Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-02-11 | 75 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
А. Л. Панов
Коробки передач
Учебное пособие по части курса
Трансмиссия
Тюмень 2016
ББК 39.34
П 16
Рецензенты: преподаватель ГАПОУ ТО «ТЛТ» А. А. Сироткин,
к. т. н., доцент кафедры Технические системы в АПК Государственного аграрного университета Северного Зауралья И. И. Сторожев
П 16 Панов А. Л. Коробки передач: Учебное пособие по части курса Трансмиссия / ГАПОУ ТО «ТЮМЕНСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ». – Тюмень, 2016.
Учебное пособие по части курса Трансмиссия включает в себя адаптированный конспект по теме Коробки передач, тестовые задания для самостоятельной подготовке по теме, рекомендуемый список литературы.
Материалы составлены в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 386 от 22.04.2014 г. и с учетом особенностей обучения в ГАПОУ ТО «ТЛТ». Адресовано студентам и преподавателям техникумов и колледжей технического профиля.
Печатается по решению Методического совета ГАПОУ ТО «Тюменский лесотехнический техникум» от «14» октября 2016 года протокол № 2
ББК 39.34
© А. Л. Панов, 2016
©ГАПОУ ТО «ТЛТ», 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1 Адаптированный конспект по теме коробки передач 4
1.1 Назначение коробки передач 4
|
1.2 Классификация коробок передач 4
1.3 Схема устройства и принцип действия ступенчатой коробки передач 5
1.4 Схема и принцип действия бесступенчатой коробки передач (гидротрансформатора) 7
1.5 Устройство и работа четырех- и пятиступенчатых автомобильных коробок передач 8
1.6 Делитель коробки передач и управление им 12
1.7 Назначение, устройство и работа синхронизаторов 16
1.8 Механизм переключения передач 19
1.9 Особенности тракторных коробок передач 22
1.10 Устройство и работа тракторных коробок передач с редуктором и без него с переключением с разрывом потока мощности 23
1.11 Механизм блокировки, его назначение и работа 28
1.12 Устройство и работа тракторных коробок передач переключением бес разрыва потока мощности. Гидроподжимные муфты 29
1.13 Назначение, устройство и работа раздаточных коробок автомобиля и трактора 33
2 Тесты для самоконтроля по теме коробки передач 37
Литература 55
1 Адаптированный конспект по теме коробки передач
1.1 Назначение коробки передач
Коробка передач преобразует крутящий момент по величине и направлению и влияет на тяговые и скоростные показатели трактора (автомобиля) — его динамические качества.
|
1.2 Классификация коробок передач
Ступенчатые (шестеренчатые) коробки передач классифицируют по следующим основным признакам:
- типу шестеренчатой передачи — с неподвижными осями валов и с вращающимися осями валов (планетарные);
- числу валов, определяющему кинематическую схему,— двухвальные, трехвальные, четырехвальные;
- способу зацепления шестерен — с подвижными шестернями и шестернями постоянного зацепления;
- процессу переключения передач — с остановкой трактора для переключения и с переключением передач на ходу;
- типу механизма переключения передач — механические, гидравлические и автоматические;
- расположению валов относительно продольной оси трактора — с продольным и поперечным расположением (специальные коробки передач);
- монтажным качествам — съемные, выполненные в отдельном агрегате и собранные в общем корпусе с другими механизмами.
1.3 Схема устройства и принцип действия ступенчатой
коробки передач
Простейшая двухвальная коробка передач (рис. 1, а) включает первичный вал 8, соединенный через сцепление с двигателем, и вторичный вал 7, передающий вращение главной передаче трактора. Первичный вал воспринимает крутящий момент двигателя, а вторичный передает преобразованный находящимися в зацеплении шестернями крутящий момент главной передаче. Частота вращения первичного вала равна частоте вращения коленчатого вала двигателя, а вторичного — частоте вращения первичного, деленной на передаточное число включенной передачи.
