По культурно-досуговому профилю — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

По культурно-досуговому профилю

2022-02-10 32
По культурно-досуговому профилю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По культурно-досуговому профилю

Направление деятельности «художественное творчество»

Учебная программа дополнительного образования

     по профилю работы ведущих мероприятий различного уровня и выразительного чтения.

Направления деятельности

работы объединения развития речи студентов «Экспромт»

Форма обучениядневная

Курс 1,2

Семестр 1-4.

Всего часов 68

Всего ауд. часов 68

Практические занятия 68

 

 

Минск 2014 г.

 

 

СоставительТрубач Геннадий Леонтьевич

 

Рецензенты:

 

Одобрена и рекомендована научно-методическим Советом БГАТУ

«____»________2014 г., протокол № ______

 

Председатель

научно-методического Совета БГАТУ ___________ Н.Н. Романюк                        

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Начальник центра научно-методической

и учебной работы                                     __________ Л.И. Глазовская


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа спецкурса «Художественное творчество» разработана для студентов 1-2 курсов (студентов 1-2 года обучения) учреждения образования «Белорусский государственный аграрный технический университет» с целью подготовки студентов в рамках культурно-досугового профиля по направлению деятельности «Художественное творчество».

    Изменения всоциальной, экономической, образовательной и других сферах республики требуют всесторонне подготовленных специалистов, что обеспечивается получением знаний в разных областях знаний, в том числе и художественного творчества.

    Курс охватывает различные направления творческой деятельности (театр, хореография, вокал, литература, поэзия, музыка), поэтому его изучение будет способствовать расширению общего кругозора студентов, сохранению народной культуры и развитию современных культурных традиций страны.

    Программа спецкурса «Художественное творчество» основывается на знании таких дисциплин как «Актерское мастерство», «Теория музыки и вокал», «Основы театра» и «История танца».

    Программа предусматривает изучение основных видов и жанров искусства на примере шедевров мировой художественной культуры и памятников культуры белорусского народа.

    Практическое изучение и знакомство с театром, музыкой, хореографией, мировой и отечественной литературой и поэзией позволит расширить кругозор студентов, заставит мыслить творчески, креативно подходить к решению любого, даже технического, вопроса, а также творчески использовать полученные знания в реализации собственных сельскохозяйственных проектов.

 

    Цель преподавания дисциплины – формирование системы знаний в области художественного творчества, стилистики русского языка, развития сценической речи и актерских навыков обучающихся.

   

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- познакомить с основными видами и жанрами искусства;

- обучить эстетическим, художественным основам строения и организации музыкальной, театральной и хореографической;

- расширить кругозор студентов в контексте мировой художественноготворчества;

- сформировать активную гражданскую позицию на основе знаний теории и истории музыки, театра и хореографии.

    Подготовка по дополнительной специальности в рамках спецкурса «художественное творчество» должна обеспечивать формирование следующих компетенций:

Академических:

- овладение основами знаний в области музыкальной, театральной и хореографической деятельности, и умение применять их для решения конкретных, практических задач;

- овладение современными знаниями в области театра, музыки и танца;

- способность к обучению, анализу и поиску информации.

Социально-личностных:

- ориентированность на сохранение мировых и отечественных историко-культурных ценностей;

- умение отстаивать нравственные установки и ориентиры;

- следование общественным требованиям и соблюдение законности.

Профессиональных:

- способность разрабатывать программы по приумножению и сохранению мирового и белорусского танцевального, музыкального и театрального культурного наследия;

- организовывать творческие проекты по созданию новых предметов культурного наследия страны.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· историю развития музыкального, театрального и хореографического искусства;

· сущность и значение музыки, танца и театра в мировой художественной культуре;

· историю и особенности развития белорусского национального искусства;

· художественный язык и основные критерии анализа танцевальной, музыкальной и театральной культуры;

уметь:

· оценить значение и историко-культурные предпосылки, способствующие развитию театра, музыки, хореографии;

· использовать навыки организации различных танцевальных, музыкальных, театральных проектов в рамках культурного развития страны;

· разрабатывать программы по сохранению и умножению культурного наследия страны.


ПРОграмма курса

«сценическая речь, выразительное чтение и импровизация»

В работе т.о. «экспромт»

Наименование темы

Общее количество аудиторных часов

В том числе

Лекции (час) Практические занятия (семинарские) (час)
1. Введение в курс дисциплины «Ведущий культурно-массового мероприятия. Сценическая речь. Выразительное чтение». 2   2
2. Основы деятельности ведущих различных мероприятий. Категории и роли ведущих. 4   4
3. Постановка артикуляционного аппарата. 18   18
4. Дыхание. Постановка голоса ипосыл. 12   12
5. Логическое построение фразы. 6   6
6. Импровизацияи монологи в работе ведущего. Работа с аудиторией. 16   16
7. Основы актерского мастерства. 4   4
8. Основы ораторскогоискусства. 6   6

Итого: общее количество аудиторных часов на дисциплину 68, практических (семинарских) 68.

