Глава 1. Характеристика деятельности связующего игрока в волейболе — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 1. Характеристика деятельности связующего игрока в волейболе

2021-06-24 21
Глава 1. Характеристика деятельности связующего игрока в волейболе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА В ВОЛЕЙБОЛЕ

1.1 Физиологические особенности учащихся 14-16 лет

1.2 Подготовка связующего игрока………………………………………

1.3 Овладение навыками эффективного применения второй передачи в игре…………………………………………………………………

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие волейбола предъявляет высокие требования к универсальной подготовке игроков как в физическом, так и в технико-тактическом плане. Значит ли это, что команда должна состоять из спортсменов, одинаковоиграющих в нападении и защите? Ведущие отечественные и зарубежныеспециалисты отвечают на данный вопрос однозначно – «нет». Требования куниверсальной подготовке волейболистов обусловлены, с одной стороны,спецификой игры, ее правилами, предусматривающими необходимостьперехода игроков по зонам площадки и действий на передней (зона атаки) изадней (зона защиты) линиях. С другой стороны, специализация необходимадля более четкой организации коллективных действий.

Однако развитие игры на современном этапе характеризуется такжезначительным усилением специализации игровых действий. Можно смело утверждать, что условное деление игроков по функциям давно переросло в важнейшую закономерность игровой деятельности. Она обусловлена, как мы уже говорили, различиями в проявлении индивидуальных способностей игроков. Отсюда при оценке уровня мастерства спортсмена на передний план выступает его преимущественная способность, определяющая игровую функцию.

Возникает вопрос: нужна ли при этих обстоятельствах универсальная подготовка игрока? Да, крайне необходима. И вот почему. Во-первых, достижение высоких спортивных результатов в волейболе возможно только на базе достаточной разносторонней подготовки. Во-вторых, в сложных и многообразных условиях игровой деятельности, какой является волейбол, максимально использовать возможности игрока узкой специализации весьма трудно, а четырех-пяти игроков практически невозможно. В-третьих, эффективность действий игрока определяется двумя важнейшими факторами: его техническим арсеналом и мастерством так называемого коронного действия. Отсюда и жизнеспособность игрового ансамбля.

Таким образом, при определении узкой специализации надо исходитьне из ограниченности игровых возможностей игрока, а из необходимости целесообразного использования в интересах команды его преимущественных способностей. И чем шире игрок раскроет свои способности, тем в большей мере он будет соответствовать требованиям сегодняшнего волейбола. Как видим, роль универсальной подготовки связующего в настоящее время возрастает. Поэтому подготовка его должна осуществляться по двум, тесно взаимосвязанным направлениям:

– совершенствование навыков универсальной игры;

– совершенствование в навыках игровой функции.

Понятно, что в зависимости от периода и этапа учебно-тренировочного процесса соотношение средств универсальной и специализированной подготовки будет неодинаково. Необходимостью овладения методикой подготовки связующих игроков обусловлена актуальность нашей темы исследования.

«Передача способом сверху двумя руками» - индивидуальное техническое действие волейболиста представляющее собой кратковременный контакт субъекта игры (спортсмена-волейболиста) с объектом игры (мячом). Контакт производится путѐм мгновенного касания мяча пальцами двух рук. Правила волейбола требуют длительности управления движением со стороны спортсмена не более 0,1 сек. (без задержки мяча в руках спортсмена), а так же полной одновременности соприкосновения каждой из двух рук с объектом игры (рассогласованность соприкосновения не более 0,1 сек – фиксация «двойного касания»). Указанные рамки являются чисто субъективными величинами, которые визуально оцениваются судьѐй матча, что накладывает дополнительные жесткие рамки на технику выполнения указанного контакта с мячом.

Технический прием «передача мяча способом сверху двумя руками» используется почти в каждом розыгрыше очка, причѐм в некоторых из нихпо нескольку раз. Этот технический прием несет наибольшую информацию о тактических действиях команды в целом и определяет схему игры. Длявыполнения передачи в многолетней подготовке спортсменов-волейболистов на определенном этапе выбирается игрок, обладающий необходимым набором специальных качеств, который несет функцию еѐ выполнения на протяжении всей своей спортивной деятельности. Подготовка и дальнейшее совершенствование такого игрока (термины: «связующий», «пасующий», «разыгрывающий», «диспетчер», «разводящий») носит индивидуальный характер с набором характерных и присущих только ему упражнений.

На сегодняшний день для игр сильнейших команд характерен рост темпа проведения атак. Команды почти перестали применять высокие передачи для нападающих ударов (при качественном приѐме мяча), но значительно увеличилось количество атак, проводимых с низких и быстрых передач. Желание увести нападающих игроков от блока связано с тем, что в каждой команде имеется много высокорослых волейболистов, способных выстроить мощную броню над сеткой.

