Ключевые принципы для системно значимых платежных систем — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Ключевые принципы для системно значимых платежных систем

2022-02-11 28
Ключевые принципы для системно значимых платежных систем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВЕСТНИК БАНКА РОССИИ

9 апреля 2002 года № 18—19 (596—597)

специальный выпуск

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ СИСТЕМНО ЗНАЧИМЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ

Доклад Рабочей группы по принципам и практическим аспектам платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам банка международных расчетов

Базель, Швейцария, январь 2001 г.

 

Учредитель — Центральный банк Российской Федерации.
Адрес представительства Центрального банка Российской Федерации в Internet: http:// www. cbr. ru
Издание зарегистрировано Комитетом Российской Федерации по печати. Регистрационный № 012253.
Издатель и распространитель: ЗАО "АЭИ "Прайм-ТАСС".
 Москва, Тверской б-р, 2. Тел. 974-76-64, факс 292-36-90.
© Центральный банк Российской Федерации, 1994 г.

Москва, 2002

 

Содеражние

 

Предисловие

Часть 1. Ключевые принципы

Раздел 1. Введение

Ключевые принципы и обязанности центрального банка

Раздел 2. Цели государственной политики

Раздел 3. Ключевые принципы для системно значимых платежных систем

Раздел 4. Обязанности центрального банка по применению Ключевых принципов

Часть 2. Реализация Ключевых принципов

Раздел 5. Введение к части 2

Раздел 6. Сфера применения Ключевых принципов

Раздел 7. Интерпретация и реализация Ключевых принципов

Ключевой принцип I — Правовая база

Ключевой принцип II — Распознавание финансовых рисков

Ключевой принцип III — Управление финансовыми рисками

Ключевой принцип IV — Быстрый окончательный расчет

Ключевой принцип V — Расчет в многосторонних неттинговых системах

Ключевой принцип VI — Расчетные активы

Ключевой принцип VII — Безопасность и операционная надежность

Ключевой принцип VIII — Эффективность

Ключевой принцип IX — Критерии доступа

Ключевой принцип X — Управление

Раздел 8. Обязанности центрального банка по применению Ключевых принципов

Раздел 9. Особые ситуации при применении Ключевых принципов

9.1. Чековые клиринговые и расчетные системы

9.2. Международные аспекты платежных систем

Раздел 10. Применение Ключевых принципов

Глоссарий

Предметный указатель

Приложение

Члены Рабочей группы по принципам и практике платежных систем

 

 

Предисловие*

В настоящее время реализуется ряд международных инициатив по поддержанию финансовой стабильности путем укрепления финансовой инфраструктуры. Комитет по платежным и расчетным системам (КПРС) центральных банков стран Группы 10 участвует в этом процессе, разрабатывая Ключевые принципы для системно значимых платежных систем.

В мае 1998 г. КПРС учредил Рабочую группу по принципам и практическим аспектам платежных систем для определения принципов, которые должны лежать в основе разработки и функционирования платежных систем во всех странах. Рабочая группа достигла международного консенсуса по этим принципам. В группу вошли представители не только центральных банков стран Группы 10 и Европейского центрального банка, но и 11 других национальных центральных банков стран всего мира, находящихся на различных этапах экономического развития, а также представители Международного валютного фонда и Всемирного банка. В стремлении разработать универсальные принципы Группа провела консультации с центральными банками Африки, Америки, Азии, Европы и Тихоокеанского региона.

В декабре 1999 г. Банк международных расчетов (БМР) представил проект этих Ключевых принципов на широкое обсуждение финансового сообщества**. Полученные отзывы засвидетельствовали широкую международную поддержку Ключевых принципов. В то же время из письменных и устных отзывов следовало, что многим читателям требуется более детальная информация о том, как интерпретировать и внедрять Ключевые принципы. Поэтому БМР подготовил вторую часть данного доклада, в которой содержится соответствующее руководство.