На первичном валу установлены подвижные шестерни 1, 2 и 3, на вторичном — неподвижные 6, 5 и 4. Перемещая рычагом переключения при помощи вилок подвижные шестерни, включают соответствующую передачу. Чтобы одну передачу можно было отличить от другой, их нумеруют в порядке возрастания скорости движения машины. В рассматриваемом примере таких передач три: первая - при зацеплении шестерен 1 и 6, вторая — 2 и 5 и третья—3 и 4. Каждая передача образуется зацеплением одной пары шестерен. Коническая шестерня вторичного вала является ведущей шестерней главной передачи, которая, последовательно передавая крутящий момент конечным передачам, создает крутящий момент на колесах трактора.
|
Двухвальная коробка передач имеет ограниченное число ступеней и используется лишь в качестве составного элемента в кинематических схемах коробок передач тракторов.
Трехвальная коробка передач (рис. 1, б) передает крутящий момент от первичного вала 1 вторичному 11 через промежуточный вал 10. Высшая передача включается при соединении первичного 1 и вторичного 11 валов, расположенных на одной геометрической оси. Так как передаточное число этой передачи равно единице, она называется прямой.
Приведенная схема широко используется на легковых и грузовых автомобилях, а также в качестве составного элемента в тракторных коробках передач.
Коробки с подвижными шестернями в зависимости от числа подвижных (одинарных или двойных) шестерен называются двух-, трех- и четырехходовыми. Число ступеней коробки передач определяется числом передач переднего хода. Следовательно, коробка передач (рис. 1, б) является четырехступенчатой, двухходовой. Передачи заднего хода (они на схемах не показаны) достигаются введением в зацепление промежуточных шестерен для снижения частоты и изменения направления вращения с шестернями ведущего и ведомого вала или специальным механизмом реверса.
Рисунок 1 - Кинематические схемы коробок передач:
а — двухвальная: 1, 2, 3 —подвижные шестерни; 4, 5, 6 — неподвижные шестерни; 7 — вторичный вал; 8 — первичный вал; б — трехвальная: 1 — первичный вал; 2 — шестерня первичного вала; 3, 4, 5 — подвижные шестерни вторичного вала; 6. 7, 8, 9 — неподвижные шестерни промежуточного вала; 10 — промежуточный вал; 11 — вторичный вал.
1.4 Схема и принцип действия бесступенчатой коробки передач
Вариатор представляет собой бесступенчатую коробку передач (рис. 2). Его главные детали - два раздвижных шкива и соединяющий их ремень, в сечении имеющий трапециедальную форму. Если половинки ведущего шкива сдвинуть, они вытолкнут ремень наружу - радиус шкива, по которому работает ремень увеличится, следовательно, увеличится и передаточное отношение. А если половинки ведомого шкива, наоборот, раздвинуть, то ремень провалится внутрь и будет работать по меньшему радиусу - передаточное отношение уменьшится. Если оба шкива будут в промежуточном положении, то передача станет прямой. Вместо ремня может применяться цепь, набранный из металлических пластин ремень, но принцип от этого не меняется. Для трогания автомобиля с места используется обычное сцепление или небольшой гидротрансформатор, который вскоре после начала движения блокируется. Управление дисками шкивов осуществляет электронная система из сервоприводов, блока управления и датчиков.
|
Главным преимуществом вариатора является то, что двигатель постоянно работает в оптимальном режиме. Как бесспорные плюсы вариатора (по сравнению с автоматическими коробками передач) выступают: экономичность, более плавный ход и динамичный разгон. Вариатор проще по конструкции, чем обычный «автомат». Однако по сравнению с механическими коробками передач вариаторы имеют меньшую экономичность и динамику.
Основным минусом вариатора является его несовместимость с мощными моторами из-за слабости и недолговечности ремней. Также ограничивают применение бесступенчатой трансмиссии потребность в дополнительных механизмах для режимов трогания и заднего хода, высокая стоимость, дорогое обслуживание и ремонт.
Рисунок 2 - Бесступенчатая коробка передач - вариатор.
1.5 Устройство и работа четырех- и пятиступенчатых автомобильных коробок передач
Четырехступенчатые коробки передач (рис. 3) устанавливают на автомобилях ГАЗ-3307.
При включении I передачи шестерня 7 отодвигается назад и входит в зацепление с шестерней 10 включения I передачи. Вращение с ведущего первичного вала 1 через шестерни постоянною зацепления передается на промежуточный вал 16, шестерню 10 первой передачи, далее на шестерню 7 и на вторичный вал.
