Порядок заключения грантового договора — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Порядок заключения грантового договора

2022-02-10 21
Порядок заключения грантового договора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАНТА. ПРАКТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ДАЮЩИМИ ГРАНТЫ

Одним из источников формирования имущества и денежных средств учреждений культуры, помимо поступлений от собственных платных услуг и пожертвований российского бизнеса, могут быть средства, полученные в качестве грантов от иностранных и международных организаций, реализующих программы поддержки культуры в нашей стране.
Как получить грант – тема отдельного разговора. Эта процедура основана на конкурсном механизме, который используют все грантодающие организации. Знание механизма действия грантового конкурса позволит руководителю правильно написать заявку на финансирование.
Остановимся на том, как учреждению культуры юридически грамотно оформить отношения со своим грантодателем: какие нормы предусматривает российское законодательство в отношении грантов и как избежать ошибок при заключении грантового договора.

Основные понятия

Фонды, предоставляющие гранты, могут придавать этому слову то значение, которое соответствует их собственным представлениям о гранте, их внутренним регламентам или законодательству их страны.
Грант для целей налогообложения. Для целей налогообложения некоммерческих организаций (НКО), в том числе учреждений культуры, гран том признаются только те поступления, которые соответствуют условиям подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). И только в этом случае гранты как таковые могут не включаться в налоговую базу.
31 мая 2002 г. был опубликован Федеральный закон от 29.05.02 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 57-ФЗ).
В новой редакции подп. 14 п. 1 ст. 251 появилось определение гранта для целей налогообложения. Закон № 57-ФЗ придал этой правовой норме обратную силу, т. е. она распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Таким образом, грант (для целей налогообложения) должен соответствовать одновременно следующим критериям:

· грантодатель – российская некоммерческая организация, международная или иностранная некоммерческая организация, включенная в Перечень, утвержденный Правительством РФ, физическое лицо;

· получатель гранта – коммерческая или некоммерческая организация, физическое лицо;

· форма гранта – денежные средства или иное имущество;

· условия предоставления гранта – безвозмездно и безвозвратно;

· обязательные условия для получателя гранта – раздельный учет средств, целевое использование средств и отчет перед грантодателем;

· цели предоставления грантов – осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, проведение конкретных научных исследований.

Грант также во многих случаях (но не во всех) отвечает признакам гражданско-правового договора дарения в общеполезных целях, т. е. пожертвованию. Оптимальный вариант – отнести грант к категории пожертвования. Пожертвования освобождены от налога на прибыль, если они по всем признакам соответствуют нормам НК РФ - подп. 1 п. 2 ст. 251 Закона № 57-ФЗ.
Грант как пожертвование. Английское слово grant переводится на русский язык в том числе и как дарение.
Пожертвование имущества юридическому лицу может, а не должно быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 НК РФ). Поэтому гранты на так называемую институциональную поддержку просто необходимо квалифицировать как пожертвование.
Этим вариантом не могут, к сожалению, воспользоваться многие НКО, не перечисленные в ст. 582 НК РФ (ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и пр.), которые не могут быть получателями пожертвования. Безвозмездную передачу имущества в собственность таким организациям следует признавать простым дарением, которое не входит в перечень целевых поступлений, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль.
Научный грант. Более того, в российском законодательстве вообще нет универсального определения термина «грант», хотя это слово прочно вошло в практику принятия нормативных актов. Наиболее полное определение гранта содержится в ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»: «грант – это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерациипорядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями». Но это определение касается только научных грантов, и оно не применимо на практике из-за отсутствия решения Правительства о получении права на предоставление грантов.
Благотворительный грант. Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» дает определение благотворительных грантов как благотворительных пожертвований, носящих целевой характер и предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной формах (ст. 15). Однако понятие «благотворительный грант» не применимо к коммерческим организациям, и для целей налогообложения пожертвование является самостоятельным видом целевых поступлений.
Государственные гранты. В российском законодательстве существует понятие государственных грантов. В ст. 17 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и в ст. 13 Закона РФ от 19.02.93 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» это одна из форм государственной поддержки общественных объединений в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ по их заявкам.
Президентские гранты. В некоторых нормативных актах слово «грант» используется как синоним стипендии. Например, гранты (стипендии) Президента РФ присуждаются талантливым журналистам в целях обеспечения их работы над общественно значимыми проектами (Указ Президента РФ от 09.01.97 № 5 «Об учреждении премии и грантов (стипендий) Президента Российской Федерации в области печатных средств массовой информации»). Бюджетная субсидия. С точки зрения ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), грант – это бюджетная субсидия, или субвенция.
Таким образом, из всех имеющихся в законодательстве случаев использования слова «грант» можно вывести лишь следующие общие его признаки:

· безвозмездность;

· целевой характер;

· общественная полезность.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАНТА. ПРАКТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ДАЮЩИМИ ГРАНТЫ

Одним из источников формирования имущества и денежных средств учреждений культуры, помимо поступлений от собственных платных услуг и пожертвований российского бизнеса, могут быть средства, полученные в качестве грантов от иностранных и международных организаций, реализующих программы поддержки культуры в нашей стране.
Как получить грант – тема отдельного разговора. Эта процедура основана на конкурсном механизме, который используют все грантодающие организации. Знание механизма действия грантового конкурса позволит руководителю правильно написать заявку на финансирование.
Остановимся на том, как учреждению культуры юридически грамотно оформить отношения со своим грантодателем: какие нормы предусматривает российское законодательство в отношении грантов и как избежать ошибок при заключении грантового договора.

