Дидактические игры краеведческого содержания — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Дидактические игры краеведческого содержания

2022-02-11 33
Дидактические игры краеведческого содержания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игра «Узнай и назови»

Цель: формирование у младших школьников интереса к углубленному изучению родной природы через занятие игровой деятельностью.

Задачи: расширить знания о природе родного края;

раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;

 

воспитывать здоровый образ жизни, желание беречь и охранять природу;

формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.

Оборудование: карточки с предметными картинками

Ход игры: Может носить соревновательный характер. Участники должны назвать деревья, цветы, овощи, фрукты, животных, птиц.

Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл или 1 фишка.

 

Игра«Путешествие по тропе здоровья»

Цель: Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания.

Оборудование: предметные картинки: овощи, фрукты, ягоды, грибы.

Ход игры: Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ, они помогают организму расти и развиваться. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно.

- Витамин А- это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

-Витамин В – свежих помидорах, яйцах, гречке.

-Витамин С- прячется в апельсинах, лимонах, бананах, хурме.

-Витамин Д- сохраняет зубы. Без него зубы становятся хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д.

-Сейчас я предлагаю вам пройти по тропе Здоровья, с полезными продуктами. Посмотрите на столе карточки с продуктами, выберите полезные и повесьте на дерево. (На столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают на дерево).

-Почему на дереве выросла морковь?

-Чем полезно молоко?

-Какой витамин в апельсине?

-Почему выросли орехи?

-Какие овощи и фрукты защищают нас от вредных микробов?

Игра«Прогулка по городу»

Цель: закрепить и систематизировать знания о родном городе,расширять жизненное пространство детей, учить осмысливать окружающий мир. Материалы: фотографии с видами города Лабытнанги, знаковыми местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.

Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.

Игра«Узнай и спой»

Цель: развивать память, тембровый и динамический слух. Учить узнавать предметы наощупь.

Материал: картинки к детским известным песням; предметы, о которых поются песни (картошка, гармошка, ложка, мамонтёнок, кузнечик, волк, заяц и другие)

Ход игры: 1 вариант: «Узнай и спой песню о картинке»

На столе лежат карточки с картинками. Дети сидят полукругом за столом. Воспитатель на металлофоне играет музыкальную фразу из песни. Дети должны взять карточку с картинкой к песни, которую проиграл воспитатель, и спеть всем вместе.

  2 вариант:

В «Чудесный мешочек» или в «Чудесную коробку» положить предмет, о котором дети знаю песню. Например: КАРТОШКА. Ребёнок наощупь узнаёт предмет и поёт: Антошка, Антошка!

                       Пойдём копать картошку!

 

Игра «Что, где, когда»

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей по нескольким образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Задачи
Образовательные:

1.Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы  и отгадывать загадки.
2.Закреплять знания детей о природном и предметном окружении; 3.Обогащать и активизировать словарь детей словами: интеллектуальная игра, раунд, волчок, сектор, песочные часы, компьютер, сеть интернет, 4.Доставить воспитанникам удовольствие от интеллектуальной игры.
Развивающие:
1.Продолжать развивать у старших дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.
2.Продолжать формировать у детей психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение.

3.Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.).
Воспитательные:
1.Продолжать воспитывать у старших дошкольников интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям.
2.Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Материал: волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик с зеркалом; песочные часы»,
Ход игры: Условия нашей игры.
На столе ватман с 12 секторами, а посередине - волчок со стрелкой. С каждой команды поочередно выходит один игрок и крутит волчок. Все выполняют задание, на которое укажет стрелка. На выполнение задания даётся от 1 до 3 минут, время фиксируется песочными часами. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.
Здоровье и питание.

Разделы:

Хлеб

Примерные вопросы

•   Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

•   Назовите времена года, когда сеют зерно. (Весна.)

•   Назовите времена года, когда убирают зерно. (Осень.)

•   Какие машины убирают хлеб? (Комбайны.)

•   Где мелют муку? (На хлебозаводе, мельнице.)

•   Где пекут хлеб? (В пекарне, на хлебозаводе.)

•   Какие хлебобулочные изделия вы знаете? (Пирожки, булочки, ватрушки, куличи, сушки и др.)

Назовите пословицы со словом «Хлеб».

•   Хлеб – наше богатство.

•   Будет хлеб – будет и песня.

•   С хлебом русский человек – богатырь из века в век.

Закончи пословицу: «Хлеб – всему… голова».