При включении II передачи шестерня 7 передвигается вперед. При этом ее внутренний зубчатый венец входит в зацепление с прямозубым зубчатым венцом шестерни II передачи 6 вторичного вала. Вращение с ведущего вала 1 через шестерни постояннго зацепления передастся на шестерню II передачи промежуточного вала, на промежуточный вал 16, по валу вращение передается на шестерню II передачи 6 вторичного вала. Через зубчатый венец вращение передается на внутренний зубчатый ненец шестерни 7, а с нее через шлицы на вторичный вал.
При включении III передачи муфта 17 отодвигается назад и входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни III передачи 5 вторичного вала. Вращение с ведущего вала через шестерни постоянного зацепления передается на промежуточный вал 16. Затем по валу - вращение передается на шестерню III передачи 13 промежуточного вала, а с нее на шестерню III передачи 5 вторичного вала. Эти шестерни находятся в постоянном зацеплении. С шестерни 5 через зубчатый венец вращение передастся на муфту 17 и далее через ступицу муфты и шлицы на вторичный вал.
|
Рисунок 3 - Четырехступенчатая коробка передач:
1 — первичный вал; 2 — выключатель света заднего хода; 3 — фиксатор; 4 — рычаг переключения передач; 5, 13 — шестерни III передачи; 6, 12— шестерни II передачи; 7, 10 — шестерни I передачи и заднего хода; 8 — сапун; 9 — вторичный вал; 11 — блок шестерен заднего хода; 14 — картер; 15 — шестерня привода промежуточного вала; 16 — промежуточный вал; 17 — муфта.
При включении IV прямой передачи муфта 17 передвигается вперед и входит в зацепление с прямозубым зубчатым венцом шестерни первичного вала 1. Вращение передается на вторичный вал, минуя промежуточный, и далее ни трансмиссию автомобиля.
При включении заднего хода блок шестерен заднего хода 11 передвигается вперед, вводя малую шестерню блока в зацепление с шестерней I передачи 7 вторичного вала, а большой зубчатый венец блока входит в зацепление с шестерней I передачи и заднего хода 10 промежуточного пала. Вращение с первичного вала 1 через шестерни постоянного зацепления передается на промежуточный вал 16, по валу на шестерню I передачи и заднего хода 10, с нее через блок шестерен заднего хода 11 на шестерню I передачи 7 вторичного вала и через шлицы на вторичный вал.
Пятиступенчатые коробки передач (рис. 4) устанавливают на автомобилях ЗИЛ - 431410.
Передача вращения с ведущего на ведомый вал осуществляется следующим образом:
- при включении I передачи шестерня 16 входит в зацепление с шестерней 25 промежуточного вала. При этом вращение с ведущего вала передается через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал, а затем через зубчатые колеса 25 и 16 на ведомый вал;
- при включении II передачи синхронизатор 13 входит в зацепление с шестерней II передачи 14. Вращение передается с ведущего вала 7 через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал 33, на шестерню III передачи 29 промежуточного вала, на шестерню II передачи 26, а с нее на шестерню 14 и через синхронизатор на ведомый вал;
- при включении III передачи синхронизатор 13 входит в зацепление с шестерней III передачи 8. Вращение с ведущего вала 1 передается через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал 33, на зубчатое колесо III передачи 8 ведомого вала и через синхронизатор 13 на ведомый вал;
- IV передача включается синхронизатором 5 включения IV и V передач. Он входит в зацепление с шестерней IV передачи 7. Вращение с ведущего вала 1 передается через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал 33, шестерню IV передачи 7 промежуточного вала, а затем на шестерню IV передачи ведомого вала и через синхронизатор 5 на ведомый вал 24;
Рисунок 4 - Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ЗИЛ-431410:
