Краевой конкурс студенческих проектов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Краевой конкурс студенческих проектов

2021-06-24 33
Краевой конкурс студенческих проектов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Краевой конкурс студенческих проектов

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский техникум промышленных и информационных технологий им.Б.Г.Изгагина»

Легенды и сказания о Пермском зверином стиле.

Исследовательский проект.

 

 

Выполнила: А.А. Плащенкова, 19СЗИ,

технология и организация защиты информации

 

Руководитель Проекта: О.В. Шелонцева, преподаватель

русского и литературы

 

 

Пермь, 2021

 

Оглавление

I. Введение. 3

II. Пермский звериный стиль. 4

1.    Что такое «Пермский звериный стиль»?. 4

2.    История. 5

3.    Почему этот стиль носит название «Пермский»?. 7

4.    Почему стиль называется «Звериным»?. 8

III. Значения фигур. 9

1.Птицы.. 9

2.    Медведи. 12

3.    Богини. 16

4.    Человеколоси. 21

IV. Легенды.. 24

1.    Легенда о чуди. 25

2.    Легенда «Как медведь хотел стать сильнее человека». 26

3.    Легенда «Война зверей и птиц». 27

4.    Легенда о Земляном Роге. 29

V. Пермский звериный стиль на улицах Перми. 31

VI. Заключение. 35

VII. Список литературы.. 36

 

 

 


 

I. Введение

Тема моегопроектабылавыбранапослеизучениякурса «Родная литература». Остановилась я именно на этойтеме не случайно, мне хотелосьглубже узнатьлегендыо Пермском зверином стиле.Сейчас эта тема очень популярна среди молодежи в искусстве.

Пе́рмскийзвери́ный стиль (Шаманскиеизображения, Чудские образки, Культовоелитье) — разновидность звериного стиля, бронзовойхудожественной пластики VII в. до н. э. — XII в.н. э. лесной и лесо-тундровойзоныСеверо-ВосточнойЕвропы и ЗападнойСибири от Камско-Вятского бассейна до водораздела Енисея-Оби.

Я обратилавнимание на то, чтоПермский звериный стиль – это древнее искусство, которое дошло до наших дней. Мало кто знает о его существовании и понимает значения фигур. В этом стиле много таинственного, до конца неизученного.

Мне захотелосьпобольшеузнать не толькоисторию происхождения Пермского звериного стиля, но и какие легенды были написаны о нем.

Цели:

· Познакомится с историей Пермского звериного стиля.

· Узнать историю Пермского звериного стиля.

· Понять в чем смысл названия «Пермский» и «звериный».

· Проникнуть в тайны значения фигур, чтобы полнее понять содержание легенд о данном стиле.

Задачи:

· Изучить, что такое «Пермский звериный стиль».

· Изучить значения фигур.

· Познакомится с легендами о Пермском зверином стиле и его создателями.

 

 


 

II.Пермский звериный стиль

Что такое «Пермскийзвериный стиль»?

Пермскийзвериный стиль– яркое и уникальное явление в истории Прикамья. Под этим понятием скрывается большое количество найденных в ходе археологических раскопок древних вещей, сделанных из бронзы.

Это различные предметы, отлитые из бронзы: украшения, пряжки, бляхи, плоские фигуры, медальоны и другое.

Изображения зверей из металла получили большое распространение практически на всей территории Евразии. Такие изделия также встречают на территории Южной и Северной Америки, Африки, Австралии. Повсеместное распространение изображений животных можно объяснить как стремлением человека быть частью окружающего мира, так и попыткой взаимодействия с ним.


 

История

Прикамская земля хранит немало следовжизнидревнейшихобитателейкрая: орудия труда, рисунки, старинныекрепости-городища. Ученые-археологи разыскиваютдревниепамятники и ведут на них раскопки, чтобыузнать о жизни наших предков.

Принятосчитать, чтопермскийзвериный стиль зародился в I тысячелетие до нашейэры, на территориинижнеготечениярекиКамы. Племена, населявшиеэтиземли, получили названиеананьинцев, поэтому сама археологическая культура получила названиеананьинской. К пермскому стилю относятследующиеархеологическиекультуры:

· Ананьинская культура

· Гляденовская культура

· Неволинская культура

· Харинская культура

· Ломоватовская культура

· Родановская культура.

