Разработка понятийного аппарата индивидуального проекта — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Разработка понятийного аппарата индивидуального проекта

2021-06-24 197
Разработка понятийного аппарата индивидуального проекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятийный аппарат индивидуального проекта описывают во введении. Понятийный аппарат включает в себя следующие составляющие:

1) актуальность проекта;

2) цель проекта;

3) задачи проекта;

4) объект исследования;

5) предмет исследования;

6) гипотеза исследования;

7) методы исследования.

Актуальность исследования — это объяснение необходимости, нужности и полезности исследования в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. При описании актуальности необходимо решить, почему именно этот проект нужно в настоящее время выполнить. В описание актуальности проекта можно включать формулировки: актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем… или актуальность проекта заключается (или проявляется) в следующем... или вопросы, касающиеся того-то и того-то, являются очень актуальными.

Пример актуальности индивидуального проекта приведен в Приложении 4.

Цель проектной работы показывает то, чего хочет достичь обучающийся в своей проектной деятельности. Определить цель — значит ответить на вопрос, зачем мы проводим исследование. Цель ставится на основе выявленной проблемы.

Нельзя сводить цель деятельности по проекту к получению продукта. Продукт является средством, указание на него может присутствовать в цели.

Цель в проекте одна. Формулировка цели начинается с отглагольного существительного: изучение, исследование, анализ, обоснование, обобщение и др.

Примеры формулировок цели индивидуального проекта:

· Изучение экологического состояния природной среды.

· Выявление влияния Интернета на психику человека.

· Изучение возможностей применения триггеров в программе Power Point в процессе создания теста по дисциплине…

· Выявление факторов, влияющих на поведение подростков.

· Анализ причин и последствий насилия в семье.

· Привлечение внимания общественности к проблеме бездомных животных нашего города.

Задачи исследования уточняют цель, описывают шаги исследователя для достижения цели. Каждой задаче, как правило, посвящена глава проектной работы, поэтому количество задач 3-4. Задачи в проекте нумеруются, формулировка задач начинается с глагола: выявить, раскрыть, изучить, разработать, исследовать, классифицировать, систематизировать, проанализировать, уточнить и др.

Примеры формулировок задач индивидуального проекта:

· Провести анкетирование (опыт, эксперимент, наблюдение, измерение, оценку).

· Определить состав исследуемых продуктов питания.

· Рассмотреть различные архитектурные стили зданий и сооружений.

· Разработать рекомендации по …

· Выявить причины, вызывающие…

· Сделать сравнительный анализ…

· Составить карманный словарь.

· Установить основные причины.

Объект исследования — процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Из имеющейся проблемы выделяют объект исследования как процесс, результат которого можно изменить (оптимизировать, улучшить, увеличить и т. д.) в ходе самого исследования. Объект существует независимо от исследователя.

Предмет исследования — это способ видения объекта, своего рода ракурс, точка зрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, признаки, связи изучаемого.

Объект и предмет соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Предмет — это то, что находится в границах объекта (Таблица 1).

Таблица 1. Примеры объекта и предмета исследования:

Объект исследования Предмет исследования
Озеро Лох-Несс Легенды и мифы об озере
Студенты техникума Зависимость студентов от Интернета
Английский предложения Способы расположения слов в английских предложениях
Обычаи Германии Историческая значимость обычаев
Семья Взаимоотношения в семье

 

Гипотеза исследования — это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Это предполагаемое решение проблемы. Практико-ориентированный проект гипотезу не имеет.

Схема формулировки гипотезы: «Если …, то …, так как...». Логику формулирования гипотезы можно представить словесной конструкцией: «Если я сделаю то-то и то-то с помощью того-то и того-то, то получу то-то и то-то».

Методы исследования — это способы, приемы познания объекта исследования. В проектной работе можно использовать следующие методы:

  • методы для изучения конкретных явлений: наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, сравнение;
  • методы сбора фактов, проверки, систематизации, зависимости и определения причины и следствия: эксперимент, лабораторный опыт, анализ, моделирование, исторический, логический, синтез, индукция, дедукция, гипотетический;

· методы для исследования, обобщения и выводов: изучение и обобщение, анализ и синтез.