1 — ведущий вал; 2, 17, 22, 35, 37, 39 — подшипники; 3, 21, 23, 36 — стопорные кольца; 4, 34 — шестерни постоянного зацепления ведущего и промежуточного валов; 5 — синхронизатор IV и V передач; 6 — втулка шестерни IV передачи; 7, 31 — шестерни IV передачи; 8, 29 — шестерни III передачи; 9 — шарик фиксатора; 10 — пружина фиксатора; 11 — штифт замка стержней переключения передач; 12— шарик замка; 13— синхронизатор II и III передач; 14, 26— шестерни II передачи; 15 — вилка переключения I передачи и передачи заднего хода; 16 — шестерня I передачи и передачи заднего хода; 18 — кронштейн стояночного тормозного механизма; 19 — фланец карданного шарнира; 20, 38 — манжеты; 24 — ведомый вал; 25 — ведущая шестерня I передачи; 27, 30, 32 — стопорные шайбы; 28 — шестерня передачи заднего хода промежуточного вала; 33 — промежуточный вал; 40 — распорная втулка; 41 — блок шестерен передачи заднего хода; 42 — установочная втулка; 43— пробка контрольно-заливочного отверстия; 44— крышка люка отбора мощности; 45 — шестерня привода спидометра; 46 — сливная пробка с магнитом; 47 — сапун; 48 — предохранитель включения I передачи и передачи заднего хода; 49 — ось промежуточного рычага; 50 — фиксатор; 51 — рычаг переключения передач; 52 — промежуточный рычаг; 53 — ползун переключения I передачи и передачи заднего хода; 54 — ползун переключения IV и V передач; 55 — ползун переключения II и III передач
- V передача прямая, она включается синхронизатором 5, который входит в зацепление с шестерней 4 ведущего вала. При этом вращение передается синхронизатором 5 непосредственно на ведомый вал 24, минуя промежуточный. Частота вращения коленчатого вала коробкой передач не изменяется;
- при включении передачи заднего хода шестерня I передачи и передачи заднего хода 16 входит в зацепление с блоком шестерен передачи заднего хода 41. Вращение с ведущего вала 1 через шестерню 4 постоянного зацепления с шестерней 34 промежуточного вала передается на промежуточный вал. По валу вращение передается на шестерню 28 передачи заднего хода промежуточного вала, на блок шестерен передачи заднего хода 41, на шестерню I передачи и передачи заднего хода 16, а с нее на ведомый вал 24 и дальше по трансмиссии на ведущие колеса автомобиля. Ведомый вал и трансмиссия будут вращаться в сторону, противоположную направлению вращения при включении других передач.
1.6 Делитель коробки передач и управление им
Делитель передач (рис. 5, 6) — механический редуктор, состоит из одной пары цилиндрических шестерен первичного 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.
На переднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего от самовыключения передачи в делителе. На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор инерционного типа.
Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Промежуточный вал делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на переднем 12 и заднем 10 подшипниках.
Рисунок 5 -Делитель передач:
1 — регулировочные прокладки; 2 — первичный вал; 3 — маслонагнетающее кольцо; 4 — шарикоподшипник; 5 — задняя крышка подшипника первичного вала; 6 — крышка люка; 7 — синхронизатор делителя в сборе; 8 — ведущая шестерня первичного вала; 9 — подшипник шестерни первичного вала; 10 — задний роликоподшипник; 11— промежуточный вал; 12 — передний шарикоподшипник; 13 — валик; 14 — вилка; 15 — сухарь; 16 — рычаг.
Рисунок 6 - Десятиступенчатая коробка передач модели 15 (делитель в сборе с коробкой передач):
1 — роликоподшипник первичного вала передний; 2 — первичный вал; 3 — кольцевая гайка; 4 — шайба; 5 — муфта синхронизатора; 6 — регулировочные прокладки; 7 — крышка заднего подшипника ведущего вала; 8 — основная пятиступенчатая коробка передач; 9 — втулка распорная; 10 — уплотнительная прокладка; 11 — делитель передач.
Пневматическая система переключения передач делителя (рис. 7) состоит из следующих основных узлов: редукционного клапана 4, крана 3 управления, механизма 5 переключения передач делителя с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения делителя передач, упора 2 штока клапана и воздуховодов.
Рисунок 7 - Схема пневматической системы управления делителем передач:
I — из пневмопривода тормозов Н, В—низшая и высшая передачи в делителе; 1 — клапан включения делителя; 2 — упор штока клапана; 3 — кран управления; 4 — редукционный клапан; 5 — механизм переключения передач; 6 — воздухораспределитель.