 

 


Содержание учебного материала

Ый год обучения

1. Введение в курс дисциплины «Художественное творчество»

Общее понятие, виды художественного творчества. Художественная культура и система искусств, виды и жанры художественного творчества. Театр, музыка, танец, литература.

Единство и многообразие художественноготворчества. Роль языка разных видов искусств в передаче культурного наследия от поколения к поколению.

 

Постановка голоса (вокал).

Знакомство с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса.Певческая установка. Положение рук, корпуса, ног, головы, шеи во время пения.

Основы певческого дыхания. Овладение навыками нижнереберного дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы.

Понятие атаки звука как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата.) Овладение навыком мягкой атаки.

Слуховой контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха.

Дыхание, его роль в вокальном процессе. Цепное дыхание в пении. Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности и др. упражнения.

Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо). Выравнивание гласных при пении упражнений «и-э-а-о-у» в сочетании с различными согласными, а также выравнивание и округление их в конкретных вокальных произведениях.

Пение нефорсированным звуком в удобном диапазоне.

 

Основы хореографии.

История хореографического искусства. Танец, его смысл и назначение в древние века.Начало хореографического образования в России. Появление придворного театра. Петровские ассамблеи.

Основы классического танца. Зарождение балетного искусства в Западной Европе.Основные понятия:постановка корпуса, апломб, позиции рук, позиции ног. Portdebras

Основные движения у станка: Plie.Battements tendus.Battements tendusjetes.

Основные классические прыжки: Sissonne.Echappe.Assemble.

Основы народно-сценического танца. Основные движения у станка в народном характере. Разучивание комбинаций на основе моталочки и ковырялочки.

Дроби, их ритмический рисунок и разновидности (ключ одинарный и двойной, простые и сложные дроби, дроби в продвижении). Прыжки в народном характере.

Сценическое мастерство. Сценический имидж (макияж, костюм в мероприятиях различного жанра).

Сценический образ (комический, драматический). Мимика (Образ и мимика.Упражнения, развивающие контроль над мимикой лица).

 

Основы театра.

Мировые театральные теории. Театральная теория Станиславского. Понятие сценического действия. Образное решение сценического пространства. Зерно роли. Перевоплощение.

Театральная теория Мейерхольда. Театральная эстетика. Психофизические основы театрально действия. Сценическое взаимодействие. Сквозное действие.

Театральная теория Брехта. Основы театральной теории. Понятие сценического действия. Театральная эстетика. Образное решение сценического пространства.

Театральная теория Брука. Основы театральной теории. Понятие сценического действия. Театральная эстетика. Образное решение сценического пространства.

Работа над отдельными ролями и монологами. Подготовка к спектаклям.

 

6. Актерское мастерство. Психофизические особенности личности в сценическом мастерстве. Определение основных преимуществ личности при актёрской деятельности. Три круга внимания. Развитие актёрской памяти.

Работа с воображаемым предметом. Теория «воображаемого» окружения. Тактильные упражнения на осязательность предметов. Моделирование предметов согласно визуальным представлениям.

Сценическое взаимодействие с партнёром. Существование в предлагаемых обстоятельствах. Постановка и решение сценических задач.

Искусство перевоплощения. Теория перевоплощения. Копирование и воспроизведение конкретных объектов. Настройка: внешняя и внутренняя организация.

Сценическое решение роли. Образ роли как составляющая образа спектакля. Теория «нанизанных бус».Индивидуальные особенности при решении роли. Раскрытие образа персонажа через раскрытие внутреннего мира исполнителя. Психофизическая моторика конкретного артиста.

Ой год обучения

Постановка голоса (вокал).

Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Постепеннаявыработка певческого вибрато.

Вокально-ансамблевая работа. Выработка единых приемов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных.)

Унисонное пение вокальной группы. Упражнения и попевки на выработку чистого унисона (выравнивание, подстраивание всех голосов по силе и высоте звука).

Классическая манера пения – как основа для всех вокальных стилей и направлений.Опера – основной крупный жанр классического вокального искусства.

Оперное творчество. Основные оперные жанры: (ария, каватина, ариозо, дуэты, трио, квартеты и др.)

Пение acapella. Роль и значение слухового восприятия в пении acapella.

Каноны как основа пения без сопровождения.Месса, литургия, канты – их место и роль в мировой вокальной музыке.

Эстрадный вокал. Понятие открытого и прикрытого звукоизвлечения.Спиричуэлс – основа джазовой манеры пения. Эстрадные исполнители ХХ века. Современные эстрадные исполнители.

