История международного права и его науки — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История международного права и его науки

2022-02-10 44
История международного права и его науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фонд

Оценочных средств

по дисциплине «Международное право»

 

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

(код и наименование направления подготовки)

Гражданско-правовой

 (наименование направленности (профиля) образовательной программы)

 

Квалификация

Бакалавр

Форма обучения

Заочная

 

Год набора 2015


Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция по дисциплине «Международное право», рабочая программа по которой зарегистрирована под учетным номером 53800.

Фонд оценочных средств рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

 теории государства и права и конституционного права                                                                   

наименование кафедры

протокол № ________от "___" __________ 20__г.

 

Заведующий кафедрой

 теории государства и права и конституционного права              И.А. Воронина                           

    наименование кафедры                                               подпись                   расшифровка подписи

Исполнители:

старший преподаватель                                                        Д.А. Саблин                                        

                                    должность                                    подпись                   расшифровка подписи

                                                                                                                                                                   

                                    должность                                    подпись                   расшифровка подписи

  СОГЛАСОВАНО: Уполномоченный по качеству факультета                                                                                    Л.И. Носенко                                                                                                личная подпись                                     расшифровка подписи

Раздел 1. Перечень компетенций, с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций Виды оценочных средств/ шифр раздела в данном документе

ОК-1:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

Знать: предмет и функции философии, место философии в культуре; основные этапы исторического развития философии; учение о бытии и проблемы диалектики; основные проблемы теории познания и методы научного познания; сущность общества и его подсистемы и основные подходы к проблемам общественного развития; сущность философского учения о человеке и ценностях его бытия; философское понимание сущности культуры и особенности современного этапа ее развития в условиях глобализации; Блок A – задания репродуктивного уровня Тестовые задания. Вопросы для устного собеседования.
Уметь: применять философские знания для достижения действительности; формировать о отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии мировоззренческим проблемам общественной жизни и познания; использовать положения и категории философии для оценки и анализа современных социальных тенденций, фактов и явлений; Блок B – задания реконструктивного уровня Рефераты. Задачи.
Владеть: навыками изучения не сложных философских текстов; навыками ведения дискуссий по мировоззренческим вопросам; навыками подготовки докладов и рефератов по философии, а также ответов на тест-вопросы. Блок C – задания практико-ориентированного и/или исследовательского уровня Дискуссия. Контрольная работа.

 

Раздел 2. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине (оценочные средства). Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания

 

Блок А

А.0 Фонд тестовых заданий

Тесты предназначены для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося.

 

I. По каким параметрам проводится различие между международным и национальным правом:

1) по предмету регулирования,

2) по субъектам права,

3) по способу создания,

4) по способу обеспечения,

5) по всем вышеуказанным параметрам?

II. Кто играет решающую роль в создании и обеспечении норм международного права:

1) международные судебные органы,

2) национальные законодательные органы государств,

3) Генеральная Ассамблея ООН,

4) государства мирового сообщества,

5) наиболее развитые государства мира?

III. Кому адресованы нормы международного права:

1) государствам,

2) субъектам международного права,

3) факторам межгосударственной системы,

4) индивидам,

5) борющимся нациям и народам?

IV. Укажите факторы, которые в отличие от других названных не способствуют развитию международного права:

1) углубление процесса международной интеграции,

2) рост числа суверенных государств,

3) вооруженные конфликты и свертывание сотрудничества,

4) научно-техническая революция,

5) резкое возрастание международного общественного мнения.

V. Какая из европейских школ международного права оспаривала в прошлом юридическую природу норм международного права:

1) русская,

2) французская,

3) немецкая,

4) итальянская,

5) голландская?

VI. В какой области регулирования международных отношений тесно связаны международное право и международное частное право:

1) в области международных экономических отношений,

2) в сфере защиты прав человека,

3) в области охраны окружающей человека среды,

4) в области борьбы с преступностью,

5) во всех упомянутых областях?

VII. Основание обязательной силы норм международного права следует искать:

1) в божьей воле,

2) в природе человека,

3) в высшей воле,

4) в воле государств,

5) в природе вещей.