Воздух из контура IV пневматического привода тормозной системы под давлением 6,2 — 7,5 кгс/см2 подается на вход редукционного клапана, на выходе из которого поддерживается постоянное давление 3,95—4,45 кгс/см2, величина которого регулируется прокладками, установленными на пробку.
Кран 3 управления делателем в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспределителя 6 и перемещает золотник воздухораспределителя в одно из двух крайних положений, подготавливая таким образом подачу воздуха в полость А или Б силового цилиндра.
Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением рычага переключателя (в положение В или Н), который перемещает золотник крана.
Воздух из редукционного клапана под поршень силового цилиндра подается клапаном 1 включения делителя передач, который открывается упором 2, закрепленным на толкателе поршня пневмоусилителя выключения сцепления. Клапан включения делителя передач (рис. 8) открывается в конце хода толкателя, т. е. при полностью выключенном сцеплении.
Рисунок 8 - Клапан включения делителя передач:
1 — корпус пружины клапана; 2 — прокладка; 3 — пружина впускного клапана; 4 — корпус клапана; 5 — сапун; 6 — уплотнительная прокладка; 7 — крышка клапана; 8 — шток клапана; 9 — пылепредохранитель штока; 10 — ограничитель штока; 11 — шплинт разводной; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — упорная шайба; 14 — пружина штока; 15 — впускной клапан.
1.7 Назначение, устройство и работа синхронизаторов
Для уменьшения износа зубчатых колес и шума, возникающих вследствие удара зубьев при переключении передач, служат синхронизаторы, которые выравнивают угловые скорости соединяемых зубчатых колес.
Синхронизаторами обычно снабжают передачи, переключаемые наиболее часто. Передачи заднего хода, как правило, не имеют синхронизаторов, так как этими передачами пользуются сравнительно редко.
На автомобилях ЗИЛ-431410, МАЗ-5335; КамАЗ-5320 синхронизированы вторая, третья, четвертая и пятая передачи. У легковых автомобилей в настоящее время синхронизированы все передачи переднего хода.
Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ-431410 представляет собой передвижную муфту (рис. 9, а) с диском, на который воздействует вилка переключения, и с зубчатыми венцами 6. Муфта 1 установлена на шлицах ведомого вала. Диск муфты имеет по три отверстия для фиксирующих пальцев 5, соединяющих его с двумя сблокированными конусными кольцами 2, и для блокирующих пальцев 3, жестко связывающих конусные кольца. Между половинками фиксирующих пальцев 5 расположены две пружины 4.
В нейтральном положении (рис. 9, б) корпус синхронизатора расположен посредине между зубчатыми колесами, при этом между конусными кольцами 2 и конусными поверхностями колес имеются зазоры, блокирующие пальцы 3 располагаются с кольцевыми зазорами в центре отверстия муфты.
При включении передачи муфта синхронизатора, перемещая фиксирующие пальцы 5, прижимает конусное кольцо 2 к конусу зубчатого колеса 7. Муфта, соединенная с ведомым валом, и зубчатое колесо, связанное с промежуточным валом, имеют разные частоты вращения. Под действием сил трения, возникающих между коническими поверхностями, кольцо 2 поворачивается относительно диска муфты до соприкосновения блокирующих конусных фасок отверстий диска с блокирующими пальцами, происходит блокирование колец и муфты (рис. 9, в). После выравнивания частот вращения зубчатого колеса и ведомого вала, а следовательно, конусных колец с пальцами 3 и муфты, блокирующее действие пальцев 3 заканчивается, муфта перемещается дальше, а ее зубья бесшумно входят в зацепление с зубчатым венцом зубчатого колеса 7 (рис. 9, г).
Синхронизатор такого типа, обеспечивающий включение передачи после выравнивания частот вращения соединяемых элементов, называется инерционным.