Фрукты

Примерные вопросы

•   Какие фрукты вы знаете? (Яблоки, груши, бананы и др.)

•   Соки каких фруктов жёлтого цвета? (Персик, абрикос.)

•   Назовите одним словом лимон, апельсин, мандарин (Цитрусовые.)

•   Какой фрукт называют так же, как экзотическую птицу? (Киви.)

•   Какой фрукт любят обезьяны? (Банан.)

•   Какие фруктовые соки вы знаете? (Яблочный, гранатовый и др.)

•   Чем полезен лимон? (Богат витамином С, полезен при простуде.)

Вспомните загадку о каком-нибудь фрукте.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

 

Синий мундир,

Белая подкладка,

В середине – сладко. (Слива.)

 

Овощи

Примерные вопросы

•   Назовите овощи-корнеплоды. (Репа, морковь и др.)

•   У каких овощей можно употреблять в пищу и вершки, и корешки? (У свеклы, петрушка и др.)

•   Какой овощ может заставить нас плакать? (Лук.)

•   Что забыла коза в огороде? (Капусту.)

•   Из каких овощей готовится винегрет? (Из моркови, свеклы, капусты, лука, огурцов, картофеля, гороха.)

•   Можно ли приготовить из овощей соки? Какие? (Да; морковный, свекольный, тыквенный, томатный.)

•   Чем полезна морковь? (Витаминами, которые улучшают зрение.)

•   Какие овощи помогут вылечиться от простуды? (Лук, чеснок.)

 

Отгадайте загадку.

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец.)

 

Каши

Примерные вопросы

•   Какие каши вы знаете? (Манную, пшённую, кукурузную, овсяную, гречневую и др.)

•   Как сделать кашу вкусней? (Добавить сливочное масло, варенье, сухофрукты и др.)

•   Какие крупы входят в состав суворовской каши? (Горох, перловка, гречка.)

•   Какие каши можно сварить из пшеницы? (Манную, пшённую.)

•   Из каких растений, зёрен получаются овсяная и пшеничная каши? (Из овса, пшеницы.)

•   Какую кашу называют «ассорти»? (Из смеси круп.)

 

Отгадайте загадки.

В землю тёмную уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зёрнышко.)

 

Черна, мала крошка.

Соберут, немножко

В воде поварят.

Кто съест – похвалит. (Гречневая каша.)

 

Назовите поговорки о каше.

Кашу маслом не испортишь.

Щи да каша – пища наша.

Гречневая каша – матушка наша, хлеб ржаной – отец родной.

Каша – сила наша.

 

Витамины

Примерные вопросы

•   Какое время года даёт нам большой запас витаминов? (Лето, осень.)

•   В каких продуктах много кальция? (В молочных продуктах.)

•   Какие продукты самые витаминные? (Зелень, фрукты, овощи, ягоды.)

•   Какие овощи нужно есть весной, чтобы защитить себя от болезни? (Лук, чеснок.)

•   Какая ягода созревает первой? (Клубника.)

•   Что бывает, если в организме не хватает витаминов? (Недомогание, различные заболевания.)

•   Какие бывают витамины? (А, В, С, D, E, F, K.)

•   В какое время года наш организм нуждается в витаминах? (Всегда, особенно весной и зимой.)

 

Молоко и молочные продукты

Примерные вопросы

•   Какие молочные продукты вы знаете? (Молоко, кефир, сыр, творог и др.)

•   У коровы молоко коровье. А у козы? (Козье.)

•   Назовите блюда из творога. (Творожники, вареники.)

•   Что можно приготовить с помощью молока? (Каши, блины, молочные супы и др.)

•   Что вы знаете о молоке? (Богато витаминами, белком, кальцием, укрепляет здоровье.)

•   Какими витаминами богато молоко? (A, B, C, E.)

•   Назовите кисломолочные продукты. (Кефир, творог, ряженка и др.)

•   Откуда берётся молоко? (Его дают коровы, козы.)

 

Отгадайте загадку.

Вкусное, белое, парное иль холодное

Всех оно делает сильными, здоровыми. (Молоко.)

 

Посуда

Примерные вопросы

•   Тарелка, чашка, ложка, кастрюля. Назовите одним словом. (Посуда.)

•   Из чего едят суп? (Из тарелок.)

•   Какие столовые приборы опасны? (Ножи, вилки.)

•   В чём варят еду? (в кастрюле.)