Вокал, как синтез музыкального и словесного изложения речи. Главенствование музыки над текстом и наоборот.Музыка как продолжение поэтического образа автора.Переплетение музыки и текста в передаче образа произведения.Работа с микрофоном. Особенности восприятия микрофоном динамики звука в зависимости от расстояния.Особенности произношения согласных а микрофон.Работа с микрофоном в стойке и в руках.

 

Основы хореографии.

Основные направления современной хореографии. (Хореография Мориса Бежара.Соединение классики, модерна и современной хореографии. Разучивание комбинаций.)

Хореография Майкла Джексона. (Своеобразная пластика движений, ее возникновение.Комбинации на основе хореографии М.Джексона).

Модерн – современное направление в хореографии. Развитие пластики и координации движений. Импровизации под музыку.

Сценическое движение как средство выражения индивидуальности исполнителя. Характерные особенности движений исполнителя. Движения рук. Движения головы. Пауза, значение танцевальной паузы.

Основные направление и стили брейк-данса. Поп-локинг. Фут-форг. Стайл. Электрик-буги.

Развитие танцевального воображения. Понятие воображения и его виды.Специфика воображения в классической, народной, современной хореографии.

Понятие композиции постановки танца. Принципы композиции.Хореографический текст.Рисунок танца.

Основные законы драматургии и их применение в хореографическом произведении.Композиционные приемы. Полифония.Гомофония.Прием контраста.Канон.Гротеск.

 

Основы театра.

Музыкальный театр. Значение музыки в театральных постановках. Роль музыки в театральных постановках. Вокал как неотъемлемая часть театра. Виды музыкальных постановок.

Значение костюма и реквизита в театральных постановках.Костюм как составляющее театральной постановки.История костюма.Влияние реквизита на зрителя.

Зарубежные костюмы. Зарубежные костюмы, принадлежащие к разным эпохам и событиям. Особенность и своевременность применения костюма.

 

Актёрское мастерство.

Невербальное общение. Понятие невербального общения, его составные. Общение с залом через взгляд, движение головы, корпуса, рук. Эмоциональное воплощение танца, на сцене, и на репетициях.

Мимика. Мимика как основа невербального общения. Разработка мимических мышц. Использование мимики в танце.

Сценическое движение. Жест, походка, поведенческие особенности. Пластика актёра – индивидуальное решение роли.

Актёрский танец – индивидуальное решение роли. Мимика – индивидуальное решение роли. Пантомима – индивидуальное решение роли. Темпоритм роли. Внешнее и внутреннее напряжение. Снятие зажимов. Сочетания ритма актёра с темпом роли.

Пауза. Внутренний монолог и внутреннее действие.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Номер занятия

Количество аудиторных часов

 

Всего на занятие Лекции Практические (семинарские) занятия

 

