Брак и семья в исламской религии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Брак и семья в исламской религии

2021-06-30 33
Брак и семья в исламской религии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Семья – это ячейка общества. Если она базируется на крепком фундаменте, значит, у общества больше шансов преуспеть.

Брачный союз между женщиной и мужчиной – один из самых значимых элементов жизни человечества. Институт брака установлен между людьми для продолжения рода, а также для ограждения их от блуда и разврата. Подчеркивая важность брака, Пророк Мухаммад сказал: "Брак - это половина религии". [2]

Именно поэтому мусульманин должен серьезно подойти к выбору своей половины. Согласно установлениям шариата, в первую очередь надо удостовериться в наличии благочестия, религиозности и благонравия своей избранницы (избранника). По словам Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, "женщину берут в жены ради четырех качеств: богатства, знатности, красоты и веры, так добивайся же брака с набожной женщиной, а иначе да покроются руки твои пылью!"

Даже будучи самым богобоязненным из людей, пророк Мухаммад вел семейный образ жизни. В своем хадисе он говорит: «Клянусь Господом, я наиболее богобоязнен среди вас и наиболее благочестив, однако я пощусь и разговляюсь, совершаю молитвы и оставляю время для сна, и женюсь (т.е. не соблюдаю обета безбрачия)» (Сахих Бухари, Сахих Муслим).[3]

Несомненно, Ислам придает большое значение отношениям внутри семьи, ее сплоченности. Исламские ученые-правоведы заметили, что они направлены на упрочнение, защиту и сохранение жизненно важных составляющих. В исламском видении это:

1. Религия.

2. Жизнь.

3. Семейные узы и взаимоотношения.

4. Интеллектуальная работоспособность.

5. Имущество.

Так, чтобы убедиться в важности семьи в Исламе, достаточно оценить строгость законов, обеспечивающих сохранность и благополучие семейных уз.

На «прогрессивном» Западе, к примеру, прелюбодеяние и подобные поступки, бьющие по самой основе семьи, вовсе не считаются преступными. В Исламе же дело обстоит иначе. Религия призывает каждого члена семьи относиться друг другу с добром и всячески избегать беспорядочных связей, которые порочны в своей основе и представляют серьезную угрозу для любой семьи. Это предостережение – не пустые слова, оно поддерживается законом. О совершивших один из наиболее мерзких поступков Господь говорит: «Прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих» (Коран 24:2).[4]

Жалость и сострадание не должны повлиять на исполнение предписанного наказания, ибо в итоге это сострадание (чувство, побуждающее к добру по отношению к другим) приведет к дурному. Более того, из достоверного хадиса Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, известно, что прелюбодей должен быть забит камнями. Заботясь о семье и во избежание несправедливого наказания, Господь приказал сурово покарать лживых обвинителей: «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами» (Коран 24:4).[5]

Господь рассказал, каким именно должно быть отношение верующего к каждому члену его семьи: детям, родителям, супругам, родственникам.

Всевышний призывает относиться наилучшим образом. Верующему предписано быть благодарным – в первую очередь Творцу, а затем людям, творящим для них добро. После Господа, пожалуй, нет никого, кто заслуживал бы большей благодарности, чем родители. Часто в Священном Коране Господь, после повеления поклоняться Ему Одному, упоминает о добром отношении к родителям: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов» (Коран 4:36).[6]

Господь напоминает верующим, через какие трудности прошли их родители, в особенности мать, воспитывая их. А потому, родители, как никто другой, заслуживают нашего внимания, уважения, доброты, учтивости. Так, мать достойна большего внимания детей. Однажды у Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: «Кто прежде остальных заслуживает моего благого отношения?» Он ответил: «Твоя мать?» «А затем?», и снова ответом было: «Твоя мать». Человек снова спросил: «А кто потом?» – «Твоя мать» Когда же человек в четвертый раз спросил: «А кто потом?», Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Твой отец» (Сахих Муслим).[7]

Сплоченность – в основе семьи: роль мужа и жены.

Брак является важным институтом в Исламе. В Коране Господь часто говорит об общем происхождении мужчин и женщин. Это общее объединяет их, и в то же время определяет права и обязанности друг перед другом. В суре «Женщины» Господь говорит: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». (Коран 4:1).[8]

Всевышний напоминает, что любовь и симпатия супругов друг к другу – это одно из величайших знамений Бога для тех, кто размышляет, напоминание о величии Господа, Его мощи, совершенстве Его творений и невероятной Милости, которую Он посеял в наши сердца. «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». «Он – Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой…». [9]

Итак, как поведал нам Господь, отношения супругов должны быть пронизаны любовью, милосердием, пониманием друг друга. Всевышний также призывает мужей обращаться к женам с добром: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра».[10]

