Обоснование формулировки темы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Обоснование формулировки темы

2022-02-11 28
Обоснование формулировки темы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: «Факторы, обуславливающие социальное неравенство среди современной российской молодежи»

1. Наличие социального элемента:

Проблемная ситуации: различие уровней жизни молодежи различных социальных групп;

Социальные понятия: социальная группа, социальное неравенство, социальное поведение;

2. Объект исследования: современная молодежь России;

3. Предмет исследования: факторы, обуславливающие социальное неравенство;

4. Цель исследования: выявление факторов, обуславливающих социальное неравенство молодежи в России;

Обоснование актуальности исследования

Проблемы молодежи - это проблемы социально-экономические. И самая первая и главная проблема молодежи: социальное неравенство, бедность, нищета.

 «Бедная» молодежь и «богатая» молодежь, кроме ряда трудностей, возникающих внутри самой груп­пы, вступает в конфликт между собой, выставляя положе­ние, в которой она оказалась, более худшим и достойным сожаления.[1]

В условиях социально-экономического кризиса совре­менной России в исключительно сложной ситуации оказа­лись многие юноши и девушки. (Согласно данным Росстата 25% домохозяйств еле сводят концы с концами, около 47% молодежи не могут себе позволить покупку товаров длительного пользования, и только 1,6% молодых людей полностью удовлетворены своим финансовым положением.В среднем, по России располагаемые ресурсы молодежи составляют 13165 рублей, тогда как удовлетворительным, по мнению молодых людей, уровень дохода считается 18923 руб. Лишь 35% молодежи довольны своими условиями проживаниями). Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество неравномерно.(Возможности реализации прав ограничены. На сегодняшний день, только третья часть (37%) всех взрослых россиян (их дети, внуки) может, при необходимости, получить хорошее образование, четверть (25%) – хорошее медицинское обслуживание, пятая часть (19%) – хорошую работу по специальности. (Опрос ВЦИОМ 22-26 августа 2002 г., 1600 человек от 18 лет и старше).

Возможность развития ребенка, молодого человека сегодня напрямую зависит от материального положения его семьи и места проживания (сельские жители практически лишены социальных перспектив).о молодежь разбивается на группы, интересы которых чаще всего не просто противоречат друг другу, а даже враждебны.

Вследствие сложившейся ситуации немаловажно идентифицировать факторы, влияющие на социальное неравенство, оценить важность каждого фактора. Ведь только выяснив источник проблемы, можно избавиться от нее.

Проблемная ситуация

Молодежь – единая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Однако несмотря на её однородность в статусе, сущностно она не является однородной, так как это связано с положением не только самой молодежи, а прежде всего их семей.

Проблема социального неравенства наиболее остро проявляется во взрослых возрастах, после окончания вуза (от 23 лет и старше), однако уже школьники и студенты ощущают эту социальную дифференциацию, что приводит к различным социальным, психологическим и экономическим последствиям.

Бедность, нищета влекут за собой множество проблем: невозможность полноценного развития - интеллектуального, физического, психического, эстетического и т.п., невозможность получения качественного образования, отсутствие доступа к эффективной медицинской помощи (а больной ребенок всегда находится в неравном положении по сравнению со здоровым), отсутствие доступа к достижениям культуры, и просто существование в условиях хронического стресса. Это означает, что молодежь из бедных семей обречена жить в атмосфере постоянных семейных скандалов, семейного насилия и семейного пьянства (поскольку алкоголь - это самый дешевый способ временного снятия стресса). Не говоря уже о том, что голодный ребенок не может нормально учиться, а нищета убивает в человеке чувство достоинства, самоуважения. В настоящей России молодые люди находятся в тяжелых жизненных условиях: жесткой конкуренции, экономические, имущественные, социальные проблемы.

Касательно экономических последствий социального неравенства среди молодежи можно отметить проблемы трудоустройства бедной молодежи. Как отмечается в статье Голенковой З.Т. материальное положение бедных и околобедных слоев населения отнюдь не всегда зависит от пассивности или активности этих слоев, а отструктурных ограничениях мобильности. То же самое можно сказать и о получении образования. По данным ВЦИОМа только четверть населения может позволить себе получение высшего образования. Не секрет, что в современном обществе уровень дохода и уровень образования тесно связаны. В силу недоступности получения образования, многие молодые люди, находящиеся в низших слоях, теряют возможность повышения уровня дохода.

Научная разработанность

Причины неравенства интересовали исследователей с древности, поскольку социальное неравенство является непременной характеристикой любого общества. В доиндустриальных обществах утверждалась идея естественного происхождения социального неравенства. С развитием капиталистического типа хозяйствования в условиях набиравшего силу процесса секуляризации объяснение причин неравенства связывается с функционированием экономики и переводится в поле экономического обоснования.

Первые работы, в которых в экономической перспективе детально анализируются существующие классы, а также объясняются причины существования классовых интересов, появляются во Франции в XVIII веке. Ж.Мелье, Г.Б. де Мабли, Ф.Вольтер, Г.Рейналь придерживались распределительной теории классов, указывая на то, что классообразование непосредственно связано с процессом распределения прибавочного продукта.