Вот эту-то задачу и решают связующие игроки за счѐт нестандартных и разумных технико-тактических действий.

По мнению абсолютного большинства специалистов волейбола, боеспособность команды в значительной мере зависит от мастерства связующих игроков. Если кто-то из нападающих игроков по различным причинам не играет в полную силу, то это положение можно исправить путем его замены, временно «выключить» его из атак и т.д. Но, если срывается диспетчер команды, то потенциал коллектива заметно снижается, что приводит к поражению в игре.

Гипотеза исследования: предполагает, что на основе выявленных средств и методов технико-тактической подготовки связующих игроков будет определена рациональная структурно-содержательная основа учебно-тренировочного процесса. Это позволит научно обосновать условия для реализации средств и методов планомерного и целенаправленного процесса подготовки связующего игрока в волейболе.

Объект исследования: процесс многолетней подготовки волейболистов.

Предмет исследования: средства и методы подготовки связующего игрока.

Цель исследования: раскрыть значение связующего игрока в волейболе.Развитие способностей связующего игрока посредством специальных упражнений

Задачи исследования:

1. проанализировать специализированную литературу о характеристике деятельности связующего игрока в волейболе.

2. выявить средства и методы технико-тактической подготовки связующих игроков.

3. раскрыть пути повышения технико-тактического мастерства связующего.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в результате теоретико-методологического исследования рассматривается изучение и обобщение передового тренерского опыта по методике обучения связующего игрока в волейболе. Работа может быть использована в практической деятельности тренера. Результаты исследования дополняют теорию обучения волейболу.

 

 

История волейбола

Родина волейбола — Соединенные Штаты Америки. Автором игры был преподаватель физической культуры колледжа в городе Гелиок штата Массачусетс Вильям Морган. Он хотел создать простую игру, которую можно было бы проводить без особых приготовлений и расходов на оборудование. В 1895 г. Морган разработал правила новой игры. И названа она была «волейбол», что в переводе с английского значит «летающий мяч». Впервые волейбол был продемонстрирован перед публикой в июле 1896 г. в Спрингфилде.

Обнародованные в 1897 г. в США, первые правила имели десять параграфов:

1. Разметка площадки.

2. Принадлежности для игры.

3. Величина площадки 25x50 футов (7,6 мХ15,1 м).

4. Размер сетки 2X27 футов (0,61 мХ8,2 м). Высота сетки 6,Г) фута (198 см).

5. Мяч — резиновая камера в кожаном или полотняном футляре. Окружность мяча 25—27 дюймов (63,5—68,5 см), вес 340 г.

6. Подача. Игрок, производящий подачу, должен стоять одной ногой на линии и ударять мяч открытой ладонью. Если допущена ошибка при первой подаче, то подача повторяется.

7. Счет. Каждая непринятая противником подача дает 1 очко. Очки засчитываются только при собственной подаче. Если после подачи мяч на стороне подающих и они допустят ошибку, то подающий игрок сменяется.

8. Если мяч во время игры (не при подаче) попадает в сетку, то ошибка.

9. Если мяч попадает на линию, это считается ошибкой.

10. Количество игроков не ограничено.

И 1922 г. США выступили с предложением включить волейбол в программу VIII Олимпийских игр.

 

Игра становится все более популярной в разных странах. Особенно быстро волейбол распространяется на Европейском континенте (Чехословакия, Франция, СССР). Начинают проводиться первые официальные первенства стран (Чехословакии, Польши). В 1928 г. в Москве проходит первая Всесоюзная спартакиада, в программу которой был включен волейбол.

Ширилась популярность волейбола, менялись, совершенствовались и правила игры.

В 1921 - 1928 гг. уточняются правила игры, формируются технические приемы (подача, передачи, нападающий удар, блок). Возникают основы тактики игры, заключающиеся в первую очередь в организации действий нескольких игроков и применении ими отдельных технических приемов.

В 1929 - 1939 гг. идет дальнейшее развитие техники и тактики. Появляется групповой блок, который все чаще и чаще применяется против нападающих ударов противника. Это, в свою очередь, сказывается на развитии форм нападающих ударов. Начинают применять нападающие силовые, обманные удары. Появляется необходимость страховать блокирующих. Эту роль поручают игроку зоны 6. Появляется боковой нападающий удар.