Синхронизатор коробки передач автомобиля МАЗ-5335 состоит из кольцевого корпуса (рис. 9, б), на внутренней поверхности которого с обеих сторон запрессованы конические бронзовые кольца, имеющие зубчатую насечку. Внутри корпуса установлена муфта 1 синхронизатора с зубчатыми венцами 6. В фасонные прорези 10 корпуса 11 входят выступы 13 муфты. Штифты 12 муфты входят во внутренний кольцевой паз обоймы 9, имеющей на наружной поверхности выточку для вилки переключения передач. Фиксаторы 14, состоящие из шариков и пружин, удерживают обойму вилки переключения на корпусе 11 синхронизатора, предохраняя ее от самопроизвольного перемещения. Шарики фиксаторов прижимаются изнутри к корпусу 11 синхронизатора. Для фиксации центрального положения шариков на внутренней поверхности корпуса в его средней части для них есть выемки. Зубчатые колеса всех передач, которые включаются синхронизаторами, имеют наружные конусные поверхности и внутренние зубья, соответствующие зубьям венца 6.
При включении передач вилкой переключения по направлению к включаемому зубчатому колесу из нейтрального положения (рис. 9, е) перемещаются обойма 9 и муфта 1, а вместе с последней и весь корпус 11 (рис. 9, ж). Внутренним конусом кольцо 2 прижимается к конусной поверхности зубчатого колеса. От возникающего трения между поверхностями корпус 11 повернется на некоторый угол и выступы 13 муфты синхронизатора упрутся в края фасонных прорезей 10; продольное движение муфты 1 относительно корпуса синхронизатора при таком положении невозможно.
Когда частоты вращения муфты и зубчатого колеса станут равными, муфта может быть передвинута дальше. При этом шарики фиксаторов отожмутся внутрь выступов 13, а зубчатый венец муфты войдет в зацепление с внутренними зубьями зубчатого колеса включаемой передачи (рис. 9, з).
Синхронизатор коробки передач автомобиля КамАЗ-5320 работает аналогично синхронизатору коробки передач автомобиля ЗИЛ-431410, но имеет некоторые конструктивные отличия. Синхронизатор второй и третьей передач включает восемь блокирующих и четыре фиксирующих пальцев. Синхронизатор четвертой и пятой передач (рис. 9, и) имеет восемь блокирующих пальцев и восемь фиксаторов, состоящих из пружин, сухарей, синхронизатор делителя имеет шесть блокирующих пальцев с аналогичными фиксаторами.
Рисунок 9 - Синхронизаторы коробок передач автомобилей:
а-г - ЗИЛ-130; д- з - КрАЗ-257 и МАЗ-5335; 1 — муфта синхронизатора; 2 — конусное кольцо; 3 — блокирующий палец; 4 — пружина; 5 — палец фиксатора; 6 — зубчатый венец муфты; 7 — зубчатое колесо; 8 — внутренний зубчатый венец зубчатого колеса; 9 — обойма вилки переключения; 10 — прорези корпуса; 11 — корпус; 12 —штифт; 13 — выступ муфты; 14 — фиксатор
1.8 Механизм переключения передач
На ползуне I передачи и заднего хода (рис. 10) кроме вилки 12, закрепленной на заднем конце ползуна, установлена еще головка 3. В паз этой головки входит промежуточный рычаг 5 включения I передачи и заднего хода. В пазы головок вилок и промежуточного рычага включения I передачи и заднего хода входит нижний конец рычага переключения передач 6, установленный в гнезде корпуса рычага переключения передач 7.
Рисунок 10 - Механизм управления коробкой передач:
1 — крышка картера коробки передач; 2 — ползун включения I передачи и заднего хода; 3 — головка ползуна; 4 — пружина предохранителя включения заднего хода; 5— промежуточный рычаг включения I передачи и заднего хода; 6— рычаг переключения передач; 7— корпус рычага переключения; 8— шарик фиксатора; 9 — ползун включения IV и V передач; 10— ползун включения II и III передач; 11 — сапун для сообщения картера коробки передач с атмосферой; 12— вилка включения I передачи и заднего хода; 13 — вилка включения II и III передач; 14— вилка включения IV и V передач; 15 — штифт замка ползунов; 16 — шарик замка ползунов.
