Современные технологии в производстве стекла. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Современные технологии в производстве стекла.

2021-06-24 31
Современные технологии в производстве стекла. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новаторами стеклоделия конца XIX века становятся художники северо-восточной области Франции ‑ Лотарингии. Центр локализовался в городе Нанси, где работают три интереснейших предприятия Европы ‑ заводы Эмиля Галле, братьев Даум и Баккара. Разработанный Э.Галле стиль и техника травления многослойного стекла произвели настоящий фурор и вызвали волну подражаний, в том числе и в России. Эмиль Галл вводит в обиход непрозрачное стекло с одним или двумя дополнительными слоями, которые украшает гравировкой, нанося на них рисунок: изображение цветов, стрекоз, бабочек.

Но, наряду с новым стилем «модерн», мастерами всего мира сохранялись и традиции предшествовавших эпох. Текущие или нарочито простые формы модерна сосуществуют с моделями разных времен ‑ античности, барокко, классицизма. Художники по-прежнему сохраняют верность цветным эмалям, элегантной гравировке, эффектному гранению.

Декоративное искусство начала 20-го столетия заменило реалистичные и естественные рисунки модерна геометрическими и стилизованными формами. В 20-ом веке возникло много новых фабрик художественного стекла.

Начиная с ХIХ века, производство стекла вышло на новый, промышленный уровень. Этому способствовали многочисленные научные открытия и исследования. Одним из «отцов» стекольной промышленности можно назвать немецкого ученого Отто Шотта (1851 - 1935), изучавшего влияние различных химических элементов на оптические и термические свойства стекла. Другая значительная фигура ‑ Фридрих Симменс, который изобрел новый тип печи, позволивший существенно повысить качество изготовляемого стекла.

В 1910 году французский ученый Эдуард Бенедиктус изобрел способ производства особо прочного пуленепробиваемого стекла путем помещения специальной полимерной пленки между двух листов стекла. Такое стекло, известное как ламинированное, Бенедиктус запатентовал под названием «Триплекс».

Истинный переворот в стекольной индустрии совершил бельгиец Фурко, в 1905 году начавший вертикально вытягивать из печи непрерывное стеклянное «полотно» постоянной ширины. Его технология получила развитие в 1914 году. В конце Первой мировой войны другой бельгиец, Эмиль Бишеруа разработал технологический процесс, при котором стекло вытягивается из печи между двух роликов. Подобно методу Фурко, этот способ делал последующую полировку стекла более легкой и экономичной.

И, наконец, в 1959 году английская компаний «Пилкингтон бразерс Лтд.» предложила современную методику изготовления высококачественного стекла, сочетающего в себе высокие оптические качества полированного стекла и экономичность метода Фурко ‑ флоат-метод или метод плавающей ленты. Расплавленное стекло выливается в ванну на поверхность расплавленного олова, где оно выравнивается за счет сил поверхностного натяжения и полируется снизу расплавом олова, а сверху ‑ горячим воздухом. Этот способ производства стекла применяется сегодня во всем мире наиболее широко.

С развитием современных технологий появились полностью автоматизированные предприятия, выпускающие бутылки и стаканы, вазы и флаконы, оконное и защитное стекло, стеклянные полые кирпичи и стеклянную черепицу, стеклянное волокно и изоляцию и множество других полезных изделий. На основе стекла были разработана совершенно новые материалы с уникальными свойствами, которые используются в медицине, электронике и даже космических областях.

Технологии обработки художественного стекла

Первый этап – это варка стекла. Он проходит обычно так же, как и варка обычного стекла, но дополнительно еще применяются разные дополнительные компоненты, чтобы придать стеклу отдельные характеристики: цвет, матовость, преломление и т.п.

Следующий этап – это выдувание и формирование стекла. С помощью выдувания из вязкой массы создаются шары, вазы и бокалы, а также другие элементы, имеющие круглую форму.

Для выдувания изделий круглой формы используется специальный инструмент – стеклодувная трубка. Она представляет собой трубку, обшитую деревом, с латунным мундштуком. Стеклодув набирает ею немного стеклянной массы и выдувает изделие нужной величины и формы. Готовую заготовку отрезают с помощью металлических ножниц.
Следует отметить, что профессия стеклодува – очень древняя, но и тяжелая физически. Для нее подходят только сильные люди со здоровыми легкими.

