Римская мифология включает в себя традиционные истории, связанные с легендарным возникновением Древнего Рима, которые нашли свое отражение в литературе и изобразительном искусстве древних римлян. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Римская мифология включает в себя традиционные истории, связанные с легендарным возникновением Древнего Рима, которые нашли свое отражение в литературе и изобразительном искусстве древних римлян.

2021-06-24 37
Римская мифология включает в себя традиционные истории, связанные с легендарным возникновением Древнего Рима, которые нашли свое отражение в литературе и изобразительном искусстве древних римлян. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главная особенность римской мифологии заключалась в том, что она полностью подчинялась политике, гражданскому долгу и моральным устоям, царившим в Древнем Риме. У простых жителей не должно было возникать ни тени сомнений касательно их образа жизни или большой разницей между сословиями. Они должны были твердо уяснить, что каждый правитель является божественным избранником, а потому ему лучше знать, каким должно быть устройство жизни.

                                              

После подчинения Греции во II веке до н. э., римская мифология, ввиду собственной бедности, претерпела некоторые изменения. Римляне постепенно переняли у греков их многоликую и весьма образную мифологию, и «примеряли» ее к своим богам.

 

Боги Древнего Рима имели поразительное сходство с греческими небожителями. Это нетрудно заметить, сравнив пантеон римлян и греков:

                                              

Юпитер (Зевс у греков)– верховное божество, отец многих богов, владыка молнии, грома и всего неба.

Вулкан (Гефест у греков) – бог огня, покровительствующий кузнечному ремеслу;

Нептун (Посейдон у греков) – морской бог;

Меркурий (Гермес у греков) – бог торговли;

Марс (Арес у греков) – воинствующее божество. В Древней Италии был также богом плодородия;

Венера (Афродита у греков) – богиня любви и красоты;

Юнона (Гера у греков) – супруга Юпитера, покровительница брака и домашнего очага;

Минерва (Афина у греков) – богиня различных ремесел и мудрости;

Диана (Артемида у греков) – богиня охоты.

Веста (Гестия у греков) – богиня священного очага городской общины и дома.

 

Эти боги являлись главными советчиками и помощниками Юпитера и отвечали за сохранность мирового порядка. Помимо главных богов, существовала еще целая плеяда божеств рангом пониже.

 

Помимо божеств, древние римляне с большим трепетом относились к растениям, птицам, диким животным. Так, один из популярных древнеримских мифов повествует о священном дереве – смоковнице, под кроной которого волчица вскормила братьев Рема и Ромула.

 

Некоторые древние боги из демиургов со временем «развенчивались» до божеств определённых сфер влияния, например, так случилось с Янусом.

Янус – двуликий бог

Янус – бог входов и выходов, дверей и всякого начала: первого дня всякого месяца, первого месяца года (отсюда «январь»), начала жизни человека. Считалось, что он знает и прошлое и будущее.

 

Я́нус (лат. Ianus) — двуликий бог в древнеримской мифологии. Изначально был богом-демиургом. Затем уступил место верховного божества Юпитеру. Почитался как божество всех начинаний, дверей, входов и выходов, в связи с чем получил атрибуты сторожа — ключи и посох, дабы отгонять непрошеных гостей. В императорскую эпоху Януса представляли как легендарного первого царя области Лаций, основавшего город на холме Яникул.

 

Первый месяц года юлианского календаря, январь, назван в честь этого бога. 1 января люди должны были желать друг другу успеха и удачи, так как первые пожелания, согласно древним верованиям, имели наибольшие шансы воплотиться в жизнь. Именно в его храм, храм бога всех начинаний, люди несли сладости и деньги, дабы начинающийся год был успешным и богатым.

 

Во время правления полулегендарного царя НумыПомпилия (715—673/672 гг. до н. э.) в Риме был построен храм Януса. Его должны были открывать на время войны и закрывать по заключении мира. За всё время его существования, учитывая особенности истории Древнего Рима, храм закрывали менее десяти раз.

 

В течение более чем тысячелетней истории Рима до принятия христианства религиозные представления римлян видоизменялись. Представления римлян времён начала существования республики отличались от таковых при Диоклетиане.

 

Янус, как один из древнейших римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой занимал заметное место в римском пантеоне. Древнейшая древнеримская коллегия жрецов-салиев в своей песне называла Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его отождествляли с «миром» (лат. mundus), первобытным хаосом. Согласно религиозным представлениям древних римлян, именно из хаоса возник упорядоченный космос, а Янус из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось.