В 1934 г. на международном совещании представителей спортивных федераций в Стокгольме предлагается создать техническую комиссию по волейболу. Предложение было принято на XI Олимпийских играх в Берлине в 1936 г. Первым председателем комиссии был избран председатель Польской федерации РавичМасловски. В комиссию вошло 13 европейских стран, 5 стран американского континента и 4 азиатские страны.

За основу были приняты американские правила игры с некоторыми изменениями:

- переходили на метрическую меру измерения;

- разрешалось ударять мяч телом только до пояса;

- игрокам, касающимся мяча при блокировании, запрещалось прикасаться к нему до тех пор, пока этого не сделает другой игрок;

- была изменена высота сетки для женщин — 224 см;

- ограничивалось место для подачи.

Кроме того, комиссия вела переговоры о включении волейбола в программу Олимпийских игр 1940 г.

В сентябре 1949 г. в Праге состоялось первенство мира среди мужских команд и первенство Европы среди женщин. Первыми чемпионами мира и первыми чемпионками Европы стали представители Советского Союза.

В 1952 г. (Москва) во второй раз проводится первенство мира среди мужчин и впервые среди женщин. И здесь победителями стали представители Советского Союза. Впервые в чемпионате мира участвовали представители Азии (Индия).

В программу олимпийских игр волейбол был включен в 1964 г. В состязаниях в Токио участвовало 6 женских и 10 мужских команд. Первыми олимпийскими чемпионами среди мужчин стали команда СССР, а среди женщин — Японии.

В нашей стране волейбол начал широко развиваться в 1920 — 1921 гг. в районах средней Волги (Казань, Нижний Новгород). Затем он появился на Дальнем Востоке — в Хабаровске и Владивостоке, а несколько позже (с 1925 г.) — на Украине.

В Москве первыми к регулярным занятиям волейболом приступили Высшие художественные и театральные мастерские. Стало широко пропагандировать этот вид спорта и общество «Динамо» созданное в 1923 г.

Годы триумфа сборных команд СССР и России:

Чемпионы Европы среди женских команд: 1949, 1950, 1951, 1958, 1963, 1967, 1971, 1975, 1979, 1985, 1989, 1991, 1993, 1997,1999,2001.

Чемпионы Европы среди мужских команд: 1950, 1951, 1958, 1963, 1967, 1971, 1975, 1979, 1981, 1983, 1985, 1987, 1991.

Чемпионы мира (женщины): 1952, 1956, 1960, 1970, 1974, 1990.

Чемпионы мира (мужчины): 1949, 1952, 1960, 1962, 1966, 1974, 1978,1982.

Чемпионы Олимпийских игр (женщины): 1972, 1980, 1988.

Чемпионы Олимпийских игр (мужчины): 1964, 1968, 1980.

К таким успехам наши сборные приводила замечательная плеяда тренеров. Тренеры женских команд: В. Осколкова Д. Шилло, А.Якушев, М.Сунгуров, Г.Ахвледиани, В. Тюрин О. Кундиренко, О. Чехов, Н. Карполь, М. Омельченко Н. Беляев. Тренеры мужских команд: Г. Берлянд, М. Бенде ров, А. Чинилин, А. Эйнгорн, Г. Ахвледиани, Н. Михеев. Ю. Клещев, М. Барский, В. Платонов, В. Паткин.

Сборные команды России — победители международных турниров:

Гран-при (женщины): 1997, 1999,2001. Мировая лига (мужчины): 2002 [2].

Таким образом, волейбол стал одним из ведущих видов спорта. Об этом говорит, в частности, тот факт, что членами Международной федерации волейбола в настоящее время является более 110 стран.

Подготовка связующего игрока

Подготовка волейболистов-связующих – это сложный многолетний процесс. Поэтому успешное решение задач подготовки предполагает четкое планирование учебно-тренировочной работы. Оно позволяет определить содержание многолетнего процесса, выбрать направление деятельности, эффективные средства и методы.

Практика работы и научные исследования показывают, что период собственно подготовки связующего игрока составляет 5–7 лет (от этапа определения функции до этапа завершения развития мастерства). Процесс подготовки связующего в целом можно условно разделить на четыре этапа: начальной подготовки, отбора и специализации, развития и совершенствования мастерства, стабилизации мастерства (рис. 1). Для более эффективного воздействия средств на отдельные стороны подготовки целесообразно выделять подэтапы. В первом этапе – подэтап выявления качественных особенностей, в третьем – подэтап усиления процесса специализации, в четвертом – подэтап поиска и развития резервных возможностей связующего. Каждому этапу присущи определенные направления, задачи и средства.