Для всехархеологическихстилей характерно наличиеглавнойидеизвериного стиля – созданиеметаллическихизделий с изображениемживотного мира. Пожалуй, главнойособенностьюименнопермского стиля станетпридание таким изображениямполусказочногополуфантастическогомотива, отчегодажеспустятысячу лет специалистыспорят о природе и назначениипредметов.

Примерно 4000 тысячи лет назад на территорииПрикамья возникаюточагиметаллургии. Первыеизделияотливалисьиз меди, чуть позже появились изделияизбронзы. Предпосылками для зарождения нового родадеятельностистановитсяналичиемедистогопесчаника (широкаясырьевая база) и повсеместноераспространениедревесины.

Постепенноесовершенствованиетехнологий позволило освоитьвыплавкужелеза, при этом, качество таких изделий не уступало лучшиммировымобразцам того времени. Центрыметаллургическойпромышленности (Месопотамия, ДревнийЕгипет, Финикия, Индия) того времени находились на достаточномудалении от Прикамья, поэтому трудно судить, каксюда попала технологияобработкицветных, а затем и черныхметаллов.

С уверенностьюможносказать, что к VIII-VII веку до нашейэрыискусствообработкиметалловдостигает такого уровня, чтодревниемастерамогут не просто создаватьпримитивныеорудия труда ихжелеза. Они научились отливатьвысокохудожественныепроизведенияискусство, заложив в их образ высокийсмысл. Именно так, на базеогромногоопыта и знаний возникаетананьинская культура.

По мнениюученыхданная культура сформировалась на базескифо-сибирскогозвериного стиля. Не до концапонятнымотивы, по которымжители с чертамидревнихскифов покинули Причерноморье и переселились на территориюсовременногоТатарстана. Здесьониассимилировались с местнымиобитателями и создалисобственноеплемя.


 

III. Значения фигур.

Птицы

1) Птица с личиной человека на груди.

Датировка: XI в.
Материал: Бронза, литье.
Место находки: Пермский край
Для Пермского звериного стиля характерен образ хищной птицы с распростертыми крыльями и человеческой личиной или антропоморфной фигуркой на груди. Птицы играли в жизни создателей звериного стиля немалую роль. Боги часто являлись людям в своих священных обликах — в образах птиц. Предки превращались в птиц, и бьярмы отливали в бронзе фигуры птиц с лицом предка на груди. Души людей тоже воплощались в птиц, например, во сне.

Существовали птицы с одной головой и с тремя — вестницы богов, летающие в трех мирах. Элементы птиц — гусиные и утиные лапки распространены на шумящих подвесках, украшениях женского костюма. Женщины носили накосные украшения с изображениями-оберегами в виде птиц.
Человеческое лицо на груди птицы обозначает первопредка, покровителя рода. Это еще не животное, но уже не человек. На пластине изображен священный миг превращения человека в птицу. Предок, умирая, превращался в птицу, но еще видно человеческое лицо или фигура целиком. Иногда предок изображен полностью — в виде человеческой фигуры. Это указывает на более раннее время создания пластины.


 

2) Трехглавая птица Рум.

Датировка: VIII - X вв.
Материал: Бронза, литье.

Место находки: Пермский край, Гайнский район.

Трехголовый птицевидный идол с человеческой личиной на груди и лосиными головами на крыльях. Снизу личину охватывают мощные лапы хищной птицы. Головы птиц выступают над плоскостью пластины, что является типичным приемом в пермском зверином стиле.

Птицы с тремя головами — вестницы богов, летающие в трех мирах.
Человеческое лицо на груди птицы обозначает первопредка, покровителя рода. Это еще не животное, но уже не человек. На пластине изображен священный миг превращения человека в птицу. Предок, умирая, превращался в птицу, но еще видно человеческое лицо или фигура целиком. Иногда предок изображен полностью — в виде человеческой фигуры.


 

3) Крылатая птица Рум.

Место находки: Пермский край, Ильинский район, д. Скородум

Время находки: 1976 г.

