МДК01.01 Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

МДК01.01 Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики

2021-06-24 25
МДК01.01 Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Методическое обоснование       3
Технологическая карта урока 4
Содержание и технология проведения урока 7
План урока 12
Ход урока 14
Приложение А 19
Приложение Б 20
Приложение В 21
Приложение Г 22
Приложение Д 23
Приложение Е 24

Методическоеобоснование

Методическая разработка урока предназначена для проведения занятия по МДК01.01 Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики для специальности 27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)».

Урок представляет собой урок изучения нового материала.

Представленный урокрассчитан на 2 часа учебного времени.

В методической разработке на этапе целеполагания применяется прием «проблемная ситуация», этап первичного усвоения новых знаний проходит в форме веб-квеста.

Веб-квест является одним из средств использования информационно-коммуникационных технологий на уроке, позволяющих создать условия для активизации деятельности обучающихся в учебном процессе, повышения степени самостоятельности их работы.

Для успешного формирования общих и профессиональных компетенций по междисциплинарному курсу обучающимся предлагается пройти веб-квест «Путешествие во времени», итогом которого является заполнение маршрутных листов и составление презентации.

При работе над веб-квестом развивается ряд общих компетенций:

- осуществление поиска, анализа и интерпретации информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

- использование информационных технологий в профессиональной деятельности;

- работа в коллективе и команде, эффективное взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами (если веб-квест, организован в групповой форме).

Кроме того, веб-квест позволяет сформировать умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор, навыки самообучения и самоорганизация, навык публичных выступлений (обязательно проведение анализа работы с вопросами, дискуссией).

На этапе первичного закрепления знаний обучающимся предлагается составить цепочку развития систем электрической централизации.

На этапе рефлексия предполагается заполнение обучающимися индивидуальных карточек, в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие их работу на уроке.

Форма организации работы обучающихся на уроке – групповая (мини- группы по 3-4 человека).

 


Технологическаякартаурока

Преподаватель

Мостовых Татьяна Николаевна

 

Специальность

27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)»

Учебнаядисциплина

МДК01.01 Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики

Раздел

Раздел 1 Построение и эксплуатация систем электрической централизации на железнодорожных станциях

Междисциплинарныесвязи

ОКЖД, Электротехника, Информатика

Формируемыекомпетенции

Общиекомпетенции

Профессиональныекомпетенции

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ПК 1.1. Анализировать работу станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики по принципиальным схемам.

 

Темаучебногозанятия

История и перспективы развития станционных систем автоматики

Целиучебногозанятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

1.Познакомить с основными этапами развития систем электрической централизации  

1.Развитие:

-мышления:учить анализировать, выделять главное, сравнивать, определять и объяснять понятия;

-речи: усложнения смысловой функции, усиление коммуникативных свойств.

 

1. Формировать умение работать самостоятельно, организованно, контролировать и анализировать итоги своей работы;

 

Типурока

урок изучения нового материала

Планируемыеобразовательныерезультаты

Усвоенные знания

Освоенные умения

З1 – логику построения, типовые схемные решения станционных систем автоматики;

З6 – алгоритм функционирования станционных систем автоматики;

З7 – принцип работы станционных систем электрической централизации по принципиальным и блочным схемам

Уровеньосвоения

Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под

руководством)

Методыобучения

словесные: объяснение

наглядные: демонстрация, презентация,

практические: работа в команде за компьютером с выходом в Интернет, публичное выступление

Образовательные технологии

Развивающее обучение, компетентностное обучение

Формы учебной работы на уроке

групповая деятельность

Организация

образовательного

Пространства

Урока

Ресурсыучебногозанятия

Учебно-методическое обеспечение

Электронные Информационные ресурсы

Компьютеры с выходом в Интернет, проектор для презентации, экран, маршрутный лист для каждого этапа.

1. Сидорова Е.Н. Изучение электрических схем и принципов работы систем железнодорожной автоматики и телемеханики Эксплуатационные основы железнодорожной автоматики и телемеханики: учеб.пособие [Тест]/ Е.Н. Сидорова. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр п образованию на железнодорожном транспорте», 2018. — 474 с.

