Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-06-30 | 17 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Расположение | Тип и производительность | Примерная стоимость, млн $ |
Дас Айленд, Абу Даби | 14 млн м3/сутки, сжиженный природный газ | 400 |
Южная Африка | Синтетический бензин | 1000 |
Саллом Ву, Шотландские острова | Подготовка нефти и газа до 300 тыс. т/сутки | 900 |
Арзью, Алжир | 42 млн м3/сутки, сжиженный природный газ | 1500 |
Залив Прадхоу Бей, Аляска | Подготовка нефти и газа до 40 тыс. т/сутки | 400 |
Кувейт | Извлечение и сжижение пропано-бутановой фракции | 250 |
Иногда удаётся обойтись без сооружения полновесных береговых терминалов:
Вьетнам, месторождение «Белый Тигр»: нефть с платформ поступает в танкер-хранилище, оттуда танкерами вывозится сразу на экспорт. Попутный газ поступает по подводному трубопроводу на берег, где его сушат, отбензинивают и сжигают на местной электростанции;
РФ, Штокмановское месторождение: на берег по подводному трубопроводу длиной 650 км будет доставляться только газ; после его подготовки он будет сдаваться в систему магистрального транспорта;
РФ, Приразломное месторождение: нефть танкерами вывозится сразу на экспорт, и т. д.
Несмотря на то, что на сегодняшний день на российском арктическом шельфе углеводороды в промышленных масштабах ещё не извлекаются, да и ни один магистральный трубопровод не выходит на побережье северных морей, тем не менее танкерами вдоль побережья стран Северо-Западной Европы на экспорт было отправлено весьма существенное количество нефти и нефтепродуктов:
- в 2002 г. – 4 млн т.;
- в 2003 г. – 8 млн т.;
- в 2004 г. – 12 млн т.;
- в 2005 г. – 9,5 млн т.;
- в 2006 г. – 10,5 млн т.
В этот период (2002-2006 гг.) в общей сложности для этих целей было задействовано 16 арктических морских перегрузочных береговых комплекса – от Тикси на востоке до Киркинеса на западе (табл. 10.2). В настоящее время работают 10 из них и озвучены планы строительства ещё девяти (рис. 10.1, 10.2). Причём большая часть грузов, идущих северным путём, перегружается в Баренцевом море на линейные танкеры дедвейтом от 50 до 150 тыс. т.
|
Таблица 10.2
Объёмы отгруженной экспортной нефти в 2002-2006 гг.
и планируемые мощности на 2010 г., тыс. т
№ п/п | Терминал | Отгружено, тыс.т. | Мощность, тыс.т. | |||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2006 г. | 2010 г. | ||
Море Лаптевых | ||||||||
1 | Тикси | 60 | – | – | – | – | 100 | – |
Карское море | ||||||||
2 3 4 | Дудинка Диксон Обская губа | 20 – 110 | 40 – 220 | – – 240 | 20 – 360 | 20 – 460 | 100 – 600 | 100 – 3000 |
Печорское море | ||||||||
5 6 7 8 | Варандей Приразломное Колгуев Индига | 200 – 120 – | 400 – 100 – | 560 – 80 – | 600 – 80 – | 500 – 80 – | 1500 – 200 – | 12500 7400 100 1200 |
Белое море | ||||||||
9 10 11 12 | Архангельск Северодвинск Онега Витино | 1930 – – 2900 | 1500 – 320 5700 | 3450 – – 3700 | 4200 – – 1600 | 3100 – – 3700 | 4500 – – 11000 | 10200 – – 12000 |
Баренцево море | ||||||||
13 14 15 16 | Мурманск Мохнаткина Пахта Лавна Печенга | – – – – | – – – – | 3700 – – – | 2700 – – – | 1700 730 – – | 8000 2500 – – | 10000 5000 10000 – |
Примечание: номера терминалов в таблице соответствуют номерам на карте (рис. 10.1, 10.2).