VIII. Какая тенденция в применении международных санкций наблюдается в настоящее время:

1) государство индивидуально применяет санкции на основании права на самооборону,

2) санкции применяются государствами коллективно,

3) акцент смещается в сторону расширения санкций, применяемых международными организациями,

4) усиливается превентивная дипломатия в целях предотвращения создания предпосылок для применения санкций,

5) действует тенденция ограничения санкций, применяемых ООН и расширения мер, принимаемых государствами индивидуально или коллективно.

IX. Признание норм международного права правовыми ставится в зависимость главным образом от наличия в них одного из следующих компонентов:

1) политических предписаний,

2) санкций,

3) контроля,

4) рекомендательных правил,

5) диспозитивных норм.

X. Что представляет собой международный контроль:

1) это - указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушившему запрет или не исполнившему веление нормы права,

2) это - норма международного права, предусматривающая действия по наблюдению за выполнением договорных обязательств с последующим обязательным применением санкции,

3) это - мера укрепления доверия между государствами,

4) это - важнейшее средство обеспечения международного договора,

5) это - инспекция, предусмотренная международным соглашением?

Раздел 1 Основные понятия и общие институты международного права

1. Понятие и особенности международного права.

2. Предмет и метод международного права.

3. Функции международного права.

4. Система международного права.

5. Взаимодействие международного права и внутригосударственного права.

6. История развития международного права.

7. Современное международное право и тенденции развития.

8. Нормы международного права: понятие, структура и особенности.

9. Иерархия норм международного права.

10. Классификация норм международного права.

11. Систематизация норм международного права.

12. Реализация норм международного права.

13. Классификация источников международного права.

Примерные темы рефератов

Раздел 1 Основные понятия и общие институты международного права

1. Принципы международного права.

2. Принцип самоопределения наций как принцип международного права.

3. Международный обычай как источник права.

4. Теории признания в международном праве.

5. Правопреемство государств в международном праве.

В.1 Типовые задачи

 

Блок D

Вопросы к экзамену

1. Понятие, предмет, сущность современного международного право.

2. Понятие, особенности, общая характеристика источников международного права

3. Понятие, черты, виды норм международного права. Особенности процесса создания норм.

4. Периодизация развития международного права. Общая характеристика этапов развития международного права. Роль трудов Гуго Гроция для развития международного права.

5. Значение социальных революций (буржуазных в западной Европе, Октябрьской – в России), конгрессов и конференций 19 - нач.20 вв. для развития международного права.

6. Развитие международного права после Второй мировой войны. Понятие и значение кодификации международного права.

7. Понятие, значение основных принципов международного права. Природа международных документов, фиксирующих основные принципы международного права.

8. Характеристика принципа неприменения силы и угрозы силой. Право государств на самооборону.

9. Характеристика принципа всеобщего уважения прав и свобод человека. Понятие и значение международных стандартов (универсальных и региональных) по правам человека.

10. Характеристика принципа равноправия и самоопределения наций и народов. Нация, борющаяся за свою независимость как субъект международного права.

11. Характеристика принципа суверенного равенства государств и принципа невмешательства во внутренние дела.

12. Государство как основной субъект международного права.

13. Характеристика принципа территориальной целостности государств и принципа Нерушимости границ. Понятие, виды, значение территорий а международном праве.

14. Характеристика принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Действие и применение международных договоров.

15. Характеристика принципа сотрудничества государств. Основные формы сотрудничества государств в международной жизни.

16. Понятие международной правосубъектности. Понятие, классификация субъектов международного права.

17. Особенность международной правосубъектности производных субъектов международного права (государственно-подобные образования: вольные города, Ватикан, ММПО).

18. Международно-правовое признание: понятие, правовая основа, виды, подход (теории).

19. Международное правопреемство: понятие, правовая основа, подходы (теории). Общая характеристика видов правопреемства.

20. Характеристика принципа мирного разрешения международных споров. Особенность мирных средств, используемых для разрешения международных споров.

21. Понятие, кодификация права международных договоров.

22. Форма и структура международного договора. Юридическое значение наименования международного договора. Язык международного договора.

23. Презумпция действительности международного договора. Основания и последствия недействительности международных договоров.