Ключевые принципы специально выражены в общей форме, чтобы обеспечить их использование во всех странах в течение длительного времени. Они не являются инструкцией по разработке и функционированию каждой конкретной системы, но содержат ключевые характеристики, которым должны удовлетворять все системно значимые платежные системы. Поэтому во второй части доклада более детально обсуждается реализация Ключевых принципов, представлены примеры проблем, которые необходимо решать при соблюдении Ключевых принципов, и способы их решения в конкретном контексте. В то же время документ не предлагает и не может предложить единой модели применения Ключевых принципов на практике. Уже сейчас очевидно, что как сами Ключевые принципы, так и разъяснительная вторая часть доклада широко используются для анализа платежных систем, надзора за ними и их реформирования. В этом и заключался смысл нашей работы. Я надеюсь, что доклад будет оставаться полезным в течение многих лет.

КПРС выражает благодарность членам Рабочей группы и ее председателю Джону Трандлу из Банка Англии за активную работу по подготовке данного доклада и секретариату КПРС при БМР за оказанную техническую поддержку. КПРС также выражает благодарность своему бывшему председателю, г-ну Уильяму Макдоноу, ставшему инициатором данной работы, и г-ну Венделину Хартманну за постоянное содействие и поддержку данного проекта.

Томмазо Падоа-Сциоппа,
председатель Комитета по платежным и расчетным системам

* Банк России представляет неофициальный перевод доклада Рабочей группы по принципам и практическим аспектам платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам банка международных расчетов “Ключевые принципы для системно значимых платежных систем”.

** Часть 1 данного доклада была опубликована в “Вестнике Банка России” № 37 от 12.07.2000 г.

 

Часть 1
Ключевые принципы

Раздел 1
Введение

1.1. Безопасные и эффективные платежные системы имеют решающее значение для эффективного функционирования финансовой системы. Через платежные системы денежные средства перемещаются между банками. Наиболее важные платежные системы, которые в данном докладе называются системно значимыми платежными системами1, являются основным каналом, по которому различные потрясения могут распространяться по отечественным и международным финансовым системам и рынкам. Поэтому надежные платежные системы — ключевой фактор поддержания и содействия финансовой стабильности. В последние несколько лет был выработан широкий международный консенсус по поводу необходимости укрепления платежных систем путем внедрения международно признанных стандартов и по поводу практики их разработки и функционирования.

1.2. Ключевые принципы данного доклада предназначены для использования в качестве универсального руководства, стимулирующего разработку и функционирование более безопасных и эффективных системно значимых платежных систем по всему миру. Они особенно важны для экономик с развивающимися рынками, стремящихся к совершенствованию имеющихся или созданию новых систем с целью лучшего регулирования растущих потоков платежей с национального и международных финансовых рынков.

1.3. Доклад адресован всем центральным банкам и другим заинтересованным государственным ведомствам, а также всем владельцам и операторам платежных систем частного сектора. Ключевые принципы могут быть также полезны для консультантов, оказывающих международную техническую поддержку обеспечению безопасности и эффективности платежных систем в конкретных условиях отдельных стран.

1.4. Ключевые принципы для платежных систем специально носят достаточно общий характер, что обеспечивает их применимость в различных обстоятельствах в течение длительных периодов времени. Все системно значимые платежные системы должны отвечать всем десяти Основным принципам. Ключевые принципы IV и V включают конкретные минимальные требования, хотя в большинстве случаев системы должны ориентироваться на стандарты, превышающие эти минимумы. Доклад также разъясняет ключевую роль центральных банков и определяет их обязанности по применению Ключевых принципов. Эти обязанности включают оценку соответствия существующих платежных систем Ключевым принципам и инициирование или содействие мерам по их реализации.

