История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-06-23 | 82 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В стихах, где Высоцкий используется библионимы, мы не увидим восторженной религиозности и слепого поклонения Богу. В них – знание жизни, опыт, накопленный поколением людей, вера в свои силы и возможности, умение с юмором относится к различным поворотам судьбы.
Традиционные библейские персонажи порой, в интерпретации поэта, приобретают новое, неординарное звучание. Высоцкого «Антиклерикальной песне» автор с юмором переосмысливает библейский сюжет о посещении Марии Святым духом. У Высоцкого он утрачивает религиозную возвышенность и ситуация описывается с точки зрения обыкновенного человека, в данном случае, обманутого мужа. Поэтому не является удивительным, что поэт в стихотворении называет Богородицу зеленым сниженным именем – Машка.
Ох, я встречу того Духа –
Ох, отмечу его в ухо.
Дух – он тоже, Духу рознь
Коль Святой – так Машку брось! (97)
Да и Дух воспринимается не как одно из воплощений Бога, а как нашкодивший мужичок, которому есть за что «дать в ухо».
Употребление библионимов у Высоцкого можно обнаружить и в стихотворениях, которые далеки от религиозной тематике. Например, в знаменитую песню об альпинистах «Вершина» поэт вводит в качестве яркого сравнения библионимов Вечный огонь:
Как Вечный огонь, сверкает днем
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил. (82)
В этих нескольких строчках автор сумел точно уловить и передать эмоциональное состояние людей такой трудной и опасной профессии, объяснить, почему они вновь и вновь отправляются покорять свои «вершины».
Наиболее частотным, как отмечалось в 1 главе нашей работы, в онимическом пространстве поэзии Высоцкого является библионим поэзии Высоцкого является библионим Бог. Причем, значительно чаще он употребляется поэтом в составе устойчивых сочетаний и поговорок. В текстах автора они могут выполнять различные функции. Так, в стихотворении «Баллада о бане» это одно из средств создания лирического юмора:
|
Благодать или благословение
Ниспошли на подручных твоих
Дай нам Бог, совершить омовенье,
Окунаясь в святая святых (262)
Нередко современные люди упоминают имя Бога в «суе». То же можно обнаружить и в поэтических текстах Высоцкого:
Граждане! Зачем толкаетесь
На скандал и ссору нарываетесь –
Сесть хотите? Дальняя дорога?
Я вам уступлю, ради Бога. (140)
Такое употребление библионима Бог придает стихотворениям Высоцкого своеобразный эффект. Действительно, в реальной жизни мы очень часто, сами того не замечая, произносим данные выражения. Автор сумел в своих произведениях отметить и передать эту яркую черту, свойственную для разговорной речи современного русского человека.
Совершенно иное семантическое наполнение приобретают подобные сочетания в другом контексте:
Дай вам Бог поверить в Бога,
Если это Бог войны. (138)
Здесь это уже не присказка, а реальное обращение к вершителю судеб. И в этом значении данная лексика употребляется тоже неоднократно. Например, в стихотворении “Мой друг уедет в Магадан”.
А мне удея от Бога дан…
А может, тоже – в Магадан?
Уехать с другом заодно –
И лечь на дно… (57)
В стихотворении “Моя цыганская” Высоцкий использует этот библионим для краткой, но ёмкой оценки – характеристики совершенной жизни:
“Света – тьма, нет Бога!” В оксюмороме “света - тьма” лексема свет объективирует как в прямом значении (электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом и делающее видимым окружающий мир), так и в переносном значении (то, что делает ясным, понятным мир, то, что, делает радостной, счастливой жизнь). Но может ли быть счастливым мир, где нет Бога?
|
Таким образом, собственные имена, вводимые автором в свои поэтические тексты выполняют различные стилистические функции. Они могут выступать в качестве обозначения и характеристики лирического героя, служить метами в личной жизни поэта, заключать разнообразные философские обобщения, является средствами временной и пространственной ориентации. Многообразие стилистических функций в лирике Высоцкого становится проявлением индивидуального авторского письма, авторского видения и отражения окружающей действительности.