Материал: Бронза

Датировка: VI — IX вв.

Размер: 100х53 мм.

Вытянутое туловище, крылья и хвост орнаментированы. Подвешивалась к одежде.

У хантов и манси птица называлась Калм. Дочь Верхнего бога, вестница бога.

Птицы с одной головой и с тремя — вестницы богов, летающие в трех мирах.Фигура с крыльями. Крылья — знак того, что существо причастно к двум мирам: Среднему и Верхнему.


2. Медведи

1) Медведь в жертвеннойпозе.

Местонаходки: Пермский край, Лысьвенский район, р. Кын.

Материал: Бронза.

Датировка: VI - IV вв.

Местонахождение: Пермскийобластнойкраеведческий музей.

Размер: 80х58 мм.

Описание: бляха в виде крупнойвыпуклойголовы медведя в жертвеннойпозе. На оборотнойстороне по углам-петли для пришивания к одежде. ИзколлекцииТеплоуховых.Культ медведя был широко распространен на Урале. Часто ихиспользовали в создании блях-оберегов, которыезащищаливладельца.

Существоваласвященная клятва: на лапе медведя. Считалось, что медведь покараетнарушителяклятвы и найдетвиновных. Медвежьиголовы на бляхах показывалитрехчастноестроение мира как по вертикали: от Верхнего мира через Средний к Нижнему; так и по горизонтали: от верховьев до низовьеврек. Защищает от злыхдухов и колдовства, наделяетсилой и мужественностью.В мифологии коми-пермяцкогокрая медведь предстаёт в образе божества (умирающее и возрождающееся), дух-хранитель, хозяинПодземного царства, священное, жертвенноеживотное, воплощение духа, звериныйдвойникчеловека. Образ жертвенного медведя в культуре и традицияхнародовПрикамьявыражаетидеювысшегосущества – проводникамежду миром людей и миром богов, дарующегоплодородную силу и благополучие.
Во многих культурах медведь традиционнопредстаётпризнакомдревнейприроднойсилы, даннoй от Бога.

Считается, чтоприсущая медведям сила, спокойствие и чутьёмужественноговоина, успешного охотника передаётся и носящемуобладателю оберега. Медведь защищает от порчи, сглаза, помогает в защитежилища от недобрых людей и злыхдухов, негативныхситуаций.Бляхи с медведем в большомколичествеизготовлялись и использовались в Зауралье, найденыони и в Прикамье.


2) Филин на медведе.

Место находки: Пермский край, Гайнский район, д. Плес
Материал: Бронза.

Датировка: VII — IX вв.

Местонахождение: Пермский областной краеведческий музей.

Размер: 53х61 мм.

Данная композиция представляет собой медведя, держащего в лапах добычу, и филина, клюющего его сверху.

Медведь является одним из самых известных персонажей в культовом литье. Наиболее распространённым изображением является атака на медведя, символизирующая эпизоды медвежьего праздника, проводимого ежегодно у некоторых сибирских народов.
В последний его день перед участниками появлялись боги и герои, создатели мира. Боги являлись в священных обликах, в образах зверей.
«Танец богов переходил в ритуальные схватки, звери сражались между собой и с Медведем. Филин бросался на зайца, лось атаковал лисицу, а все вместе, звери и зрители, нападали на Медведя. После исполнения песен, после проводов четырёх душ на землю – а у Медведя, как и у человека, было пять душ – начинался заключительный этап праздника. На Медведя нападали близнецы-сёстры зайчихи, в Медведя вцеплялся Филин, на него бросались ворон, журавли, комары и охотники. Все они стремились отобрать у медведя последнюю душу, залог возрождения. Но могучий зверь побеждал в битве, и тогда покровитель людей Альви убивал зверя заговорённой стрелой. Это было великое жертвоприношение».
Также существует мнение, что подобные схватки символизируют шаманскую погоню за душами больных. И души, и шаманы были способны превращаться в животных.


3)

Богини

1) Богиня на пауках.

Местонаходки: пос. Курган, Чердынского р-на, Пермскогокрая.

Датировка: VII-VIII вв.