Стоит упомянуть о целях брака в Исламе, ибо некоторые создают семьи, не имея ни малейшего понятия о ее предназначении, а значит, и не осознают в полной мере той ответственности, которая ляжет на их плечи. Таким образом, если вступающие в брак точно знают его предназначение и отведенные им роли, свои права и обязанности, у них гораздо больше шансов на успешную семейную жизнь. Очевидно, что только «забава» и «удовлетворение животных потребностей» не могут быть целью брака. Семейная жизнь – это намного больше. В ней и продолжение рода, разрешенное физическое удовольствие и конечное становление личности, взаимопомощь по жизни, достижение множества психологических и физиологических преимуществ, формирование понятия о нравственном обществе, воспитание нового поколения.

Права мужа и жены.

Чтобы семейная жизнь складывалась как можно более успешно, мужу и жене необходимо знать о своих правах и обязанностях. В Исламе они четко определены. Однако муж и жена должны помнить, что их партнер, прежде всего, – мусульманин, брат или сестра в Исламе. Поэтому, предписанное хорошее отношение между мусульманами и те же принципы должны сохраняться и внутри семьи. На данную тему написано множество книг. Известен хадис, где пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, говорит: «Не уверует ни один из вас (по-настоящему), пока не станет желать для своего брата того же, что и себе» (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим).[11]

Однако супруг имеет намного больше прав перед другими по причине связывающих их отношений.

Таким образом, обсуждение прав и обязанностей мужа и жены не должно строиться на голых законах. Их взаимоотношения – это нечто большее, чем череда законов, предписаний, принципов, которыми им следует руководствоваться. Каждый супруг обязан быть внимательным к желаниям, потребностям, способностям другого, стараться сделать супруга счастливым, а при необходимости идти на компромисс. Обычно происходит так, что ни один из супругов не выполняет своих обязанностей в предписанной мере. Поэтому, не стоит требовать друг от друга непосильного.

Пророк особенно призывал мужей с добром относиться к женам, возможно, по причине их большей ответственности и положению в семье. Он говорил: «Лучший из вас тот, кто наилучшим образом относится к своей семье (жене), а среди вас я лучше всех отношусь к моей семье» (Ат-Тирмизи, ибн Маджа).[12]

Ислам четко определил права и обязанности обоих супругов, чтобы они знали, какого именно поведения от них ожидают, насколько они оправдывают эти ожидания.

Например, Всевышний говорит: «[Согласно установленному порядку], жены имеют такие же права, как и обязанности…» (Коран, 2:228).[13]

Если коротко, права жены и обязанности мужа включают следующее:

- Жена получает достойный брачный дар.

Как сказал Всевышний: «Даруйте женщинам их брачный дар (махр) от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» (Коран, 4:4).[14]

- Муж полностью всесторонне обеспечивает жену.

В Коране сказано: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества…» (Коран, 4:34). Известна история, когда Хинд бинт Утба пожаловалась Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, на скупость своего мужа Абу Суфьяна и спросила, дозволено ли ей брать из его имущества, не говоря ему. Он ответил: «Бери то, что необходимо тебе и твоему ребенку, в рамках разумного (в соответствии с нормами местности)» (Сахих Бухари, Сахих Муслим).[15]

- Муж относится к жене по-доброму.

В Коране говорится: «… Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (Коран, 4:19).[16]

- Дозволенная половая жизнь – обязанность обоих супругов.

В сборнике «Сахих» Ибн Хиббана есть следующий хадис: «Жена Усмана ибн Мадхуна пожаловалась Посланнику Аллаха, что у мужа не было потребности в жене. В течение дня он постился, а ночи проводил в молитвах. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил его: «Разве я для вас не лучший пример?» Ибн Мадхун ответил: «Конечно, да будут мои отец и мать выкупом за тебя». Посланник Аллаха сказал: «Ты молишься ночами, а днем постишься. Разумеется, жена тоже имеет право на тебя, и твое тело имеет свои права. Поэтому молись, но и спи (по ночам), постись, но и воздерживайся от поста (иногда)».

- Право на «приватность».

Пророк однажды спросил сподвижников: «Есть ли среди вас те, кто приходит к своей жене, закрывает за собой дверь, накрывается и делает скрытным то, что Господь повелел скрывать?» Они сказали: «Да». Пророк продолжил: «А затем он сидит с другими и рассказывает: "Я сделал так-то и так-то"». Сподвижники ничего не сказали. Пророк обратился к женщинам: «Ты, либо кто-либо из вас, поступают так?» Они также промолчали. Тогда девочка тихо подошла к Пророку и, указав на мужчин, сказала: «О Посланник Аллаха, они, конечно, говорят об этом», затем указала на женщин: «Они тоже обсуждают это». Пророк сказал: «Знаешь ли ты, что они подобны джиннам, которые встретились на улице и утолили свою похоть на глазах у людей».

