Цитата из «Глотка чистейшей воды» А.С. Чернова — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Цитата из «Глотка чистейшей воды» А.С. Чернова

2022-02-10 30
Цитата из «Глотка чистейшей воды» А.С. Чернова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

   Такого грандиозного сооружения на Студенце еще не было: длина пруда около 1100 м, плотина высотой не менее 7 м (смотри главу 3. Студенец. Полноводность) и шириной под 150 м с проездным мостом, каменное здание мельницы (ничего не знаем о ее типе и характеристиках), специальный канал для отвода воды с рабочего колеса (колес?), скорее всего регулируемый водоспуск.

 

С высокой вероятностью можно предположить, что гидросооружение превосходило проект 1849 г., о котором я расскажу немного позже.

Плотина на Базарной с каменными основаниями на этой карте едва ли «безобразовская» - точно известно, что как минимум до 1830 г. там был деревянный мост. Да и на карте мельниц на ней нет, т.к. нет их обязательного обозначения, в то время как у монастыря оно есть. Но плотина необычная во всех смыслах, поэтому и к ней мы еще вернемся.

1830 г. Ширину Студенца выше крепостного рва я объяснить не могу…

   На плане 1856 г. мельница с плотиной у монастыря имеется, а пруда почему-то нет.

 

Из обозрения империи 1851 г. нам известно, что тогда она точно работала и сдавалась аренду. Объяснение этому у меня только одно — большого пруда как в 1832 г. на тот момент и не было, а неработающая мельница обозначена чисто номинально как строение. Обвинить картографа в волюнтаризме не получается, он очень скрупулезно все прорисовывает, даже ручейки, впадающие в Студенец, не забыл дамбу на протоках Цны и другие подобные «мелочи». Надеюсь, что со временем в архивах найдется ответ на этот вопрос.

Про дальнейшую судьбу «главной» Студенецкой мельницы мне ничего не известно. Да и безвозвратно проходил «водяной» век даже в провинциальной Тамбовской губернии. Поэтому для меня стала абсолютно неожиданной информация о разрушении мельницы у ипподрома аж в 1910 г., о чем вы прочитали выше. Впрочем, я слегка лукавлю. Мне знаком «Отчет Тамбовской городской управы за 1907 г.»: «Под военными лагерями при Студенецкой плотине разобраны скрыни и уравнена земля, а так же исправлены деревянные части ея». Я самонадеянно подумал, что чиновники спутали скрыни, рабочие водоспуски мельницы, с вешняком, холостым водоспуском, который есть на любой плотине. Еще бы, ведь совсем скоро на канале заработает гидроэлектростанция с настоящей турбиной, а не с допотопным колесом!

Первую паровую мельницу вознамерилась открыть в 1880 г. в 38 квартале второй части на берегу Студенца купчиха А.А. Григорьева. Это между Красной и Базарной. Но что-то не сложилось. «Журналы Тамбовской городской думы за 1880 год».

Но прогресс на месте не стоял. Наследники купца Ф.Е. Егорова в 1890 г. получили разрешение на строительство мельницы между Носовской и К.Маркса. Как пишут, жители сопротивлялись из-за боязни пожара. Но из выше приведенного фрагмента видно, что согласия соседей не требовалось, и было вне компетенции городских чиновников. Просто бюрократы всегда и всего боялись независимо от времен.

Чем она нам интересна применительно к Студенцу? На берегу построена. И легендами. Зерно подвозили на лодках и баржах к пристани! Старая технология помола с предварительным увлажнением зерна? Ну почему же старая (впрочем, известна с конца 18 века), до сих пор отволаживание применяется. В Студенец по подземной галерее стекали воды после промывки зерна? Ну да, река всегда выполняла функцию бесплатной канализации. Но использование воды из нее, как утверждают некоторые, для смачивания уже перебор!

«Лирическое» отступление. Вот как этикетка сохранилась до наших дней!?

 

 

Кроме мельничной на Студенце существовали, приносили городу пользу, а нередко и проблемы, как вы читали выше, и просто плотины. Хотя некоторые из них простыми не назовешь.

