Отличительная особенность программы шестого года обучения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Отличительная особенность программы шестого года обучения

2021-06-24 33
Отличительная особенность программы шестого года обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитывая, что русская музыкальная классика XIX-XX веков в лице всех ее основных представителей учащимся уже знакома, а европейская классика в предшествующем курсе (пять лет обучения) была представлена лишь шес­тью монографическими темами, целесообразно вновь вернуться к классическому периоду европейской музыки и, не дублируя темы основного курса, познакомить их с именами и некоторыми сочинениями крупнейших композиторов Италии, Германии, Франции, ряда других стран, музыкальное искусство которых входит в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Обозревая европейскую классику трех последних веков, необходимо найти возможность приблизить школьников к современной музыкальной жиз­ни, участниками которой они становятся, к некоторым ее проблемам. Хоро­шим материалом для этого могут послужить важнейшие события музыкальной жизни (конкурсы, фестивали, премьеры музыкальных театров и т.п.), обзор событий и фактов, содержащийся в средствах массовой информации, в интернете. Свое место в учебной работе должны найти и па­мятные музыкальные даты.

На усмотрение преподавателя несколько уроков можно посвятить творчеству выдающихся исполнителей ХХ века (пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов, дирижеров).

Учебно-тематический план

Предлагаемый план является одним из возможных вариантов содержания предмета в 9 (6) классе. Педагог должен ориентироваться на уровень подготовки учеников и исходить из методической целесообразности изучения той или иной темы.

Примерный учебно-тематический план

№№ темы

Темы уроков

кол-во часов

Содержание

Полугодие

1

Вводный урок 3

Музыка в античном мире, в эпоху Средневековья и Ренессанса (повторение).

2

Итальянская музыка XVIII века; А.Вивальди, Д.Скарлатти; скрипка и клавесин; камерный оркестр 3

Эпоха Барокко; расцвет инструментальной музыки; формирование оркестров; жанр скрипичного концерта; concertogrosso; клавирные сонаты; неаполитанская школа.

3

Опера и оратория в XVIII веке; Г.Ф.Гендель,К.В.Глюк  3

Монументальные вокально-оркестровые сочинения эпохи Барокко и классицизма. Ознакомление с отдельными частями из произведений для камерного оркестра Г.Ф.Генделя, ариями из опер, хорами из ораторий; фрагментами из оперы «Орфей».

4

Немецкие романтики первой половины XIX века: К.М.Вебер, Ф.Мендельсон,Р.Шуман 3

Новая стилистика; романтическая опера (увертюра, хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»). Музыка в драматическом театре («Сон в летнюю ночь»), лирико-исповедальный характер творчества романтиков (цикл «Любовь поэта»).

5

Ф.Лист 1,5

Программный симфонизм, его специфика; «Прелюды».

6

Г.Берлиоз 1,5

Программный симфонизм; гротеск в музыке; «Фантастическая» симфония 2, 4, 5 части.

7

Н.Паганини  1,5

Виртуозы-исполнители и их творчество; Каприс №24 и сочинения Ф.Листа, И.Брамса на темуН.Паганини.

8

Д.Россини 3

Разнообразие творчества итальянского композитора; духовная музыка Д.Россини. Три оперные увертюры и части из «Маленькой торжественной мессы».

 

Контрольный урок (семинар)  3

 

 

Резервный урок  1,5

 

Полугодие

9

К.Сен-Санс

3

Творчество французского романтика. Ознакомление соВторым фортепианным концертом; рондо-каприччиозо(для скрипки); ария Далилы из оперы «Самсон и Далила»

10

И.Брамс

1,5

Симфонические циклы второй половины XIX века; финалы Первой  и Четвертой симфоний.

11

Д.Верди

3

Развитие оперных традиций; духовная музыка (фрагмент из «Реквиема»), ознакомление со сценами из опер («Аида», «Травиата», «Риголетто») в видеозаписи.