Ожидается, что в течение ближайшего десятилетия до 50 млн т жидких углеводородов будет поставляться по железной дороге с месторождений, расположенных на суше, на береговые терминалы в Кольском заливе Баренцева моря, порты Витино и Архангельск Белого моря. Ещё 20 млн т может поставляться с северных месторождений Тимано-Печорской провинции в Ненецком автономном округе и в Печорском море. Терминалы в Карском море способны отгружать на экспорт 2-3 млн т нефти с перегрузкой на перевалочных комплексах в Баренцевом море.
|
Рис. 10.1. Береговые терминалы северного побережья России и Норвегии:
1 – «Тикси»; 2 – «Дудинка»; 3 – «Диксон»; 4 – «Обская губа»; 5 – «Варандей»; 6 – «Приразломное»; 7 – «Колгуев»; 8 – «Индига»; 9 – «Архангельск»; 10 – «Северодвинск»;
11 – «Онежский залив»; 12 – «Витино»; 13 – «Мурманск и Кольский залив»; 14 – «Печенга»; 15 – «Бекфьорд»; 16 – «Вадсе»; 17 – «Сарнесфьорд»; 18 – «Квалсунд»;
19 – «Тромсе»
Рис. 10.2. Терминалы в Кольском заливе:
А – терминал Мурманского морского рыбного порта; Б – терминал «Тангра Ойл»;
В – терминал «Мохнаткина Пахта»; Г – терминал «ЛенморНИИпроекта»;
1 – терминал Мишукова; 2 – терминал «Белое море-сервис»; 3 – терминал «Белокаменка»
Согласно прогнозам экспертов (научно-исследовательская норвежская компания «Akvaplan-niva» по поручению Секретариата Баренцева региона при участии «Сванховд-Центра»), подготовленным на основе докладов МНП, Минтранса, МЭРТ, Росстата РФ, к 2015 г. РФ будет располагать мощностями по отправке на экспорт через северное направление порядка 150 млн т в год.
Проанализируем таблицу.
Море Лаптевых. Порт «Тикси» (точка 1 на рис. 10.1) уже не отправляет нефть на экспорт по Северному морскому пути, хотя с 2000 по 2002 гг. именно отсюда нефть с Талаканского месторождения, расположенного на суше, направлялась в Роттердам танкерами дедвейтом в 20 тыс. т (сначала нефть перекачивалась по временному трубопроводу до терминала «Витим» на берегу р. Лена, затем оттуда речными танкерами дедвейтом 2тыс т в Тикси).
В настоящее время месторождение переориентировано на трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) для масштабных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Карское море. Ещё совсем недавно «Роснефть» планировала к 2008 г. построить нефтепровод мощностью 30 млн т в год от группы Ванкорских месторождений в Западной Сибири до Дудинки (точка 2 на рис. 10.1) и «Диксона» (точка 3 на рис. 10.1) с одновременным строительством берегового терминала (БТ) в Диксоне, тем более что Дудинка в последние годы уже поставляла на экспорт танкерами 20-40 тыс т нефти. Но в 2006 г. было принято решение соорудить нефтепровод в южном направлении от Ванкора до Пур-Пе, откуда сырье будет сдаваться в систему «Транснефть».
Обская губа. С 1999 г. компания «РИТЭК» перегружает нефть, добываемую на западносибирских месторождениях, на экспорт в Обской губе (точка 4 на рис. 10.1). Ранее сырьё доставлялось по местным трубопроводам на терминалы на реке Обь, оттуда речными танкерами с дедвейтом 2 тыс т перевозилось в Обскую губу, где переваливалось на рейде на танкеры с дедвейтом 20 тыс т, которые, в свою очередь, транспортировали его на танкер-накопитель «Белокаменка» в Кольском заливе. Но в 2006 г. компания оптимизировала транспортную схему и начала перевалку через 40 тыс. т в танкер-накопитель «Североморск» в Обской губе, благодаря чему удалось отправить на экспорт 460 тыс т нефти.
|
В будущем компания планирует построить нефтепровод и терминал в Обской губе мощностью 3 млн т в год.
