Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-06-23 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Утверждено
Ученый совет ФГБОУ ВО
ИГМА Минздрава России
«26» июня 20 18 года
протокол № 10
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
(наименование дисциплины)
(актуализированный вариант на 2018-2019 уч. гг.)
Уровень высшего образования «Специалитет»
Специальность 31.05.01 «Лечебное дело»
Квалификация: Врач – лечебник
Трудоемкость дисциплины 12 зачетных единиц (432 часа)
2018
1. СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ
по разработке программы по дисциплине «Анатомии человека»
№ пп. | Фамилия, имя, отчество | Ученая степень, звание | Занимаемая должность |
Место
Работы
ФГБОУ ВО ИГМА
ФГБОУ ВО ИГМА
По методическим вопросам
Проректор по учебной работе
Начальник учебной части
Декан лечебного факультета
Председатель метод совета лечебного факультета
Требования ФГОС ВО по специальности
Цель и задачи дисциплины.
Цель изучения анатомии человека: способствование формирования компетенций ОК-1, ОПК-1, ОПК-9.
Задачиизучения анатомии человека:
Знать: правила техники безопасности и работы с химическим (фиксирующие жидкости) и биологическим (анатомические препараты) материалом; основные закономерности онтогенеза человека; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых тканевых элементов, методы их исследования; строение, топографию и развитие тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме; анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового организма; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности.
|
Уметь: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для изучения анатомии человека; пользоваться химическим и биологическим материалом (анатомические препараты, фиксирующие жидкости); пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков.
Владеть: медико-анатомическим понятийным аппаратом; простейшими медицинскими инструментами (скальпель, пинцет).
2. Требования к результатам выполнения основной образовательной программы по анатомии человека.
Выполнение основной образовательной программы по анатомии человека направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№ | Код компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате выполнения обучающиеся должны: | ||
Знать | Уметь | Владеть | |||
1. | ОК-1 | Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. | Правила техники безопасности и работы с химическим (фиксирующие жидкости) и биологическим (анатомические препараты) материалом; основные закономерности онтогенеза человека; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых тканевых элементов, методы их исследования; строение, топографию и развитие тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме; анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового организма; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности. | Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для изучения анатомии человека; пользоваться химическим и биологическим материалом (анатомические препараты, фиксирующие жидкости); пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков. | Медико-анатомическим понятийным аппаратом; простейшими медицинскими инструментами (скальпель, пинцет). |
2. | ОПК-1 | Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности. | Основные закономерности онтогенеза человека; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых тканевых элементов, методы их исследования; строение, топографию и развитие тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме; анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового организма; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности. | Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для изучения анатомии человека; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков. | Медико-анатомическим понятийным аппаратом. |
3. | ОПК-9 | Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач. | Основные закономерности онтогенеза человека; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых тканевых элементов, методы их исследования; строение, топографию и развитие тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме; анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового организма; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности. | Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для изучения анатомии человека; пользоваться химическим и биологическим материалом (анатомические препараты, фиксирующие жидкости); пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков. | Медико-анатомическим понятийным аппаратом. |
3. Принципы построения дисциплины (модуля)
|
|
«Анатомия человека»
Анатомия человека входит в цикл морфологических дисциплин (модулей) (с биологией, гистологией, цитологией и эмбриологией).
Дисциплина (модуль) «Анатомия человека» адресована студентам первого и второго курса лечебного факультета.
Анатомия человека готовит студентов к усвоению материала теоретических и клинических дисциплин последующих курсов.
Основная цель изучения анатомии человека – научить студентов на основе современных достижений науки, с учетом требований практической медицины, использовать полученные знания о строении человеческого организма при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также в будущей практической деятельности врача.
|
Ядром дисциплины является изучение функциональной анатомии отдельных органов и их систем.