Первый этап начальной спортивной подготовки основывается на главном принципе системы физического воспитания – всестороннем гармоническом развитии личности. Как мы уже говорили, этот принцип выражает генеральную направленность всей системы коммунистического воспитания, необходимость целеустремленно сочетать различные стороны воспитания в любой педагогической деятельности. Диалектика взаимосвязи видов воспитания такова, что если игнорировать ее, обесценится общественно полезный эффект вида воспитания. Особо важно в этой взаимосвязи соединение обучения с нравственным воспитанием.

 

I этап Формирование двигательных способностей 11 -14 лет

1-й подэтап Выявление качественных особенностей 13-14 лет

II этап Отбор, специализация 15-16 лет

III этап Развитие и совершенствование мастерства 17-22 лет

2-й подэтап Усиление процесса специализации 21-22 года

IV этап Стабилизация мастерства 23-28 лет

3-й подэтап Поиск и развитие резервных возможностей 27-28 лет

 

Одним из основных условий реализации принципа всестороннего развития является использование таких средств и методов, какие гарантировали бы направленность развития всех основных физических качеств человека, содействовали бы полному выявлению индивидуальных физических способностей и создавали бы достаточно богатый фонд жизненно важных двигательных умений и навыков.

Всестороннее физическое развитие, помимо всего прочего, целесообразно потому, что соответствует эволюционно сложившемуся биологическому статусу организма и расширяет возможности его адаптации к разнообразным, постоянно меняющимся требованиям внешней среды. (П.Ф. Лесгафт) отмечал, что только при гармоническом развитии всех органов организм человека в состоянии совершенствоваться и производить наибольшую работу при наименьшей трате материала и силы. Таким образом, принцип всестороннего развития в процессе первого этапа подготовки юных волейболистов учитывает вполне определенные закономерности как социального, так и естественного характера.

Конкретные задачи и содержание подготовки первого этапа с учетом специфики волейбола в равной мере применительны ко всем занимающимся 10–12 лет. Универсальная постановка задач и выбор средств на данном этапе исключает какое-либо деление игроков по функциям.

Ведущими задачами на этапе специализации являются:

1. Повышение уровня физической подготовленности.

2. Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для совершенствования навыков игры.

3. Прочное овладение основами техники и тактики игры.

4. Создание предпосылок (базовой основы) для развития и совершенствования способностей связующего.

Эти задачи вытекают из общих закономерностей многолетней подготовки юных волейболистов.

