Чувственное и рациональное познание окружающей действительности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Чувственное и рациональное познание окружающей действительности

2021-06-23 106
Чувственное и рациональное познание окружающей действительности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Психология внимания.

2. Ощущение и восприятие как форма чувственного отражения действительности.

3. Память как основа психической деятельности.

4. Мышление как процесс решения задач.

5. Воображение как психический процесс.

В процессе занятия проводятся:

- устный опрос;

- интерактивная игра «Вопрос – Ответ»;

- проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и контрольных домашних заданий.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Подготовить по 5 вопросов к темам «Внимание», «Ощущение», «Восприятие», «Память», «Мышление», «Воображение» для проведения интерактивной игры «Вопрос - Ответ».

Задание 2. Выполнение микроисследования по диагностике особенностей собственных по­знавательных процессов.

Задание 3. Составление терминологического словаря.

Задание 4. Выполнение контрольных домашних заданий и контрольных работ.

Контрольные задания к теме «Познавательная сфера личности профессионала»

Задание 1. Заполните пропуски в утверждениях:

2) Сохраняет информацию в виде образа или звукового эха, удерживая ее около 2 секунд, ……………. память.

3) Память, которая создает фонетический образ и сохраняет ограниченное количество информации в течение 18 секунд, называется ………………………..

4) Если человек для запоминания механически повторяет информацию, он реализует метод ………………… повторения.

5) Если человек, повторяя информацию, проясняет для себя какие-то вопросы и связывает данную информацию с уже имеющейся в его распоряжении, он реализует механизм …………………………… повторения.

6) Формула «сарай - каравай» характерна для …………………….. памяти.

7) Формула «сарай – гараж» характерна для …………………………. памяти.

8) Память, кодирующая информацию и удерживающая ее от 20 часов и более, располагая информацию по смыслу, называется ……………………………………………

9) Информация, которой сенсорная память не придает внимания, удаляется благодаря механизму…………………………………………………………………………………………

10) Формула кратковременной памяти: … +/ - 2 бита информации.

11) Составляющая мышления – психический образ это ……………………………………

12) Составляющая мышления, представляющая класс связанных объектов или событий, это………………………………………………………………………………………………

13) Составляющая мышления, представляющая собой слова или символы, используемые для коммуникации, ………………………………………………………………..

Задание 2. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

1) Какие способы оценки эффективности памяти Вам известны? Как реализуются на практике узнавание, припоминание и повторное обучение?

2) Какова структура памяти? Что Вам известно о ложных воспоминаниях? Что такое восстанавливающее воспоминание?

3)  Как Вы можете объяснить, что человек забывший сколько ему лет, не узнающий своих родственников, продолжает, допустим играть в карты или печатать на машинке, хотя ту часть жизни, когда он приобретал эти навыки он не помнит? Что Вам известно о расстройствах памяти? Что характерно для ретроградной и антероградной амнезии?

4) Чем можно объяснить, многократно описанный в литературе случай: человек, будучи выпивши, потерял бумажник и для того, чтобы вспомнить, где он находился, ему пришлось выпить вновь.

5) Какие механизмы усовершенствования памяти Вам известны?

6) Какие способы мышления, применяемые для разрешения проблем Вам известны? В чем проявляется связь мышления и интеллекта?

7) Что вам известно о креативном мышлении? Какие его стадии можно выделить? Какие тактики усиления креативности Вам известны? Что такое тактика «мозгового штурма»?

Контрольные работы по темам дисциплины «ПОПД»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

(раздел «Психология познавательных процессов»)

Вариант 1.

Задача № 1. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

Задача № 2. Окончите следующие утверждения:

1. Чувствительность анализаторов можно повысить путем …

2. При погружении в чуть теплую воду охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая – холод, потому что …

3. Войдя в помещение с непривычным запахом, через какое-то время человек …

4. Дифференциальный порог характеризуется относительным постоянством для …

5. Оглушительно громкий звук, слепящий, режущий глаза свет способны вызвать в анализаторе …

6. Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и …

Задача № 3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Опыты сенсорной изоляции привели к заключению, что без сенсорных стимулов:

а) умственные функции быстро деградируют; б) сенсорный опыт растет;

в) мир внутренних образов все больше и больше обедняется;

г) нарушение интеллекта становится необратимым; д) все ответыверны; е) все ответы неверны.

2. Одним из важных свойств восприятия является:

а) предметность;                б) абстрактность; в) конформность; г) иерархичность;

д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. В восприятии отражаются:

а) отдельные свойства вещей и явлений; б) целостные образы предметов и явлений;

в) обобщенные понятия о предметах и явлениях; г) отдельные стороны действительности;

д) все ответы верны;         е) всеответы неверны.

4. Самой древней формой восприятия является:

а) зрительное; б) осязательное; в) слуховое; г) обонятельное; д) всеответы верны; е) все ответы неверны.

