Рассмотрим методики диагностики одаренности дошкольников, используемые в работе психолога. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Рассмотрим методики диагностики одаренности дошкольников, используемые в работе психолога.

2022-02-10 25
Рассмотрим методики диагностики одаренности дошкольников, используемые в работе психолога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При изучении одаренности дошкольника достаточно информативны результаты диагностики развития интеллекта. Среди тестов на интеллект, рекомендуемых для обследования дошкольников можно выделить следующие:

· Интеллектуальная шкала Стенфорд-Бине (для детей от 2 лет);

· «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (для детей от 5 лет);

· Невербальный тест Р. Кеттелла (для детей от 4 лет);

· Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7) И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой для детей 6-7 лет.

Для диагностики вербальной (словесной) креативности дошкольников можно рекомендовать к применению вербальный тест   Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е. Туник (субтесты «Необычное использование», «Заключения», «Слова», «Словесная ассоциация»). Тесты предназначены для возрастной группы от 5 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.

Для диагностики невербальной креативности дошкольников от 5 лет рекомендуется использовать фигурный (изобразительный) тест П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой (субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры»). Также достаточно часто применяется фигурный тест П. Торренса в адаптации Е.Е. Туник с рекомендацией использования также для детей от 5 лет. С дошкольниками тесты проводятся в индивидуальной форме.

В качестве результативных показателей в предлагаемых диагностических методиках Дж. Гилфорда и П. Торренса выделены четыре основных фактора творческого мышления: беглость (определяется общим числом ответов), гибкость (определяется числом категорий ответов), оригинальность (определяется числом редко приводимых ответов), разработанность (оценивается степень детализации ответов).

Перечисленные методики отвечают основным требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам, но их показатели не являются единственными и достаточными индикаторами одаренности дошкольника. Психометрические тесты полезны для отслеживания динамики проявлений одаренности конкретных детей.

В настоящее время разрабатываются методики, позволяющие судить о характере познавательной активности ребенка и возможной динамике ее развития. Одна из рекомендуемых методик данной группы – СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности), разработанная В.С. Юркевич. В большей степени применяется для старших дошкольников.

При выявлении и развитии одаренных дошкольников нельзя забывать об участии педагогов и родителей в данном процессе.

Методики для педагогов и родителей содержат специальные критерии, ориентируясь на которые педагог и родитель имели бы возможность анализировать интеллектуально-творческий потенциал дошкольника.

В данной группе можно порекомендовать к использованию следующие методики.

Опросник для выявления (экспертной оценки) детей с признаками одаренности А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одаренности дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает в себя характеристики 10 сфер:  интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет), в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработанные специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.

Для оценки специальных способностей дошкольников педагогам целесообразно предлагать экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей: музыкальных, математических, художественных и др.

Методика оценки общей одаренности, разработанная А.И. Савенковым. Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями. Результат будет более объективен, если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

По результатам оценки строится девятиугольник. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребенком.

Методика «Карта одаренности», разработанная А.И. Савенковым. Методика предназначена для родителей и позволяет оценить степень развития у ребенка от 5 до 10 лет следующих видов одаренности: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная.

Методика выполняет две функции:

1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребенок, можно рассматривать как основание для программы его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Предложенные диагностические методики могут быть использованы во всех типах образовательных учреждений, работающих с дошкольниками. Их выбор определяется возрастным контингентом обследуемых детей, выявляемыми видами и компонентами одаренности, поставленными диагностическими задачами, уровнем подготовленности психолога и педагогов к работе с данными методиками.

1.2. Цели и задачи комплексной программы психолого-педагогической программы сопровождения детей с признаками одаренности дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Цель программы: создание психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Выявление в старшем дошкольном возрасте детей с признаками одаренности в условиях ДОУ.

2. Профилактика эмоционально-личностных нарушений у одаренных детей.

3. Развитие познавательной сферы и творческих способностей.

4. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей по вопросам сопровождения одаренного ребенка.


1.3. Психолого-педагогическая диагностика детей с признаками одаренности в дошкольном возрасте

Выявление детей с признаками одаренности - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация возможна в процессе поэтапного поиска детей с признаками одаренности в процессе дошкольного образования.

На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одаренности с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности. При выявлении и развитии одаренных дошкольников нельзя забывать об участии педагогов и родителей в данном процессе.

Выявление одаренных дошкольников должно быть связано с задачами их воспитания и развития, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки, с созданием благоприятных условий для совершенствования присущих им видов одаренности

Для экспертного оценивания одаренности в дошкольном возрасте нами предлагаются методики, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

№ п/п Название диагностической методики На что направлена Примечание
1. Опросник экспертной оценки одаренности (Рензулли Дж., Хартман Р., Каллахэн К.) Виды одаренности Источник: Газета «Школьный психолог» № 4 – 2004, с.14-17. Приложение 1.
2. Методика «Карта одаренности» Д. Хаана и М. Каффа Виды одаренности   Источник Ильин Е.П., Психология творчества, креативности, одаренности.2009, с. 386-389. Приложение 5.
3. Методика «Оценка склонностей ребенка родителями и воспитателями» Цель: выявление некоторых особенностей и склонностей ребенка к определенным занятиям, направленности его интересов. Источник: Туник Е.Е. «Психодиагностика творческого мышления», СПб – 2002г. Приложение 3.
4. Тест «Стратегия семейного воспитания» Н.М. Рухленко Цель: выявление тип семейного воспитания в семье. Приложение 10.

На втором этапе используются более точные и специфические диагностические процедуры. Проведение психологического тестирования ребенка дошкольного возраста с целью подтверждения различных компонентов одаренности (таблица 2).

Таблица 2.

№ п/п Название диагностической методики Предназначение методики Возрастные ограничения
1. Тест Ф. Гудинаф – Д. Харриса Интеллектуальный компонент 3-15 лет
2. Методика «МЭДИС» (Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников) Интеллектуальный компонент 6-7 лет
3. Тест «Дорисовывание» Творческий компонент 3-10 лет
4. Тест «Назови картинку» Творческий компонент 4-6 лет
5. Методика «Секрет» Социальный компонент С 5 лет
6. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей 5-6 лет Психомоторный компонент 5-6 лет
7.     Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Гуткина Н.И.) Мотивационный компонент С 5 лет

Примечание: пункты 2,3,4,5 используются для углубленной диагностики детей.

При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.


1.4. Психолого-педагогическая карта сопровождения и учета динамики одаренного ребенка в условиях ДОУ                                                  

Карта сопровождения и учёта динамики одарённого ребенка Ф.И. ________________ Старшая группа _____ МБДОУ д/с № ____г. Белгорода

На 2012-2013 учебный год


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.