масла. Растительное масло лучше применять в натуральном виде, добавляя его в овощные блюда, винегреты, салаты.

                                              Крупы

Обязательны в ежедневном рационе ребенка после 1 года, обеспечивая организм углеводами, растительными белками, пищевыми волокнами, микроэлементами (железом, селеном, йодом, медью, цинком и др.), витаминами (В1, В2, РР, Е).

       По пищевой ценности на первом месте находится гречневая и овсяная крупа, наиболее богатые витаминами группы В, калием, магнием, железом. В овсе самое высокое содержание аминокислоты лизина, уровень липидов довольно высокий.

Рис содержит мало липидов, сахаров, клетчатки, меньше витаминов за исключением фолиевой кислоты и витамина Е, но он легко переваривается и поэтому особенно часто может быть рекомендован детям с проблемами пищеварения.

Кукуруза содержит микроэлементы (кремний, железо, фосфор, магний, цинк), ПНЖК класса омега -3. Из всех злаковых кукурузная крупа содержит самое большое количество витамина А.

Полезно включать в рацион такие крупы, как пшено, ячневая, перловая. Последняя содержит мало жира и большое количество клетчатки, поэтому рекомендуется детям с избыточной массой тела. В перловой крупе самое высокое содержание фосфора по сравнению с другими крупами.

Каши  можно готовить с молоком и без молока с добавлением овощей и фруктов. Из круп также  готовятся запеканки, котлеты, пудинги, биточки.

       Пищевая ценность молочных каш значительно выше, чем приготовленных на воде, за счет обогащения белков круп высококачественными белками молока, содержащими дефицитные для круп аминокислоты – лизин, триптофан, треонин. Одновременно возрастает и пищевая ценность молока за счет растительных волокон, витаминов группы В и железа круп. По той же причине рациональным является сочетание круп с мясом или рыбой.

                                    

Макаронные изделия

Пищевая ценность макаронных изделий близка к кашам, отличаясь от них меньшим содержанием пищевых волокон.

Дети в возрасте от 1,5 до 3 лет уже могут есть лапшу, вермишель в виде гарниров к мясным и рыбным блюдам, а также как самостоятельные блюда с сыром или молоком. Макаронные изделия следует давать не чаще 1 – 2 раз в неделю.

                                       

Хлеб

Используется пшеничный и ржаной (ржано-пшеничный). С 1,5 – 2 лет приоритет следует отдавать изделиям из муки грубого помола, которая богата витаминами группы В, пищевыми волокнами, стимулирующими работу кишечника. В последние годы широкое распространение получили очень полезные многозерновые виды хлеба.

                             

Овощи и фрукты

Должны включаться в  рацион питания  в достаточном количестве, поскольку  являются важными  источниками микроэлементов, витамина С, фолиевой кислоты, бета-каротина, пищевых волокон и органических кислот, улучшающих процесс пищеварения и моторику желудочно-кишечного тракта. Наиболее богаты витамином С сладкий болгарский перец, черная смородина и шиповник. Растительные волокна в большом количестве содержатся в свекле, моркови, абрикосах, яблоках и в соках с мякотью.

Овощи и фрукты наиболее полезны в свежем виде. При приготовлении салатов их можно комбинировать или добавлять в них мясопродукты и птицу. Салаты до 1,5 - 2 лет чаще даются протертыми, после этого возраста – мелко нарезанными.

Из овощей наиболее часто используются картофель, морковь, капуста цветная, брюссельская, брокколи, белокочанная, лук репчатый, кабачки, тыква, патиссоны, томаты, огурцы, перец сладкий, свекла, репа, зеленый горошек, фасоль, горох.

Бобовые следует давать с большой осторожностью в хорошо пропаренном, тщательно измельченном или протертом виде, так как они содержат много растительных белков, грубую клетчатку, что может вызвать газообразование и разжижение стула. Чаще всего их дают в протертых супах (гороховый, фасолевый), в сочетании с картофельным пюре из них можно приготовить котлеты.

Овощи используются в отварном, тушеном виде, запеканках, винегретах. Овощные гарниры хорошо сочетаются с мясными блюдами.

Можно готовить борщи, рассольники, неострые соусы. Детям после 2 лет можно давать в небольшом количестве квашеную капусту, соленые огурцы и помидоры.

Особенно важно в рацион ребенка включить зелень – лук, укроп, салат, петрушку, шпинат, сельдерей. Все зеленые растения богаты железом, медью, кобальтом, каротином, витаминами группы В, вит. С.                       

Из фруктов детям полезны яблоки, бананы, груши, сливы, вишня, абрикосы, персики. Из-за выраженных процессов брожения, большого количества углеводов и относительно малого количества витаминов виноград рекомендуется детям более старшего возраста.

Из ягод ребенку раннего возраста рекомендуются черная и красная смородина, крыжовник, малина, ежевика, клюква, брусника, черника, черноплодная рябина, облепиха в протертом виде, напиток из шиповника. Необходимо проявлять осторожность при введении в рацион цитрусовых и тропических плодов (мандарины, апельсины, лимоны, ананасы, киви, манго и др.), а также клубники, земляники из-за возможного развития аллергических реакций. Некоторые фрукты и ягоды обладают закрепляющим действием, т.к. содержат дубильные вещества (черника, груша, черная смородина). Выраженным послабляющим действием обладают киви, но и другие фрукты и ягоды, съеденные в большом количестве, могут оказать такой же эффект.

При отсутствии свежих ягод, овощей, фруктов можно давать свежезамороженные, использовать сухофрукты, а также соки и фруктовые пюре промышленного производства для детского питания.

                         

                       


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.