 

Перечень гиперссылок на сайты в сети Интернет
               

 


Содержание и технология проведения урока

Этапыурока Деятельность преподавателя, ее содержание, методы и приемы Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы УМО

Планируемые результаты (компоненты ПК и ОК)

Организационный этап (9 мин) - организовывает внимание обучающихся изнакомит с правилами и условиямивеб-квеста«Путешествие во времени»; - озвучивает критерии оценивания каждого этапа; - представляет членов жюри; - проверяет явку обучающихся и готовность к уроку; - проводит деление учебной группы на мини-группы. - анализируют; - делятся на мини-группы; Презентация, ПриложениеА ОК01

ПК1.1

Проверка выполнения домашнего задания (3 мин) - выявляет проблемы и намечает пути их устранения; - проверяет правильность выполнения домашнего задания (составление схемы классификация станционных систем автоматики) - определяют проблемы и пути их коррекции; - проверяют правильность выполнения домашнего задания.     Целеполагание (3 мин) - использует приемы и средства для включения обучающихся в процесс целеполагания; - уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока; -выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Презентация Видеоролик  (2 мин)   Первичное усвоение новых знаний: (40 мин) - раздает маршрутные листы для прохождения веб-квеста«Путешествие во времени»; - поясняет алгоритм их заполнения (5 мин) - знакомятся с содержанием маршрутных листов, если возникают вопросы по их заполнению задаютэти вопросы   ОК01; ОК02; ОК04; ОК05. 1 этап «Станционные системы автоматики вчера» (10 мин) - предлагает заполнить маршрутный лист №1 (таблицу «Исторический обзор систем электрической централизации»); - предоставляет заранее подготовленный список действующих гиперссылок сайтов, которые необходимо использовать для заполнения таблицы. - следит за регламентом выполнения задания. -заполняют таблицу, используя информацию, представленную на сайтах в сети Интернет.   Презентация, Маршрутный лист №1 (Приложение Б) ОК01; ОК02; ОК04; ОК05; ОК09 2 этап «Станционные системы автоматики сегодня» (20 мин) - распределяет между мини-группами системы электрической централизации, которые используются на железнодорожном транспорте: РПЦ ЭЦ-МПК, РПЦ Диалог, ЭЦ-И, ЭЦ-ЕМ, МПЦ-И и др. - предлагает составить презентацию по определенной системе ЭЦ (предоставляет перечень вопросов, которые должны быть отражены в презентации). - раздает памятки по работе с поисковыми системами и по правилам составления презентации. - поясняет содержание доклада на защиту презентации; - следит за регламентом выполнения задания. - осуществляют поиск необходимой информации, пользуясь поисковыми системами;   - составляют презентацию, готовят доклад. Распределяют обязанности внутри мини-группы. Приложение В ОК01; ОК02; ОК04; ОК05; ОК09 3 этап «Станционные системы автоматики завтра» (5 мин) - предлагает заполнить маршрутный лист №2 (дописать пропущенные блоки в обобщенной блок-схеме устройств микропроцессорной централизации) - предоставляет заранее подготовленную действующуюгиперссылку сайта, которую необходимо использовать для заполнения блок-схемы. - следит за регламентом выполнения задания. - заполняют блок-схему; Маршрутный лист №2 (Приложение Г) ОК01; ОК02; ОК04; ОК05; ОК09 Представление презентаций (20 – 25 мин) - приглашает для защиты презентаций мини-группы (на защиту отводится 5 минут); - следит за регламентом; - просматривает маршрутные листы №1 и №2. - отдают на проверку маршрутные листы №1 и №2; - по очереди выступают с презентацией, дают краткую характеристику той или иной системы электрической централизации; остальные заполняют маршрутный лист №3   Маршрутный лист №3 (Приложение Д) ОК01; ОК02; ОК04; ОК05; ОК09 Первичноезакрепление знаний (3 мин) - составляет вместе с обучающимися цепочку развития станционных систем автоматики (централизации): «механическая централизация – электромеханическая централизация – электрозащелочная - релейная централизация – релейно-процессорная - микропроцессорная централизация» - составляют цепочку развития станционных систем автоматики (централизации) Презентация ОК01; ОК02; ОК04; ОК05   Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) - сообщает домашнее задание (найти и записать в тетради для конспектов лекций название систем ЭЦ, которые не были озвучены на уроке – 3-4 примера) -записывают домашнее задание Презентация   Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин) - предлагает обучающимся заполнить индивидуальные карточки, в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие их работу на уроке. -жюри совещается и озвучивает оценки - заполнят индивидуальные карточки Презентация Приложение Е ОК01; ОК02; ОК04; ОК05

План урока

1) Организационныймомент – 9мин.

Преподаватель знакомит обучающихся с правилами и условиями веб-квеста«Путешествие во времени», озвучивает критерии оценивания каждого этапа (Приложение А), представляет членов жюри,проверяет явку обучающихся и готовность к уроку.

Перед началом квеста группа делится на команды(мини-группы по 3-4 человека)

2) Проверка выполнения домашнего задания - 3 мин.

3) Целеполагание - 3 мин.

Прием «Проблемная ситуация». По представленной на слайде схеме правильного варианта выполнения домашнего задания преподаватель задает ряд вопросов: «А знаете ли Вы какая из этих систем появилась раньше?», «Где впервые эти системы были внедрены, в каком году?» и т.п.