Печорское море
1. Ещё в 2000 г. Мурманское морское пароходство и «ЛУКОЙЛ» ввели в эксплуатацию нефтеналивной терминал «Варандей» (точка 5 на рис. 10.1). Это один из самых перспективных проектов. Сырьё с с.-в. месторождений Ненецкого АО доставляется по трубопроводам на нефтехранилище терминала «Варандей», затем по подводному трубопроводу длиной 5 км – в подводные сооружения и лишь затем в танкеры ледового класса дедвейтом 20 тыс. т, доставляющие нефть на танкер-накопитель. Именно так «ЛУКОЙЛ» в 2006 г. отправил на экспорт 500 тыс. т нефти. В 2005 г. «ЛУКОЙЛ» начал строительство нового нефтеперегрузочного комплекса «Варандей - 2» мощностью 12 млн т нефти в год.
Этот БТ будет поставлять на экспорт сырьё, добываемое российской компанией «ConocoPhillips» в рамках совместного проекта «Северные территории». Проект предусматривает сооружение 20 км подводного трубопровода (2 нитки) к стационарному морскому ледостойкому отгрузочному причалу (СМЛОП). Он будет обеспечивать круглогодичную перевалку в танкеры дедвейтом до 70 тыс. т, которые будут доставлять нефть на терминал в Баренцевом море для загрузки в линейные танкеры дедвейтом до 180 тыс. т. В будущем мощность терминала «Варандей-2» может быть увеличена до 25 млн т в год.
Всё строительство ведёт «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», а челночный транспорт будет осуществлять «Совкомфлот».
2. В 2008 г. начнется промышленная добыча нефти на месторождении Приразломное (лицензия с 2002 г. принадлежит «Севморнефтегазу» – 100% дочернему предприятию «Газпром» (точка 6 на рис. 10.1).В 2007 г. платформа «Приразломная», изготовленная на «Севмашпредприятии» в Северодвинске, установлена на месторождении).
|
Сырьё прямо с платформы «Приразломная» будет круглогодично отгружаться в челночные танкеры ледового класса дедвейтом до 70 тыс. т, которые будут доставлять его на терминал в Баренцевом море для последующей перегрузки в линейные танкеры на экспорт. Челночный транспорт будет осуществлять «Совкомфлот» при поддержке «Газфлот».
3. Ещё в 1987 г. с БТ «Колгуев» (месторождение Песчаноозерское – первое введенное в промышленную эксплуатацию в Ненецком АО) была отправлена первая партия нефти (точка 7 на рис. 10.1). В настоящее время здесь добывается до 100 тыс. т нефти в год. Практически вся она отгружается в летнюю навигацию с резервуарного парка на о. Колгуев через дюкер в танкеры дедвейтом до 20 тыс. т и направляется сразу на экспорт.
Перспективы развития БТ «Колгуев» ограничены объёмами добычи.
4. «Транснефть» намерена построить трубопровод Харьяга – Индига (Северный трубопровод), но сроки строительства ещё не определены (точка 8 на рис. 10.1).
Белое море
1. Терминал «Талаги» (точка 9 на рис. 10.1), расположенный возле Архангельска на берегу р. Северная Двина, используется с 2002 г. компанией «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» для отгрузки экспортного сырья, добываемого в Тимано-Печорской провинции дочерним предприятием «Роснефти» «Северная нефть». Оно поступает по магистральному трубопроводу Уса – Ухта – Ярославль на нефтеперекачивающую станцию Приводино на юге Архангельской области. Здесь сырьё переваливается в железнодорожные цистерны и доставляется на нефтехранилище в Талаги, где и загружается в танкеры дедвейтом 20 тыс т, транспортирующие его на танкер-накопитель «Белокаменка» в Кольском заливе.
