Психолого-педагогическая характеристика воспитанников с РАС — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Психолого-педагогическая характеристика воспитанников с РАС

2022-02-10 20
Психолого-педагогическая характеристика воспитанников с РАС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проект программы

 для детей с расстройствами аутистического спектра

Для детей от 3-7 лет

разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К.

Содержание

I. Целевой раздел. Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Характеристика детей с РАС.

 Педагогические принципы построения программы. ……….…….......................................................................................

Планируемые результаты освоения программы, целевые ориентиры…………………………

II. Содержательный раздел.

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Установление эмоционального контакта»……………………………………………..

 

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Совместное осмысление и упорядочивание жизненного опыта ребенка: повседневных ситуаций; значимых воспоминаний и намерений, достижение возможности совершения самостоятельного выбора, выработки общего решения и построения планов»…………….

 

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Развитие более позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и большей адекватности в реакции на них»………………………………………………………………………………

 

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях»

 

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни»

 

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение навыками коммуникации»………………………………………………..

 

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление картины мира»……………………………………..

 

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление адекватных возрасту социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей»…………………………………………………………..

 

II I. Организационный   раздел.

Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

В основу разработки адаптированной образовательной программы для детей с РАС заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению программы для детей с РАС предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с РАС. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с РАС дошкольного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.

В основу формирования адаптированной основной образовательной программы воспитанников с РАС положены следующие принципы:

― принципы государственной политики РФ в области образования2 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

― принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей воспитанников;

― принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

― принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

― онтогенетический принцип;

― принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

― принцип сотрудничества с семьей.

 

Планируемые результаты освоения программы детей с расстройствами аутистического спектра

Обязательной для ребенка с РАС, обучающегося в условиях инклюзии, является систематическая специальная помощь, отвечающей его особым образовательным потребностям.

Основная образовательная Программа поддерживается Программой коррекционной работы. Требования к структуре программы коррекционной работы задаются ФГОС для детей с РАС. Устанавливаются следующие обязательные направления, составляющие структуру Программы коррекционной работы:

Поддержка в освоении основной образовательной программы дошкольного обучения.

Для обучающегося с РАС она реализуется:

- в создании оптимальных условий введения ребенка в ситуацию обучения;

- в помощи в формировании адекватного учебного поведения в условиях работы в группе;

- в подаче учебного материала с учетом особенностей усвоения информации, парадоксальности в освоении «простого» и сложного», специфики овладения навыками.

Требования к результатам развития жизненной компетенции включают:

• развитие внимания и представлений об окружающих людях, установление эмоционального контакта со сверстниками и близкими взрослыми, желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками, приобретение опыта осмысленного использования адекватных форм коммуникации;

• развитие жизненного опыта ребенка, совместное со взрослым осмысление повседневных ситуаций, проработка значимых воспоминаний и намерений, достижение возможности совершать собственный осмысленный выбор и совместно выстраивать порядок и план действий;

• развитие позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и большей адекватности в реакции на них;

• помощь в формировании реальных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности обращаться за помощью к взрослым, в том числе по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в детском саду;

• продвижение в овладении социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

• продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия (приветствия, извинения, вежливая просьба или отказ);

• помощь в осмыслении осмысление и дифференциация картины мира в ее целостной временно-пространственной организации (продвижение в преодолении фрагментарности ее восприятия);

• помощь в осмыслении социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

 

II. Содержательный раздел

 

По каждому направлению коррекционной работы определяются требования к результатам развития жизненной компетенции (см. таблицы 1 - 8).

 

Таблица 1

Направления коррекционной работы   Требования к результатам  
Установление эмоционального контакта, развитие представлений об окружающих людях, желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками, приобретение опыта осмысленного использования адекватных форм коммуникации     Развитие у ребенка стремления к контакту, внимания и ориентации на другого человека, восприятия происходящего. Понимание ребенком, того, что свои переживания можно разделить с другим человеком, получение разнообразного опыта разделенных переживаний. Понимание того, что происходит с ним значимо для других, а ему может быть близко то, что происходит с другими людьми (очерчивание и разработка общих смысловых полей). Появление возможности спонтанно обратиться, задать вопрос и воспринять ответ не только в узком русле собственного стереотипного интереса, приобретение положительного опыта коммуникации, развитие ее адекватных форм, накопление представлений о других людях.  