При движении автомобиля, особенно по плохим дорогам, шестерни могут произвольно выходить из зацепления с нужными шестернями. Чтобы этого не случилось, на ползунах делаются проточки, соответствующие полному зацеплению зубчатых колес, и в эти проточки при помощи пружин вдавливаются фиксирующие шарики 8. Они не допускают произвольного переключения передач и обеспечивают зацепление шестерен на всю длину зубьев.
Если водитель неправильно повернет рычаг переключения передач и его нижний конец войдет в пазы вилок сразу двух передач, может произойти одновременное включение двух передач, что приведет к поломке шестерен.
Решить проблему одновременного включения двух передач помогает установка замка. Он состоит из штифта 15, вставленного в отверстие среднего ползуна и двух пар шариков 16 замка. На ползунах сделаны углубления: на крайних — по одному со стороны среднего ползуна, а на среднем — с обеих сторон. Диаметры шариков и длина штифта подобраны так, что при перемещении одного ползуна они входят в углубления двух других и не позволяют им передвинуться и ввести в зацепление другие шестерни.
Рисунок 11 - Механизм дистанционного механического управления коробкой передач:
1 — рычаг переключения передач, 2 — рычаг механизма переключения, 3 — поперечный вал, 4 — механизм переключения передач, 5—промежуточный рычаг, 6 — палец, 7 — вилка, 8 — наконечник тяги, 9 — стяжные болты, 10 — карданный вал, 11 — промежуточный механизм, 12—запорный болт, 13 — поперечный вал.
Для предотвращения случайного включения заднего хода при движении автомобиля вперед служит предохранитель от случайного включения заднего хода. Он состоит из промежуточного рычага 5 и упора с пружиной 4. Работа предохранителя основана на сопротивлении пружины. Передвигая рычаг, водитель чувствует сопротивление пружины и таким образом определяет включение передачи заднего хода или I передачи.
У автомобилей МАЗ-500 управление коробки передач дистанционное механическое. В систему управления входит рычаг 1 переключения передач (рис. 11), промежуточный механизм 11, карданная передача и механизм переключения передач 4. Рычаг переключения передач 1 с двумя шарнирами установлен на полу кабины и соединен с поперечным валом 13 промежуточного механизма 11. В картере промежуточного механизма находится продольный рычаг, передняя часть которого шарнирно соединена с поперечным валом 13, а задняя часть с карданным валом 10, имеющим по концам два карданных шарнира.
Вилка 7 заднего карданного шарнира установлена на валу промежуточного рычага 5 механизма переключения передач. Верхний конец этого рычага связан с поперечным валом 3, на другом конце которого закреплен рычаг 2. Рычаг 2 действует непосредственно на штоки, расположенные в крышке картера коробки передач. Благодаря шарнирному соединению рычага 5 с вилкой 7 вал 3 может получать как поступательное перемещение вдоль своей оси, так и поворачиваться на некоторый угол, необходимый для включения той или иной передачи.
1.9 Особенности тракторных коробок передач
На большинстве тракторов применяются коробки передач с переключением передач при остановленном тракторе. По кинематическим схемам они являются составными или специальными, а по типу зацепления шестерен — с подвижными шестернями (их большинство) и с шестернями постоянного зацепления. В основном они имеют механическое (ручное) переключение передач.
1.10 Устройство и работа тракторных коробок передач с редуктором и без него с переключением с разрывом потока мощности
Коробка передач с редуктором.
Она состоит из корпуса 21 (рис. 12), первичного 1, промежуточного 19 и вторичного 14 валов, механизма переключения передач и шестерен.
Вторичный вал 14 изготовлен заодно с ведомой шестерней 7 первой ступени. Ее внутренние зубья предназначены для включения прямой (девятой) передачи. На шлицах вторичного вала неподвижно укреплены ведомая шестерня второй ступени редуктора и ведущая коническая шестерня главной передачи.
Промежуточный вал выполнен пустотелым. Внутри его проходит вал 20 независимого привода ВОМ. На шлицы промежуточного вала надет ряд шестерен. Первые четыре шестерни (по ходу трактора) жестко закреплены стопорным кольцом. Пятая и шестая шестерни 18 свободно вращаются на ступице четвертой шестерни. Седьмая и восьмая шестерни выполнены в виде передвижной каретки 17 и могут свободно передвигаться по шлицам вала. Двигаясь вперед, каретка включает первую ступень редуктора, а при движении назад — вторую. Первая ступень — первая, третья, четвертая и пятая передачи переднего хода и первая передача заднего хода. Вторая ступень — вторая, шестая, седьмая, восьмая передачи переднего хода и вторая передача заднего хода.