Материал: Бронза, литье.

Размер: 157х75 мм.

Сложнаякомпозиция с крылатойбогиней. Вверху — лик владыки небесного мира, солнечного бога. На крыльях-плечах богинистоятеесыновья с головами птиц, люди-птицы. Они наверху, между небом и землей. Богиня —покровитель рода, первопредок. Об этомговоритлицо на ее груди. Люди верили, чтоони— потомки самойбогиниземли. Люди склонились к ногам богини, они в беде, они уже находятсямеждуподземным миром смерти и Среднимземным. Это видно из того, что люди и богиня стоят на пауках. Их ноги уже в Нижнем мире, царствесмерти. Пауки — помощникибогини, ониткутпаутину в подземном мире. По этойпаутине души умершихдолжны пройти над кипящейсмолянойрекой. Волныэтойрекимы видим внизу композиции.
Перед нами амулет особойсилы. Крылатая богиня выступает в роли вестницы, заступницы перед верховнымсоздателем, отцомеедетей. Богиня отмеряетсроквсегоживущего, именно к ней обратились люди. Что-то в мире пошло не так, не по правилам, и солнечное божество узнаетэто от богини, уже расправляющейкрылья. К богине этого амулета, возможно, обращались, когданесчастье (эпидемия, нашествие) грозило существованию
всегонарода.
Крылатая богиня на пауках найдена с тремя другими амулетами с изображениембогини и обломками бронзового котла в 1957 г. Возможно, кладбыл результатом жертвоприношения “семи котлов”. Семькотлов с амулетами и другими дарами зарывали в землю по кругу в качествеприношения Богине Земли. Этим кругом какбыперекрывалиотверстие в Нижний мир, откуда приходили болезни и другие напасти. Ритуал сохранился у хантов.


 

2) Золотая баба (Камская богиня)

Местонаходки: д. СкородумИльинскогорайона.

Датировка: III-V вв.

Материал: Бронза, литье.

Размер: 83х43 мм.

Камская богиня, которую звали Женщинойсвета, Золотойбабой, Землей-матерью.

Богиня Землиследит за порядком. Онахранит души людей, отмеряетсрокжизни в нашем мире. Земля-мать – прародительницавсегосущего, принимающаяучастие в сотворении мира.

Символ мироздания, духовного равновесия и семейногосчастья. Пробуждаетдремлющиеспособностиженщины к рождениюдетей, наделяетмудростью и выдержанностью.


 

3) Крылатаятрехликая богиня Найки-эва

Местонаходки: владение р. Тимшер в р. ЮжнаяКельтма, Чердынский район, Пермский край.

Материал: бронза, литье
Найки-эва— многоязыкая богиня огня, домашнегоочага.

Еедети — этоязыкипламени мирного укрощенногоогня. Этот огонь согреваетжилище, на языкахдомашнегопламениготовитсяеда.

Найки-эваизображена в металле с пальцамивместокогтей и с благодарными людьми по бокам. Этой богине не нужныкрылья и когти, онаокружена людьми и стоит на головах жертвенныхлосей. На лбу богини солярный круг, родовой знак.

Богиня огня — женское божество. Женщиныследят за чистотойочага, кормят огонь каплями жираили пива, наблюдают, чтобыникто не осквернилочаг, плюнув илибросив мусор в огонь, чтобыникто не переступил через дрова — пищу огня.За оскорблениедомашнегоогня, за непочтительноеотношение к богине, ее мать Тарэнможетнаказатьвиновныхбольшим пожаром.


 

4) Богиня средиживотныхптиц и змей

Местонаходки: пос. Курган Чердынскогорайона, Пермскогокрая

Датировка: VII-VIII вв.

Материал: Бронза, литье.

Размер: 164х70 мм.

На косах богини – птицы, обращенные к солнечному божеству. В руках богини – пушистыезвери. Змеи – рекивселеннойтекут от Нижнего мира – от ящера – в Верхний.


 

Человеколоси

1) Семьбратьев-человеколосей.

Дата:VI-VIII вв.

Материал: Бронза,литье

Местонаходки: окрестности — вблизи г. Березники, Пермский край.