Например, плотину на карте 1832 г. на Базарной. Невиданная до сих пор в городе конструкция, к которой вопросов больше чем ответов. У плотины каменные устои (опоры), между которыми переброшен деревянный мостовой пролет, т.е. она была проезжей. Она обязательно должна была иметь водоспуск, который обеспечивал как обычный сброс Студенца, так и пропуск «большой» воды в половодье.

Запруда с запасом воды в этой части города была жизненно необходима, т.к. ближайшая находилась у монастыря. Но почему из всех возможных выбрали самый дорогой и сложный вариант? Разве тогда не было понятия экономической целесообразности, т.е. соотношения стоимости постройки, расходов на текущее содержание, срока службы и приносимой пользы? Чем она лучше стандартной насыпной, или шпунтованной с земляной отсыпкой как тогда же у монастыря, или деревянной с опорами в виде срубов (свинок), заполненных глиной?

Пруд длиной всего лишь 400 метров, в то время как мельничный у монастыря около 900, и максимальной глубиной около 1,0 м. Т.е. знали, что получится большая лужа, и все равно тратили огромную сумму? Каменные опоры несоизмеримо дольше прослужат, а деревянные части легко ремонтируются? Увы, не так просто с кирпичными плотинами.

Из плюсов такой плотины разве что мост, т.к. его не надо строить отдельно, а городуже не мог обходиться без второй переправы в центре.

На все вопросы отвечает версия о незаконченном строительстве чугунного моста (да и этот текст представлен полнее и легче для понимания за счет иллюстраций). Но у нее нет архивного подтверждения, впрочем, как и опровержения...

Третий раз к каменным плотинам вернулись в 1881 г. Причина, как говорилось в предложении к городской думе, в том, что каждый год городское управление мучит себя вознею с плотинами, которыя то там, то здесь разрываются водою. Каменныя плотины из известковаго камня очень дешево могут раз на всегда при хорошей постройке заставить город забыть как прорываются плотины и он остается без воды. Наверное, все же недешево стоило воплощение предложения, если такие плотины так и не построили.

Про другую необычную плотину пишет М. Климкова: «В 1849 году был сделан проект устройства основательного водоспуска в нем (Студенце. Ред.), чтобы регулировать паводковый уровень воды (проект был воплощен в жизнь)». Я позволил себе дерзость переставить проекции с точки зрения современных правил черчения, в 19 веке они были несколько другими, и поставить предполагаемые размеры.

Для тех, кто не «дружит» с чертежами, более поздний  «облегченный» пример из Самарской губернии.

Большая часть плотины насыпная, и по существовавшей тогда технологии она состояла из земли, смешанной с навозом и хворостом, иногда добавляли известь. Причем грунт брали прямо с берега, что «помогало» реке размывать русло. И ведь знали, что так делать нельзя, но все равно экономили… Для укрепления основания забивали шпунты – деревянные сваи, которые видно на чертеже. Над водоспуском, оснащенным воротом для поднятия затворов, переброшен деревянный пролет моста.

К сожалению, М. Климкова не знает, где и когда ее построили. Я думаю, и для этого есть основания, что она находилась в р-не Екатерининского института (сейчас на его месте лицей №29 на К. Маркса). Видимо построили ее незадолго до 1874 г. (для тех времен такой промежуток времени от проекта до воплощения вполне обычен). Не просто же так в Журналах Тамбовской городской думы за 1874 год она «новая».

 

.

 

Новая, но по тем же Журналам в том же году ее уже ремонтировали после весеннего половодья.

Как видите, это фактически описание плотины из проекта: понурный (наклонный) пол для защиты дна от размывания, шпунтовые сваи, мост и откосные крылья.

1876 г. «Журнал Тамбовской Городской Думы». Высочайше утвержденное Тамбовское Общество Любителей Конского Бега просит у Городской Думы дозволения устроить на реке Студенце, по левую сторону Чугунного моста (от Базарной в сторону Пролетарской), - зимний бег, для чего дозволить Обществу устроить шлюз (плотину).В качестве аргумента просители пишут, что это принесет пользу для жителей, снабдив их в достаточном количестве водою. Ему, обществу (для понимания в переводе на сегодня – юридическому лицу), отказали, сославшись на вред мосту и на то, что желание выражено только одним «лицом». Тем не менее, мостовые опоры все же пострадали в половодье 1881 года (подробности в главе1. Студенец. География), и, по моему мнению, как раз из-за отсутствия плотины нужной высоты ниже по течению!