К.Маркс впервые представил обоснование классовой структуры общества, укоренив механизм классовых отношений и эксплуатации в системе производства. Почти одновременно с К.Марксом и в противовес ему свои представления о социальном неравенстве продемонстрировал Г.Спенсер. Большое значение на формирование целостного представления о сущности, формах и функциях социального неравенства оказал М.Вебер. В.И.Ленин в своих работах подробно освещал проблемы классов и классовой борьбы, развивая марксистский подход в теории социального неравенства.

Значительный вклад в современные разработки теорий социального неравенства внесли Р.Бендикс и С.Липсет, У.Бек, П.Бурдье, Дж.Голдторп, Э.Гоулднер, Р.Дарендорф, Н.Кларк и С.Липсет, Р.Кромптон, Г.Ленски, Д.Локвуд, Дж.Маршалл, Т.Х.Маршалл, Ч.Миллс, Я.Пакульски, Э.О.Райт, К.Реннер, П.Саундерс, Э.Томпсон У.Уорнер и другие.

В российской социологии в настоящее время представлено довольно большое количество исследований, посвященных проблемам социального неравенства. Среди них работы Л.А.Беляевой, З.Т.Голенковой, Л.А.Гордона, В.Г.Гречихина, Т.И.Заславской, В.И.Ильина, Е.Д.Игитханяна, С.А.Кугель, Н.А.Лапиной, В.В.Радаева, М.Н.Руткевича, Е.Н.Старикова, Н.Е.Тихоновой, М.Ф.Черныша, О.И.Шкаратана и других.

Несмотря на то, что в отечественной социологической литературе накоплен определенный пласт исследований, анализирующих западные концепции социального неравенства, однако работ, содержащих детальное исследование новейших разработок зарубежных исследователей в области классового анализа, остается по-прежнему недостаточно. В свете происходящих изменений, характеризующих социальную структуру обществ XX - XXI веков, необходимо изучить современные теории классов и социального неравенства, выявить общие и специфические черты данных теорий, а также охарактеризовать их особенности, что будет способствовать дальнейшей разработке методологии в области теорий классов и социального неравенства, а также практического их применения.

Особое место в западной социологической теории классового анализа занимают отличающиеся целостностью своего подхода теории британского социолога Т.Х.Маршалла, немецкого социолога Р.Дарендорфа и американского социолога Э.О.Райта. Эти социологи в своих исследованиях остаются в рамках классового подхода в изучении социальной структуры, наследуя традиции классических классовых теорий К.Маркса и М.Вебера. Они критически анализируют и реконструируют классические теории классового анализа, адаптируя его к реалиям современных обществ. Теоретико-методологические разработки данных исследователей играют заметную роль в анализе проблем социального неравенства обществ XX - XXI веков.

Можно выделить несколько современных исследований на тему «социального неравенства». Например, статья Голенковой З.Т., Игитханяна Е.Д.,Черныш М.Ф.,Семеновой Л.А. «Социальное неравенство и социально-структурные изменения» определяет виды социальных различий в сфере занятости населения, в оплате труда, в профессиональной подготовке занятых на рынке труда, по реальным денежным доходам населения в регионах. В данной статье выноситься на рассмотрение гипотеза о том, что материальное благополучие бедных людейзависит не столько от пассивности бедных или околобедныхслоева в структурныхограничениях мобильности, замораживающих нижние слои в их нынешней нише.

Для рассмотрения явления социального неравенства в современных российских реалиях была взята статья Беляевой Л.А. «Россияи Европа: структура населения и социальное неравенство». В данной статье анализируется уровни социального неравенства России и Европы, обозначается специфика российского неравенства и чем она обуславливается. Например, «разного рода социальные пособия (кроме пенсий) как основной источник доходасемьи респонденты в России отметили в 4 раза реже, чем в западноевропейских странах.Эти данные можно расценить, с одной стороны, как свидетельство весомости социальныхпособий на Западе, которые позволяют существовать на них семье и считать их основным источником дохода, и их недостаточности в России, а с другой, они никак не поддерживают идею об иждивенчестве и патернализме населения нашей страны. По крайней мере, государство не дает этим патерналистским устремлениям в полной мере реализоваться длятех слоев, которые нуждаются в социальной защите. Об этом говорят и данные о пенсиях: их как основной источник дохода назвали в исследовании только 22% опрошенных россиян, в то время как численность пенсионеров в нашей стране составляет около 27 %. По-видимому, для части пенсионеров более весомы другие источники дохода, в том числезаработная плата»[2]. Четверть россиян, оценивая свое материальное положение, выбрали характеристику «очень трудно жить», в то время как в большинстве стран Европы вышеуказанный вариант ответа считают соответствующим не более 20% населения. Данное исследование показывает необходимость изучения социального неравенства в РФ, так как в сравнении с западными странами ситуация достаточно запущенная.

В общем и целом, проблема социального неравенства достаточно тщательно исследована, однако мало в каких работах внимание уделяется именно молодежи. Поскольку молодежь обладает рядом отличительных характеристик, то она требует индивидуального подхода к изучению.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.