Образ человеколося — «визитная карточка» Пермскогозвериного стиля. Нигде, кромеПермскогокрая и республики Коми, на территорииЕвразии такого образа не существует.

«Люди-лоси» — самыйзагадочный и распространенный сюжет средибронзовыхартефактовпермскогозвериного стиля (VII в. до н. э.— XII в. н. э.).Авторство предметов, относящихся к искусствуметаллической пластики, именуемомуПермскимзвериным стилем, приписываетсялитейщикамтаинственногоплемени чудь.

Большинствофигурчеловеколосейпермскогозвериного стиля очевидно былиличными оберегами, этим и объясняетсянемалоеколичествонайденныхамулетов.

Человеколось в пермскомзвериномстилевсегдастоит на звере, часто этогибридизразличныхживотных. Зверьотделяет героя от Нижнего мира, от подземныхдухов. У композиции пластин естьпрямаяаналогия с реаль- ностью. Средневековый уральский охотник тожестоит на лосе, выдре: де- ревянныелыжиподбиваликамусом, подклеивалиснизумехомживотных: выдры, лося. Мехпрепятствовалскольжению назад. Шкурыжертвенныхживотных, посвященныхподземному божеству Куль-отыру, мансизарывалипод полом жилища. Зверизащищаличеловека от опасногоНижнего мира.


 

2) Круговорот - герой-человеколось на огромной рыбе

Место находки: д. Ныргында, Сарапульский район, Удмуртская Республика.

Датировка - VI-VIII вв.

Материал: Бронза, литье.

Образ человеколося — «визитная карточка» Пермского стиля. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует. Однако культ рыбы, с которым часто изображены человеко-лоси, встречается во многих местах.
Фигурка состоит из нескольких частей.Одна из частей представляет собой человеко-лося и обозначает существо нашего человеческого Среднего мира. Он стоит на огромной рыбе, которая охраняет вход в Нижний мир. В верхней части расположены крылатые собаки.

Данное изображение символизирует процесс смерти и возрождения, за которым наблюдает человеко-лось.Крылатый герой в виде человеко-лося занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Человеко-лось расположен на рыбе, охраняющей вход в подземный-подводный мир, он находится между Нижним и Средним (земном) мирами. Божество следит за порядком в круговороте душ при контакте с Нижним миром, регулирует процесс смерти и возрождения. Рыба проглатывает головы – жизни, которые потом в виде зародышей (головок лосей) возрождаются к новой жизни. Крылатые собаки несут души Богине, которая направит их в чрево женщин для нового рождения.


 

3) Крылатый человеколось.

Место находки: Республика Коми, Троицко - Печорский район;

Материал: Бронза;

Датировка: VII — IX вв.

Размер: 92*67

Крылатый герой в виде человеко - лося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.
Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами: богинями или птицами-первопредками.

Особо отметим ноги с раздвоенными копытцами у многих человеко-лосей. Мировая культура знает много таких существ: фавны, сатиры, лешие и другие языческие божества происхождением из локальных культов. Последующие эпохи, например, христианство трактует этих полуживотных существ как нечисть и превращает в чертей.

 

IV. Легенды

У фигур есть не только значения, но и легенды. Эти легенды полны таинственности и будоражат воображение. Они рассказывают нам о делах наших предков, дают возможность ощутить всю прелесть художественного творчества народа. В них нашли своеобразное отображение факты истории Пермского звериного стиля, различные стороны социальной жизни и многовекового бытия людей труда. Этим жанрам присуще не только сходство сюжетов и образов, но и стремление к достоверности. В отличие от сказки, ориентирующей читателя и слушателя на волшебное содержание, легенды и предания нередко выдают фантастическое повествование за реальное.

Значительно место среди прозаических жанров народнопоэтического творчества занимают, легенды и предания. Возникавшие в разные исторические периоды и в той или иной мере связанные с жизнью человека минувших эпох, они издавна вызывали неослабленный интерес народных масс.


 

Легенда о чуди.

Меня очень заинтересовала легенда о чуди.

«На Урале говорят, что старее курганных берез ничего нет. А история их будто такова.