- Право изучать и быть обученной своей религии.

Кроме того, правами мужа и обязанностью жены являются:

- Право быть главой семейства.

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества…» (Коран, 4:34).[17]

Хотя, обычно, это преподносится как «право» мужа, на самом же деле является большой ответственностью и бременем. Ведь именно ему поручено вести семью по прямому пути.

- Право на подчинение остальных членов семьи. Это следует из первого.

- Право на то, чтобы жена повиновалась, если муж позовет в постель.

- Право на то, чтобы жена не впускала в дом никого без его разрешения.

Как известно из хадиса: «Не впускайте в дом никого, кроме как с его дозволения» (Сахих Бухари, Сахих Муслим).[18]

Если мужчина и женщина создают семью с правильным намерением добиться довольства Бога, довольства друг друга, осознавая свои обязанности, свою роль, относясь друг к другу как предписал Господь, их союз будет благословен и продлится не только всю жизнь, но и возобновится в Вечности.

Ислам, как известно, практическая религия, а потому, принимает во внимание всевозможные сценарии развития семейных отношений. Бывает, что мужчина и женщина создают семью, имея правильные намерения, но оказывается, что они не сходятся характерами и т.д. Бывают ситуации, когда продолжать совместную жизнь становится невыносимым, а супруги чувствуют себя удрученными. В таких случаях Ислам дозволяет развод. Господь призывает супругов оставаться отзывчивыми и добрыми друг к другу даже в таких случаях: «Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях» (Коран, 2:231).[19]

«Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему…» (Коран, 65:2).[20]

Разумеется, развод – это не лучший выход и не простая ситуация. Живи мы в идеальном мире, каждая супружеская пара была бы счастлива. Увы, иногда развод становится лучшим решением.

Дети – это благословение Бога.

Господь, перечисляя Свои дары человечеству, упоминает и о них: «Аллах сделал для вас супруг из вас самих, даровал вам от них детей, внуков и наделил вас благами. Неужели они веруют в ложь и не веруют в милость Аллаха?» (Коран, 16:72). Так пророк Закария (Захария) молит Бога о детях: «Тогда Закария воззвал к своему Господу, сказав: "Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе"» (Коран, 3:38). «Богатство и сыновья – украшение мирской жизни…» (Коран, 18:46).[21]

К тому же, иметь детей – это желание почти каждой семейной пары. Однако вместе с радостью родители приобретают огромную ответственность.

Значение этого аята пояснил пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует: «Каждый из вас – пастырь, и каждый будет спрошен за свою паству… Мужчина несет ответственность за свою семью и будет спрошен за нее. Жена будет спрошена за дом и свои обязанности перед мужем» (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим).[22]

Таким образом, мусульманин испытывает благодарность за благословение детьми, и в то же время осознает великую ответственность. Родители должны заботиться о детях и вырастить их наилучшим образом, всячески оберегая от Наказания в Огне.

Как постановили исламские ученые, дети получают свои права еще до момента зачатия, когда мужчина и женщина выбирают подходящего партнера по жизни. Это первая ступень в основании благополучной среды для развития ребенка. Далее родители обязаны выбрать хорошее имя, а после заколоть барана в честь рождения ребенка (желательно).

Наиболее важными из прав ребенка считаются:

1. Право на лучшее воспитание и всестороннее обеспечение.

2. Право быть обученным своей религии.

3. Право на доброе и милостивое отношение.

4. Равноправие между остальными детьми (в многодетных семьях).

5. Право на хороший пример родителей.

Семья в Исламе – это не только дети, но и родственники. В Коране Господь постоянно призывает сохранять теплые взаимоотношения с родными и запрещает порывать родственные связи: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам…» (Коран, 4:36).[23]

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам…» (Коран, 2:177).[24]

У пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: «Береги семейные узы» – означает, что хорошее отношение к родным должно проявляться в словах, поступках, а также распределении имущества. Это также означает стремление уберечь их от дурного и привнести радость в их жизнь.

Мусульманин должен помнить, что сохранение семейных уз не желательное действие, а обязанность каждого верующего. В Коране Аллах восхваляет тех, «…которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета…» (Коран, 13:21). Пророк, да благословит его Аллах да приветствует, сказал: «Кто обрывает семейные узы, не войдет в Рай» (Сахих Муслим).[25]

Ислам придает значение всевозможным родственным связям: между детьми и родителями, супругами, другими родственниками… Ислам побуждает каждого мусульманина быть внимательным к своим семьям, ведь взамен Аллах обещает великую награду. В Исламе четко сформированы законы, указывающие каким образом лучше всего вести себя с каждым из членов семьи.