 

     

Таблица 2

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Совместное осмысление и упорядочивание жизненного опыта ребенка: повседневных ситуаций; значимых воспоминаний и намерений, достижение возможности совершения самостоятельного выбора, выработки общего решения и построения планов»

Направления коррекционной работы   Требования к результатам  
Совместное осмысление, упорядочивание и расширение жизненного опыта ребенка. Эмоционально-смысловая проработка повседневных и новых ситуаций, значимых воспоминаний и намерений, развитие возможности совершения осмысленного выбора, принятия совместного решения и построения плана действия.   Б о льшая адекватность и эмоциональная стабильность ребенка, Появление в его жизни предметов, людей, обстоятельств, на которые раньше он не обращал внимания. Появление возможности обратиться к прошлому опыту ребенка, а также его собственных обращений к прошлому: «а помнишь?». Возможность использовать его прошлый опыт для осмысления и оценки происходящего и организации поведения ребенка. Появление возможности обсудить происходящее и выделить возможные варианты развития событий, получение ребенком опыта самостоятельного выбора (а ты как хочешь?), выбора не из «хорошего и плохого», а из «хорошего и другого - тоже хорошего», «что сначала, а что потом» Появление возможности постепенного включения ребенка в обсуждение и принятия общего решения, совместной разработки плана будущих действий.

 

Таблица 3

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Развитие более позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и большей адекватности в реакции на них»

 

Направления коррекционной работы   Требования к результатам  
Развитие позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и большей адекватности в реакции на них»   Развитие положительного внимания к новому, появление любопытства. Появление большей стабильности, уменьшения тревоги при нарушении привычного хода событий. Появление внимания и интереса к шутке, попыток шутить самому

 

 

Таблица 4

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях»

 

 

Направления коррекционной работы   Требования к результатам  
Помощь в формировании реальных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности обращаться за помощью к взрослым, в том числе по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе.     Продвижение в возможности реально оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: на прогулках, в играх, в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи – это нормально и необходимо. Появление возможности обратиться за помощью к взрослому. Получение опыта выделения ситуации, когда требуется привлечение родителей, когда возникает необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. Появление возможности обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Извините, я забыл, не понял. Повторите, пожалуйста

 

 

Таблица 5

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни»

Направления коррекционной работы   Требования к результатам  
Формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.   Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей.   Ориентировка в устройстве дошкольной жизни, участие в повседневной жизни группы, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.     Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. Продвижение в овладении навыками самообслуживания     Развитие представлений об устройстве домашней жизни. Попытки включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни     Продвижение в развитии представлений об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и в расписании занятий. Появление попыток включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие.    

 

 

Таблица 6

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение навыками коммуникации»

Направления коррекционной работы   Требования к результатам  
Продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия (приветствия, извинения, вежливой просьбы ли отказа).     Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.     Появление попыток и продвижение в возможности решать актуальные житейские задачи, используя вербальную коммуникацию как средство достижения цели. Стремление включиться и поддержать разговор на темы, не связанные с собственными стереотипными интересами, появление большей адекватности в выборе собеседника и темы разговора. Появление возможности адекватно задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, отказ.     Появление попыток получать и уточнять информацию от собеседника, не связанную со сверх ценными интересами ребенка. Продвижение в освоении принятых культурных форм выражения своих чувств.     Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.  

 

 

Таблица 7

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление картины мира» \

Направления коррекционной работы   Требования к результатам  
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности.  

 

 

 

 

Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватной возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

 

 

Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

 

 

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как средство коммуникации и др.)

 

Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.   Продвижение в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, попытки вести себя в быту сообразно этому пониманию. Продвижение в установлении взаимосвязи порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, попытки соответствовать этому порядку.   Появление у ребёнка любознательности, способности с интересом замечать новое, задавать вопросы, попыток включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности и ответственности. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.   Попытки передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Опыт включения в свой личный опыт жизненного опыта других людей. Попытки делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.  

 

 

Таблица 8

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление адекватных возрасту социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей»

Направления коррекционной работы   Требования к результатам  
Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.   Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.     Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении.   Продвижение в понимании и умении использовать правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с детьми на детской площадке, с соседями по дому и с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.   Продвижение в умении адекватно использовать самые простые социальные ритуалы, принятые в окружении ребёнка. Б о льшая адекватность в выражении своих чувств соответственно ситуации социального контакта.   Расширение круга освоенных социальных контактов.    

