Проблемы с социально-психологической адаптацией — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Проблемы с социально-психологической адаптацией

2021-06-24 24
Проблемы с социально-психологической адаптацией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Недисциплинированность ребенка, его безответственность и невнимательность во многом обусловлены чрезмерным напряжением, которое испытывает психика. Причин этому может быть несколько:

· чрезмерно высокие требования учителей и родителей;

· проблемы с усвоением материала;

· личные неудачи;

· недовольство и постоянная критика близких, учителей;

· тревожность и настороженность первоклассника.

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе.

Речь идет о таких обстоятельствах:

· хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;

· уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;

· негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;

· вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;

· проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.

 

СЛАЙД 8

Признаки дезадаптации школьников. Причины дезадаптации.

Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром, это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

В основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а главным механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям.

Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является сильнейшей стрессовой ситуацией.

Признаки дезадаптации.

1. Неврозоподобные расстройства:

-нарушение сна;

-нарушение аппетита;

-неадекватные реакции (вспышки гнева, застенчивость)

-жалобы на усталость и головную боль;

-страхи, навязчивые движения (подергивание м век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т.д.).

-нарушение темпа речи (запинки);

2. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т.п.).

3. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).

4. Снижение учебной мотивации.

5. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

6. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

7. Нежелание выполнять домашние задания.

8. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

9. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

10. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

11. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

12. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.

13. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

14. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

 Снижение самооценки («я боюсь», «у меня не получится», «не хочу в школу»), повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.

 

СЛАЙД 9

Причины дезадаптации

Причины школьной дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально бытовыми условиями, отклонениями в психическом и физическом развитии детей:

· низкая готовность к школе;

· несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;

· отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;

· неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);

· чрезмерная требовательность родителей;

· гиперопека со стороны родителей;

· слабое развитие произвольности;

· отрицательная самооценка (отношение к себе);

· недостаточное развитие способностей к взаимодействию с другими детьми;

· если взаимоотношения родителей и учителя складываются неблагоприятно;

· нарушение психического и физического здоровья, в т.ч. наличие серьезных хронических заболеваний;

· нарушение эмоционально-волевой сферы;

· незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;

· высокая тревожность самих родителей;

· несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);

чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);

Чтобы избежать возникновения школьной дезадаптации, родители, педагоги и психологи должны руководствоваться важным правилом: каждый из учеников требует подхода, который соответствует его индивидуальным особенностям. Чем лучше взрослые понимают это, тем успешнее самореализация ребенка и устойчивее его психологическое равновесие.

 

СЛАЙД 10-11


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.