Перевозка челночными танкерами осуществляется предприятием «Роснефтефлот» – дочерним предприятием «Роснефти». В 2005 г. компания «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» отгрузила через БТ «Талаги» 4,2 млн т нефти и нефтепродуктов; в 2006 г. – 3,1 млн т. В январе 2007 г. «Роснефть» и «Совкомфлот» подписали соглашение об образовании на базе «Роснефтефлота» совместной компании по обслуживанию морских проектов.
В 2006 г. компания «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» приступила к реконструкции терминала «Талаги», которая завершилась в 2007 г. В результате мощность терминала была увеличена до 6 млн т в год, включая 4,5 млн т сырой нефти. В дальнейшем планируется поэтапно увеличить пропускную способность до
10 млн т в год.
2. В 2006 г. компания «Роснефть» завершила строительство терминала «Приводино» (на рис. 10.1 не показано) мощностью 4,5 млн т в год, призванного служить промежуточным звеном транспортной схемы.
|
3. В 2003 г. компании «Татнефть» и «АРМ-нефтесервис» заявили о намерениях соорудить терминал в Северодвинске (точка 10 на рис. 10.1) мощностью до 5 млн т в год для перегрузки нефти, доставляемой по железной дороге. Полагалось, что нефть будет накапливаться в береговом резервуарном парке в районе Онеги. Затем по 30 км подводному трубопроводу она будет транспортироваться на танкер-накопитель в Онежской губе и далее отгружаться в линейные танкеры на экспорт.
Но в 2004 г. «АРМ-нефтесервис», а в 2005 г. и «Татнефть» отказались от своих планов. Позднее «АРМ-нефтесервис» обсуждала новый проект возведения терминала в Онежской губе Белого моря, а «Татнефть» начала строить свой собственный терминал в Калининградской области.
4. В 2003 г. ОАО «Волготанкер» осуществляло перевалку мазута в Онежской губе Белого моря (точка 11 на рис. 10.1). Речные танкеры типа «нефтерудовоз» доставляли его через Беломоро-Балтийский канал в Онежский залив, где и перегружали на танкеры Латвийского морского пароходства дедвейтом 28 тыс. т, перевозившие его непосредственно в Роттердам. В 2003 г. таким образом было экспортировано 320 тыс. т мазута и сырой нефти. Но данные операции были прекращены вследствие аварийного разлива мазута, произошедшего в сентябре 2003 г.
5. «Витино» (точка 12 на рис. 10.1) – первый частный морской порт в новой России. Отгрузка сырья на экспорт началась ещё в 1995 г. Нефть и нефтепродукты доставляются на «Беломорскую нефтебазу» по железной дороге и переваливаются в «Витино» в танкеры дедвейтом до 80 тыс. т, которые транспортируют их на экспорт либо напрямую, либо с перегрузкой в Баренцевом море.
В 2003 г. терминал «Витино» отгрузил на экспорт 5,7 млн т нефти, в 2004 г. – 3,7 млн т (транспортные потоки были переориентированы на Мурманск), в 2005 г. – 1,6 млн т (включая 800 тыс. т газового конденсата), в 2006 г. – 3,7 млн т.
В 2004 г. на терминале была начата масштабная реконструкция, и к 2005 г. пропускная способность терминала была доведена до
11 млн т в год. Одновременно компания «НОВАТЭК» совместно с «Беломорской нефтебазой» нарастила мощности по перевалке газового конденсата.
6. В 2005 г. компания «Рос-ойл» – дочернее предприятие ЗАО «ОБЛ нефтепродукт» – начала строительство терминала «Бакланка» в Вологодской области. Нефть, поступающая по трубопроводу Ухта – Ярославль, будет перегружаться в железнодорожные цистерны и отправляться в «Витино». Данный терминал мощностью 3,8 млн т в год в конце 2007 г. сдан в эксплуатацию.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!