Заключение.
Настоящая дипломная работа представляет собой первый опыт исследования ономастического пространства поэзии Владимира Высоцкого.
Проведенный анализ показал, что ономастикон стихотворений поэта разнообразен и многопланов. Он представлен классами онимов, различающимися как структурно словообразовательном, так и семантическом отношении. Реальные и нереальные собственные имена органично и мотивированно вливаются в систему языковых средств поэтических текстов Высоцкого, участвуют в создании общей образности его произведений, ярко рисуют панораму окружающей действительности. Все это позволяет говорить о высокой степени эрудиции автора, широком круге интересов, масштабности философского миросозерцания.
Калейдоскоп собственных имен, модернизирующих реальный мир, в стихотворениях В. Высоцкого становится и проявлением особенностей индивидуального авторского, письма. Выбирая определенный ономастический материал для построения своих текстов, автор тем самым воплощает особую ономастическую картину мира. Каждый оним, каждая модель занимают свое место, создавая целостное восприятие поэтического пространства лирики В. Высоцкого. Описание особенностей использования С.И. позволяет определить и историко-культурный компонент индивидуальной системы поэта, а через него – культурный фон нового советского искусства второй половины XX в.
На наш взгляд, материалы дипломного сочинения могут быть использованы как лингвистами, так литературоведами.
Исследователей литературы может заинтересовать связь употребления С.И. с реальной жизнью, зависимость от мировоззрения, круга лиц, с которыми он общался.
|
Языковедов может заинтересовать критерий разграничения С.И. на реальные и нереальные.
Дипломное сочинение может быть использовано и в школьном преподавании при проведении уроков, посвященных творчеству В. Высоцкого, либо на уроках, связанных с изучением ономастики.
Библиография
1. | Андреева Л.И. | Семантика литературного антропонима // Русская ономастика, Рязань, 1977, с157-167 |
2. | Апресян Ю.Д. | Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995, № 1, с 60-65 |
3. | Апресян Ю.Д. | Значение и употребление // Вопросы языкознания, 2001, №4, с 30-46 |
4. | Автеньева Л.А. | Бакастова Т.В. Корреляция предметнологического и назывного значения антономассии в оригинале и переводе//Актуальные вопросы русской ономастики, Киев, 1988, с 162-167 |
5. | Бакастова Г.В. | Имя собственное в художественном тексте.//Русская ономастика,М.,1984, с 23-27 |
6. | Басовская Е.Н. | Лексико-семантический анализ текста как средство изучения языка личности// Журналистика и культура рус. речи вып. 8, с 23 |
7. | Бельская А.Л. | «Русские Гамлеты в поэзии ХХ века» // Рус. речь, М, 1996, № 4, с 10-18 |
8. | Бельская А.Л. | «Именные зачины» В поэзии ХХ века // Рус. речь, М, 2001, № 2, с 16-20 |
9. | Берестов В. | Высоцкий в прошлом, будущем, настоящем // Вопросы литературы, № 2, 1995, с 3-27 |
10. | Бересты Г.И. | Самосознание личности в аспекте языка // Вопросы языкознания, 2001, № 1 |
11. | Бибина А.В. | Так что же случилось в Африке // Русская речь, 1993, № 1, с 20-23 |
12. | Богословская Л.М. | Работа М. Цветаевой с онамостическим материалом // Русская ономастика Одесса, 1984, с 136-140 |
13. | Бандалетов В.Д. | Русская ономастика М, 1983 |
14. | Будагов Р.А. | Человек и его язык, М, 1976 |
15. | Буштян Л.М. | К проблеме фонетической коннотации собственных имен в поэзи // Русская ономастика Одесса, 1984, с 118-124 |