 

Сентябрь

04.09 – 08.09    Мониторинг

11.09-15.09       Мониторинг

18.09 – 22.09     Наша группа. Наш детский сад

25.09 – 29.09     Игрушки

Октябрь

02.10 – 06.10      Овощи   

09.10 – 13.10       Осень

16.10 – 20.10      Фрукты

23.10 – 27.10           Сад. Огород    

Ноябрь

30.10 – 03.11      Наше тело. 

06.11 – 10.11      Наше лицо.

13.11 – 17.11       Гигиена

20.11 – 24.11       Одежда

27.11 – 01.12       Обувь

Декабрь

04.12 – 08.12        Зимующие птицы

11.12 – 15.12        Зима

18.12 – 22.12        Зимние забавы

25.12 – 29.12        Новогодняя елка

Январь

08.01 -12.01          Мониторинг

15.01 – 19.01        Мониторинг

22.01 – 26.01        Транспорт

29.01 – 02.02        Правила дорожного движение

Февраль

05.02 – 09.02         Дикие животные

12.02 – 16.02         Детеныши диких животных

19.02 – 23.02         Домашние животные

26.02 – 02.03         Детеныши домашних животных

Март

05.03-09.03            Восьмое марта

12.03-16.03            Домашние птицы

19.03-23.03            Птенцы домашних птиц

26.03-30.03            Весна

Апрель

02.04- 06.04            Посуда

09.04- 13.04            Мебель

16.04- 20.04            Дом

23.04- 27.04            Профессии

30.04- 04.05            Цветы

  Май

07.05- 11.05             Мониторинг

14.05-18.05              Мониторинг

21.05- 25.05             Насекомые

28.05- 31.05             Лето.

Сентябрь

04.09 – 08.09      Мониторинг

11.09-15.09         Мониторинг

18.09 – 22.09      Наша группа. Наш детский сад

25.09 – 29.09       Игрушки

 

Октябрь

 

 02.10 – 06.10        Осень   

09.10 – 13.10      Путешествие в осенний лес

16.10 – 20.10       Деревья

23.10 – 27.10      Овощи

 

Ноябрь

 

30.10 – 03.11       Фрукты 

06.11 – 10.11        Овощи - Фрукты

13.11 – 17.11       Перелетные птицы

20.11 – 24.11       Дикие животные

27.11 – 01.12        Детеныши дик. Животных

 

Декабрь

 

04.12 – 08.12         Транспорт. Профессии на транспорте.

11.12 – 15.12         Зима

18.12 – 22.12         Зимние забавы

25.12 – 29.12          Новогодняя елка

 

Январь

 

08.01 -12.01           Мониторинг

15.01 – 19.01          Мониторинг

22.01 – 26.01          Зимующие птицы

29.01 –02.02           Одежда

 

Февраль

 

05.02 – 09.02            Обувь

12.02 – 16.02            Головные уборы

19.02 – 23.02            Наши защитники

26.02 – 02.03            Семья

 

Март

 

05.03-09.03               Восьмое марта

12.03-16.03               Животные холодных стран

19.03-23.03               Животные жарких стран

26.03-30.03               Весна

 

Апрель

 

02.04- 06.04               Домашние птицы

09.04- 13.04               Космос

16.04- 20.04               Домашние животные

23.04- 27.04               Детеныши дом. жив

30.04- 04.05              Дом. Строительство

 

  Май

 

07.05- 11.05               День Победы

14.05-18.05                 Мебель

21.05- 25.05                 Посуда

28.05- 31.05                 Лето. Насекомые.

 

 

Подготовительная группа.

Сентябрь

04.09 – 08.09   Мониторинг

11.09-15.09    Мониторинг

18.09 – 22.09 Наша группа. Наш детский сад

25.09 – 29.09     В огороде. Овощи.

Октябрь

03.10 – 07.10  Осень.

10.10 – 14.10      Деревья. Части дерева.

17.10 – 21.10     Лес. Грибы и ягоды.

24.10 – 28.10      Сад. Фрукты и ягоды.

Ноябрь

31.10 – 04.11     Перелетные птицы.

07.11 – 11.11     Поздняя осень. Предзимье.

14.11 – 18.11      Гигиена. Части тела.