 

По своей сути это являлось отголоском мифа о том, что вначале огонь, вода, земля и воздух были одним веществом. Впоследствии они разделились, а то, что осталось, и стало Янусом. В этом виде он предстаёт в качестве бога-демиурга. Ж. Капдевилль считал связь Януса с греческой концепцией хаоса придуманной впоследствии, так как «изначальной» функции Януса было бы достаточно, чтобы объяснить его место у истоков времени.

 

Капдевилль приводит слова Марка Мессала в изложении Макробия в Сатурналиях, I, 9, 14:

 

«Он всё создаёт и им же управляет. Он связал тяжёлую и стремящуюся в глубину, распадающуюся сущность и природу воды и земли и лёгкую, бегущую в бездонную высь [сущность и природу] огня и воздуха, расположив вокруг [них] небо. Эта величайшая сила неба соединила две несхожие сущности».

 

До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Для римлян, как и других народов Италии, в доме священными являлись очаг и двери. Закрытые двери защищали, отделяли человека от внешнего мира, открытые — соединяли римлянина с обществом и окружающим миром. Будучи божеством дверей, Янус стал также ответственным за начинание какого-либо дела и его завершение, включая войну. Янус был также патроном дорог и путников и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.

 

Затем он уступил своё место Юпитеру, заняв место владыки всех начал и начинаний во времени.Вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим в виде мужчины с двумя лицами, одно из которых направлено в будущее, а другое — в прошлое. Это подчёркивало его знание об уже произошедших и будущих событиях. Он был покровителем не только каждого дня, но и любого отрезка времени, как то: год, месяц, время года. Начало каждого месяца, календы, посвящали Янусу. Январь, первый месяц года юлианского календаря, назван в честь этого бога. Январское начало года определялось зимним солнцеворотом. День зимнего солнцестояния является и последним, и первым днём в году, и естественно, что это явление находилось в ведении Януса.

 

К IV веку нашей эры роль Януса нивелируется до «сторожа».

Культ богини Весты

Ве́ста (лат. Vesta) — богиня, покровительница семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме. По преданию, её храм между Капитолийским и Палатинским холмами построил полулегендарный царь НумаПомпилий. В центральной части располагался очаг, на котором горел огонь. Его затухание римляне воспринимали как предвестие будущих бед, поэтому за ним тщательно следили. Этот очаг, согласно верованиям древних римлян, являлся центром вселенной и олицетворением самой богини. От изображений себя богиня отказывалась. Однако позже, вдохновившись примером греков, римляне начали делать её изваяния.

 

В закрытой для общего доступа сокровищнице храма находились реликвии, которые, согласно древним мифам, легендарный прародитель римлян Эней вывез из пылающей Трои. Кроме этих артефактов, в храме богини, считавшейся символом неподкупности и непорочности, римляне сохраняли завещания.

 

Жриц богини — весталок — подбирали весьма тщательно: исключительно из представительниц знатных семей 6—10 лет без явных физических недостатков. После обряда посвящения девочка принимала 30-летний обет целомудрия и безбрачия, нарушение которого каралось погребением заживо.

 

Веста была богиней священного вечного огня, который считался нерукотворным. По мнению римлян, его угасание означало бы близкий крах всего государства. Хоть огонь и считался «вечным», его ежегодно тушили и зажигали вновь вначале путём трения дощечек одна о другую, затем от сфокусированного линзой солнечного света 1 марта, в первый день нового года по древнеримскому календарю. Уже от него зажигали огонь в очагах каждой из курий. В каждом доме была «своя Веста» — домашний очаг, горевший в первом помещении дома — вестибуле.

 

Веста была символом единства римского народа. Вокруг её очага римляне как бы объединялись в единую семью. Согласно их верованиям, до тех пор, пока в храме Весты горел огонь и хранились древние реликвии, Рим будет оставаться великим и сильным. В связи с этим культ богини Весты имел столь важное значение в жизни государства.

 

Веста была связана с землёй, она охраняла засеянные поля. Непорочность богини сделала её символом хранения тайн, неподкупности и надлежащего исполнения своего долга.

