Психологические эффекты при космических путешествиях — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Психологические эффекты при космических путешествиях

2021-06-30 72
Психологические эффекты при космических путешествиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельность космонавта при подготовке и осуществлении полета сопровождается выраженным нервно-эмоциональным напряжением. Считают, что космические полеты практически всегда будут содержать элементы риска и вероятность непредвиденных ситуаций. В связи с этим динамический контроль за состоянием человека, профилактика и устранение неблагоприятных влияний являются предметом космической психофизиологии. Исследования в этой области охватывают влияние факторов космического полета на нервно-эмоциональную сферу космонавтов, психофизиологические механизмы эмоционального напряжения и их влияние на профессиональную деятельность, психологическую совместимость членов экипажа, особенно в длительных космических полетах.

Психологические последствия жизни в космосе не были четко проанализированы, но аналогии на Земле существуют, такие как арктические исследовательские станции и подводные лодки. Огромный стресс для экипажа в сочетании с адаптацией организма к другим изменениям окружающей среды может привести к тревоге, бессоннице и депрессии.

Имеются убедительные доказательства того, что психосоциальные факторы стресса являются одними из самых важных препятствий для оптимального морального духа и производительности экипажа. Так, космонавт Валерий Рюмин, дважды Герой Советского Союза, в автобиографической книге о миссии «Салют-6» цитирует отрывок из произведения известного писателя О. Генри: «Если вы хотите отточить искусство непредумышленного убийства, то просто заприте двух мужчин в хижине размером восемнадцать на двадцать футов на месяц. Человеческая природа этого не выдержит». Интерес НАСА к психологическому стрессу, вызванному космическими путешествиями, который первоначально изучался, когда начинались их миссии с экипажем, возродился, когда астронавты присоединились к космонавтам на российской космической станции «Мир». Основные источники стресса в ранних американских миссиях включали поддержание высокой производительности в условиях общественного контроля, а также изоляцию от сверстников и семьи.

Количество и качество сна в космосе низкое из-за очень изменчивых циклов освещения и темноты на полетной палубе и плохой освещенности в дневное время в космическом корабле. Даже привычка смотреть в окно перед сном может послать в мозг неверные сообщения, что приведет к ухудшению режима сна. Эти нарушения циркадного ритма оказывают сильное влияние на нейроповеденческие реакции экипажа и усугубляют психологический стресс, который они уже испытывают.

Сон на МКС регулярно нарушается из-за требований миссии, таких как расписание прибытия или ухода космических аппаратов. Уровень шума на станции неизбежно высок, потому что атмосфера не может термосифонировать, вентиляторы должны постоянно обеспечивать обработку атмосферы, которая может застаиваться в условиях свободного падения (невесомости). 50% астронавтов космических челноков принимали снотворное и по-прежнему спали в космосе на 2 часа меньше каждую ночь, чем на Земле.

Исследование самого продолжительного космического полета привело к выводу, что критический период представляют собой первые три недели, когда внимание подвергается неблагоприятному воздействию из-за необходимости приспособиться к экстремальным изменениям окружающей среды.

Рабочая среда МКС включает в себя дополнительный стресс, вызванный жизнью и работой в стесненных условиях с людьми разных национальностей. На космических станциях первого поколения экипажи говорили на одном языке, а на станциях второго и третьего поколения экипажи из разных культур говорят на многих языках. МКС уникальна тем, что посетители не попадают автоматически в категории «хозяин» или «гость», как в случае с предыдущими станциями и космическими кораблями, и могут так же не страдать от чувства изоляции.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ:

1. Во время космического полета на человека, помимо комплекса факторов внешней среды, в которой протекает полет космического объекта (статические факторы полета), оказывают действие также и факторы, обусловленные динамикой полета. К ним в первую очередь относятся ускорения и обусловливаемые ими перегрузки, вибрации, невесомость, шум, оказывающие воздействие как на конструкцию корабля, так и на его обитателей.

2. В зависимости от продолжительности и назначения космического полета влияние тех или иных динамических факторов проявляется в разной степени. При изучении их влияния на космонавта особое внимание обращается на повышение устойчивости организма к экстремальным воздействиям, а также на разработку мер безопасности и снижения неблагоприятного влияния этих факторов на космонавтов.

3. Особую опасность для экипажей КА представляют перегрузки, возникающие при старте, торможении, разгоне. Даже кратковременные, порядка нескольких десятков секунд перегрузки величиной всего от 3 g при посадке (см. табл. 1.1) опасны для жизни, а длительные могут привести к смерти космонавтов.

4. Отдельным вопросом является разработка и уточнение комплекса мероприятий, направленных на реабилитацию вернувщихся на Землю после длительного пребывания в полете космонавтов. Прежде всего, требуется устранить неизбежные физические и биологические нарушения в организме от пребывания в условиях невесомости. Требуется также и психологическая реабилитация.


РАЗДЕЛ 2. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ОРБИТЫ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ ДЛЯ ПЛАНЕТ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.