Тема «Народные праздничные обряды» Обобщение знаний — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема «Народные праздничные обряды» Обобщение знаний

2022-02-10 40
Тема «Народные праздничные обряды» Обобщение знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План-конспект урока по изобразительному искусству.

Класс:5.

Тема «Народные праздничные обряды» Обобщение знаний

Цель: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

УУД:

Предметные: характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического);

совершенствовать навыки изображения людей в движении.

Личностные: формировать эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;

понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство;

создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.

Метапредметные: участвовать в художественной жизни класса, школы;

проявлять себя в роли знатоков, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов;

находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства;

развивать творческое воображение и умение работать коллективно;

создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.

Тип урока: комбинированный урок

Формы организации урока: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная, творческая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Материалы: картон, гуашь, кисти, баночки, тряпочки, цветная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайдовая презентация с изображением народных гуляний, репродукции картин Б. Кустодиев «Праздники в деревне», «Хоровод», «Масленица», «Ярмарка» т.д., рисунки детей.

Литературный ряд: народное творчество: поговорки, пословицы.

Музыкальный ряд: подборка русских народных песен.

План урока.

1. Организационный этап.(2 мин.)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.)

3. Актуализация знаний  (3 мин.)

4. Первичное усвоение новых знаний. (12 мин.)

5. Динамическая пауза (3 мин.)

6. Первичная проверка понимания.(2 мин)

7. Первичное закрепление. Включение новых знаний в систему и повторение.

(Практическая часть) (15 мин.)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин.)

9. Рефлексия. (Подведение итогов занятия)(3 мин.)

  Оценивание работ учащихся.

 

Ход урока.

 

Организационный этап.

 

Приветствие учащихся. Создание благоприятной атмосферы. Проверка готовности учащихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- Мои дорогие ученики и наши гости. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что этот урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проделанной работой на уроке. Я желаю вам бурной фантазии, мастерства и успехов.

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?

- Чтобы узнать, когда у многих людей бывает хорошее настроение, надо отгадать кроссворд.

1. Образ, символизирующий тепло, приход весны, счастья? (П тица)

2. Образ, символизирующий растительные силы земли, процветание природы, жизнь? (Д р ево)

3. Предмет крестьянского быта и труда, которым пользовались женщины -пряхи? (Прялк а)

4. Солярные знаки, выполненные в виде квадратов, ромбов, крестов. (З емля)

5. Солярные знаки, выполненные в виде волнистых или ломаных линий (Во д а)

6. Солярные знаки, выполненные в виде кругов с различными узорами (Сол н це)

7. Чем украшали полотенце женщины-крестьянки? (Выш и вка)

8. Образ, символизирующий трудолюбие, движение солнца по небу, первый помощник крестьянина-земледельца? (К онь)

-   ПРАЗДНИК

На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией.

Актуализация знаний.

Жизнь крестьянина на Руси издревле была подчинена повторяемой смене времен времени. Это зимнее и летнее солнцестояние, осенние и весенние равноденствие, естественная смена времен года. Эта календарная обрядовость открывалась большими календарными праздниками.

На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами разговор о том, как жили наши предки. И прежде чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки:

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе. (Масленица)

 

Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник... (Пасхи)

 

Здравствуй, праздник долгожданный!

Встреча осени с зимой!

Для невест такой желанный,

От работы отпускной,

 

Богородица явилась

Нас накрыла от невзгод,

Это хоть давно случилось,

Память до сих пор живет. (Покров Пресвятой Богородицы)

Солнце по особому сегодня засияло,
Землю известив о празднике благом.
Рождество Христово светлое настало!
Радость принесет оно пусть в каждый дом! (Рождество Христово)

 

Повелось так с давних пор,
Обряды любит наш народ.
Запоет девичий хор,
Да к реке гурьбой идет,
Речка их венки несет.
А когда стает темно,
Весь народ идет в лесок
Отыскать любви цветок.
Каждый любит праздник этот,
Радость всем с небес упала
У нас праздник Ивана Купала! (Иван Купала)

Учитель: Как вы думаете, судя по отгадкам, которые вы получили, о чем же сегодня мы поведем речь?

Ответ: О народных праздниках.

Учитель: Действительно, тема сегодняшнего урока: Народные праздничные обряды.