В том же документе уже коннозаводчики и охотники просят дозволения устроить по правую сторону моста зимой беговой ипподром, причем утверждают, что вода там уже есть! Посему постановлено: разрешить. Конечно, вода (пруд) имеется благодаря плотине по проекту 1849 г. у Екатерининского института, правда, уже «потрепанной» в 1874 г.

1878 г. «Отчет Тамбовской городской управы». Весной полая вода эту плотину практически разрушила (см. главу 1. Студенец. География). «Для задержания воды сделана новая временная плотина у Екатерининского института, кроме того с той же целью построили две небольшие плотины, одна против кузниц (предположу, что в р-не Пролетарской) и одна к Девичьему монастырю». Т.е. мельницы с необходимой для нее по размеру плотиной у монастыря уже не было!

1879 г. «Журнал Тамбовской Городской Думы». На заседании рассматривается вопрос о выделении денег на ремонт плотины у Екатерининского института, которая годом ранее разрушена паводком. Постановили «капитальную» больше не строить, ведь смета 7500 руб. - немалые по тем временам деньги, когда весь бюджет города 170 000, а ограничиться временной запрудой, как в прошлом году. А вместо плотины «устроить проездной мост», который в 5 раз дешевле и бюджета на него хватает. Такая цена является еще одним аргументом в пользу версии постройки водоспуска по проекту 1849 г. на ул. К. Маркса.

В этом же году последнее найденное мной упоминание о плотине у Девичьего монастыря - ее собирались ремонтировать в 1880 г.

1880 г. «Журнал Тамбовской городской думы». Заседание от 2 декабря. Просьба разрешить устройство катка на месте, где коннозаводчики проводили бега. Видимо маленький пруд у временной плотины тех уже не устраивал. Удивительно, но «соседство Базарной площади, заражающей вредными испарениями», не останавливало любителей, как тогда говорили, увеселений на Студенце.

Я ведь не просто так указал полную дату вроде как заурядного обсуждения обычного прошения. Тот год был очень сложным для крестьян: «в половине мая дожди и холода, в начале июня морозы, потом засуха почти до уборки хлебов, во время снятия их дожди, появление гессенской мухи, причинившей ощутительный вред хлебам». В результате дорогой хлеб. Поэтому на том же заседании рассматривался вопрос о выпечке хлеба для бедных жителей и продаже по удешевленной цене. Как-то вот так: кто-то не мог купить хлеб, а кому-то требовались зрелища... Хотя дело было вовсе не в урожае, а в банальной спекуляции на основе слухов. Вот такой своеобразный привет из прошлого сегодняшней инфляции!

А в 1883 г. ввели в эксплуатацию водопровод. Он быстро расширялся по городу, поэтому постепенно отпала необходимость в воде для питья, хозяйственных нужд и в большой мере для тушения пожаров. По случаю рекомендую одну из немногих книг по истории в свободном доступе и с большим массивом цитирования. А.С. Чернов «Глоток чистейшей воды». Очерки к 120-летию тамбовского водопровода. 2002 г. Очень интересно и познавательно, и не только про водопровод.

Но от плотин совсем не отказались.

1883 г. «Отчет Тамбовской городской управы». Ремонт плотин у ярмарки (у монастыря или речь о Ярмарочной площади за ул. Пролетарской?), Екатерининского института и кузниц.

1886 г. Новая пешеходка, на корпусной плотине и укрепление плотины. Можно предположить, что речь идет о том же Екатерининском институте. Дело в том, что до 1866 г. это был Кадетский корпус, а такая путаница с названиями вполне обычна для того времени.

Следующие отчеты Тамбовской городской управы мне по месту точно идентифицировать не по силам… Можно предположить, что это в р-не ипподрома и Завода подшипников скольжения. А в центре города, по-видимому, вслед за мельницами окончательно исчезли и плотины…

1891 г. «У конского бега на Студенце и против кузниц у плотин разобраны лотки». «На ярмарке к бегу и около кузниц построена плотина».

1897 г. «Разобраны деревянные части плотины близ бега на Студенце на время половодья». «Запружена два раза ярмарочная плотина на Студенце».