1.5. Доклад в значительной степени основывается на предыдущих работах КПРС и связанных с ним групп2, причем в наибольшей — на докладе Комитета по схемам межбанковского неттинга управляющим центральными банками стран Группы 10 (“доклад Ламфалюсси”). В этом опубликованном в 1990 г. докладе3 анализируются проблемы международных и мультивалютных схем неттинга и устанавливаются минимальные стандарты и более общие цели проектирования и функционирования подобных схем, а также принципы совместного надзора за ними со стороны центральных банков. Стандарты Ламфалюсси получили широкое одобрение и применение не только в той специфической области, для которой были разработаны, но и в платежных, клиринговых и расчетных системах многих других типов. Ключевые принципы данного доклада расширяют Стандарты Ламфалюсси путем добавления некоторых новых принципов и более широкого применения к системообразующим платежным системам всех типов. Обсуждающиеся в докладе обязанности центральных банков по применению Ключевых принципов дополняют принципы совместного надзора центральных банков, содержащихся в докладе Ламфалюсси, и распространяют их действие на внутренние системы. Стандарты Ламфалюсси стимулировали разработчиков, операторов и регуляторов платежных систем учитывать риски и управлять ими, а также соблюдать определенные минимальные стандарты. Лучшая практика, однако, предъявляет более высокие требования, и растущее число систем, например, осознали преимущества, связанные с возможностью выдержать банкротство более чем одного крупнейшего чистого должника системы.

1.6. Одновременно в течение последних десяти лет наблюдался существенный прогресс в конструкции платежных систем, особенно в разработке и широком распространении систем расчетов на валовой основе в режиме реального времени (ВРРВ). Они могут очень эффективно справляться с финансовыми рисками, которым Ключевые принципы уделяют столь большое внимание4. Технология постоянно развивается, предлагая новые возможности обеспечения надежности и эффективности. Последние нововведения в конструкции систем предлагают дополнительные методы управления финансовыми рисками и сокращения стоимости ликвидности для участников. Некоторые из этих новых конструкций рассматриваются во второй части доклада (врезка 8).

1.7. Доклад посвящен работе платежных систем, т.е. систем, содержащих набор инструментов, процедур и правил перевода средств между участниками. Наиболее прямое отношение Ключевые принципы имеют к системам, предполагающим только перевод денежных средств, но могут применяться и к платежным аспектам системно значимых систем, в которых производятся расчеты как по переводам других финансовых активов, например, ценных бумаг, так и по связанным с ними переводам средств. Подобные системы также могут влиять на финансовую стабильность, поэтому безопасность и эффективность их общей структуры и функционирования весьма важны. Ключевые принципы данного доклада могут также оказать определенную помощь в оценке механизмов расчетов по другим типам финансовых активов, однако подробное рассмотрение данной проблемы лежит за пределами доклада. КПРС и Международная комиссия организаций по ценным бумагам учредили отдельную Рабочую группу для изучения специфических проблем расчетов по ценным бумагам5.

1.8. Ключевые принципы применяются к системно значимым платежным системам вне зависимости от того, предполагают они кредитовые или дебетовые переводы, электронную или ручную обработку, а также от того, какие инструменты обрабатываются: электронные или бумажные. Однако на практике система, использующая бумажные дебетовые инструменты (например, чеки), может испытывать трудности при соблюдении некоторых Ключевых принципов. Подобные системы очень распространены во многих странах мира. Странам, в которых существующая системно значимая платежная система использует чеки, следует внимательно рассмотреть другие имеющиеся варианты. Доклад предлагает пути повышения надежности этих систем и рассматривает роль, которую они могут играть в рамках национальной платежной инфраструктуры в целом.

1.9. Вслед за этим введением следует краткое изложение десяти Ключевых принципов и четырех обязанностей центральных банков по их применению. Затем приводится более детальное описание целей государственной политики в области надежности и эффективности (раздел 2), Ключевых принципов (раздел 3) и обязанностей центральных банков по их применению (раздел 4). Раздел 5 представляет вторую часть доклада, которая начинается с рассмотрения сферы применения Ключевых принципов и руководства по выявлению системно значимых платежных систем (раздел 6). Затем в докладе обсуждаются интерпретация и применение каждого из Ключевых принципов (раздел 7) и обязанностей центрального банка (раздел 8) в различных экономических и институциональных обстоятельствах. Две особые ситуации — использование бумажных дебетовых инструментов, например, чеков, и платежные системы с международными аспектами — обсуждаются в разделе 9. В заключительном разделе рассматриваются некоторые общие вопросы применения Ключевых принципов, включая, в частности, возможные пути реализации крупных программ реформирования или развития национальных системно значимых платежных систем.