21.11 – 25.11      Дикие животные. Детеныши.

28.11 – 02.12    Животные Севера.

Декабрь

0.12 – 09.12     Зима. Родственные слова.

12.12 – 16.12      Зима. Рассказы.

19.12 – 23.12      Зимние виды спорта

26.12 – 30 12      Елка. Новый год

Январь

10.01- 13.01      Зимующие птицы.

16.01 – 20.01     Мониторинг.

23.01 – 27.01     Зимние виды спорта.

30.01- 03.02       Домашние животные. Детеныши

Февраль

06.02- 10. 02       Домашние птицы.

13.02 – 17.02      Семья. Профессии родителей.

20.02 – 24.02     День защитника Отечества.

27.02 – 03.03      Город. Улица. Мой адрес.

Март

06.03 – 10.03       Мамин день. Профессии мам.

13.03 – 17.03       Весна. Первоцветы. Перелетные птицы.

20.03- 24.03       Школа. Школьные принадлежности.

27.03 – 31.03     Труд людей весной. Профессии.

Апрель

03.04 – 07.04  Зоопарк. Животные жарких стран

10.04 – 14.04     День космонавтики. Космос.

17.04 - 21.04     Скоро в школу. Школьные принадлежности.

24.04 – 28.04    Транспорт. Профессии на транспорте.

Май

01.05 – 05.05      День Победы

08.05 – 12.05      Мониторинг

15.05 – 19.05      Мониторинг.

22.05– 26.05      Лето. Насекомые.

29.05 – 02.06      Закрепление.

 

II I. Организационный   раздел

 

 

Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

Образовательная область «Речевое развитие»

Рекомендуемые игры и игровые упражнения: « Как рычат мишки?», «Хлопки», «Поручение», «Покажи и назови», «Илюшины игрушки», «Один, одна, одно», «Что делает?», «Оденем куклу», «Большой — маленький», «Четвертый лишний», «Для чего нужны?», «Внимательные ушки», «Кто где?», «У кого?», «Кто в домике живет?», «Один, два, три», «Разноцветные флажки», «Мой, моя», «Будь внимательным», «Воробьишки» и др., «Толстый и тонкий».

Рекомендуемые иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, картины «Птичий двор», «Собака со щенятами»,«Кошка с котятами», «Мы играем», «В песочнице»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Рекомендуемые игры для развития психических функций: «Где гремит?», «Что звучит?», «Погреми так же», «Что как звучит?», «Волшебный мешочек», «Обведи пальчиком», «Узнай на ощупь», «Разрезные картинки», «Собери пупса», «Пес и щенок», «Петушок», «Лиса и мышка», «Чайник», «Бабочка и цветок», «Алешка».

Примерная тематика опытов и экспериментов 19 в групповой лаборатории:

«Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком), «Полеты в небе» (летящие воздушные шарики, листики, перышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Посадка лука», «Проращивание семян гороха», «Чиним игрушку» (строение человека), «Наши помощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Приготовим чай для гостей», «Горячо —холодно», «Легкий —тяжелый», «В каждой бутылке своя пробка», «Волшебные фигуры», «Угостим мишек», «Куличики», «Курочка Ряба», «Снежки», «Волшебный чулок».

Рекомендуемые игры и упражнения для развития математических представлений: «Разложи фигуры», «Шарики и кружки», «Кубики и квадратики», «Разноцветные корзинки», «Разноцветные домики» (группировка предметов по определенному признаку), «Сложи квадрат», «Сложи круг» (2—4 части), «Логические цепочки» (для самых маленьких), «Большой и маленький», «Дорожки» (длинный и короткий), «Разноцветные шарфики» (широкий и узкий), «Домики для кукол» (высокий и низкий), «Угости зайчат», «Накорми цыплят», «Веселые путешественники»

(уравнивание двух множеств), «Слушай внимательно», «Заводные игрушки» (воспроизведение заданного количества движений), «Составь картинку», «Разные картинки» (ориентировка на плоскости), «День и ночь», «Разноцветные шарики», «Геометрическое лото», «Вкусное печенье», «Где курочки?».

Занимательные задания и упражнения: «Домики и дорожки», «Сложи узор», «Медведь и пчелы», «Кто быстрее?», «Гаражи», «Разноцветные фонарики», «Поезд», «Смотай ленту», «Собери бусы», «найди такой же», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Сложи листик», «Насос», «Когда это бывает?», «Большие и маленькие», «Зверята», «Разноцветные кораблики».