1900 г. «Запружена плотина на Студенце за ярмарочной площадью».

1912 г. «У креплена плотина за Царскими конюшнями».

Для чего нужны были плотины городу и горожанам понятно. Но какую роль они играли в «жизни» самого Студенца? Правильно, задерживали и отстаивали ил и песок с верховий, грязь и мусор с улиц, навоз и человеческие отходы. И только прорывая искусственные преграды, он очищался. Но со временем не стало и регулярных половодий. И как-то одновременно и плотин, во всяком случае ниже Пролетарской. Необходимость в них пропала, да и изрядно надоели они властям: большие затраты на строительство, восстановление после половодий и постоянные ремонты, застойная и потому непригодная для питья, а зачастую и для бытовых нужд, вода, неприятный запах и болезни от сваленных обывателями нечистот вплоть до дохлятины. И все эти проблемы, ведь так получается, только ради борьбы с пожарами и призрачной прибыли от сдачи мельниц в аренду?

А в главе 1. Студенец. География вы прочитали, что и все значимые катаклизмы на Студенце связаны с плотинами. Студенец, конечно, свирепый, но и строили их зачастую кое-как. Не просто же так гласный Думы П.И. Слесарев заявил в 1881 г. на заседании, что те, кто их делает, не могут сделать лучше, потому что не умеют и свою работу исполняют при добросовестном незнании дела, требующего гидротехнических знаний, которыми они не обладают. Следов, что его коллеги опровергли, пока не найдено…

И у дачные проекты нисколько не умаляют его слова, мало того, они актуальны и сейчас. Рано или поздно, а надежда умирает последней, но с позорищем в виде нынешнего состояния Студенца, этаким маленьким местным Читарумом, будет покончено, и актуализируется вопрос благоустройства поймы. Звучали в свое время предложения создать каскад прудов хотя бы от Державинского до Замятинского моста. Так вот, к этому проекту, да и к любым вмешательствам в Студенец, надо подходить очень осторожно. История хоть и давняя, но красноречивая, и повторять ошибки предков не стоит. Да и специалистов, к сожалению, не больше чем в стародавние времена…

Мосты.

6. Студенец. Мосты.

Старый Тамбов с некоторой натяжкой можно назвать городом мостов и мостков. Что неудивительно, ведь построенный на «высоких берегах» Цны и Студенца, на практически плоской надпойменной террасе,город тонул в болотах. Поэтому весь был опутан сетью сточных канав и канавок, проложенных как вдоль улиц, так и внутри кварталов.

Верховодка, дождевые и весенние снеговые воды их посредством собирались в своеобразные «канализационные коллекторы»: канаву вдоль ул. Пролетарская (не зря она называлась Обводной), Студенец и речку Ржавец (Ржавчик). В историческом центре им помогали крепостные рвы, которые не засыпали долгое время в т.ч. и по этой причине. Часть воды отводилась в Цну по пожарным спускам к ней, а кое-где она образовывала стихийные промывины.

И все это «хозяйство» не могло обходиться без мостов и различных мостков. Но нас-то интересует Студенец, который доставлял немало неудобств для передвижения не только неприятелю, но и жителям, путникам и гостям Тамбова. До реформ 1781 г. территория левого берега Студенца и Цны застраивалась не менее интенсивно, чем центральная и южная части города, вдобавок через нее проходила дорога на Козлов и дальше на Москву (Астраханский почтовый тракт). Поэтому без переправ было не обойтись. Сначала проблему сообщения между берегами решали плотины и деревянные мосты, а позжепоявилась необходимость и в каменных. Вот о них и расскажу, где возможно погружаясь в их «деревянное» прошлое. Естественно, в меру найденной информации.

#река_Студенец#Цна#Канал_Цны#Коренная#Ерик#река_Чумарса#Краеведение#Тамбов#История#Алексей_Ермаков

 

Старый Тамбов с некоторой натяжкой можно назвать городом мостов и мостков. Что неудивительно, ведь построенный на «высоких берегах» Цны и Студенца, на практически плоской надпойменной террасе,город тонул в болотах. Почему не основать его у Липовицы как планировалось? Там топкое и неудобное место, как утверждается. А может для крепости было в самый раз, ведь не просто так строители Мичуринска Спешнев и Биркин написали жалобу царю, где они обвиняют Бабарыкина в бессмысленности крепости на новом месте с точки зрения защиты от набегов и в личных интересах переноса? Ну что ж, получилось то, что получилось.