1 Более полное определение системно значимых платежных систем содержится в параграфе 3.0.2.

2 Предыдущая работа КПРС и связанных с ним групп включала детальный анализ инфраструктуры платежных и расчетных систем в развитых и развивающихся экономиках. Хотя большая часть первоначальной работы носила скорее аналитический, нежели предписывающий характер, в некоторых сферах, особенно для международного и мультивалютного неттинга и риска расчетов в иностранной валюте, были разработаны более конкретные правила и стратегии ограничения риска, особенно системного.

3 Доклад Комитета по схемам межбанковского неттинга центральным банкам стран Группы 10, БМР, ноябрь 1990 г. Копии можно получить в секретариате КПРС, Банк международных расчетов; доклад также размещен на web-сайте БМР (www.bis.org).

4 Существуют различные варианты конструкций и функционирования систем ВРРВ, особенно в отношении операционных соглашений и использования внутридневного кредита для предоставления ликвидности. Эти и другие проблемы рассматриваются в Докладе КПРС по системам валовых расчетов в режиме реального времени, БМР, март 1997 г. Копии можно получить в секретариате КПРС, Банк международных расчетов; доклад также размещен на web-сайте БМР (www.bis.org).

5 Рабочая группа была учреждена в декабре 1999 г. Консультативный доклад размещен на web-сайте БМР (www.bis.org).

 

Ключевые принципы и обязанности центрального банка

III. Система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными рисками и рисками нехватки ликвидности, устанавливающие ответственность системного оператора и участников и обеспечивающие надлежащие стимулы управления и ограничения этих рисков.

3.3.1. Правила и процедуры системно значимых платежных систем являются не только базой для определения, где именно система подвержена кредитным рискам и рискам нехватки ликвидности, но также и для распределения обязанностей по нейтрализации и управлению рисками. Поэтому они являются важным механизмом ограничения финансовых рисков, которые могут возникнуть в платежной системе, и должны обеспечивать всем сторонам стимулы и возможности для управления и ограничения каждого из своих рисков и установления лимитов на максимальный уровень кредитного риска каждого участника. Особенно важны лимиты на кредитные позиции под риском в системах, включающих механизмы неттинга.

3.3.2. Существуют различные способы управления и ограничения рисков с использованием аналитических и операционных процедур. Аналитические процедуры включают постоянный мониторинг и анализ кредитных рисков и рисков нехватки ликвидности, которым участники подвергают систему. Операционные процедуры включают реализацию решений в области управления рисками посредством установления лимитов на позиции под риском, путем предварительного финансирования или предоставления обеспечения под обязательства, путем разработки механизмов и управления очередями операций или с помощью других механизмов. Для многих систем использование процедур управления рисками в режиме реального времени будет ключевым элементом соблюдения Ключевого принципа III.

V. Система с многосторонним неттингом должна как минимум быть в состоянии обеспечить своевременное завершение дневных расчетов в случае неплатежеспособности участника с наибольшим индивидуальным расчетным обязательством.

3.5.1. Большинство систем многостороннего неттинга откладывают расчеты по обязательствам участников. Многосторонний неттинг может привести к тому, что при неспособности участника выполнить свои обязательства по расчетам другие участники в момент расчета столкнутся с неожиданным кредитным риском и риском нехватки ликвидности. Сумма под риском может значительно превышать чистую сумму, срок уплаты которой наступил. Риск тем больше, чем дольше откладывается расчет. Сочетание многостороннего неттинга и отложенного расчета регулировалось стандартом IV Ламфалюсси, который установил, что как минимум подобные неттинговые системы должны быть в состоянии выдержать невыполнение обязательств крупнейшим индивидуальным чистым должником системы. Поэтому подобные системы нуждаются в надежных контрольных механизмах ограничения риска расчетов. Многие платежные системы, проводящие расчеты на нетто-основе, взяли на вооружение механизмы ограничения кредитного риска и риска нехватки ликвидности и обеспечения доступа к ликвидности в неблагоприятных обстоятельствах.