•   Как называется посуда, из которой пьют чай? (Чашки, бокалы, стаканы.)

•   Как называется столовый прибор, которым разливают суп? (Половник.)

•   Чем пользуются после еды? (Салфеткой.)

•   В чём готовят жаренные блюда? (В сковороде, жаровне, казане.)

 

Закончите поговорку: «Когда я ем, я… глух и нем».

 

 

Домашние животные

Примерные вопросы

•   Где живут домашние животные? (Рядом с человеком.)

•   Назовите домашних животных. (Коза, корова и др.)

•   Любимое блюдо лошадей. (Овёс.)

•   Корова, кролик, лошадь, коза, лиса. Кто здесь лишний? (Лиса.)

•   Какую пользу приносят корова, коза, овца? (Дают молоко, шерсть.)

•   Как «разговаривают» домашние животные? (Подают голос – коровы мычат и др.)

•   Назовите детёнышей домашних животных. (Телята, ягнята и др.)

•   У каких домашних животных есть копыта? (У коз, коров, лошадей, овец.)

•   Кто из домашних животных не умеет плавать? (Кошка, кролик.)

 

Отгадайте загадку.

Стоит копна посреди двора.

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

 

Дикие животные

Примерные вопросы

•   Чем питаются белые медведи? (Рыбой.)

•   Кого называют самым быстрым зверем? (Гепарда.)

•   Кто из животных слепой? (Крот.)

•   Чем похожи слон и морж? (Имеют бивни.)

•   Как называются животные, выкармливающие детёнышей молоком? (Млекопитающие.)

•   Где живут животные редких видов? (В заповеднике, в природе.)

•   Назовите самое высокое животное. (Жираф.)

•   Если бурый медведь зимой не спит, как его называют? (Шатун.)

•   Кого называют царём зверей? (Льва.)

 

Птицы

Примерные вопросы

•   Какая птица плохая мама? (Кукушка.)

•   Что находится внутри птичьих костей? (Воздух.)

•   Назовите самую маленькую птичку. (Колибри.)

•   Назовите самую большую птицу. (Страус.)

•   Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

•   Назовите самую зоркую птицу. (Ястреб.)

•   Как называют птиц, которые улетают на юг? (Перелётные.)

 

Насекомые

Примерные вопросы

•   Сколько ног у насекомых? (Шесть.)

•   Как общаются муравьи? (Усиками.)

•   Кто пробует еду ногами? (Бабочка.)

•   Где находятся уши у кузнечика? (На ногах.)

•   Чем полезны пчёлы? (Делают мёд.)

•   Чем питается стрекоза? (Мухами, комарами.)

•   Кто плетёт паутину? (Паук.)

•   Каких насекомых вы знаете? (Муха.Пчела, кузнечик и др.)

•   Назовите оружие шмеля, пчелы, осы. (Жало.)

•   Как называются домашние муравьи? (Фараоновы или мелкие рыжие муравьи.)

 

Профессии

Примерные вопросы

•   Где работает учитель? (В школе.)

•   Кто это делает: подстригает волосы, делает причёски, моет, сушит волосы? (Парикмахер.)

•   Кто фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает? (Продавец.)

•   Что делает дворник? (Убирает двор.)

•   Исправьте ошибку: учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради. (Учитель проверяет тетради, а парикмахер подстригает.)

•   Для человека какой профессии нужны весы, прилавок, товар, кассовый аппарат? (Для продавца.)

•   Для человека какой профессии нужны стиральная машина, мыло, утюг? (Для прачки.)

•   Что нужно водителю? (Автомобиль, права на вождения автомобиля.)

 

Продолжите предложение: «Воспитатель утром с детьми… беседует, делает зарядку, проводит занятия».

 

Транспорт

Примерные вопросы

•   Перечислите виды транспорта. (Наземный, подземный, воздушный, водный, подводный.)

•   Перечислите виды наземного транспорта. (Железнодорожный, грузовой и т.д.)

•   Какой воздушный транспорт вы знаете? (Ракеты, самолёты и т.д.)

•   Водный транспорт. Что в него входит? (Корабли, лодки, теплоходы и т.д.)

•   Какие машины могут ездить на красный цвет? («Скорая помощь», пожарная, полицейская.)

•   Кто такие пешеходы? (Люди, идущие по улицам.)

•   Кто такие пассажиры? (Люди, которые едут в транспорте.)