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Рекомендуемые подвижные игры: « Семья», «Гном», «Мяч», «Это я», «Платье»,«Брюки», «Щетка», «Умывалочка», «Тапки», «Брюки», «Ботинки», «Елка», «Елочная игрушка», «Чашка», «Тарелка», «Каша», «Корова», «Конь», «Петух», «Утки», «Подарок маме», «Зайка», «Медвежонок», «Воробей», «Ворона», «Стул», «Кроватка», «Грузовик», «Поливальная машина», «Одуванчик», «Бабочка».

Подвижные игры на воздухе: «Пробеги с вертушкой», «Воробышки и кот», «Курочка-хохлатка», «Солнышко и дождик», «Позвони в колокольчик», «Снежинки и ветер», «Зайка беленький сидит», «Кто дальше?»

Рекомендуемые настольно - печатные игры: «Разрезные картинки», пазлы, «Парочки», «Парные картинки», лото «Игрушки», «Блоки Дьенеша»(для самых маленьких), лото «Магазин» (игрушки, обувь, одежда, посуда).

Рекомендуемые сюжетно - ролевые игры: « Дочки-матери», «Хозяюшки», «Магазин», «На приеме у врача», «В автобусе», «Парикмахерская», «Шоферы», «Стройка».

Рекомендуемые игры и виды театрализованной деятельности: инсценировка с игрушками, игры с пальчиками, драматизация сказок, показывание сказки на коврографе, кукольный спектакль, импровизация, ряжение, этюды на эмоции.

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Примерный перечень литературных произведений: народные потешки и пестушки, русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и козлята», «Три медведя», стихи А. Барто, Е. Благининой, З. Александровой, рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, сказки и рассказы Е. Чарушина, Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», Д. габе «Моя семья». А. Шлыгин «По дороге в детский сад», Е. Ильина «Игрушки», С. Капутикаян «Хлюп-хлюп», К. Чуковский «Мойдодыр», Ф. Ливстик «Кто сшил Видеку рубашку», Я. Аким «Елка наряжается», О. Высоцкая «Елочка», Л. Воронкова «Бедовая курица», Я. Тайц «Кыш», В. Сутеев «Кто сказал мяу?», Д. Габе «Мама», В. Стоянов «Воробей», П. Воронько «Испугались зайца», Я. Тайц «Поезд», Д. Хармс «Кораблик», А. Фет «Бабочка».

Рекомендуемые музыкальные произведения для слушания: «Баю-баю» (русская народная песня), «Грибок», «Лошадка» (М. Раухвергер), «Самолет» (Е. Тиличеева), «Зайка» (русск. нар. мелодия), «Серенькая кошечка» (В. Витлин), «Дождик» (Н. Любарский), «Киска» (А. Александров), «Листопад»(Т. Потапенко), «Маленькая полька» (Д. Кабалевский), «Болезнь куклы» (П. Чайковский), «Марш» (Т. Ломова), «Детская полька» (М. Глинка), «Зима прошла» (Н. Метлов).

Рекомендуемые музыкально-дидактические игры и упражнения: «Где мои детки?», «Подумай и отгадай», «Птицы и птенчики», «Кто в домике живет?», «Чудесный мешочек», «К нам пришли гости», «Что делают дети?», «Зайцы», «К нам игрушки принесли», «Наш оркестр», «Ножками затопали», «Марш деревянных солдатиков»,«Бабочки», «Мишки», «Волчок», «Мы — собачки», «Мы — кошечки» и др., «Игра с цветами», «Белочки», «Курочка с цыплятами», «Птички», «Дети и волк», «Прятки с платочками», «Ходим-бегаем» (Е. Теличеева), «Разминка» (Е. Макшанцев), «Птички и машины» (Т. Ломова), «Марш» (Э. Парлов), «Зимняя пляска» (М. Старокадомский),

«Лошадка» (Е. Тиличеева).