Состав, структура и содержание основных элементов индивидуального проекта

Структурными элементами индивидуального проекта являются:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) основная часть;

5) заключение;

6) список использованных источников;

7) приложения.

На титульном листе индивидуального проекта указывается полное наименование образовательной организации, учебная дисциплина, тема проекта, фамилия и инициалы руководителя, фамилия и инициалы обучающегося (Приложение 2).

Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников, приложения. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем с учетом замысла и индивидуального подхода. По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта (Приложение 3).

Введение проекта имеет объем не более 2,5 страниц. В нем отражаются следующие моменты (Приложение 4):

- актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах: показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;

- цель проекта, то есть что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;

- задачи проекта, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;

- объект исследования, определенная область реальности, социальное явление, которое изучает исследователь и оно существует независимо от него;

- предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта;

- гипотеза – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления;

- методы исследования, адекватные цели и задачам, которые использовались при разработке проекта.

Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы глав и параграфов. Основная часть должна содержать не менее 2-3 глав. Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы расчета. Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является результатом выполненного исследования. Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна. Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы. Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы. Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания необходимо использовать весь имеющийся запас знаний и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных дисциплин.

Заключение проекта имеет объем не более 2,5 страниц. Здесь в сжатой форме формулируются выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, дается общая оценка полученным результатам исследования, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, выдвигаются предложения и рекомендации.

Список использованных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.100. – 2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (Приложение 5). Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.

В приложении могут приводиться копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.

Оформление индивидуального проекта

Индивидуальный проект должен быть надлежащим образом оформлен (Таблица 2).

Таблица 2- Требования к оформлению индивидуального проекта

Требование Содержание требования
Объем не более 25 страниц компьютерного текста
Оформление текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4
Интервал полуторный
Шрифт Times New Roman
Размер 14пт
Параметры страницы верхнее поле – 2 см, нижнее поле – 2,6 см (расстояние от края листа до номера страницы – 2 см), левое поле – 2,5 см, правое поле – 1 см.
Выравнивание по ширине
Отступ 1см
Нумерация страниц - арабскими цифрами; - сквозная; - проставляется со второй страницы (Титульный лист считается первым, но не нумеруется); - порядковый номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки.
Кавычки «кавычки-елочки»
Введение, заключение, список использованных источников, приложение - начинается с новой страницы; - строчными буквами, начиная с прописной, по центру жирным шрифтом; - в конце заголовка точка не ставится.
Названия глав - начинаются с новой страницы; - нумеруются арабскими цифрами; - строчными буквами, начиная с прописной, по ширине с абзацного отступа жирным шрифтом; - в конце названия главы точка не ставится.
Оформление глав Глава 1. Процессор как основное устройство компьютера
Названия параграфов - начинаются с новой строки; - включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой; - строчными буквами, начиная с прописной, по ширине с абзацного отступа обычным шрифтом; - в конце названия параграфа точка не ставится.
Оформление параграфов 1.1 Виды процессоров
Расстояние между параграфами в пределах одной главы одна свободная строка
Список использованных источников не менее 10
Подпись рисунков, графиков, схем - рисунок и заголовок (подпись) выравниваются посередине листа; - заголовок рисунка всегда оформляется под рисунком; - заголовок пишется обычным шрифтом (без курсива и подчеркивания); - начинаются со обозначающего слова и порядкового номера в статье (согласно количеству).
Оформление рисунков, графиков, схем Рисунок 1. Процессор
Таблицы Таблица 3 - Местность проживания респондентов  
Цитаты Соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники (в случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается). В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке источников).
Формулы Формулы должны быть набраны в редакторе формул (Вставка – объект – Microsoft Equation). Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение или формула не вмещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства «=» или после знаков плюс «+», минус «-», умножения «×», деления «:», или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «×». Ссылки
Ссылки При ссылке в тексте на использованные источники информации следует приводить порядковые номера по списку использованных источников, заключенные в квадратные скобки, например: «... как указано в монографии [103]»; «... в работах [11, 12, 15-17]». При необходимости в дополнение к номеру источника указывают номер его страницы, например: [12, 2].
Сокращения При многократном упоминании устойчивых словосочетаний, в ТД следует использовать аббревиатуры или сокращения. При первом упоминании должно быть приведено полное название с указанием в скобках сокращенного названия или аббревиатуры, например: «Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)», а при последующих упоминаниях следует употреблять сокращенное название или аббревиатуру. Расшифровку аббревиатур и сокращений, установленных государственными стандартами и правилами русской орфографии, допускается не приводить. Пример - ЭВМ, НИИ, АСУ, с. (страница), т. е. (то есть) и др. НЕЛЬЗЯ разделять общепринятые сокращения (РФ, США и др.), отделять инициалы от фамилии на разных строчках, разделять составляющее одно число цифры, отделять символы процента, параграфа, номера, градусов от цифр.