Совместно с обучающимися формулируется цель урока: «Познакомиться с основными этапами развития систем электрической централизации».

4) Первичное усвоение новых знаний

Каждому участнику выдаются маршрутные листы, которые они должны заполнить в процессе прохождения квеста.

Этапы веб-квеста:

1 этап.«Станционные системы автоматики вчера»(10 мин). Обучающиесязаполняют таблицу в маршрутном листе №1 (Приложение Б), используя заранее подготовленный преподавателем список действующих гиперссылок сайтов.

2 этап.«Станционные системы автоматики сегодня» (20 мин). Обучающиеся осуществляют поиск информации в сети Интернет и составляют презентацию, доклад по заданной системе электрической централизации, согласно примерному содержанию (Приложение В): РПЦ ЭЦ-МПК, РПЦ Диалог, ЭЦ-И, ЭЦ-ЕМ, МПЦ-И и др

3 этап. «Станционные системы автоматики завтра» (5 мин)

Обучающиесязаполняют блок-схему в маршрутном листе №2 (Приложение Г), используя заранее подготовленную преподавателем действующую гиперссылку сайта.

4 этап. Защита презентаций мини-группами (20-25 мин)(каждая группа перед защитой сдает на проверку маршрутные листы №1 и №2) Заполнение маршрутного листа №3 (Приложение Д)

5) Первичное закрепление знаний (3 мин)

Составляет вместе с обучающимися цепочки развития станционных систем автоматики (централизации):

«механическая централизация – электромеханическая централизация – электрозащелочная - релейная централизация – релейно-процессорная - микропроцессорная централизация»

6) Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Обучающимся предлагается найти в сети Интернет и записать в тетради для конспектов лекций название систем электрической централизации, которые не были озвучены на уроке – 3-4 примера.

Раздаются памяткипо работе с поисковыми системами.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин)

Заполнение обучающимисяиндивидуальных карточек (Приложение Е), в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие их работу на уроке.

Подведение итогов, выставление оценок.

 


Ход урока

Организационныймомент

Преподаватель приветствует обучающихся.

Сегодня у нас не просто урок, а «Путешествие во времени» в форме веб-квеста. С помощью современных информационных технологий (персонального компьютера) мы окунемся в прошлое, затем посмотрим, что нас окружает в настоящем, и заглянем в будущее. Путешествие наше будет касаться истории и перспектив развития станционных систем автоматики. В рамках квеста Вы должны будете пройти несколько этапов и на каждом из них заполнить маршрутные листы. Проходить веб-квест Вы будете в составе мини-групп по 3-4 человека.

На первом этапе «Станционные системы вчера» Вы заполняете маршрутный лист, который представляет собой таблицу (Приложение Б), основным критерием оценки являетсянаполненность всех ее граф и соблюдение регламента (времени отведенного на выполнение задания). Информацию для заполнения таблицы необходимо найти в сети Интернет по предложенным гиперссылкам на соответствующие сайты. На данный этап отводится 10 минут.

На второй этапе квеста«Станционные системы сегодня» Вам предлагается найти в сети Интернет сведения об одной из электрических централизаций, которыми оборудованы железнодорожные станции в настоящее время, и составить презентацию. Оцениваться презентация будет по следующим критериям: информативность (на все ли вопросы ответили участники подгруппы),  количество слайдов (не менее 5),  логика построения слайдов, наглядность(наличие рисунков, фотографий, схем и т.п.), дизайн.На данный этап отводится 20 минут.

На третьем этапе «Станционные системы завтра», на который отводится 5 минут, необходимо заполнить блок-схему в маршрутном листе (Приложение Г), используя заранее подготовленную преподавателем действующую гиперссылку сайта.Критерием оценки являетсянаполненностьблок-схемы, все пропущенные элементы должны быть вставлены и соблюдение регламента.

Четвертый этап – это защита презентаций. На защиту отводится 5 минут. Доклад по презентации должен быть грамотно и логично составлен и сопоставим с информацией на слайдах.

Сопровождать наше путешествие будут эксперты (члены жюри), которые будут оценивать Вашу работу на уроке. Представляет членов жюри.

Затем преподаватель проверяет явку обучающихся и готовность к уроку;проводит деление учебной группы на мини-группы.

2) Проверка выполнения домашнего задания

Прежде, чем отправиться в путешествие во времени, проверим домашнее задание с прошлого урока. Вам необходимо было заполнить макет схемы «Классификация станционных систем автоматики». Есть желающие озвучить итоговый вариант схемы? (если никто не поднимает руку, преподаватель спрашивает обучающегося по списку). На проекторе, отображается слайд с макетом схемы, обучающийся диктует пропущенные элементы, преподаватель в это время заполняет схему на ПК.