3.5.2. Системы, удовлетворяющие только этому минимальному стандарту, по-прежнему подвержены риску невыполнения обязательств более чем одним институтом в течение одного операционного дня. В обстоятельствах, когда один крупный чистый должник не способен выполнить свои обязательства по расчетам перед системой, другие институты также могут столкнуться с нехваткой ликвидности. Поэтому согласно лучшей международной практике подобные системы должны быть способны выдержать невыполнение обязательств более чем одним участником с наибольшим индивидуальным расчетным обязательством. Такой подход необходимо тщательно проанализировать, а его воздействие должно быть оценено с учетом выгоды от сокращения риска по расчетам и других последствий, например, для управления ликвидностью. Кроме того, для ограничения или ликвидации риска по расчетам все активнее применяются альтернативные конструкции платежных систем (например, системы валовых расчетов в режиме реального времени или смешанные системы).

3.5.3. Ключевой принцип V практически без изменений повторяет формулировку стандарта IV Ламфалюсси и остается универсальным минимальным стандартом для систем с многосторонним неттингом, который при возможности должен превышаться. Это не относится к системам расчетов на валовой основе в режиме реального времени. Если системы других типов, например, смешанные системы, включают многосторонний неттинг или отложенные расчеты, центральный банк должен оценить, являются ли риски аналогичными. Если да, необходимо следовать аналогичному подходу, предполагающему применение по меньшей мере минимального, а желательно более высокого стандарта.

VI. Используемые для расчетов активы предпочтительно должны быть требованиями к центральному банку; если используются другие активы, они должны нести небольшой или нулевой кредитный риск и небольшой или нулевой риск нехватки ликвидности.

3.6.1. Большинство систем предполагают передачу актива между участниками системы для расчета по платежным обязательствам. Наиболее общепринятой и предпочтительной формой такого актива является остаток на счете в центральном банке, представляющий требование к центральному банку. Существуют, однако, примеры других форм расчетного актива, представляющие требование к поднадзорному институту.

3.6.2. Расчетный актив должен приниматься всеми участниками системы. Если используется актив, отличный от требования к центральному банку, безопасность системы частично зависит от того, не накладывает ли этот актив на своего держателя существенный кредитный риск или риск нехватки ликвидности. Эта форма кредитного риска возникает при наличии сколько-нибудь значительного риска невыполнения обязательств эмитентом актива. Риск нехватки ликвидности в этом контексте возникает, если актив не может быть быстро конвертирован, например, в требование к центральному банку или в другие ликвидные активы. В каждом случае система может столкнуться с кризисом доверия, что создаст системный риск. Остатки в центральном банке в целом являются оптимальным активом для расчета из-за отсутствия кредитного риска или риска нехватки ликвидности для держателя. Обычно именно они используются в системно значимых платежных системах. Если расчет совершается с использованием других активов, таких, как требования к коммерческому банку, эти активы должны иметь нулевой или небольшой финансовый риск.

3.6.3. В некоторых платежных системах предусматривается минимальное использование расчетного актива. Например, они могут производить расчеты путем взаимозачета требований. Это может не противоречить Ключевому принципу VI при условии соблюдения других Ключевых принципов, особенно Ключевого принципа I, который требует наличия надежной правовой базы для процесса взаимозачета.

Г. Центральный банк должен сотрудничать с другими центральными банками и с любыми другими национальными или иностранными властными органами в применении Ключевых принципов для обеспечения безопасности и эффективности платежной системы.