 

Проект, не отвечающий требованиям, возвращается для доработки с учетом сделанных замечаний и повторно предъявляется в срок, указанный руководителем.

Подготовка индивидуального проекта к защите

Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его основные положения необходимо обсудить с руководителем. После просмотра и одобрения индивидуального проекта руководитель его подписывает и составляет отзыв.

Подготовив индивидуальный проект, обучающийся готовит выступление и наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты. Защита индивидуального проекта является обязательным элементом разработки проекта. Процедура защиты включает выступление обучающегося с представлением основных положений индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений. На выступление отводится не более 5 минут. После завершения выступления члены комиссии могут задать вопросы по теме проекта, на которые необходимо ответить.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким.

Примерный план доклада для защиты индивидуального проекта:

1) почему избрана эта тема (обоснование выбранной темы, доказательства ее актуальности);

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) что выбрано объектом и предметом исследования;

5) какие гипотезы проверялись;

6) какие использовались методы и средства исследования;

7) каким был план исследования;

8) какие результаты были получены;

9) описание продукта и возможностей его применения на практике;

10) какие выводы сделаны по итогам исследования;

11) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

При выступлении учитывается эмоциональное воздействие на слушателей, правильность речи, артистичность, уверенное владение материалом, умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ.

Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту. Примерное содержание презентации:

1) Первый слайд – титульный. Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается информация с титульного листа проекта.

2) Актуальность проекта. Слайд должен отражать проблему исследования и содержать основные мысли актуальности исследования.

3) Цель и задачи проекта. Допускается задачи исследования вынести на отдельный слайд для обеспечения их читаемости.

4) Объект и предмет исследования.

5) Гипотеза исследования и применяемые в работе методы.

6) Основная информация по теме проекта. Можно отобразить главы и параграфы и озвучить их краткое содержание.

7) Информация о продукте проекта.

8) Выводы или заключение.

9) Список использованных источников.

Оформление слайдов:

1) Единый стиль оформления;

2) Для фона следует применять более холодные тона (синий, зеленый);

3) На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов (один для фона, один для заголовков, один для текста);

4) Для фона и текста слайда следует применять контрастные цвета;

5) Для представления информации на слайде можно применять возможности компьютерной анимации, но не следует злоупотреблять ими;

6) Используйте короткие слова и предложения на слайдах;

7) Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней;

8) Рекомендуется применять шрифты без засечек (например, Arial, Tahoma, Verdana);

9) Размер шрифтов: для заголовков – 32-50пт, для основного текста – 24-32пт;

10) Один слайд в среднем должен содержать 7-13 строк текста;

11) На слайде следует располагать список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых – не более 5-6 слов;

12) Текстовая информация в таблицах на слайдах должна хорошо читаться. Допускается отображение одной таблицы на нескольких слайдах, при этом следует повторять заголовки столбцов на каждом слайде;

13) На одном слайде рекомендуется размещать не более одной схемы. Схему следует располагать в центре слайда;

14) На одном слайде допускается размещать 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи. Фотографии рекомендуется сжимать для уменьшения «веса презентации».

После создания презентации и ее оформления необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на проекционном экране), насколько адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.