16. | Веселова Н.А. | Заглавие – антропоним и понимание художественного текста.// Литературный текст: проблемы и методы исследования. Тверь 1984, с 153-157 |
17. | Виноградов В.В. | Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика., М, 1963 |
18. | Винокур Т.Г. | К характеристике говорящего. Интенция и реакция // Язык и личность, М, 1989, с 11-24 |
19. | Воронова И.Б. | Текстообразующая функция литературных имен собственных на материале этических произведений XIX – XX вв., Волгоград, 2000 |
20. | Высоцкий В.С. | Четыре четверти пути: сб/сост. А.Е. Крылов., М. Физкультура и спорт, 1988 |
21. | Георгиев Л. | Владимир Высоцкий: знакомый и незнакомый М., 1989 |
22. | Горбаневский М.В. | Ономастика в художественной литературе: филологические этюды. М.,1988 |
23. | Горбаневский В.П. | Собственные имена и связанные с ними аппелятивы в словотворчестве Хлебникова // Ономастика и грамматика М.1981, с, с. 196-222 |
24. | Гусев Л.Ю. | Орнитонимы в фольклорном тексте. Курск,1996 |
25. | Демидова А. | Владимир Высоцкий каким знаю и люблю, М, 1989 |
26. | Долгушев В.Г. | Нам бермуторно на сердце // средства сознания комического в поэзии В. Высоцкого// Рус. речь, 2001 № 1 |
27. | Егорова Т.В. | Семиотическая ф-ция имени. // Ономастика. Материалы к серии «Народы и культуры», кн 1 ч 1 |
28. | Еськова Н.А. | Заставь дурака (Еще раз о Боге и боге)// Русская речь, 2001, № 1 |
29. | Живоглядов А.А. | Механизмы двойной референции и образования культурных антропонимов и топонимов. Ономастика. материалы к серии «Народные культурные» кн. 1ч 1 |
30. | Жошна К.В. | Имя собственное как средство гармонической организации поэтического текста. А КД., Ставрополь, 1997 |
31. | Караулов Ю.Н. | Русский язык и языковая личность. М, 1987 |
32. | Карпенко Ю.А. | Имя собственное в художественной литературе// Филологические науки. М, 1986 № 4 |
33. | Карякин Ю.. | О песнях Вл. Высоцкого // Литературное обозрение.,1981, №7, с 94-100 |
34. | Улимкова Л.А. | Кудашова «Словообразовательное гнездо» в поэтических идеолекте.//Язык. Система. Личность. Екатеринбург, 1998 |
35. | Клюев Е.В. | Риторика, М., 1999 |
36. | Кормилов С.И. | Песни В. Высоцкого о войне, дружбе и любви.// Рус.речь, 1983, «3, с 41-49 |
37. | Королева И.А. | Из истории термина.// Русская речь, 2001, № 5 |
38. | Кохоновский И. | Серебряные струны. Воспоминания о В. Высоцкого // |
39. | Крымова Н. | О поэзии В. Высоцкого // Высоцкий В. Избранное., М., 1988 |
40. | Кулагин А. | Бесы и Моцарт. Пушкинские мотивы в поздней лирике Высоцкого // Литературное обозрение., 1993,№ 3-4, с 22 |
41. | Леденева В.В. | Идиостиль (уточнение понятия) // Филологические науки, 2001, № 5 |
42. | Ляпон М.В. | Языковая личность: поиск доминанта// Язык-система. Язык текст. Язык – способность, М, 1995, с 91-105 |
43. | Магазинник Э.Б. | Роль антропонима в построени художественного образа// Ономастика, М, 1969, с, 162-164 |
44. | Макарова Б.А. | Фольклорные мотивы в лирике В. Высоцкого. // Русская словесность, «2, 2000 |
45. | Макарова С.Я. | Перифрастические замены личных имен // Русская ономастика, 1987, с 192 |
46. | Михайлов В.Н. | Роль ономастической лексики в структурно – симантической организации художественного текста. // Рус. ономастика, М., 1984, с. 64-75 |
47. | Мирошниченко Т.В. | Функции собственных имен в поэмах М. Цветаевой // Русская ономастика. Одесса, 1990, с. 128-130 |
48. | Мурадян И.В. | Имена исторических лиц в худ. прозе А.С. Пушкина // Актуальные вопросы русской ономастики, Киев, 1988, с 123-128 |