Рекомендуемые для подпевания песенки: «Ладушки-ладушки» (Т. Иорданский), «Птичка» (Т. Потапов), «Спи, мой мишка» (Е. Филичеева), «Строим дом» (Гавришева Л. Б., Нищева Н. В.), «Игрушки», (Гавришева Л. Б., Нищева Н. В.), «Дождь» (Гавришева Л. Б., Нищева Н.В.), «Бычок» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Слон» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Зайка» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Козленок» (Вихарева Г. Ф., Барто

А. Л.), «Грузовик» (Вихарева Г. Ф., Барто А.), «Самолет» (Вихарева Г. Ф., Барто А. Л.), «Паровозик»(Вихарева Г. Ф.), «Ква-ква», (Вихарева Г. Ф.), «Цыплята» (А. Филиппенко), «Маша кошку одевала» (В. Иванников), «Лопаточка моя» (В. Герчик),

«Елка» (Е. Потапенко), «Маму поздравляют малыши» (Т. Потапенко).

Рекомендуемые пляски и танцы: «Где наши ручки» (Т. Ломова), «Гуляем и пляшем» (М. Раухвергер), «Пляска с ложками», «Игра-пляска», «Танец с вертушками», «Танец медвежат», «Пляска с кубиками», «Пляска с погремушками» и др. (Из книги «Поиграем, потанцуем»), «Танец с куклами» (русская народная мелодия), танец «Снежинка» (Т. Ломова), «Пляска с султанчиками» (М. Раухвергер).

Хороводы: «Елка» (Т. Потапенко), «Маленький хоровод» (М. Раухвергер), «Елочка» (Е. Бахутова).

Игра на детских музыкальных инструментах: «Плясовая» (русская народная мелодия в обр. Т. Ломовой), «Во саду ли, в огороде» (русская народная мелодия).

Ритмопластика: «Песенка медвежат» (В.Кривцов, движения А. Буренина), «Разноцветная игра» (Б. Савельев, движения А. Буренина).

Психогимнастика: этюды на расслабление «Сосулька», «Шалтай —Болтай», «Спящий котенок» (М. Чистякова).

Образовательная область «Физическое развитие»

Рекомендуемые подвижные игры: «Бегите ко мне», «Догони мяч», «Найди свой домик», «Наседка и цыплята», «Поезд», «Бегите к флажку», «Где спрятался мышонок?», «По ровненькой дорожке», «Найди свой домик», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Птичка и птенчики», «Кролики», «Лягушка», «Трамвай», «Угадай, кто кричит», «Найди свой цвет», «Поймай снежинку», «Снежинки», «Добеги до кегли», «Мыши в кладовой», «Птички в гнездышках», «Сбей кеглю», «Мы топаем ногами».

 

Образовательная область «Речевое развитие»

Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Давайте отгадаем», «В огороде у козы Лизы», «Один и два», «Посмотри и назови», «Будь внимательным», «Чего не хватает?», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто лишний?», «У кого кто?», «Подскажи словечко», «Что перепутал художник?», «Когда это бывает?», «Назови ласково», «Где звенит?», «Чудесный мешочек», «Эхо», «флажки», «Телеграф», «Обезьянка», «Живые звуки», «Сосчитай-ка», «Волшебные часы», «Разноцветные корзинки»

Рекомендуемый иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, «Ранняя осень», «Ранняя весна», «Мы строим дом», «В уголке природы», «В песочнице», «Мы играем», «Птичий двор», «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Птицы прилетели», «Аквариум», «Перекресток», картины из альбома «Мамы всякие нужны».

Рекомендуемые серии картинок: «Находка», «Клубок», «Подарок».

Образовательная область «Познавательное развитие»

Рекомендуемые игры для развития психических функций: «Угадай-ка», «Что звучит?», «Где звенит?», «Мишка и Мишутка», «Толстый и тонкий», «Погремушки», «Чудесный мешочек», разрезные картинки, пазлы, «Что в сундучке?», «Магазин», «Разноцветные машины», «Помоги куклам» «Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка», «Что выбрал

Петрушка?», «Бегите ко мне», «Разноцветные ленточки», «Что нам привез Мишутка?», «Есть у тебя или нет?»

Рекомендуемые темы опытов и экспериментов: «Почему лужи замерзают?», «Почему мячик катится?», «Что любят растения?», «Чьи это детки?», «Как видят и слышат кошка и собака», «зачем звери меняют шубу?», «Мои помощники» (язык, нос), «Мыльные пузыри», «Волшебная глина», игры в теневой театр, «Поймай ветер» (игры с вертушками), «Куда ветер дует?» (игры с корабликами), «Мир меняет цвет» (игры с цветными стеклышками), «Льдинки», «Солнечные зайчики


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.