•   Что такое «зебра»? (Пешеходный переход.)

•   Где должен идти пешеход? (По тротуару.)

•   На какой свет едут машины? (На зелёный.)

 

Символика государства

Примерные вопросы

•   Как называется наша планета? (Земля.)

•   Что расположено на Земле? (Реки, леса, поля, моря, океаны и т.д.)

•   В каком государстве мы живём? (В России.)

•   Назовите столицу нашей Родины. (Москва.)

•   Назовите город, в котором вы живёте. (Томск.)

•   Что представляет собой российский флаг? (Белая, синяя, красная полосы; белая обозначает благородство, долг; синяя – веру, целеустремлённость; красная – мужество, силу.)

•   Перечислите символику нашего государства. (Герб, флаг, гимн.)

•   Кто президент России? (В.В. Путин.)

•   Назовите свой полный домашний адрес.

Игра «Подбери правильно»

Задачи: обучать составлять изображение по образцу, развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование: пазлы с изображением мест нашего города, природы
Ход игры: дети составляют из пазлов (частей) достопримечательности и памятные места города, картинки природы,  рассказывают о них.

Игра«Не ошибись»

 «Животные нашего края».«Растения нашего края».

Цель: Закрепление знаний детей о животных и растениях нашего края. Развитие связной речи детей.

Оборудование: схема – цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.

Ход игры.

На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном:

  • Как называется животное;
  • Где обитает;
  • Чем питается;
  • Какие звуки издает;
  • Как выглядит;
  • Как называются детеныши животного.

Игра «Чудо – дерево»

Цель: Закрепить знания о временах года. Развивать связную речь. Совершенствовать счет,ориентировку в пространстве (вверху, внизу, справа, слева)

Развивать у детей творчество, воображение, эстетический вкус, желание придумывать небольшие рассказы о природе.

Оборудование: Данная игра сделана из ковролина на твердой основе. Детали данной игры съёмные, легко переносятся с места на место.

Ход игры: Дети с интересом придумывают сюжеты. У детей появляется желание фантазировать. Эта игра коллективная. Она рассчитана для детей от трёх до семи лет. Для каждого возраста ставится своя задача.Для работы с дидактической игрой изготавливаются картинки-пособия из плотного картона, вырезаются изображения овощей, фруктов, растений, птиц, виды транспорта, снежинки, одежда, посуда и др. Для прочности каждая картинка ламинируется.

В соответствии со временем года «Чудо-дерево» может быть летним, осенним, зимним и весенним. (Зеленого цвета – весна, лето, жёлтого – осень, белого – зима).

Такое дерево является наглядной иллюстрацией сезонных изменений «дерево времен года». Можно обсудить, почему «Чудо-дерево» было все в снегу, а сейчас набухли почки. Почему осенью листочки желтые? и т. д.

В эту дидактическую игру можно включить, практически все темы, которые осваиваются детьми дошкольного возраста. Это дает большой простор для развития всего комплекса понятий, составляющих речь.

Игра «Откуда хлеб пришёл»

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Задачи: Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;

Расширить знания у детей о содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе.

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Оборудование: карточки с последовательностью сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба

Ход игры:

Отгадайте загадку

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Две команды детей раскладывают последовательность сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба.

1 команда - в настоящее время;

2 команда - в старину.

Каждая команда, установив последовательность, представляет свою цепочку другой команде, называя при этом виды сельскохозяйственной техники.

Взрослый перед началом игры может задать вопросы:

-Ребята, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна? (Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).
- Какие машины помогают хлеборобам? (Трактора, комбайны, грузовые машины).
В завершении игры обязательно должен прозвучать вопрос: Как нужно относиться к хлебу?

Игра«Булочная»

Цель: Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко»; учить детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.

Игровые правила. Соотносить предметы, изображенные на маленьких картинках, с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по типу «Лото». Выигрывает тот, кто не ошибется и первым закроет все клеточки.

Игровые действия. Искать, находить картинки, закрывать ими клеточки. Соревнование.

Ход игры. В начале игры воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от их дома, помогают ли они своим родителям в покупке хлеба, молока и других продуктов. После беседы воспитатель показывает большие карты, на которых нарисованы разные магазины. Дети по витринам магазинов узнают, что в них продается (некоторые дети умеют читать слова хлеб, молоко). — А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны сказать,. где, в каком магазине можно купить, принесете карточку и положите на большую карту, в тот магазин, где это можно купить.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.