Следующий этап создания изделий из художественного стекла – это формовка. Для ТОО, чтобы нанести узоры или тиснение, используют специальное устройство, похожее на пинцет. После придавания формы изделие отправляют в печь для обжига. Место отсечения шара, вазы или другого изделия от трубки потом выравнивают с помощью шлифовки.

Художественное стекло сегодня находит широкое применение. Невозможно представить себе дом без элементов декора, изготовленных из этого красивейшего материала.

Художественное стекло применяется:

- для создания мозаик;

- для витражей;

- для изготовления бусин, бисера и стекляруса;

- для изготовления бокалов, ваз из особого вида граненого стекла – хрусталя;

- для изготовления красивой подарочной посуды.

Отделка изделий из стекла:

Механическая обработка.

Шлифовка и полировка стекла.

Резьба по стеклу и огранка стекла.

Обработка в горячем виде.

Дублированное (накладное) стекло.

Специальные физико-химические процессы обработки:

Окрашивание и тонирование стекла[править]

Окрашивание стекла производится либо введением красящих компонент в стекломассу, либо - поверхностным способом.

Металлизация[править]

Стекло покрывают золотом и серебром, другими драгоценными металлами, а также тонкими плёнками Люстров, напылением нитрида титана и других оксидных покрытий.

Травление[править]

Издавна известен способ матового или прозрачного травления стекла в плавиковой кислоте.

Центры развития художественного стекла

· Венецианское стекло

· Богемское стекло

· Уречское стекло

Техники и технологии художественного стекла

· Накладное стекло

· Гутное стекло

Гутное стекло (от «гута» стеклодувная мастерская), стеклянные

изделия, приготовляемые посредством свободногодутья (без применения форм).

Источники: http://world.lib.ru/c/chernjak_l_m/steklo.shtml,

https://traditio.wiki/Художественное_стекло, http://www.mirstekla-expo.ru/ru/article-about-glass/hudozhestvennoe-steklo/

Ювелирное искусство

Ювелирное искусство (от немецкого Juwel ‑ драгоценный камень), изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т. д. В Ювелирном искусстве применяются ковка, литьё, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение, резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), филигрань, зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и другие механические приёмы обработки ‑ штамповка, вальцовка и др. Ювелирное искусство ‑ один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного искусства (в том числе народного). Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия ювелирного искусства играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов) магический смысл. В процессе исторического развития социально престижное значение изделий ювелирного искусства чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно-магического представления. Вплоть до XX века ювелирное искусство остаётся одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки. На высокой ступени развития находилось ювелирное искусство Древнего Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам. Материалами служили преимущественно золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды; применялись чеканка, гравировка и так называемая холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали характерны для ювелирных изделий древнего Двуречья (Аккад, Ассирия, Вавилония, Шумер). Ювелирные изделия эгейского искусства (обнаруженные главным образом в Микенах и Трое изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображениями быков, каракатиц, морских звёзд и пр.) и этрусков отмечены большей сдержанностью цветовых решений. Если в произведения ювелирного искусства Древней Греции классического периода (V-IV веков до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в произведениях эллинистического искусства и Древнего Рима вновь появился интерес к звучной полихромии.

