Творец «всего видимого и невидимого» (существ, сущностей) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Творец «всего видимого и невидимого» (существ, сущностей)

2021-06-30 26
Творец «всего видимого и невидимого» (существ, сущностей) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Прежде чем завершить данный цикл катехизических бесед о Боге, Творце мира, нам следует уделить некоторое внимание истине, также относящейся к Божиему Провидению - истине о сотворении чисто духовных существ, именуемых в Священном Писании «ангелами». Эта истина также отражена в Символах Веры, в особенности в Никео-Константинопольском Символе: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего [то есть существ, сущностей] видимого и невидимого». Мы знаем, что в тварном мире человек занимает особое положение: обладая телом, он принадлежит к видимому миру; в то же время благодаря душе, одухотворяющей тело, человек находится как бы на границе между созданиями видимыми и невидимыми. К миру невидимому - согласно Символу Веры, который Церковь исповедует в свете Божественного Откровения, - принадлежат другие, чисто духовные существа, не относящиеся к видимому миру, хотя они в нем присутствуют и в нем действуют. Они образуют особый мир.

2. Сегодня, как и в прошлом, идут дискуссии об этих духовных существах, участники подобных дискуссий проявляют разную степень знания предмета споров. Следует признать, что иногда при этом возникает большая путаница, что влечет за собой опасность принять за вероучение Церкви об ангелах то, что к этому вероучению никакого отношения не имеет; или же напротив - упустить важные моменты откровенной истины. Существование духовных существ, которые в Священном Писании обычно называются «ангелами», уже во времена Христа отрицали саддукеи (ср.: Деян 23, 8). Материалисты и рационалисты всех времен также отрицали их существование. Однако, как проницательно заметил один современный теолог, «чтобы избавиться от ангелов, необходимо пожертвовать всем Священным Писанием, а вместе с ним и всей историей спасения» (A.Winklhofer, Die Welt der Engel, Ettal 1961, s. 144, n. 2; цит. по: Mysterium salutis, II, s. 726). Все Священное Предание единогласно в этом вопросе. Символ Веры, исповедуемый Церковью, по сути дела верно отражает то, что писал св. апостол Павел в Послании к Колоссянам: «Ибо Им [Христом] создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли - все Им и для Него создано» (1, 16). Христос - Сын, Слово, предвечное и единосущное Отцу, «рожденный прежде всякой твари» (Кол 1, 15), - находится в центре вселенной как первопричина и основа всего творения, о чем уже шла речь в наших катехизических беседах и к чему мы еще вернемся, когда наши беседы будут посвящены непосредственно Иисусу Христу.

3. Ссылка на «верховенство» Христа помогает нам понять, что истина о существовании ангелов (добрых и злых) и об их деяниях не является центральной темой Слова Божия. В догматической Конституции II Ватиканского Собора «О Божественном Откровении» мы читаем, что в Откровении Бог «говорит» прежде всего «к людям... и с ними беседует, чтобы приглашать их к общению с Собой и принимать их в это общение» (ср.: БО 2). Итак, «истина как о Боге, так и о спасении человека» является главным содержанием Откровения, которое наиболее ярко «сияет... во Христе» (ср.: там же). Истина об ангелах является как бы «побочным» содержанием, но тем не менее, как нам представляется, она неотделима от основной сути Откровения - и когда речь идет о величии Творца и о Его славе во всем богатстве тварного мира («всего видимого и невидимого»), и когда говорится о спасительном деянии Бога в истории человечества. Хотя ангелы и не находятся на первом плане реальности Откровения, тем не менее они полностью к ней принадлежат, а в отдельные моменты они играют прямо-таки ключевую роль, выступая от имени самого Бога.

4. Божественное Откровение учит нас соединять истину о творении мира с тайной Провидения Божия. В документе I Ватиканского Собора, который мы уже цитировали ранее, в краткой и в то же время выразительной форме говорится об этом же: «Все, что сотворил, Бог своим Провидением сохраняет и направляет, 'распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу' (Прем 8, 1). 'Все обнажено и открыто перед очами Его' (ср.: Евр 4, 13), так же и то, что произойдет по свободному почину творений» (Denz. 1784 [3003]). Следовательно, Божие Провидение охватывает также и мир чистых духов, которые в большей степени, чем люди, являются разумными и свободными существами. В Священном Писании дано немало ценных сведений о них. В нем рассказывается также о таинственной и тем не менее реальной драме, коснувшейся этих ангельских созданий, всецело покорных той предвечной любящей Премудрости, которая с непостижимой силой (farther) и в то же время благостно (suaviter) ведет всех к совершенству в Царстве Отца, Сына и Духа Святого.

5. Провидение как любящая Премудрость Божия проявилось прежде всего при сотворении чисто духовных существ, гораздо более подобных Богу, чем все, что создано в видимом мире, включая и человека, который есть непреходящий образ Бога. По отношению к Богу - абсолютно совершенному Духу - мир духовных существ по природе своей, то есть в силу своей духовности, является гораздо более близким, чем мир материальных созданий. Он как бы составляет ближайшее «окружение» Творца. В Священном Писании даны достаточно образные свидетельства этой близости ангелов к Богу. При этом используются такие метафоры, как «престолы» Бога, Его «воинства», Его «небеса». В течение многих столетий христианская поэзия и искусство черпали из Священного Писания вдохновение, представляя нам ангелов как «приближенных Бога».

(9. 07. 1986)

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.