4.4.1. Различные властные органы могут быть заинтересованы в надежном и эффективном функционировании платежных систем. Кроме центральных банков, в качестве операторов и регуляторов в их число могут входить законодательные органы, министерство финансов, надзорные и антимонопольные органы. В частности, различные ведомства могут заниматься такими взаимодополняющими видами деятельности, как надзор за платежными системами страны, за ее финансовыми рынками и финансовыми институтами. Совместный подход будет способствовать достижению соответствующих целей государственной политики.

4.4.2. Надзор за платежной системой концентрируется на стабильности системы в целом, в то время как надзор за отдельными банками и другими финансовыми институтами ориентируется на риски конкретных участников. В частности, оценивая риски платежной системы, надзорные органы должны учитывать возможность отдельных участников выполнить свои обязательства в системе. Отслеживая финансовые риски отдельного института, надзорные органы должны учитывать риск, которому участник подвергается в результате участия в системе и который может повлиять на жизнеспособность института. Регулярный обмен мнениями и информацией между надзорными органами, включая, если необходимо, сведения об отдельных участниках, может содействовать достижению этих взаимодополняющих целей. Соглашения об обмене информацией часто способствуют этому.

4.4.3. Сотрудничество особенно важно для систем с международными или мультивалютными характеристиками. Принципы совместного надзора центральных банков, содержащиеся в части D доклада Ламфалюсси, обеспечивают рамочный механизм такого сотрудничества.

 

Часть 2
Реализация Ключевых принципов

Раздел 5
Введение

5.1. В первой части данного доклада надежность и эффективность системно значимых платежных систем определяются как фундаментальные цели государственной политики, устанавливаются десять Ключевых принципов структуры и функционирования подобных систем, описывается руководящая роль центральных банков в достижении поставленных целей, определяются четыре конкретные обязанности центрального банка.

5.2. Во второй части доклада содержится руководство по интерпретации и использованию этих принципов на практике. Она начинается с рассмотрения обстоятельств, в которых должны применяться Ключевые принципы. Затем дается более детальное описание Ключевых принципов и обязанностей с описанием опыта их эффективного применения в отдельных странах и общими примерами способов их интерпретации и реализации. Его цель — помочь разработчикам, операторам и регуляторам системно значимых платежных систем сформировать мнение о стоящих перед ними политических и технических проблемах. Некоторые из этих проблем анализируются в серии врезок, содержащих конкретные примеры реализации идей, обсуждаемых в основном тексте.

5.3. Разнообразие социальных, экономических и платежных инфраструктур отдельных стран, частично связанное с уровнем их развития, географией и населением, означает, что лишь немногие из этих примеров заслуживают всеобщего применения. Ни один из них не следует рассматривать в качестве универсального рецепта. Но в совокупности все примеры предназначены для объяснения целей каждого из Ключевых принципов и каждой из обязанностей. Ключевые принципы и обязанности сами по себе предназначены для применения ко всем системно значимым платежным системам в любых обстоятельствах, однако способы их применения могут различаться.

5.4. Доклад может служить руководством при выборе конкретных направлений политики. При рассмотрении технологических проблем он, однако, избегает давать конкретные оценки. Быстрый технологический прогресс обеспечивает массу новых возможностей совершенствования платежных систем, например, путем расширения спектра доступных услуг или снижения их стоимости. Он предлагает новые методы обеспечения безопасности и эффективности и в дальнейшем будет оказывать значительное влияние на практическую реализацию Ключевых принципов. Трудно точно предсказать скорость и направление технологического развития. Например, в настоящее время идет активная работа по повышению безопасности и операционной надежности интернет-технологий.