Особую известность среди произведений эллинистического ювелирного искусства получили художественные изделия из серебра. В ювелирном искусстве Ирана (III‑VII веков) были распространены сосуды из золота и серебра с чеканными, литыми и гравированными изображениями. В ювелирном искусстве мусульманских стран Востока большое значение получили отвлечённый геометрический или растительный орнамент и каллиграфия. Особая пышность украшений характерна для ювелирных изделий средневековой Индии, где рано распространилось искусство огранки алмазов. Мастера средневекового Китая обрабатывали различные материалы (кроме драгоценных металлов ‑ коралл, нефрит, янтарь и др.) более сдержанно, стремясь подчеркнуть в них не столько светоотражательные свойства, сколько окраску или даже природную фактуру. Многочисленные первоклассные образцы ювелирного искусства были найдены при археологических изучении культур древней Америки (литые и чеканные золотые украшения с мозаичные орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.). Типичные черты раннесредневекового европейского ювелирного искусства ‑ применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых драгоценных камней), контрастно сопоставляемых с золотом, мотивы «звериного стиля» в орнаментике. В византийском ювелирном искусстве (распятия, чеканные литургические сосуды, оклады и другие предметы культа, часто украшенные тончайшей перегородчатой эмалью) преобладала тенденция к иллюзорной дематериализации форм. В ювелирных изделиях романского стиля и готики (где применялись редкие породы дерева, горный хрусталь) величественность пышность цветовых созвучий неизменно сочеталась со строгой архитектоничностью композиций, в ряде случаев повторяющих формы церковного зодчества. Мастера эпохи Возрождения и маньеризма (итальянцы П. Леони, Б. Челлини и др.) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными рельефными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни и др.), в которых исходные свойства драгоценных материалов отступали на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. В XVII‑XVIII веках возрос интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим созвучиям эмалей, золота и драгоценных камней, нередко покрывающих металлическую основу сплошным мерцающим слоем. Среди шедевров европейского ювелирного искусства XV‑XVIII веков ‑ немецкое художественное серебро (мастера семьи Ямницер и др.) и эмали (И.М. Динглингер), английское художественное серебро. Изделия французского ювелирного выдвинулись с конца XVII века на первое место в Европе; в XVIII веке господствовала прихотливая изысканность форм рококо, в начале XIX века -‑ строгость стиля ампир (чеканные изделия Ж.Б. Одио и М.Г. Бьенне - придворных мастеров Наполеона I). В середине XIX века производство массовых ювелирных изделий механизируется; в употребление широко входят упрощённые приёмы, например, накладное серебро, а вместо драгоценных камней ‑ горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусств, бриллианты (стразы). Большинство изделий ювелирного XIX века стилистически тяготеет к эклектизму, против которого в конце XIX ‑ начале XX веков выступили мастера стиля «модерн» (Р. Лалик во Франции и др.). К вершинам мирового ювелирного искусства принадлежат золотые украшения и художеств, сосуды скифов и сарматов из погребений Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья. Мастерством чеканки, скани, резьбы, черни, перегородчатой эмали славились ювелиры средневековой Грузии, Армении, Дагестана. Для Киева XI‑XII веков особенно характерны изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода XI‑XII веков ‑ серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон, для искусства владимиро-суздальской школы XII‑XIII веков ‑ различные изделия с чередованием золотых и серебряных частей, для Москвы и Суздаля XIV‑XV веков ‑ оклады икон и евангелий, складни и т. д. со сканью, чеканкой, басмой (тиснением), эмалью и литыми изображениями. В XVI веке особое распространение получили чернь и эмаль, в XVII веке ‑ эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу (В. Андреев, А. Трухменский), чернь (М. Агеев, П. Иванов); в XVII веке развиваются и многие местные школы древнерусского ювелирного искусства ‑ сольвычегодская (мастерские Строгановых), ярославская и др. Русское ювелирное искусство XVII века (с центром в Петербурге) развивается в русле общеевропейских художественных стилей, но сохраняет национальные особенности и местные черты отдельных центров. В XVIII веке складывается великоустюжское чернение по серебру. В XIX веке в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела. Среди них выделяются предприятия П. Ф. Сазикова (серебряная скульптура), П.А. Овчинникова (эмали в древнерусском стиле), И.И. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), а в начале XX века ‑ фирма Оловянишниковых (культовые изделия в различных техниках). Высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней и др.) изготовляли фирма Фаберже и работавшие по её заказам мастерские. Для ювелирного искусства XX века, освоивш Ювелирныего много новых материалов (платина, палладий, анодированный алюминий и др.), характерно необычайное разнообразие творческих направлений. Пуристическое стремление к «дизайнерским» формам, лишённым какого-либо орнамента (типичное для ювелирного искусства 1920-х годов), сосуществует с тенденциями к созданию изделий, воскрешающих динамику и текучесть форм «модерна» или традиции народного и средневекового ювелирного искусства. Наряду с орнаментами, имитирующими различные исторические стили, к середине XX века всё чаще появляются образные решения, более тесно соприкасающиеся с проблематикой современной культуры (например, ювелирные композиции на космическую тему).

В настоящее время ювелирные украшения чаще всего производятся с использованием методов и дизайнов, уже когда-то ранее придуманных. Тем не менее, и сейчас талантливые ювелиры периодически удивляют восхищенных зрителей, представляя на тематических ярмарках и выставках свои работы, где использованы новые методы обработки металлов и камней, уникальные орнаменты и необычные техники.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.