5.  При поражении височной коры нарушается:

а) восприятие цвета; б) слуховое восприятие; в) восприятие времени;      г) обонятельное восприятие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача № 4. Верны или нет следующие утверждения? Почему?

1. Интуиция основана на подпороговом восприятии информации.

2. Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам.

3. Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим.

Задача № 5. Выделите в приведенных фрагментах факторы, способствующие становлению произвольного внимания. Почему произвольное внимание присуще только человеку?

1. Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически человеческую его форму – произвольное внимание... Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов его внимания. (А.В. Петровский).

2. Как только у человека явилась способность отдаться труду, по существу своему непривлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и внимание произвольное... Очень слабо развитая у первобытного человека способность к продолжительному, непрерывному вниманию сделалась у нас очень значительной. (Т. Рибо).

3. Произвольное внимание «принципиально отлично от непроизвольного внимания, хотя ведет свое происхождение от него и хотя... оно использует механизм непроизвольного внимания. Это внимание обязано своим возникновением и развитием труду... Произвольное внимание есть акт нашей воли... результат активности нашей личности». (Т. Рибо).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

(раздел «Психология познавательных процессов»)

Вариант 2.

Задача № 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Основным источником наших знаний о внешнем мире являются ….

2. Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет... характер.

3. Особенность ощущений втом, что в них......... предметов и явлений материального мира.

4. Генетическисамое раннее чувственное психическое явление –.......

5. Ощущение как... развиваетсяи перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия.

Задача № 2. Верны или нет следующие утверждения и почему?

1. Функции рецепторов зависят от уровня развития мозга.

2. Адаптация состоит в том, что мы быстро перестаем замечать периодически возобновляющийся шум холодильника.

3. Физиологический порог ощущений определен генетически.

4. Мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов.

5. У каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое специфическими ощущениями.

6. Интуиция основана на подпороговых ощущениях.

Задача № 3. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

1. Восприятие – это... чувственный... предмета, формирующийся из... под... воздействием на органы чувств этого предмета.

2. В ощущениях отражаются отдельные свойства вещей и явлений, а восприятие дает их ….

3. Почти все наши восприятия – результат предшествующего....

4. В гештальтпсихологии группировка элементов, лежащая в основе организации восприятия, осуществляется по принципам...,...,... и....

Задача № 4. Попробуйте доказать, что...

а)...иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непознаваемости мира;

б)...восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его;

в) восприятие человека субъективно.

Задача № 5. Проанализируйте приведенные фрагменты текста. Выделите факторы, которые обусловливают внимание.

1. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменения отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании, в результате он становитсяболее ясным и отчетливым,как бы более выпуклым. (С.Л.Рубинштейн).

2. Чем сильнее интерес к деятельности, чем больше она нас увлекает, тем устойчивее будет наше внимание. Но оно может быть чрезвычайно устойчивым также и тогда, когда деятельность сама по себе может и не казаться нам интересной. Но когда мы считаем ее важной для нас в силу того, что она связана с выполнением наших целей, мы заставляем себя направлять наше внимание не туда, куда нам хочется, а туда, куда мы считаем нужным. (Н.Ф. Добрынин).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

(раздел «Психология познавательных процессов»)

Вариант 3.

Задача № 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Действие внешних раздражителей на анализаторы человека подчиняется... механизмам.

2. Повышение чувствительности в результате взаимодействия... называется....

3. Психофизический закон Вебера – Фехнера формулируется так:... ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.

4. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется … … (или … …).

5. При... под воздействием раздражителя, специфичного для одного анализатора, возникает …, характерное для другого анализатора.

Задача № 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Наше восприятие мира связано с:

а) культурой, к которой мы принадлежим; б) практикой; в) опытом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. Гештальтпсихологи утверждают, что элементы складываются в фигуру, если она имеет одинаковое направление. В этом проявляется принцип: а) дополнения; б) сходства; в) непрерывности; г) симметрии; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, мозг должен:

а) постоянно осуществлять коррекции; б) учитывать расстояние, на котором находятся предметы;

в) изменять восприятие в зависимости от угла зрения; г) учитывать освещенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Осознанное узнавание зависит от:

а) порога восприятия; б) контроля, осуществляемого ретикулярной формацией; в) деятельности высших центров; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

5. Феномен перцептивной защиты:

а) связан с понижением порога восприятия; б) вызывается необычностью некоторых стимулов;

в) облегчает узнавание некоторых слов; г) обусловлен болезнью; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача № 3. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

1. Процесс восприятия требует … из комплекса воздействующих признаков... признаков с одновременным… (...) от... признаков.

2. При восприятии … предметов процесс идет очень быстро: человеку достаточно объединить …-… воспринимаемых признаков, чтобы узнать предмет.

3. Полное восприятие предмета – результат сложной …-… деятельности мозга, выделяющей..., тормозящей … признаки и комбинирующей воспринимаемые детали в единое осмысленное целое.

4. Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его ….

Задача № 4. Попробуйте доказать, что...

а)...образы восприятия одного человека непосредственно недоступны сознанию другого;

б) …одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;

в)...процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга.

Задача № 5. Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?

1. Внимание – необходимое условие выполнения любой деятельности.

2. Внимание – врожденная, генетическая способность человека.

3. Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля.

4. В акте сосредоточения сознания имеет место отражение действительности.

5. Внимание – это проявление внутренней воли, первичной духовной силы человека.

6. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

(раздел «Психология познавательных процессов»)

Вариант 4.

Задача № 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с: а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. К экстерорецептивным ощущениям относят: а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Основные свойства ощущений – это: а) константность; б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется:

а) верхним порогом чувствительности; б) разностным порогом; в) нижним порогом; г) интенсивностью ощущения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. К изменению чувствительности приводит: а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность; д) все ответы верны;       е) все ответы неверны.

Задача № 2. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

Задача № 3. Верны или нет следующие утверждения? Почему?

1. Стимул или объект имеют больше шансов попасть в поле восприятия, если они сложны.

2. Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне.

3. У каждого биологического вида свое восприятие действительности.

Задача № 4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Наше восприятие мира связано с:

а) культурой, к которой мы принадлежим; б) практикой; в) опытом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. Гештальтпсихологи утверждают, что элементы складываются в фигуру, если она имеет одинаковое направление. В этом проявляется принцип: а) дополнения; б) сходства; в) непрерывности; г) симметрии; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Одним из важных свойств восприятия является:

а) предметность; б) абстрактность; в) конформность; г) иерархичность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. В восприятии отражаются:

а) отдельные свойства вещей и явлений; б) целостные образы предметов и явлений; в) обобщенные понятия о предметах и явлениях; г) отдельные стороны действительности; д) все ответы верны; е) всеответы неверны.

Задача № 5. Выделите в приведенных фрагментах факторы, способствующие становлению произвольного внимания. Почему произвольное внимание присуще только человеку?

1. Произвольное внимание «принципиально отлично от непроизвольного внимания, хотя ведет свое происхождение от него и хотя... оно использует механизм непроизвольного внимания. Это внимание обязано своим возникновением и развитием труду... Произвольное внимание есть акт нашей воли... результат активности нашей личности». (Т. Рибо).

2. Как только у человека явилась способность отдаться труду, по существу своему непривлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и внимание произвольное... Очень слабо развитая у первобытного человека способность к продолжительному, непрерывному вниманию сделалась у нас очень значительной. (Т. Рибо).

3.Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически человеческую его форму – произвольное внимание... Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов его внимания. (А.В. Петровский).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

(раздел «Психология познавательных процессов»)

Вариант 5.

Задача № 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, – это: а) аккомодация; б) конвергенция; в) синестезия; г) сенсибилизация; д) все ответы верны;       е) все ответы неверны.

2. В структуру каждого ощущения входит:

а) обобщение; б) движение; в) анализ; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3. Каждый анализатор имеет:

а) расположенный на периферии воспринимающий проводниковый аппарат;

б) совокупность промежуточных (подкорковых) перерабатывающих центров; в) центральный (корковый) аппарат; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4. Каждый анализатор имеет представительство в: а) правом полушарии; б) обоих полушариях; в) левом полушарии; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

5. В психологии описаны механизмы функционирования органов чувств:

а) механизмы сличения; б) механизмы потребностей; в) механизмы новизны; г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

Задача № 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Основным источником наших знаний о внешнем мире являются ….

2. Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет... характер.

3. Особенность ощущений втом, что в них......... предметов и явлений материального мира.

4. Генетически самое раннее чувственное психическое явление –.......

5. Ощущение как... развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия.

Задача № 3. Из перечисленных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

1. Восприятие, отражение, зрительные иллюзии, психика, чувственное познание.

2. Отражение, зрительное восприятие, психика, восприятие, восприятие цвета.

Задача № 4. Попробуйте доказать, что...

а)...процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга;

б) …одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;

в)...иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непознаваемости мира.

Задача № 5. Обобщите смысл приведенных текстов. Дайте характеристику сущности и функциям внимания в наиболее емком и полном определении.

1. Внимание нельзя отнести к самостоятельным познавательным процессам, так как оно не имеет собственного содержания. Внимание не отражает ни свойств предметов, ни связей и отношений между ними... Во внимании проявляется активность личности по отношению к предмету деятельности, проявляется направленность человека, его интересы, желания. (3.М. Панибратцева).

2. Внимание – это выделение сознанием воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других; это направленность сознания на определенный объект. Во внимании проявляется избирательность сознания... То, к чему привлечено наше внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное – фоном. (К.К. Платонов).

3. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникшие в деятельности. (А.В. Петровский).


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.