49. | Мысык С.Г. | Имена персонажей как смысловой компонент в драме А Блока «Балаганчик» с 154-161 |
50. | Некрасова Е.А. | Некоторые наблюдения над употреблением имен собственных в произведениях А. Вознесенского // Ономастика и норма, М, 1976, с 200-209 |
51. | Немировская Т.В. | Некоторые проблемы литературной ономастики // Актуальные вопросы русской ономастики, Киев, 1988, с 112-122 |
52. | Никитина С.Е. | Языковедение сознание и самосознание личности в народной культуре // Язык и личность., М, 1989, с. 34-41 |
53. | Никонов В.А. | Имена персонажей // Никонов В.А. Имя и общество., М.,1974,с 74-80 |
54. | Новиков В. | Высоцкий. Главы из книги // Новый мир., 2001, № 11, 12, 2002, № 1 |
55. | Огнев В. | Предисловие // Л. Георгиев. Вл. Высоцкий: знакомый и незнакомый., М., 1989 |
56. | Ожегов С.И. | О просторечии (к вопросу о языке города) // Вопросы языкознания. 2000, № 5 |
57. | Перкас С.В. | Имена собственные и нарицательные в словаре и художественном тексте // Ономастика, М., 1993, вып XXV, с 141-152 |
58. | Перцов Н.В. | О неоднозначности в поэтическом языке // Вопросы языкознания, 2000, № 3 |
59. | Петрова И.А. | Парадигматические отношения имен собственных и способы ономастической номинации героев в фольклорном тексте., Волгоград 2001. |
60. | Пузырев А.В, | Виды мотивированности поэтических собственных имен //Лексика русского языка., Рязань, 1979, с 43 |
61. | Радковская Э.В. | Антропонмическое поле ранних повестей Н.В. Гоголя // Актуальные вопросы рус. ономастики., Киев., 1988, с 129-135 |
62. | Ратушная Е.Р. | Антропоминирующая парадигма русской фразеологи: семантика, функционирование., Курган, 2001 |
63. | Ревзина О.Г. | Выразительные средства поэтического языка М. Цветаевой и их представление в индивидуально-авторском словаре // Язык русской поэзии XX в., М., 1989 |
64. | Ревзина О.Г. | Собственные имена в поэтическом идиолекте М. Цветковой // Поэтика и стилистика., М., 1991 |
65. | Рогова М.Ф. | Имя в поэтическом тексте: значение определенности / неопределенности // Филологический сборник. М., 1995, с, 69-74 |
66. | Рубинштейн Н. | Народный артист // Нева, 1990, № 3 с 181 |
67. | Сапожникова Л.М. | Ономастическая в поэтической речи // Слово в динамике, Тверь, 1997, с 70-81 |
68. | Силаева Г.А. | О содержании понятия «литературный онтропоним» // Рус. ономастика., Рязань, 1977, с 152 |
69. | Соколова Н.К. | О специфике поэтического текста // Коммуникативная и поэтическая функция худ текста. Воронеж, 1982, с 18-27 |
70. | Сомова | Функции звуковой стороны поэтического текста. Воронеж, 1982, с 32-39 |
71. | Суперанская А.В, | Общая теория имени собственного, М., 1973, с 336 |
72. | Суперанская А.В. | Имя собственное как разряд специальной лексики. Ономастика. Материалы к сери «Народы и культуры» кн 1, ч 1 |
73. | Суперанская А.В. | Неофициальные формы русских имен // Русская речь, 2001, № 1 |
74. | Чагина О.В. | Москва в именах и названиях // Русская словесность 2000, № 2 |
75. | Черепанова О.Л. | Роль имени собственного в мифологической лексике. // Язык русского фольклора. Петрозаводск, 1992, с 14-19 |
76. | Ожегов С.И. | Словарь русского языка т. IV, М, 1984 |
77. | Ожегов С.И. | Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М., 1997 |
78. | Подольская Н.В. | Словарь русской ономастической терминологии., М., 1978 |
79. | Митрофанова О.Д. | Словарь русских личных имен., М., 1980 |
80. | Трубачев О.Н. | Русская ономастика и ономастика России. Словарь.М, 1994 |
|
|
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!