24. Заключение международных договоров: понятие, стадии.

25. Основания, последствия прекращения и приостановления действия международных договоров.

26. Понятие, кодификация института международной ответственности. Классификация международных правонарушений.

27. Виды и формы международно-правовой ответственности государств. Особенность реализации ответственности государств в международном праве.

28. Основания, исключающие противоправность действий государств (основания, освобождающие от ответственности и основания, исключающие ответственность).

29. Международная уголовная ответственность индивидов за международные преступления: понятие, особенность реализации.

30. Понятие, признаки, виды международных межправительственных организаций (ММПО). Основные права и обязанности ММПО.

31. История создания и цели ООН. Главные органы ООН, их общая характеристика.

32. Специализированные учреждения ООН: понятие, основные направления деятельности и их общая характеристика.

33. Право внешних сношений: понятие, источники, принципы. Понятие и виды органов внешних сношений.

34. Дипломатические представительства: понятие, функции, порядок учреждения.

35. Консульские учреждения: понятие, функции, порядок учреждения.

36. Специальные миссии (дипломатия ad hoc): понятие, функции, порядок деятельности.

37. Личные привилегии и иммунитеты консульских представителей, их отличие от личных привилегий и иммунитетов дипломатических представителей.

38. Международное гуманитарное право: понятие, источники (Гаагские конвенции о законах и обычаях войны, Женевские конвенции о защите жертв войны), принципы.

39. Международно-правовой статус комбатантов: признаки, права и обязанности, ответственность.

40. Регламентация средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве.

41. Международно-правовая защита культурных ценностей и гражданских объектов в период международных гуманитарных конфликтов.

42. Понятие и источники права международной безопасности. Взаимодействие права международной безопасности и международного гуманитарного права.

43. Основания функционирования системы организации международной безопасности государств: универсальный и региональный уровень.

44. Цели и принципы международного экономического права. Понятие нового международного экономического порядка.

45. Функционирование международных экономических организаций. Виды, содержание международных экономических договоров.

46. Понятие, источники, принципы международного космического права.

47. Правовой режим космического пространства и небесных тел.

48. Правовой режим космических объектов. Правовой статус космонавтов.

49. Международно-правовая ответственность государств за космическую деятельность.

50..Международно-правовой статус гражданского населения в вооруженных конфликтах. Презумпция принадлежности к гражданскому населению (гражданским лицам).

51. Понятие и кодификация принципы международного воздушного права.

52. Государственная территория: понятие, составные части, особенность правового режима.

53. Международно-правовой статус Арктики.

54. Правовой режим воздушного пространства. Правила полетов в международном воздушном пространстве и воздушном пространстве государств.

55. Международно-правовой статус Антарктики.

56. Международное морское право: понятие и кодификация.

57. Правовой статус территориального моря и прилежащей зоны.

58. Континентальный шельф: понятие, правовой режим.

59. Правовой режим исключительной экономической зоны.

60. Понятие, правовой режим открытого моря.

Оценивание рефератов

 

4-балльная шкала Показатели Критерии
Отлично

1 Верное определение целей и задач исследования;

2. Полнота изложения теоретического материала;

3. Использование нормативных правовых актов и их анализ;

4. Наличие связи теории с практикой;

5. Правильность и/или аргументированность изложения;

6. Обоснованность выводов;

7. Самостоятельность работы;

8. Правильное оформление работы в соответствие со стандартом.

Содержание реферата дает представление о понимании проблемы; для раскрытия проблемы применяется теоретическая аргументация; студент способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, использует цитаты и соблюдает основные требования к оформлению
Хорошо Содержание реферата дает представление о понимании проблемы; для раскрытия проблемы применяется теоретическая аргументация, но недостаточно фактов и примеров, почерпнутых из различных источников; студент способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, использует цитаты и соблюдает основные требования к оформлению
Удовлетворительно Тема реферата раскрыта фрагментарно; отсутствует конструктивная аргументация или в аргументации отсутствуют теоретические положения; при выполнении работы студент опирался на данные только учебной литературы, не используя монографии и другие источники; студентом не приведены альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему
Неудовлетворительно Тема реферата не раскрыта; отсутствует конструктивная аргументация, теоретические положения и факты из различных источников, при выполнении работы студент опирался только на учебник одного автора, не используя монографии и другие источники; студентом не приведены альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему

                                                                                                                                             

Оценивание выполнения практических задач

4-балльная шкала Показатели Критерии
Отлично

1. Полнота выполнения практического задания;

2. Опора на соответственные статьи нормативных правовых актов, их анализ;

3. Последовательность и рациональность выполнения задачи;

4. Самостоятельность решения

 

Решение задачи основано на глубоких знаниях конкретных статей нормативных правовых актов, понимании сущности и взаимосвязи рассматриваемых юридически значимых действий и событий; при решении задач студент дает полные аргументированные ответы на все поставленные в задаче вопросы, опираясь на нормативные правовые акты, умея их правильно анализировать и применять.
Хорошо Решение задачи основано на глубоких знаниях конкретных статей нормативных правовых актов, понимании сущности и взаимосвязи рассматриваемых юридически значимых действий и событий; допущенные при ответе неточности устраняются студентом самостоятельно при наводящих вопросах преподавателя.
Удовлетворительно При решении задачи показаны поверхностные знания нормативных правовых актов и неполное понимание основных вопросов контролируемого объема программного материала; ответы на поставленные вопросы даны без грубых ошибок, но устранение неточностей и ошибок в освещении отдельных положений происходит только с помощью преподавателя.
Неудовлетворительно Задача не решена. При решении студент дает неправильные ответы на вопросы задачи; допускает грубые ошибки, демонстрирует непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенно и неточно отвечает на дополнительные наводящие вопросы преподавателя.

Проведение опроса

Опрос проводиться в соответствии с темой занятия. Студент должен ответить на вопрос, поставленный преподавателем. Преподаватель, в свою очередь, дает возможность обучающимся в течение 3 мин. подготовиться к ответу, после чего опросить желающих или, если таковых нет, присутствующих студентов. Допущенные студентом в ходе ответов недостатки и ошибки преподаватель может исправить после окончания ответа. Однако если студент отклоняется от существа вопроса, следует направить его выступление в направлении изучаемой темы. Выступление не должно быть очень долгим, иначе может рассеяться внимание слушающих (максимум 7 мин). Присутствующие при выступлении студенты должны сосредоточенно слушать выступающего, чтобы участвовать в дальнейшем обсуждении вопроса.

По окончанию выступления группа может задать вопрос выступающему. Если вопросов у студентов нет, то по обозначенной теме вопросы студентам задает преподаватель: это должны быть те вопросы, которые были упущены в ходе выступления или неверно освещены.

 Проведение дискуссии

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании будущего специалиста.

Дискуссия обеспечивает активное включение студентов в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой студенту возможностью получить разнообразную информацию, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности студентов, их эмоциональной включенности в учебный процесс.

Влияние дискуссии на личностное становление студента обусловливается ее целостно-ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие: информированность и подготовленность студентов к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений; правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание; корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента; установление регламента выступления участников; полная включенность группы в дискуссию, участие каждого студента в ней.

В дискуссии должна присутствовать особая позиция преподавателя как руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы.

Руководитель дискуссии – преподаватель готовит участников, заранее информирует о ее теме и целях; формулирует вопросы, идеи, тезисы, которые выносятся на дискуссию; определяет границы обсуждения; знакомит участников с общим порядком дискуссии (временные затраты, регламент, процедура).

Участники дискуссии: в дискуссии участвуют две или три стороны, которые в соответствии с домашним заданием формулируют и обосновывают собственную позицию по дискутируемой проблеме.

Заключительный этап – подведение итогов дискуссии, обсуждение результатов, дача качественного анализа работы групп.

 

Решение практических задач

Решение задач помогает лучшему усвоению теоретических знаний и способствует квалифицированной подготовке студентов к их будущей профессиональной деятельности.

Задача представляет собой казус (случай). Решение задач представляет собой ответ на вопрос (вопросы), сформулированный в ней. При этом следует указать конкретную норму конкретного нормативного правового акта, на основе которой вынесено решение. Условия задачи следует переписать и, отвечая на вопрос, показать всю логику решения (последовательность действий).