Преподаватель просит остальных обучающихся проверить правильность заполнения схемы в своих тетрадях.

Целеполагание

Прием «Проблемная ситуация». По представленной на слайде схеме правильного варианта выполнения домашнего задания преподаватель задает ряд вопросов: «А знаете ли Вы какая из этих систем появилась раньше?», «Где впервые эти системы были внедрены, в каком году?» и т.п.

Совместно с обучающимися формулируется цель урока: «Познакомиться с основными этапами развития систем электрической централизации».

Приложение А

Приложение Б

Маршрутный лист №1

Задание: заполнить таблицу

Время выполнения задания: 10 минут

Список ссылок на сайты:

1. Аналитический обзор устройств ЭЦ – Испытания схем увязки САУТ-ЦМ и МПЦ в лаборатории (studbooks.net)

https://studbooks.net/2340655/tehnika/analiticheskiy_obzor_ustroystv

2. Функциональные схемы устройств САУТ-ЦМ, МПЦ и их увязки (infopedia.su)

https://infopedia.su/21xa4d3.html

Таблица «Исторический обзор систем электрической централизации в России»

 

Наименование системы централизации Разработчики, год разработки Первый участок внедрения Достоинства Недостатки
1 Механическая централизация        
2 Электромеханическая (механоэлектрическая) централизация        
3 Электрозащелочная централизация        
4 Релейная централизация        
5 Маршрутно-релейная централизация        
6 Блочная маршрутно-релейная централизация        
7 Усовершенствованная электрическая централизация        

Приложение В

Приложение Г

Маршрутный лист №2

Задание: вписать пропущенные элементы в блок-схеме устройств микропроцессорной централизации

Время выполнения задания: 5 минут

Список ссылок на сайты:

1. Развитие станционных систем централизаций - СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть (scbist.com). Режим доступа: scbist.com/xx3/7908-razvitie-stancionnyh-system-centralizacii.html

 

Обобщенная блок-схема устройств микропроцессорной централизации


ПриложениеД

Маршрутный лист №3

Задание: дать краткую характеристику системам электрической централизации

Полное (сокращенное)наименование электрической централизации ___________________________________________________________________________

Разработчики, дата разработки _____________________________________________________________________________

Первый участок внедрения _____________________________________________________

 

Принцип работы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Достоинства

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение Е

 

Индивидуальные карточки на этап «Рефлексия»

 

Задание: подчеркнуть фразы, характеризующие Вашу работу на уроке

 

 

Урок Я на уроке Итог
1 интересно 1 работал 1 понял материал
2 скучно 2 отдыхал 2 узнал больше, чем знал
3безразлично 3помогал другим 3 не понял

 

Содержание

Методическое обоснование       3
Технологическая карта урока 4
Содержание и технология проведения урока 7
План урока 12
Ход урока 14
Приложение А 19
Приложение Б 20
Приложение В 21
Приложение Г 22
Приложение Д 23
Приложение Е 24

Методическоеобоснование

Методическая разработка урока предназначена для проведения занятия по МДК01.01 Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики для специальности 27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)».

Урок представляет собой урок изучения нового материала.

Представленный урокрассчитан на 2 часа учебного времени.

В методической разработке на этапе целеполагания применяется прием «проблемная ситуация», этап первичного усвоения новых знаний проходит в форме веб-квеста.

Веб-квест является одним из средств использования информационно-коммуникационных технологий на уроке, позволяющих создать условия для активизации деятельности обучающихся в учебном процессе, повышения степени самостоятельности их работы.

Для успешного формирования общих и профессиональных компетенций по междисциплинарному курсу обучающимся предлагается пройти веб-квест «Путешествие во времени», итогом которого является заполнение маршрутных листов и составление презентации.

При работе над веб-квестом развивается ряд общих компетенций:

- осуществление поиска, анализа и интерпретации информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

- использование информационных технологий в профессиональной деятельности;

- работа в коллективе и команде, эффективное взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами (если веб-квест, организован в групповой форме).

Кроме того, веб-квест позволяет сформировать умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор, навыки самообучения и самоорганизация, навык публичных выступлений (обязательно проведение анализа работы с вопросами, дискуссией).

На этапе первичного закрепления знаний обучающимся предлагается составить цепочку развития систем электрической централизации.

На этапе рефлексия предполагается заполнение обучающимися индивидуальных карточек, в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие их работу на уроке.

Форма организации работы обучающихся на уроке – групповая (мини- группы по 3-4 человека).

 


Технологическаякартаурока

Преподаватель

Мостовых Татьяна Николаевна

 

Специальность

27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)»

Учебнаядисциплина

МДК01.01 Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики

Раздел

Раздел 1 Построение и эксплуатация систем электрической централизации на железнодорожных станциях

Междисциплинарныесвязи

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.