Основные понятия

Фонды, предоставляющие гранты, могут придавать этому слову то значение, которое соответствует их собственным представлениям о гранте, их внутренним регламентам или законодательству их страны.
Грант для целей налогообложения. Для целей налогообложения некоммерческих организаций (НКО), в том числе учреждений культуры, гран том признаются только те поступления, которые соответствуют условиям подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). И только в этом случае гранты как таковые могут не включаться в налоговую базу.
31 мая 2002 г. был опубликован Федеральный закон от 29.05.02 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 57-ФЗ).
В новой редакции подп. 14 п. 1 ст. 251 появилось определение гранта для целей налогообложения. Закон № 57-ФЗ придал этой правовой норме обратную силу, т. е. она распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Таким образом, грант (для целей налогообложения) должен соответствовать одновременно следующим критериям:

· грантодатель – российская некоммерческая организация, международная или иностранная некоммерческая организация, включенная в Перечень, утвержденный Правительством РФ, физическое лицо;

· получатель гранта – коммерческая или некоммерческая организация, физическое лицо;

· форма гранта – денежные средства или иное имущество;

· условия предоставления гранта – безвозмездно и безвозвратно;

· обязательные условия для получателя гранта – раздельный учет средств, целевое использование средств и отчет перед грантодателем;

· цели предоставления грантов – осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, проведение конкретных научных исследований.

Грант также во многих случаях (но не во всех) отвечает признакам гражданско-правового договора дарения в общеполезных целях, т. е. пожертвованию. Оптимальный вариант – отнести грант к категории пожертвования. Пожертвования освобождены от налога на прибыль, если они по всем признакам соответствуют нормам НК РФ - подп. 1 п. 2 ст. 251 Закона № 57-ФЗ.
Грант как пожертвование. Английское слово grant переводится на русский язык в том числе и как дарение.
Пожертвование имущества юридическому лицу может, а не должно быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 НК РФ). Поэтому гранты на так называемую институциональную поддержку просто необходимо квалифицировать как пожертвование.
Этим вариантом не могут, к сожалению, воспользоваться многие НКО, не перечисленные в ст. 582 НК РФ (ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и пр.), которые не могут быть получателями пожертвования. Безвозмездную передачу имущества в собственность таким организациям следует признавать простым дарением, которое не входит в перечень целевых поступлений, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль.
Научный грант. Более того, в российском законодательстве вообще нет универсального определения термина «грант», хотя это слово прочно вошло в практику принятия нормативных актов. Наиболее полное определение гранта содержится в ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»: «грант – это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерациипорядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями». Но это определение касается только научных грантов, и оно не применимо на практике из-за отсутствия решения Правительства о получении права на предоставление грантов.
Благотворительный грант. Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» дает определение благотворительных грантов как благотворительных пожертвований, носящих целевой характер и предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной формах (ст. 15). Однако понятие «благотворительный грант» не применимо к коммерческим организациям, и для целей налогообложения пожертвование является самостоятельным видом целевых поступлений.
Государственные гранты. В российском законодательстве существует понятие государственных грантов. В ст. 17 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и в ст. 13 Закона РФ от 19.02.93 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» это одна из форм государственной поддержки общественных объединений в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ по их заявкам.
Президентские гранты. В некоторых нормативных актах слово «грант» используется как синоним стипендии. Например, гранты (стипендии) Президента РФ присуждаются талантливым журналистам в целях обеспечения их работы над общественно значимыми проектами (Указ Президента РФ от 09.01.97 № 5 «Об учреждении премии и грантов (стипендий) Президента Российской Федерации в области печатных средств массовой информации»). Бюджетная субсидия. С точки зрения ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), грант – это бюджетная субсидия, или субвенция.
Таким образом, из всех имеющихся в законодательстве случаев использования слова «грант» можно вывести лишь следующие общие его признаки:

· безвозмездность;

· целевой характер;

· общественная полезность.

Порядок заключения грантового договора

Документом, подтверждающим право грантополучателя на налоговые льготы, является текст договора или текст грантового письма. Проблема идентичности текста договора на английском языке тексту договора на русском языке несущественна. Именно то, что подписано на русском языке, принимается к рассмотрению любыми государственными органами на территории РФ, и именно этот текст нужно соблюдать.
Следует отметить, что грантовые письма, как правило, направляются частными фондами.
В грантовом письме должны содержаться все существенные условия договора о гранте, к которым относятся:

· решение о предоставлении гранта;

· его наименование, цели и срок, на который грант выдан;

· сумма и порядок финансирования (единовременный или периодический);

· порядок расходования денежных средств и приобретения оборудования;

· порядок предоставления отчетности, а также другие условия, по которым стороны достигли соглашения.

В практике деятельности фондов существуют два вида грантовых, или наградных, писем:

· письмо, включающее все существенные условия договора и, соответственно, достаточно большое по объему;

· письмо короткое, из которого все существенные условия помещены в заявку, заполненную организацией-грантополучателем.

Среди названий договора наиболее часто встречаются следующие:

· соглашение (договор) о гранте (о предоставлении гранта);

· договор целевого благотворительного пожертвования;

· соглашение (договор) о безвозмездной технической помощи;

· соглашение о целевом финансировании или соглашение о предоставлении целевых финансовых средств.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.