12

Р.Вагнер

 3

Музыкальная драма, новое отношение к структуре оперы. Прослушивание: «Лоэнгрин»: вступление к 1 и 3 действиям; «Тристан и Изольда»: вступление к 1 и 3 действию, смерть Изольды.

13

А.Дворжак или Б.Сметана

 1,5

Творчество чешских композиторов; А.Дворжак: 9-я симфония, части 3,4, Влтава; Б.Сметана: увертюра к опере «Проданная невеста».

14

Г.Малер

1,5

Музыкальный постромантизм и экспрессионизм. Возможно прослушивание: 1-я симфония, 3,4 части, Адажиетто из 5 симфонии.

15

Французские импрессионисты: К.Дебюсси, М.Равель, П.Дюка

3

Новая стилистика; новые трактовки средств выразительности, звукопись. Ознакомление с фортепианными и симфоническими сочинениями К.Дебюсси и М.Равеля («Прелюдии», «Болеро» и т.д.). Симфоническая сказка П.Дюка «Ученик Чародея».

16

Б.Бриттен и английская музыка

1,5

Симфоническая музыка в ХХ веке. Вариации на тему Г.Перселла.

17

Д.Гершвин и американская музыка

1,5

Джазовая культура. Рапсодия в стиле блюз.

18

О.Мессиан и французская музыка или композиторы Нововенской школы

 1,5

Квартет «На конец времени», различные органные пьесы или отрывки из «Лунного Пьеро» А.Шенберга, «Воццека» А.Берга и фортепианные пьесы А.Веберна.

19.

Выдающиеся исполнители ХХ века

3

Знакомство с аудио- и видео-записями, характеристика и особенности исполнения

 

Итоговый семинар, коллоквиум

 3

 

 

Резервный урок

1,5

             

Методические рекомендации по проведению урока в 9 (6) классе

Каждую новую тему открывает небольшое вступительное слово преподавателя, устанавливающее связи новой темы с содержанием предшествующих уроков, со­бирающее внимание учеников. Затем слово передается ученику, подготовив­шего сообщение (доклад) по данной теме в пределах 5-10 минут (возможно чтение заранее написанного текста). Оно должно содержать краткую характеристи­ку эпохи, среды, личности и творческого наследия композитора (при этом необходимо приводить наиболее значительные факты из жизни композитора). Ввиду того, что подобная форма заданий ранее не практиковалась и представ­ляет для подростка определенную сложность, задача преподавателя - объя­снить, каким должно быть подобное сообщение и как его следует готовить.

Отсутствие единого школьного учебника по тематическому плану дополнительного года обучения делает необходимым об­ращение к иным источникам информации (словари, справочники, энциклопе­дии, литература о музыке для школьников). И здесь не обойтись без советов и практической помощи преподавателя.

Выступление учащегося перед своими одноклассниками должно быть прокомментировано преподавателем, а его замечания и советы - учтены будущими «докладчиками». Количество выступлений каждого ученика зависит от числен­ного состава группы, но не должно быть менее 2-3-х раз в учебном году. Каждое выступление засчитывается как выполнение требований и включается в об­щий зачет. Оценивать выступления в баллах нежелательно, - самостояте­льность учащихся при подготовке выступления всегда относительна, и это неизбежно в силу характера самого задания и отсутствия опыта. Обучаю­щая направленность такого задания - в приобщении школьников к студен­ческому виду работы над текстовым материалом, из которого нужно отоб­рать минимум необходимого. Распределение тем для сообщений можно осу­ществить как в начале четверти, полугодия, так и по ходу занятий.

Основное время урока посвящается прослушиванию музыки с необходи­мым предисловием преподавателя, подготавливающим осмысленное восприятие произведения (возможен предварительный показ одной или нескольких осно­вных тем на фортепиано). Обмен впечатлениями и краткое подведение ито­гов завершают урок.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.