В границах М. Горького, ЖД, Астраханской, К. Маркса, южнее Красноармейской – фактически болото. Наверное, это оно должно было по версии первостроителей защищать крепость с юга и запада. Подъем местности на север и на восток обманчив — история помнит «водоемы» и на Сенной площади (Центральный рынок), и даже у Соборной.

Весь город был опутан сетью сточных канав и канавок, проложенных как вдоль улиц, так и внутри кварталов.

Верховодка, дождевые и весенние снеговые воды их посредством собирались в своеобразные «коллекторы»: канаву вдоль ул. Пролетарская (не зря она называлась Обводной), Студенец и речку Ржавец (Ржавчик). В историческом центре им помогали крепостные рвы, которые не засыпали долгое время в т.ч. и по этой причине. Часть воды отводилась в Цну по пожарным спускам к ней, а кое-где она образовывала стихийные промывины.

Эта ирригация помогала, конечно, но и несомненно увеличивала городские затраты. Ведь для прохода и проезда по улицам требовались мосты и мостки, которые нуждались в постоянном ремонте, поскольку в подавляющем большинстве были деревянными.

Как и изначально все мосты на интересующем нас Студенце. Но с учетом насыпей их размеры, конечно, были куда как больше остальных. И они не только гнили, но и река «трепала» их регулярно. До реформ 1781 г. территория левого берега Студенца и Цны застраивалась не менее интенсивно, чем центральная и южная части города, вдобавок через нее проходила дорога на Козлов и дальше на Москву (Астраханский почтовый тракт). Да и позднее движение по мостам все равно увеличивалось, ведь если в начале 19 века в Тамбове проживало около 12 000 человек, то к его концу уже 48 000. А сколько еще было приезжих на базары, по делам и т.п.? Поэтому в какой-то момент и появилась необходимость в каменных мостах. Вот о них и расскажу, где возможно погружаясь в их «деревянное» прошлое. Естественно, в меру найденной информации.

 

Державинский мост. Ул. Советская.

Закономерно начинаем с него, т.к. это первый и самый старый сохранившийся каменный мост в Тамбове. И с некоторых пор самый изученный - страшно подумать, но еще в 1999 г. в «Справочнике-путеводителе» Горелова А.А и Щукина Ю.К. писалось, что он построен в 30-ых годах 19 века. И единственный признанный (2015 г.) объектом культурного наследия, пусть и регионального значения.

Нет смысла пересказывать статью М. Климковой (Марина, как видите, ваша статья пригодилась!) о Державинском мосте. Еще больше информации в ее ЖЖурнале, заходите по ссылке, набирайте в поиске «Державинский мост» и читайте. В том числе и о неравной борьбе неравнодушных людей в защиту Студенца и с незаконным строительством ТРЦ. Поэтому коротко с некоторыми дополнениями и пояснениями.

  В декабре 1785 года правителем Тамбовского наместничества был назначен действительный статский советник Г.Р. Державин, который подчинялся рязанскому и тамбовскому генерал-губернатору И.В. Гудовичу. П о плану 1781 года нового каменного строения на этом месте возводить не предполагалось. Основной казённый мост намечалось делать выше по течению реки, напротив Сенной площади (Базарная). Однако Гудович решил, что мостовому сооружению выгоднее стоять на пересечении Студенца с главной улицей – Астраханской-Большой, чтобы он вёл к главной площади, где должны были строиться дом генерал-губернатора и присутственные места.

Мост строился с 1786 по 1788 г. на месте деревянного при непосредственном участии Державина. До революции в документах проходил как Галкинский, Интендантский, Никольский. Последнее название получил по одноименной церкви (правильнее Святой Живоначальной Троицы), которая стояла на месте «Танка».

А это реконструкция моста. Кто-то для себя откроет, что он был трехарочным.