Решение задач должно быть развѐрнутым, аргументированным и не сводиться к односложным ответам на поставленные вопросы. Важно также рассмотреть все возможные варианты решения задач. Если, по мнению студента, условие задачи дает основание для нескольких вариантов решения, то необходимо рассмотреть каждую версию. Включение в задачу измененных условий по инициативе преподавателя может быть полезным для более глубокого понимания анализируемой ситуации.

Приступая к решению правовой задачи (казуса), необходимо подробно изучить учебную и специальную литературу, определить правоотношение, требующее регулирования, ознакомиться с нормативными актами, подлежащими применению при разрешении казуса, и проанализировать их. В процессе решения необходимо ссылаться на нормативные правовые акты и давать теоретическое обоснование ответа. Отвечать следует не только на вопросы к задаче, но и на вопросы, возникающие в ходе правового анализа предлагаемой ситуации. Юридическая квалификация фактов и отношений должна основываться на нормах права. Рассуждения и выводы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы. При этом указываются абзацы, части, пункты, статьи нормативного акта. Текст этих норм необходимо в соответствующей части процитировать.

Однако решение не должно состоять лишь из дословного изложения или пересказа текста статей нормативных актов. Решение задач должно носить творческий характер. Следует формулировать свои мысли, приводимые аргументы и выводы четко, лаконично, убедительно, необходимо правильно использовать специальную юридическую терминологию, избегать двусмысленных фраз.

Начинается решение задачи с анализа ситуации, требующей правового обоснования и ее правовой оценки. Если предложенная в задаче ситуация не может быть оценена однозначно, необходимо назвать дополнительные конкретизирующие условия, при которых принимается определенное решение. Важным элементом решения является поиск соответствующих нормативных правовых актов и определение правовых норм, подлежащих применению с соответствующим их толкованием. В ходе проводимого анализа следует вникать в суть правового материала, применять системный подход, систематическое и логическое толкование правовых норм. Но основе приведенных правовых норм необходимо принять и четко сформулировать в письменной форме конкретное решение заданной в условиях задачи ситуации. В обоснование принятого решения приводятся соответствующие аргументы и пояснения. Делается общий вывод об обоснованности или необоснованности требований.

Решение должно быть полным и развернутым. В решении должен быть виден ход рассуждений студента.

1. Анализ ситуации. На данном этапе необходимо, прежде всего, уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела.

2. Оценка ситуации (доводов сторон) с точки зрения действующих нормативных правовых актов. Для этого студент должен определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, и квалифицировать указанное в условии задачи правоотношение.

3. Формулировка выводов, в том числе об обоснованности требований или возражений сторон спора, а если дело уже решено судом – то и об обоснованности изложенного в казусе решения.

Написание реферата

Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. В работе нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.

Содержание излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Структура:

1. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

2. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу – обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

5. Список использованных источников, в котором указывается реально использованные для написания реферата научная литература и нормативные правовые акты.

Работу можно условно подразделить на три этапа: 1) подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования; 2) изложение результатов изучения; 3) устное сообщение по теме.

Подготовительная работа начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: главного в тексте; основных аргументов; выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, выявлять проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции - это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, номер страницы).

По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата. Текст должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность – смысловую законченность текста.

Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Введение – начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. Во введении аргументируется актуальность исследования, т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи. Объем введения – в среднем около 10% от общего объема.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей.

Заключение - последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы.

Работа любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемых источников.

 

Проведение экзамена

Экзамены проводятся по билетам, подписанным составителем билетов и утвержденным заведующим кафедрой, или тестовым заданиям, утвержденным в установленном порядке.

Педагогическому работнику предоставляется право задавать студентам дополнительные вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать для решения задачи и примеры, связанные с курсом. Для проведения экзаменов и зачетов могут использоваться технические средства.

Во время проведения экзаменов в аудитории должны находиться: рабочая программа дисциплины (модуля), аттестационная ведомость, утвержденные заведующим кафедрой билеты.

При явке на экзамены и зачет


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.