5.5. Технологический прогресс также позволяет создать новые виды платежных систем. Доклад несколько раз отмечает соблюдение Ключевых принципов хорошо спроектированными системами валовых расчетов в режиме реального времени, проходящими в настоящее время испытания и тестирование. Их успешное внедрение более чем в 40 странах мира привело к ограничению системного риска. Они являются не самоцелью, а средством обеспечения безопасности и эффективности системно значимых платежных систем. Есть также несколько новых методов, обеспечивающих окончательность расчета в течение дня. Конструкция и технология таких систем продолжают быстро развиваться. Хотя доклад очень кратко касается развития этих новых технологий, поскольку опыт их разработки и применения продолжает постоянно накапливаться, они обеспечивают новые возможности для соблюдения Ключевых принципов.

 

Раздел 6
Сфера применения Ключевых принципов

6.1. Ключевые принципы предназначены для внедрения в реальные сроки1 во всех странах, будь то страны с развитой или развивающейся экономикой или экономикой переходного периода. Конкретный способ их применения зависит от уровня экономического развития, институциональных рамок и состояния инфраструктуры. Тем не менее принципы должны быть полезны при первоначальной оценке платежных систем, при разработке проектов реформ и внесении изменений в существующие системы. Кроме того, необходимо осуществлять регулярный мониторинг за соблюдением системно значимыми платежными системами Ключевых принципов.

6.2. Доклад предназначен центральным банкам и другим государственным органам, имеющим полномочия в этой области, а также разработчикам и операторам системно значимых платежных систем частного сектора. Данный доклад, особенно в части обсуждения вопросов эффективности, исходит из того, что платежная система функционирует в рыночной среде. Это не означает, что в противном случае Ключевые принципы сами по себе менее применимы. Однако в части 2 доклада найдется не много примеров, напрямую имеющих отношение к подобной ситуации.

6.3. Эффективное применение Ключевых принципов необходимо для стран, стремящихся реализовать государственную политику в сфере платежных систем. За последние 10—20 лет стало ясно, что центральные банки играют существенную роль в надзоре, а часто и в управлении платежными системами. Данный доклад рекомендует центральным банкам четко определить собственную роль в этом контексте и обеспечить применение Ключевых принципов ко всем системно значимым платежным системам своих стран.

Что составляет платежную систему?

6.4. В контексте данного доклада платежная система является набором инструментов, процедур и правил перевода средств между участниками системы. Она обычно базируется на соглашении между участниками системы и ее оператором, а перевод средств осуществляется с использованием согласованной технической инфраструктуры. Участники могут быть прямыми или непрямыми (смотри врезку 11 о механизмах двухуровневых расчетов).

6.5. Доклад учитывает широкие задачи платежных систем в экономике, однако не касается напрямую прав и обязанностей сторон, кроме операторов системы, участников системы, расчетных институтов и центральных банков. Например, при обсуждении правовой концепции окончательности расчета (в Ключевом принципе IV и других разделах) доклад уделяет основное внимание расчетам между участниками системы. В число основных задач данного доклада не входит рассмотрение предоставления банком платежных услуг другим платежным посредникам (смотри параграф 6.10).

Выявление системно значимых платежных систем

6.6. Ключевым этапом применения Ключевых принципов является отделение системно значимых платежных систем от систем, которые таковыми не являются. В одной стране может быть много систем, значимых для своих пользователей и для плавного и эффективного функционирования экономики. Однако отличительной чертой системно значимой платежной системы является возможность вызывать системные сбои или передавать финансовые шоки внутри финансовой системы на национальном или даже международном уровне. Большинство стран имеет по крайней мере одну такую систему.

6.7. Способность платежной системы вызывать или передавать системные сбои и нарушения в финансовой сфере оценивается в первую очередь по размерам обрабатываемых системой платежей (и в совокупности, и индивидуальных) относительно ресурсов участников и в более общем контексте финансовой системы.

6.8. Еще одним фактором системной значимости платежной системы является природа обрабатываемых платежей. Система, используемая для расчетов между другими платежными системами (например, если она обрабатывает платежи чистых сумм для расчета многосторонней системы расчетов на чистой основе), или система обработки платежей по расчетам операций на финансовом рынке (например, операций на денежном или валютном рынке или наличной части операций на фондовом рынке) обычно считается системно значимой платежной системой.