…Жили испокон веков на Урале старые люди – их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек. Раньше слышали про таких людей, живущих там, где солнце садится. А березы на черный лес все наступают и наступают… «Уходить надо», - говорили молодые чуди.

«Умрем, где умирали наши отцы и деды» - возражали старые и пожилые.

И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные: сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на них старые-старые березы.»

А заинтересовала она меня тем, что в ней описывается наша Уральская природа, и то, какчуди остались верны своей родине, не оставили свое место.


 

Легенда «Войназверейи птиц»

«Однажды на какой-то окраине земли и воды ногами ходящие звери и крыльями летающие птицы крупно заспорили. Возникла между ними небольшая ссора, которая перешла в войну.

Много времени прошло с тех пор. Может, тысячи человеческих веков позади осталось, может три тысячи веков с тех пор минуло. Немало деревьев с того времени рождалось и умирало, много раз их ветки и корни превращались в труху. Точно об этом никто не скажет. Заварилась вражда следующим образом. Схватились однажды между собой тонконогий речной кулик и маленький мышонок. Столкнулись меж собой из-за места, чтобы свить себе гнездо. До хрипоты и усталости спорили кулик с мышонком.

Все живущие звери, услышав такую неприятную весть заволновались. Началась самая настоящая война зверей и птиц. На самой высокой и крепкой лиственнице уселся огромный филин-великан. Если он распускал одно крыло, - на две сажени оно уходило, второе тоже на две сажени распускалось. От его тяжести вершина лиственницы согнулась. Да! Действительно, такой крылатый зверь силенку имеет.

Из глубоких тайников священного острова, из низкого и высокого тальника шел в развалку огромный медведь. В это время филин-великан свои двух сажевые могучие крылья распростер, глаза его наполнились огнем, весь он напрягся на вершине высокой лиственницы и сильно оттолкнулся крепкими лапами. Но ему удалось сделатьтолько два-три взмахасвоимимощными широкими крыльями. Внезапно он сталкамнемпадать вниз, словно его подбилистрелой.А вокруг него потянулись длинные перья его крыльев, которые ночью были изгрызаны мышами и еле держались до сего времени. Отвалившиеся перья плавно кружились в воздухе.

 

Вздрогнула земля от тяжелого удара филина-великана, упавшего с высоты. Шлепнулся он так сильно, что деревья покачнулись, а вода на речке взбилась.

Меньшие крылатые звери, которые были слабее филина-великана, оставшись без предводителя, лишившись всесильного царя, вмиг попритихли и стали попусту кружиться вокруг острова, не пытаясь больше нападать на бродячих зверей. –Это другое дело, — засмеялся зверь, имеющий силу ста лучников. – Теперь мы живем. Без всесильного филина-великана нам птицы ничего не сделают. Поэтому вы, мои сородичи, отправляйтесь к своим норам и домам. Впредь мы так легко крылатым зверям не поддадимся.

С того времени, когда во вспыхнувшей войне звери одержали верх, много веков прошло, а может – и тысячелетий. И зажили впредь все звери и птицы своим умом и стали полагаться только на свою силу и мудрость.»

Мне очень понравилась эта легенда. Ведь она рассказывает не только проблему тех веков, но и проблему сегодняшнего дня. Из небольшой ссоры может начаться большая война. Эта легенда о фигуре «Филин на медведе».


 

Легенда о Земляном Роге.