Почему таким решено было строить? Русло достаточно широкое - длина моста получилась пятьдесят одна сажень один аршин с половиною (109,88 м), ширина четыре сажени один аршин (9,24 м), вышина три сажени два аршина (7,82 м) (помните инфографику 1939 г.?). Грандиозное сооружение для провинциального Тамбова того времени! Хотя немногим позже построен мост через Ржавец на Астраханской дороге - те же 53 сажени длиной, только на сажень уже. Неизвестно, что он из себя представлял, но затраты на их содержание были одинаковые.

Думаю, отсыпать и укрепить дамбы на берегах, и т.о. сузить русло и ограничиться одной аркой строители не могли - им хорошо было известно о «свирепом» весеннем половодье. А сделать ее больше не позволяли глубина русла, грунты с маленькой несущей способностью и отсутствие нужных строительных материалов, а возможно и владеющих подобной технологией мастеров было не найти. Тогда почему и когда две арки засыпали? Необходимости уже не было? Или для уменьшения ремонтов и сохранности кладки (ниже есть информация о такой проблеме)? «Поплыли» опоры?

Мало кто об этом знает, но со стороны стадиона после расширения моста арки откопали, и хоть пол и подсыпан грунтом, но верх у них открыт.

 

 

Еще до строительства ТРЦ в 2012 г. была идея вскрытия арок и организации в них пешеходного перехода с исторической экспозицией. Наверное получилось бы неплохо вкупе с зоной отдыха ниже по течению. Но сейчас мы понимаем, почему все «благополучно» забыто.

Любопытный факт от М. Климковой. К 1838 г. о времени постройки моста забыли: «Галкинский Студенецкий мост выстроен от тамбовского Приказа общественного призрения, а когда – по думе не видно...». Зато далее перечислялись ремонтные работы, проводившиеся с 1823 года (года передачи его в ведение Градской думы) по 1837 год: исправление ледорезов и шлюзов, штукатурка и побелка, "подделка каменных стен", изготовление перил и др.

Не вспомнили и в 1851 г.: «Военно-статистическое обозрение Российской империи. Тамбовская губерния, 1851 г.».

Мнеодному показалось, что обозрение 1851 г. «содрано» с рапорта 1838 г.?

 

Кстати, кирпич или камень на известковом растворе далеко не самый хороший материал для приводной части моста. Поэтому такие сооружения облицовывали камнем твердых пород на гидроизолирующей связке. А «деревянная одежда» больше для защиты опор в половодье, от «мочи» не спасает.

И небольшой штришок из современной истории, точнее из совсем недалекого прошлого. Сейчас (в 2014 г.) говорят, что мост, который на Советской через Студенец, – это «державинский» мост. Да это неправда всё. Если бы он был бы, он вошел в историю как памятник, и на нем должна была висеть табличка «Охраняется государством», но сегодня этого не сделано, и высказывание многих людей – это одно из предположений, одна из догадок». Тем не менее в августе 2015 г. появилось это:

Август 2015 г.

 

Ноябрь 2015 г.

Как видите, память занятная штука, а иногда и очень скоротечная. Державин остался, а лауреат премии нет...

 

Чугунный мост. Ул. Базарная.

В последние два года самый упоминаемый. Что вполне понятно – из-за него одна из самых оживленных улиц Тамбова была перекрыта с осени 2018 года для движения грузового и пассажирского транспорта, а позже для легкового и пешеходов. Решение о сносе моста было принято не столько из-за его состояния (по моему мнению, при демонтаже оно оказалось не таким уж плачевным), сколько по причине растущего трафика, с которым он не справлялся.
В администрации утверждали, что мост построен в 1912 г. В доступных мне «Журналах Тамбовской городской думы» начиная с 1874 г. он фигурирует как «Чугунный» и каменный. О том, когда и почему его так назвали, мы, к сожалению, можем строить только версии, что я и сделал в статье Чугунный мост. Версия названия.

Поэтому еще до начала «реконструкции» было подозрение в некорректности даты строительства. Не со злым ли умыслом его возраст преуменьшили? У меня нет «железобетонных» доказательств, поэтому судите сами.

Первый деревянный мост на Базарной (на карте 1780 г. его еще нет) появился видимо после того, как планы изменились и каменный (Державинский) построили на Советской. Пусть и такой, скорее даже мосток, но насущную потребность закрыл.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.