6.9. Системно значимая платежная система, как правило, должна отвечать хотя бы одной из следующих характеристик:

· это единственная платежная система страны или основная система по совокупной стоимости платежей;

· она обрабатывает в основном крупные платежи;

· она используется для расчетов операций на финансовых рынках или для расчетов операций других платежных систем.

6.10. Часто банк предоставляет платежные услуги другим банкам или другим финансовым посредникам, проводя платежи между счетами этих учреждений на своем балансе. Обычно они представляют собой двусторонние платежные соглашения между банком и держателем соответствующего счета, на которые действие Ключевых принципов не распространяется. С консолидацией банковского сектора важность подобных платежных услуг может вырасти. Однако в некоторых случаях эти механизмы могут иметь определенные характеристики платежных систем (смотри параграфы 6.4—6.5 о том, что составляет платежную систему). В этих случаях необходимо принять решение, являются ли подобные механизмы системно значимыми. Для выявления и анализа подобных случаев и определения применимости к ним Ключевых принципов необходимо сотрудничество между органами банковского надзора и надзора за платежными системами. Как указывается в разделе Обязанность Г, применение Ключевых принципов потребует постоянного сотрудничества между ними с целью оценки риска и эффективности подобных платежных механизмов. Если принято решение не применять Ключевые принципы, такую оценку тем не менее желательно провести. В ходе этого процесса орган надзора за платежной системой может оказывать помощь органу банковского надзора.

6.11. Если даже система на первый взгляд не является системно значимой, может быть вполне уместным соблюдение ею некоторых или всех Ключевых принципов, особенно тогда, когда она широко используется и пользователи не располагают готовыми альтернативными способами проведения тех же платежей.

Платежные аспекты систем расчетов по ценным бумагам

6.12. Системы расчетов по операциям с ценными бумагами очень часто обеспечивают проведение платежей между участниками либо путем выхода на автономную платежную систему, либо путем предоставления платежных механизмов в рамках системы расчетов по ценным бумагам. В некоторых случаях они предоставляют клиринговые услуги, весьма схожие с механизмами неттинга, и могут нести риски, весьма схожие с рисками платежных систем с отложенными расчетами на чистой основе (смотри врезку 7). Обрабатываемые суммы при этом часто весьма велики, и подобные системы вполне могут быть системно значимыми.

6.13. Многие, если не все, из Ключевых принципов будут относиться к платежным механизмам, связанным с системами расчетов по ценным бумагам. Существуют и другие дополнительные проблемы, связанные с переводом ценных бумаг. Центральные банки заинтересованы в безопасности и эффективности таких систем, в особенности их платежных аспектов (смотри параграф 2.6). В некоторых странах основную ответственность за общий надзор за системой расчетов по ценным бумагам несут органы регулирования фондового рынка. Поэтому эти государственные органы должны сотрудничать между собой, чтобы гарантировать соответствие перевода ценных бумаг и связанных с ним платежных механизмов целям государственной политики в области безопасности и эффективности2.

1 Невозможно установить единые конечные сроки оценки или реализации необходимых реформ, однако целью должны быть скорейшая оценка и детальный реалистический план проведения реформ.

2 Смотри параграф 1.7 о деятельности учрежденной в декабре 1999 г. КПРС и Международной организации комиссий по ценным бумагам совместной Рабочей группы для разработки комплекса рекомендаций для систем расчетов по ценным бумагам.

 

Раздел 7
Интерпретация и реализация Ключевых принципов

Ключевой принцип I — Система должна иметь хорошо обоснованную правовую базу в рамках всех применимых юрисдикций

Предыстория

7.1.1. Правовая база платежной системы является решающим фактором ее общей надежности. Правовая база обычно состоит из рамочного законодательства, а также из специальных законов, нормативов и соглашений, регулирующих платежи и функционирование системы. Примерами рамочного законодательства являются законы, регулирующие заключение контрактов, банкротство, банк


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.