У обских угров есть поверье, что лось, когда становится совсем старым, то превращается в водного чудовища — мамонта. Ханты и манси верят, что мамонт живет в водоемах. Он известен под именем Вэс, или Вэсики («мамонт-старик»). Говоря о его облике, некоторые манси объясняют, что Вэс может иметь обличие рыбы, лося, медведя или даже лошади. А также, известно, что «лесной зверь и водная рыба в старости превращаются в него». Есть хантыйская версия о том, что когда чудищу из породы лося исполняется 25 лет, у него из ноздрей вырастают бивни, и он идет под воду. Кондинские манси также видят в Вэсики старого лося. По внешнему облику лось и мамонт действительно схожи, если не брать в расчет размер: шерсть густая и грубая, голова крупная и горбоносая, холка в виде горба. Однако южные ханты видят в Вэс большую рогатую и волосатую щуку. На р. Васюган Вэс вообще раньше был человеком. По преданию, он был рожден женщиной, которая ушла жить в водоворот и запретила людям ездить там на лодках. Многочисленные воплощения мамонта можно объяснить тем, что кости различных животных чаще находили по берегам водоемов, и, скорее всего, это были кости утонувших некогда животных. По воззрениям селькупов, мамонт и медведь связаны с подземным миром и тот и другой охраняют «покойников землю». Отсюда понятно, что по закону тождества, мамонт, ящер, медведь наделяются чертами рыб - существ нижнего мира. Мифология обских угров богата чудовищами, но, пожалуй самым удивительны среди них был Мув-Хор, обычно переводимый как “Мамонт”. Некогда, Мув-Хор бился с Товлынг-Карсом и захватил его маховые перья, а тот захватил отростки рогов мамонта. Эква-Пыгрись дошел до берега теплого моря, где обиало чудовище и совершил справедливый обмен.

По представлениям народов коми, земляной олень жил во времена творения мира. Мамонт является создателем рек и ручьёв. Он был так тяжёл, что земля не выдерживала нагрузки. Там, где он ходил, возникали русла рек и ручьёв. В конце концов, произошёл всемирный потоп. Наряду с мамонтом, в создании гидрологических объектов место было отведено богам Ену и Омэлю: Ен создал воды текучие, а Омэль — стоячие (болота). Под влиянием русского православия коми узнали о Ноевом ковчеге. Мамонт хотел спастись в нём, однако не смог там поместиться. Земляному оленю пришлось добираться вплавь, но птицы садились к нему на «рога» (бивни) и зверь утонул. С этой трагической ситуацией связано вымирание мамонтов. Утонувший мамонт переселился жить под землю.

Легенда очень впечатлила меня тем, что Коми-зыряне считали, что долины рек были созданы мамонтом и тем, что лось превращается в мамонта «водное чудище».

 

 


 

VI. Заключение

Наш проект оказался увлекательным и познавательным. Мы с удовольствием выполняли эту работу. Нам было интересно узнавать историю нашего края, его тайны, легенды.

Мы вместе с руководителем проекта нашли много материала о Пермском зверином стиле и его легендах в книгах, в ресурсах сети интернета.Мы познакомились с историей Пермского звериного стиля. Поняли в чем смысл названия «Пермский» и «звериный». Узнали тайны значения фигур и легенд о данном стиле.

В заключение я хочу сказать, что Пермский звериный стиль остается для нас таким же таинственным, не до конца изученным, полным загадок. Но все эти легенды и значения обогатили нашу культуру Прикамья.

 

 

      


 

VII. Список литературы

1) На древней Пермской земле. Г.Н. Чагин. Москва «Искусство» 1988 г. – 175 стр.

2) Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль. Владимир Оборин. Пермское книжное издательство 1976 г. – 193 стр.

3) Немые свидетели. Владимир Оборин. Пермское книжное издательство 1965 г. – 92 стр.

4) На заре истории Прикамья. О.Н. Бадер и В.А. Оборин. – 236 стр.

5) Чудские древности Рифея. В.А. Оборин, Г.Н. Чагин. Пермское книжное издательство 1988 г. – 178 стр.

6) Мифы финно-угоров. Петрухин В.Я. Москва «Астрель» 2003 г – 463 стр.

7) Ресурсы сети Интернет.ru.wikipedia.org/wiki/

parmaday.ru

www.liveinternet.ru

history.wikireading.ru

www.perm-animal-style.ru

 


 

Приложение.

Записи легенд.

На паре «Родной литературы» мы проходили Пермский звериный стиль. Эта тема очень заинтересовала и увлекла нас. А именно нас заинтересовали легенды, мифы и значения фигур. Мы работали в подгруппах, читали легенды. Подбирали к ним подходящую музыку. Искали значения понравившихся фигур.

Примеры:

 

 

Краевой конкурс студенческих проектов

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский техникум промышленных и информационных технологий им.Б.Г.Изгагина»


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.