Вся особенность работы на данном этапе заключается в том, что решение четвертой задачи приобретает с этого момента целенаправленный характер. Учитывая, что первые трудные задачи вытекают из общих принципов, остановимся на содержании и характеристике средств четвертой. Приступая к разработке средств (упражнений) с целью их направленного влияния на развитие отмеченных качеств и способностей связующего, необходимо в основу их подбора и взаимосвязи взять системный принцип. Такой подход позволит учесть и увязать сложные и на первый взгляд разноплановые задачи: принципы формирования двигательного навыка, специфику волейбола и логику поэтапной периодизации учебно-тренировочного процесса. С учетом этого вся работа будет строиться в такой последовательности: 1. Воспитание специальных качеств и способностей (средства СФП). 2. Овладение основой навыка второй передачи мяча. 3. Соединение качеств и способностей с основой навыка второй передачи (взаимосвязь качеств и навыка). 4. Воспитание тактических умений в процессе совершенствования навыка второй передачи мяча (взаимосвязь техники и тактики). 5. Доведение навыка второй передачи до совершенства. 6. Обучение тактическим действиям при второй передаче мяча в индивидуальных, групповых и командных тактических действиях в нападении. Связующим звеном во всей работе является формирование общетеоретических и специальных знаний. Сюда относятся не только знания общих принципов построения взаимодействий, но и знания, обеспечивающие четкое представление действий в наиболее типичных ситуациях игры с учетом конкретных задач, особенностей партнеров по команде и противника. Достижение единства всех сторон подготовки осуществляется в учебных, контрольных играх и соревнованиях. Основным средством специальной физической подготовки являются, как известно, подготовительные упражнения, задача которых состоит в развитии физических способностей, специфических для игры в волейбол и игровой функции связующего. По способу выполнения они могут быть разделены на упражнения без предметов и с предметами (мячи набивные, баскетбольные, футбольные, резиновые амортизаторы и т.п.). Важное значение имеют специально подобранные эстафеты, в которых вырабатываются навыки быстрого перемещения в сочетании с быстротой реакции, ориентировки и другими важными качествами, обеспечивающими своевременный выход связующего к месту действия и их последующий успех (правильность передач, их точность и своевременность). Особое место в специальной физической подготовке связующих отводится воспитанию скоростно-силовых качеств – силы и быстроты. Быстрота, как известно, качество комплексное. Его составляют быстрота реакции, быстрота однократного (отдельного) движения и частота движения (число движений в единицу времени). Это обстоятельство, а также специфика функции связующего обусловливает методические приемы и подбор средств для решения двух основных задач: воспитания быстроты двигательной реакции и способностей, определяющих скорость движений. Для решения первой задачи рекомендуется использовать упражнения, требующие мгновенного реагирования на какой-либо заранее установленный сигнал или изменение условий, в которых происходит двигательная деятельность. Эффективны здесь средства, в которых предполагается выполнение различных заданий в ответ на зрительные (в меньшей мере слуховые) сигналы. Причем преимущественными ответными действиями на сигнал должны быть изменения направления действий. Это же относится и к выполнению имитационных движений и действий. Для решения второй задачи подбирают упражнения, которые включали бы движения и действия, выполняемые с предельной и околопредельной (в зависимости от контингента занимающихся) скоростью. Решению этой задачи в наибольшей степени отвечают бег на скорость из различных исходных положений (до 10 м), с резким изменением направления, с одновременным выполнением игровых приемов. В связи с тем, что в волейболе преимущественное значение имеет скорость сокращения мышц, от которой во многом зависит эффективность выполнения технических приемов (высота и внезапность прыжка, дальность и своевременность передач и т.д.), нужно применять широкий комплекс упражнений, направленных на развитие силы мышц и скорости их сокращения. Сюда должны входить упражнения с отягощением (малым – для выполнения с максимальной скоростью и с относительно большим, главным образом общим), прыжковые упражнения (в том числе и с отягощением) – метод статико-динамического развития прыгучести, а также специальные упражнения, непосредственно связанные с основными техническими приемами игры. Поскольку быстрота – качество комплексного характера, здесь незаменимы специально подобранные эстафеты. В целом все упражнения, направленные на развитие физических способностей связующего, можно выделить в следующие группы: 1. Для воспитания быстроты перемещения. 2. Для воспитания быстроты ответных действий. 3. Для воспитания силы мышц, участвующих в выполнении основного игрового приема – передачи мяча. 4. Для воспитания силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении подач и нападающих ударов. 5. Для воспитания прыгучести. Техническая подготовка связующего определяет успех применения сложных тактических действий в игре. Иными словами, чем выше индивидуальное техническое мастерство диспетчера, тем большими тактическими возможностями он располагает. Отсюда следует, что техническая и тактическая подготовка связующего находится в органическом единстве. Следовательно, это должно найти свое выражение в организации учебного процесса и особенно во время выполнения подготовительных и подводящих упражнений (движения и действия в ответ на изменение условий). При этом в основу технической подготовки связующего должны быть положены упражнения, способствующие воспитанию универсальных двигательных навыков, что позволяет эффективно и правильно выполнять технические приемы в игре. Тактическая подготовка предполагает постепенное усложнение условий действий, начиная с индивидуальных упражнений в стандартных положениях и далее во взаимодействии с нападающими игроками – в звеньях (линиях) и в составе команды. Основное внимание здесь уделяют тому, чтобы формирование тактических умений осуществлялось в тесной взаимосвязи с совершенствованием техники владения мячом. Дальнейшее развитие тактических умений проходит в процессе совершенствования тактических действий в индивидуальных, групповых и командных игровых упражнениях, а также в учебных, контрольных играх и соревнованиях. Теоретическая подготовка на этом этапе включает ряд мероприятий, последовательное проведение которых способствует, во-первых, освоению и расширению общетеоретических и специальных знаний (закономерности построения игровых действий с учетом пространственно-временных параметров) и, во-вторых, выработке четких представлений о действиях с учетом конкретных (типичных) игровых условий, задач в игре, партнеров по команде и соперника. Фундаментом теоретической подготовки должно служить знание наиболее общих положений игровой деятельности («законов»), вытекающих из особенностей игры и функции связующего игрока.

 

 

Тестирование

Диаграмма

Вывод

2.2 Формирующий этап развития способностей

Базой исследования является КСК. В эксперименте участвовали

Упражнения для подготовки игрока

2.3. Тестирование

Диаграмма

Вывод

Методы исследования

Исследование будет проводится на базе Кобяйский улус с.Кобяй

1. Анализ методической литературы

2. Педагогические наблюдения

3. Теоретический опрос

4. Педагогический эксперимент

5. Тестирование

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА В ВОЛЕЙБОЛЕ

1.1 Физиологические особенности учащихся 14-16 лет

1.2 Подготовка связующего игрока………………………………………

1.3 Овладение навыками эффективного применения второй передачи в игре…………………………………………………………………


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.