Ведущая шестерня 16 второй ступени с внутренними и наружными зубьями. На ее торце, выступающем из КП, предусмотрены зубья для синхронного привода ВОМ. Внутри шестерни находится игольчатый подшипник — задняя опора промежуточного вала. Поэтому шестерня 16 и промежуточный вал вращаются независимо.
На шлицы первичного вала надеты две передвижные каретки ведущих шестерен. Движением передней каретки 2 вперед включают пятую или восьмую передачи (в зависимости от включенной ступени редуктора), а движением назад — четвертую или седьмую передачи.
Рисунок 12 - Коробка передач трактора МТЗ-80:
1, 14 к 19 - соответственно первичный, вторичный и промежуточный валы; 2 - каретка шестерен четвертой, пятой, седьмой и восьмой передач; 3 -каретка шестерен третьей, шестой и девятой передач; 4 — крышка; 5 — ползун с вилкой; 6 — замковая пластина; 7 — ведомая шестерня первой ступени; 8 — фиксатор; 9 - сапун; 10 - рычаг переключения; 11 - рамка блокировки пуска пускового двигателя; 12 - регулировочные прокладки; 13 - коническая шестерня; 15 - регулировочная шайба; 16 - ведущая шестерня второй ступени; 17 -каретка переключения диапазонов (ступеней); 18 — шестерня с двумя венцами; 20 - вал независимого привода ВОМ; 21 — корпус; 22 - блок промежуточных шестерен понижающего редуктора; 23 и 25 - ведомая и ведущая шестерня редуктора; 24 — зубчатая муфта; 26 — рычаг включения редуктора.
Задняя каретка 3 может находиться в двух рабочих положениях. В переднем положении она включает третью или шестую передачи, в заднем — девятую (прямую) передачу.
В среднем положении каретка 3 (рис. 12) передает вращение валу 11 (рис. 13) заднего хода, расположенному с левой стороны корпуса, с помощью надетой на него шестерни 10. На шлицах вала 11 помещена передвижная шестерня 12. Движением назад она включает первую или вторую передачу переднего хода, а движением вперед — передачи заднего хода.
Промежуточная шестерня 13 заднего хода вращается на неподвижной оси и находится в постоянном зацеплении с малым венцом передней шестерни, установленной на шлицах промежуточного вала 8. Задний ход включают передвижением шестерни 12 вперед (рис. 13). В рассматриваемой КП устанавливают понижающий редуктор, а по заявке заказчика - ходоуменыпитель.
Понижающий редуктор размещен перед КП в корпусе сцепления. Редуктор предназначен для понижения частоты вращения каждой передачи в 1,3 раза. В него входят ведущая 1 и ведомая 4 шестерни с зубчатыми венцами, соединительная (зубчатая) муфта 3 и блок 14 промежуточных шестерен. Редуктор включают передвижением соединительной муфты вперед. Таким образом, при использовании понижающего редуктора число передач КП удваивается.
Ходоуменьшитель смонтирован в отдельном корпусе и может быть установлен на место левой крышки КП. Он представляет собой планетарный редуктор. Ходоуменьшителем пользуются только для понижения первой и второй передач переднего и заднего ходов. Поэтому для его привода используют вал 11 заднего хода. При включении ходоуменьшителя шестерню 9 перемещают назад. В этом случае она — ведущая шестерня ходоуменьшителя, а шестерня 10 — ведомая. Во избежание несчастных случаев необходимо помнить, что при работе с ходоуменьшителем при включении передач переднего хода трактор движется назад, а при включении заднего хода - вперед.
При необходимости вместо ходоуменьшителя с левой стороны КП устанавливают привод 16 бокового ВОМ. На пропашных тракторах с передними ведущими колесами на место правой крышки КП устанавливают раздаточную коробку. Ведущей шестерней раздаточной коробки служит шестерня 7.
Рисунок 13 - Схема коробки передач трактора
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!