Мудрый смысл исламского брака в том, что все положения Шариата имеют мудрый смысл и все они уместны. В них нет ничего случайного или неразумного, так как они от Мудрого, Сведущего. Однако весь ли мудрый смысл известен человеку? Ведь человек имеет ограниченные знания, он обладает несовершенным умом и не может знать все, получить сведения обо всем. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Даровано вам знания только немного» (Сура "Перенес ночью", аят 85).[26]

Таким образом, мы должны с удовлетворением воспринимать предписания Шариата, ниспосланные Аллахом для Своих рабов, независимо от того, знаем мы их мудрый смысл или нет. Ведь даже если мы и не знаем их мудрого смысла, то это вовсе не значит, что его в них нет. На самом деле это означает ограниченность нашего ума в понимании мудрости этих предписаний.

О проявлении мудрого смысла мусульманского брака.

1. Брак сохраняет и уберегает каждого из супругов. Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «О, юноши! Тот, кто способен к половым сношениям, тот должен жениться. Это сохранит ваше целомудрие, и убережёт ваши взоры от греховного».

2. Брак предохраняет общество от зла и нравственного разложения. Если бы не было брака, то в отношениях между мужчинами и женщинами получили бы распространение порочные явления.

3. В браке каждый из супругов пользуется положенными ему правами и возможностями общения. Мужчина опекает женщину. Безвозмездно обеспечивает ее продуктами питания, жильем, одеждой. Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Вы должны безвозмездно обеспечивать их (жён) пищей и одеждой».

Женщина также опекает мужчину, выполняя свои обязанности в доме. Пророк, да благословит его Аллах и приветствуя, сказал: «Женщина - пастырь в доме своего мужа и отвечает за свою паству».

4. Брак укрепляет связи между семьями и племенами. Сколько было случаев, когда члены двух семей не знали друг друга, а брак сближал их и взаимно связывал. Поэтому, как уже отмечалось, Аллах сделал брачные отношения фактором, укрепляющим родственные связи между людьми.

5. Брак обеспечивает сохранение человеческого рода здоровым. Он является причиной роста народонаселения. Всевышний Аллах сказал: «О люди! Бойтесь Вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин». (Сура "Женщины", аят 1).[27]

Если бы не брак, то человечество либо вообще исчезло бы с лица земли, либо общество состояло бы из людей, родившихся в результате прелюбодеяния, не знающих своих корней и действующих аморально.

В этой связи хотелось бы отметить, что ограничение рождаемости противоречит Шариату. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел брать в жены женщину плодовитую, объясняя это тем, что это будет способствовать увеличению народов. Ученые говорили: "Следует жениться на женщине, о которой известно, что она плодовита либо на основании ее предыдущего брака, если она уже была замужем, либо на основании плодовитости ее ближайших родственников, таких как мать и ее сестра, если она не была замужем раньше".[28]

Кроме того, зачем ограничивать рождаемость? Из опасений нехватки продовольствия или из страха перед трудностями, связанными с воспитанием?

Если первое, то это - неправильное представление об Аллахе Всевышнем, так как Аллах, хвала Ему Всевышнему, если создает тварь, то обеспечивает ей и пропитание.

Всевышний Аллах сказал: «И нет ни одного животного на земле, пропитания которого не было бы у Аллаха» (Сура Худ, аят 6).[29]

Всевышний Аллах также сказал: «Сколько животных, которые не приносят себе пропитания - Аллах питает их и вас. Он - Слышащий и Знающий» (Сура Паук, аят 60). Всевышний сказал о тех, кто убивает своих детей, боясь нищеты: «Мы прокормим и их и вас» (Сура Перенес ночью, аят 31).[30]

Если причиной ограничения рождаемости является страх перед трудностями, связанными с воспитанием, то это - также глубокое заблуждение. Насколько утомительным является процесс воспитания малого числа детей и насколько легче идет воспитательный процесс, когда их много. Трудность или легкость воспитания зависят от воли Всевышнего Аллаха. Если человек является богобоязненным и придерживается Шариата, Аллах облегчит ему его миссию. Всевышний Аллах сказал: «А кто боится Аллаха, тому Он устроит в Своем деле легкость» (Сура "Развод", 4).[31]

А те случаи, когда супруги или один из них, по взаимному согласию иногда используют средство, предохраняющее от беременности.

Например, если жена слаба, и беременность ослабит ее еще больше, или в том случае, если она больна и уже много раз рожала. Ей можно, с согласия мужа, использовать противозачаточные средства в течение какого-то периода.

 Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники предохранялись с целью не допустить того, чтобы жена забеременела во время полового акта. И это не было им запрещено.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.