1 2 3 4 5
  1. Введение в курс дисциплины «Ведущий культурно-массового мероприятия. Сценическая речь. Выразительное чтение». 2   2
1. Общее понятие, направления деятельности любительского объединения «Экспромт»: работа над сценической речью, подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий, выразительное чтение. Пробное практическое занятие: оценка владения свободной разговорной речью, навыков владения аудиторией, выявление дефектов печи, которые могут быть исправлены специальными упражнениями в ходе посещения курса. Предварительная оценка перспектив студентов, впервые посетивших занятие. 2   2
  2. Основы деятельности ведущих различных мероприятий. Категории и роли ведущих. 4   4
2. Основы сценарно-режиссерской работы. Работа над сценарием со стороны ведущего. Категории ведущих, амплуа. 2   2
3. Роль ведущего в культурно-массовом мероприятии: ведущий-информатор, ведущий-комментатор, ведущий-агитатор,  ведущий-«провокатор», ведущий в роли человека, выражающего мнение аудитории (как правило, работающего непосредственно в зрительном зале), ведущий-импровизатор и т.д. 2   2
  3. Постановка артикуляционного аппарата. 18   18
4. Упражнения для укрепления мышц, задействованных при артикуляции гласных и согласных звуков. 2   2
5. Роль гласных в произнесении текста. Гласные переднего ряда. Наиболее часто повторяющиеся ошибки в их артикуляции. Способы их устранения. 2   2
6. Гласные среднего ряда. Наиболее типичные ошибки в произнесении гласных среднего ряда. 2   2
7. Гласные заднего ряда. Наиболее типичные ошибки в произнесении гласных звуков заднего ряда. 2   2
8. Сонорные согласные. Их сочетание с гласными переднего и среднего ряда. Наиболее типичные ошибки и пути их устранения. 2   2
9. Альвеолярные согласные. Их сочетание с гласными. Пути устранения наиболее типичных ошибок. 2   2
10. Согласные, образуемые при смыкании средней и задней спинки языка с нёбом. Их сочетание с гласными. Пути устранения наиболее типичных ошибок. 2   2
11. Упражнения, направленные на четкость взаимодействия гласных и согласных звуков. Наиболее часто повторяющиеся ошибки и пути их устранения. 4   4
  4. Дыхание. Постановка голоса и посыл. 12   12
12. Правильное дыхание как основа предпосылок в развитии четкости артикуляции и развития посыла голоса 2   2
13. Упражнения, направленные на устранение наиболее частой ошибки – произнесения гласных и сонорных согласных звуков с опорой на голосовые связки. Осложнения, возникающие при опоре звука на голосовые связки и понятие о резонаторах звука. 4   4
14. Упражнения, направленные на постановку голоса на опору и исправление случаев «утробного» голоса (звука). 4   4
15. Понятие постановки звука на опору через диафрагму и другие резонаторы. Факультативно: роль пения, поставленного на опору, для постановки голоса. 2   2
  5. Логическое построение фразы. 8   8
16. Определение главного слова в предложении. Чтение (вслух) знакомых и незнакомых текстов. Анализ прочитанного. 2   2
17. Понятие синтагмы. Пунктуация. Случаи их несовпадений. Ошибки в пунктуации. Умение их определения и избежания связанных с ними погрешностей в построении интонации.  Влияние верно определенных синтагм, главных слов в предложениях и синтагмах,грамотно расставленных знаков препинания на правильное интонирование произносимого (в том числе читаемого вслух) текста. 4   4
18. Понятие темпоритма в прозаическом и поэтическом произведении. Работа над правильностью и своеобразием построения темпоритма у разных исполнителей текста. 2   2
  6. Импровизация и монологи в работе ведущего. Работа с аудиторией. 16   16
19. Связь роли ведущего, определенного в ходе сценарно-режиссерской работы, со взаимоотношением прописанного и импровизированного текста. 2   2
20. Упражнения по развитию искусства импровизации в качестве ведущего культурно-массового мероприятия. Работа с аудиторией. 8   8
21. Упражнения по развитию чувства меры, такта и художественного вкуса при импровизации. 2   2
22. Упражнения по выстраиванию диалогов с партнером (партнерами). Этические и нравственные предпосылки правильного построения реплик, мимики, жестов при работе как с партнерами, так и с аудиторией. 4   4
  7. Основы актерского мастерства. 4   4
21. Ведущий как одна из граней актерского мастерства. 2   2
22. Правило «Я в предлагаемых обстоятельствах» в работе ведущего. 2   2
  8. Основы ораторского искусства. 6   6
23. История и современность ораторства. 2   2
24. Упражнения по развитию навыков раскрытия заданной или свободной темы в определенный временной период, избегая повторений, тавтологии, слов-паразитов и неоправданных пауз. 4   4

Литература

Основная

1. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – Минск, 1981

2. Энцыклапедыя лiтаратурыiмастацтваБеларусi. – Мiнск, 1987

3. Этнаграфiя Беларусi. Энцыклапедыя. – Мiнск, 1989

4. Беларуская народная творчасць. – Мiнск, 1975

5. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 1,2,3. – Москва: Аванта +, 1997

6. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич. – Москва, 1997

7. Александров, В.В. История русского искусства / В.В. Александров.– Минск, 2007

8. Государственный художественный музей БССР. – Минск, 1990

9. Готтенрот, Ф. Иллюстрированная история материальной культуры / Ф. Готтенрот. – Москва-Санкт-Петербург, 2001

10.  Энциклопедический словарь «Славянская мифология». – Минск, 1995

11.  Дмитриева Н., Краткая история искусств / АСТ-Пресс, 2012

12.  История русской музыки / Эксмо, 2012

13. Шорникова М.И. Музыкальная литература: развитие западноевропейской музыки (2-ой год обучения). Учебное пособие / Феникс, 2012

 

 

Дополнительная

14.  Золотая книга этикета. – Москва, 2004

15.  Павленко, Н.А. История письма / Н.А. Павленко. – Минск, 1979

16. Крук, Я. Символика белорусской культуры / Я. Крук. – Минск, 2000

17.  Кун, Легенды и мифы Древней Греции / Н. Кун. – Москва, 2008

18.  Великолепная Италия. Русская версия. – StortiEdizionistr. 2004

19. Свинглхарст, Э. Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное / Э. Свинглхарст. – Белфаксиздат, 1996

20.  Соколова Т. Залы зимнего дворца и Эрмитажа / Т. Соколова. – Ленинград, 1963

21. Гараш К. Итальянские портреты эпохи Ренессанса / К. Гараш. – Будапешт 1983

22.  Лучшее из Барселоны. – Барселона, 2005

23.  Войцеховский, А. Тайны древних цивилизаций/А. Войцеховский. – Москва, 2009

24.  Бобылева А.Л., Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже ХIХ-ХХ веков. / Едиториал УРСС


по культурно-досуговому профилю


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.