Основные подходы к изучению общества. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основные подходы к изучению общества.

2022-02-11 21
Основные подходы к изучению общества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие “общество”.

Слово «общество» многозначно. Оно производно от слова «общий», которое означает «совместный», «объединенный».

Под обществом в узком смысле понимается:

- определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (общество книголюбов, общество охраны животных);

- конкретный этап развития человечества (первобытное общество, средневековое общество, современное общество);

- характеристика качественного своеобразия той или иной организации жизни людей (традиционное общество, индустриальное или постиндустриальное общество);

- население той или иной страны (белорусское общество).

В широком смысле общество – часть материального мира, которая обособилась от природы и взаимодействует с нею, исторически развивающаяся совокупность взаимоотношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

 

Основные подходы к изучению общества.

В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества.

Первый подход – натуралистический. Его преверженцы (Ш.Монтескьё, Л.Гумилёв, Г.Спенсер) полагали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма, в котором человек выступает в роли клетки.

Второй подход – культурно-исторический – диаметрально противоположен натуралистическому. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов был русский ученый Н.Данилевский.

Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нем людей и образуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы Т.Гоббс и Дж. Локк.

Большинство социологов абсолютно верно утверждают, что общество – это единое целое и его нельзя свести просто к сумме индивидов.

Но такой подход породил еще один сложный вопрос: в чем состоит это единство людей, на чем базируется целостность общества?

Многие мыслители (к примеру, Г.Гегель), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь рассматривается как процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели. Общественная жизнь идеалистами объясняется исходя из развития сознания, первичности сознания по отношению к материи. 

Существует и материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители К.Маркс и Ф.Энгельс полагали, что основой жизнедеятельности общества выступает деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Такой деятельностью является производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание.

 

Сущность исторического процесса.

Историческим процессом называется временная последовательность событий в жизни общества, которая явилась результатом деятельности многих поколений людей.

Ход исторических событий в целом может носить как эволюционный, так и революционный характер.

Эволюция (в переводе – развёртывание)–это постепенные и существенные изменения в общественной жизни.

Революция – представляет собой резкий, скачкообразный переход к новому качественному состоянию общества.

Технологические уклады.

В соответствии с технологическим подходом выделяют различные типы общества. В основе их выделения – сходные технологии и техника.

Технология – совокупность методов обработки сырья в процессе производства продукции.

Техника – совокупность средств, с помощью которых человек воздействует на предмет труда в процессе производства.

Сторонники технологического подхода считают, что именно уровень развития техники и технологий является определяющим в развитии общества. Родоначальник технологического подхода О.Тоффлер утверждал, что многообразие общественного развития представлено последовательной сменой трёх технологических волн: аграрно-ремесленной (традиционной), индустриальной и постиндустриальной (информационной).

Сегодня социологи также выделяют 3 технологических уклада: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.

Традиционное общество характеризуется следующими чертами:

- ручной труд и примитивная техника;

- высокий удельный вес сельского хозяйства;

- незначительные размеры производства продукции на душу населения;

- медленный технический прогресс;

- иерархическая социальная структура общества (подчиненность низших слоев населения высшим);

- низкая социальная мобильность;

- выполнение определяющей роли в жизни общества собственников земли, церкви (духовенства) и армии.

В эпоху Нового времени в Европе осуществлялся переход к индустриальному обществу. Этот процесс получил название модернизации.

Индустриальное общество характеризуется следующими чертами:

- определяющая роль промышленности в системе народного хозяйства;

- господство машинного производства;

- массовое товарное производство;

- технологическое разделение труда;

- высокая концентрация производства и рабочей силы;

- высокий уровень социальной мобильности;

- урбанизация – рост городов и городского населения;

- высокий темп научно-технического прогресса, дух предпринимательства и конкуренции.

На смену индустриальному обществу во второй половине ХХ в. приходит постиндустриальное общество.

Термин “постиндустриальное общество” принадлежит американскому социологу Д.Беллу.

В постиндустриальном обществе:

- экономику, основанную на производстве товаров, сменяет экономика услуг;

- усиленно развивается индустрия благосостояния;

- идёт сокращение числа занятых в материальном производстве;

- применяются ресурсосберегающие технологии;

- определяющее место в процессе производства занимают специалисты и менеджеры (“революция менеджеров” – ситуация, когда роль управляющих корпорациями становится более важной, чем роль собственников капитала);

 - увеличиваются капиталовложения в отрасли, которые определяют научно-технический прогресс или наукоёмкое производство;

- создаются комплексные научно-производственные объединения;

- под воздействием научно-технической революции формируется новый тип работника (высококвалифицированный специалист, который нацелен на непрерывное образование);

- огромное количество средств расходуется на развитие образования, здравоохранения, транспорта, сферы досуга.

С 80-х гг. ХХ в. развитие постиндустриального общества стало основываться на широком использовании информационных технологий и инфраструктур, в том числе средств массовой коммуникации. С этого времени постиндустриальное общество переходит в свою новую стадию – информационное общество.

Информация превращается в наиболее значимый ресурс, а производство и потребление информации – в важнейший вид деятельности.

Понятие “общество”.

Слово «общество» многозначно. Оно производно от слова «общий», которое означает «совместный», «объединенный».

Под обществом в узком смысле понимается:

- определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (общество книголюбов, общество охраны животных);

- конкретный этап развития человечества (первобытное общество, средневековое общество, современное общество);

- характеристика качественного своеобразия той или иной организации жизни людей (традиционное общество, индустриальное или постиндустриальное общество);

- население той или иной страны (белорусское общество).

В широком смысле общество – часть материального мира, которая обособилась от природы и взаимодействует с нею, исторически развивающаяся совокупность взаимоотношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

 

Основные подходы к изучению общества.

В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества.

Первый подход – натуралистический. Его преверженцы (Ш.Монтескьё, Л.Гумилёв, Г.Спенсер) полагали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма, в котором человек выступает в роли клетки.

Второй подход – культурно-исторический – диаметрально противоположен натуралистическому. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов был русский ученый Н.Данилевский.

Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нем людей и образуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы Т.Гоббс и Дж. Локк.

Большинство социологов абсолютно верно утверждают, что общество – это единое целое и его нельзя свести просто к сумме индивидов.

Но такой подход породил еще один сложный вопрос: в чем состоит это единство людей, на чем базируется целостность общества?

Многие мыслители (к примеру, Г.Гегель), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь рассматривается как процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели. Общественная жизнь идеалистами объясняется исходя из развития сознания, первичности сознания по отношению к материи. 

Существует и материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители К.Маркс и Ф.Энгельс полагали, что основой жизнедеятельности общества выступает деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Такой деятельностью является производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.