Прослушивание песни.

Одним из самых распространенных гаданий на Купальную ночь было и останется гадание при помощи венков, которые вились из лопуха, медвежьего ушка, богородской травы или ивана-да-марьи. В сплетенные венки из трав вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки, после чего, венки спускали на воду. Каждый внимательно следит за своим венком:

  • если венок начинал быстро отплывать от берега, то это означало счастливую и долгую жизнь, или хорошее замужество;
  • если венок заплывал дальше других, то это означало, то тот человек, будет счастливее других;
  • если свечка или лучинка в венке, прогорит дольше других, то это означало, что человек проживет, очень долгую жизнь;
  • если венок тонул, то это означало, что замуж в этом году девица не пойдет, или суженый разлюбит ее.

Также очень популярно было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизирую солнцеворот, знаки солнца.

На рассвете с шутками, притворными плачами и песнями сжигали соломенное чучело Купалы. Божество выполнило свою миссию, ибо брошенное в землю зерно проросло и дало всходы, поэтому Купала (купа – куст, сноп старых растений, травы) может и должен умереть до следующей весны.

Сильное солнце, сильная вода, сильная земля и человек, входя в контакт с природой, берёт у неё силы для завершения летних работ.

Давайте, ребята посмотрим на иллюстрации к русским народным сказкам и найдём в них летние хороводы возле реки. Обратите внимание, что в руках или на голове у девушек венки из цветов. Это отличительная черта этого летнего праздника.

                     Заглянули в старину мы –

Будто дождь омыл сердца.

Только не допели струны

Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,

Не сказать всех добрых слов,

Край российский наш чудесен,

Вечно юн и вечно нов!

Я думаю, что вы немного устали, давайте проведем с вами динамическую паузу.

Динамическая пауза.

                             «За руками потянулись, встали прямо

                                      Повернулись влево, вправо,

                                     А потом покачали головой.

                                     Глазки вверх и вниз, по кругу

                                     Поклонимся мы друг другу.

                                    Руки сделаем «взамок»

                                    И продолжим наш урок»

Оценивание работ учащихся.

Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке. Спасибо вам за творчество и труд.

На Ивана на Купала в ночь на берегу реки
Все усердно заплетают из цветов и трав венки.
А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,
Разожгут костер до неба и заводят хоровод.
Сквозь огонь мы смело прыгнем - пусть сгорает зло до тла!
Это праздник лета, солнца, праздник света и тепла!
Загадав свои желанья, ищем папоротный цвет -
Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка на свете нет!

План-конспект урока по изобразительному искусству.

Класс:5.

Тема «Народные праздничные обряды» Обобщение знаний

Цель: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

УУД:

Предметные: характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического);

совершенствовать навыки изображения людей в движении.

Личностные: формировать эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;

понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство;

создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.

Метапредметные: участвовать в художественной жизни класса, школы;

проявлять себя в роли знатоков, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов;

находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства;

развивать творческое воображение и умение работать коллективно;

создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.

Тип урока: комбинированный урок

Формы организации урока: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная, творческая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Материалы: картон, гуашь, кисти, баночки, тряпочки, цветная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайдовая презентация с изображением народных гуляний, репродукции картин Б. Кустодиев «Праздники в деревне», «Хоровод», «Масленица», «Ярмарка» т.д., рисунки детей.

Литературный ряд: народное творчество: поговорки, пословицы.

Музыкальный ряд: подборка русских народных песен.

План урока.

1. Организационный этап.(2 мин.)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.)

3. Актуализация знаний  (3 мин.)

4. Первичное усвоение новых знаний. (12 мин.)

5. Динамическая пауза (3 мин.)

6. Первичная проверка понимания.(2 мин)

7. Первичное закрепление. Включение новых знаний в систему и повторение.

(Практическая часть) (15 мин.)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин.)

9. Рефлексия. (Подведение итогов занятия)(3 мин.)

  Оценивание работ учащихся.

 

Ход урока.

 

Организационный этап.

 

Приветствие учащихся. Создание благоприятной атмосферы. Проверка готовности учащихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- Мои дорогие ученики и наши гости. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что этот урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проделанной работой на уроке. Я желаю вам бурной фантазии, мастерства и успехов.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.