 

Культ Весты со всеми его особенностями изначально возник в Италии. С III столетия до н. э., когда греческая и римская религии стали сближаться, а божества из Греции получали свой аналог в Риме и наоборот, Весту стали отождествлять с греческой Гестией.

 

 

Храм Весты, Рим, Италия.

По преданию, храм богине Весте между Капитолийским и Палатинским холмами построил полулегендарный царь НумаПомпилий. В центре храма находился очаг, на котором горел «вечный» и «неугасимый» огонь. Этот очаг, по мнению древних римлян, был центром вселенной. Он считался воплощением самой богини, в связи с чем других её статуй или изображений в храме не было. Культ Весты просуществовал более тысячи лет. Храм Весты закрыли, а огонь окончательно погасили при императоре Феодосии (379—395).

 

В храме имелось сокровенное место «Пен», о расположении которого должны были знать только великий понтифик и жрицы богини весталки. В нём, по преданию, хранились священные предметы, в том числе пенаты — вывезенные ещё мифическим предком римлян Энеем фигурки богов-покровителей из Трои. Кроме этих реликвий, в храме богини, считавшейся символом неподкупности и непорочности, римляне сохраняли завещания. При жизни человека изъятие завещания представляло собой бесчестие. Правда, в истории известен случай, когда Октавиан Август изъял из храма завещание своего противника Марка Антония и использовал для внутриполитической борьбы. В сенате, согласно Плутарху, это восприняли с явным неодобрением, так как оглашение посмертной воли человека при жизни было для римлян «неслыханным беззаконием».

 

Весталки

 

Жриц богини подбирали весьма тщательно: среди девочек 6—10 лет без физических недостатков из хороших семей по жребию выбирали 20. Из них великий понтифик лично отбирал шесть, которые после обряда посвящения Весте поступали на 10 лет в обучение старшим весталкам.

 

 

Окончив обучение, они приступали к выполнению функций жриц Весты — весталок. Прослужив десять лет, они в течение ещё десяти должны были обучать молодых девочек. По прошествии 30 лет весталки становились свободными и могли вернуться в отчий дом и даже выйти замуж. Большинство из них, будучи уже женщинами 36—40 лет, предпочитали остаться при храме.

 

В обязанности весталок входило поддержание огня в жертвенном алтаре Весты. В случае его затухания весталку лично бичевал великий понтифик. Подобный случай считали дурным предзнаменованием для всего государства. Огонь зажигали вновь после соответствующих обрядов посредством трения дерева о дерево. Помимо этого, на большие праздники весталки готовили для жертвоприношений особые лепёшки. В их обязанности, как жриц объединяющей народ богини, входило вознесение молитв за всех римлян.

 

Угасание священного огня не было самым тяжким преступлением весталки. В случае утраты ею девственности, что, по мнению древних римлян, было «осквернением огня Весты», молодая женщина подлежала смертной казни. У городской стены неподалёку от Коллинских ворот выкапывали земляной погреб, в который, предварительно положив туда небольшой запас еды и воды, помещали весталку. Затем двери засыпали землёй, а нарушившая обет целомудрия женщина оказывалась погребённой заживо.

 

Ограничения, наложенные на весталок, компенсировались почётным положением. В отличие от большинства других женщин, они могли самостоятельно распоряжаться своим имуществом и писать завещания. Им были обязаны уступать дорогу. Римлянин, оскорбивший жрицу Весты, подлежал смертной казни. Её показания в суде имели решающее значение. В случае, если весталка случайно встречала осуждённого к казни, казнь отменяли. Весталок было легко узнать на улице из-за особых одежд: длинное белое платье, подпоясанное особым образом, и покрывало. Волосы жрицы Весты заплетали в шесть косичек, которые прятали под повязкой.

 

Жрицами Весты могли стать только женщины. Культ богини был характерен исключительно для Рима и не распространялся в отдалённых частях государства. Существует информация о наличии весталок в нескольких близлежащих к Риму городах, таких как Бовиллы, Лавиний и Тибур, имевших тесные религиозные связи со столицей. Однако особенности их жизни и отправления культа содержат множество неизученных моментов.

Весталии

Праздник в честь богини Весты праздновали ежегодно 9 июня. В этот день женщины с дарами богине босиком отправлялись в храм Весты. Весталии были одновременно праздничным днём для хлебопёков, так как изначально хлеб готовили на золе очага. В этот день цветами украшали мельницы, а также осла, вращающего мельничный жернов.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.