Студент должен знать основные этапы истории анатомии; методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские); анатомию и топографию органов, систем и аппаратов органов, детали их строения и основные функции; взаимоотношения органов друг с другом; проекцию органов на поверхности тела; основные этапы развития органов (органогенез); основные варианты строения и возможные пороки развития органов; закономерности строения тела человека в целом, анатомические и функциональные взаимосвязи отдельных частей организма друг с другом; значение фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины. Студент должен уметь правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем и др.); находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, правильно называть их по-русски и по-латыни; находить и выделять методом препарирования мышцы и фасции, крупные сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы; находить и показывать на рентгеновских снимках органы и основные детали их строения; пользоваться научной литературой; используя приобретенные знания о строении, топографии органов, их систем и аппаратов, организма в целом, четко ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела, т.е. владеть «анатомическим материалом» для понимания патологии, диагностики и лечения.
В основе программы дисциплины (модуля) «Анатомия человека» лежит системный подход изучения органов.
В курсе выделено несколько разделов: остеология, артросиндесмология, миология, спланхнология (пищеварительная, дыхательная системы, мочеполовой и эндокринный аппараты), центральная нервная система, эстезиология, ангиология (артериальные, венозные, лимфатические сосуды) периферическая нервная система (спинномозговые нервы, черепномозговые нервы, автономная нервная система).
Дисциплина (модуль) имеет практическую часть в виде изучения строения органов на трупном материале и освоения навыков самостоятельного препарирования студентами анатомических структур.
Технология обучения ориентирована на взаимосвязь лекционного материала, изучения тем на практических занятиях и самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время.
|
Оценка знания студентов проводится в виде текущего контроля на практических занятиях, проведения отчетных занятий по разделам дисциплины, текущего и итогового тестового контроля, экзамена.
Рекомендуется использовать следующие критерии итоговой оценки знаний и умений студентов на экзамене:
- «отлично» - рассказ полный, грамотный, логичный; анатомические образования на препаратах показаны быстро и уверенно; свободное владение анатомической терминологией; ответы на дополнительные вопросы четкие, краткие;
- «хорошо» - рассказ недостаточно логичный с единичными ошибками в частностях; недостаточная уверенность и быстрота в демонстрации анатомических образований на препаратах; единичные ошибки в латыни; ответы на дополнительные вопросы правильные, недостаточно четкие;
- «удовлетворительно» - рассказ недостаточно грамотный, неполный, с ошибками в деталях; неуверенность при демонстрации анатомических образований; ошибки в латыни; ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в частностях;
- «неудовлетворительно» - рассказ неграмотный, неполный, с грубыми ошибками; ошибки при демонстрации анатомических образований; незнание латинской терминологии; ответы на дополнительные вопросы неправильные.
4. Структура дисциплины (модуля)
Анатомия человека – наука, изучающая формы, строение и развитие организма человека. Функциональная анатомия человека – это изучение системного строения и топографических взаимоотношений органов и частей тела с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. При этом используются данные эмбриологии, сравнительной анатомии, антропологии; учитывается влияние окружающей среды и социальных факторов, труда и физической культуры на строение организма человека.
Анатомия – фундаментальная наука о человека, основа теоретической и прикладной медицины, является одной из морфологических наук. Знание строения и топографии тканей, органов и систем органов необходимо для понимания жизненных отправлений у здорового и больного человека, создания правильных представлений о причинах болезней, решения вопросов диагностики и лечения. При этом область анатомических знаний пересекается с другими теоретическими и клиническими дисциплинами (модулями):
Биология (курс цитологии) | Гистология с эмбриологией | Физика | Неорганическая химия | Биохимия | Физиология |
горизонтальные связи (межпредметные связи с другими теоретическими дисциплинами (модулями)) | |||||
Анатомия человека | |||||
вертикальные связи (межпредметные связи с клиническими дисциплинами (модулями)) | |||||
Патологическая анатомия | Пропедевтика внутренних болезней | Терапия | Хирургия | Травматология и ортопедия | Неврология |
Акушерство и гинекология | Урология | Офтальмология | Оториноларингология | Судебная медицина | Рентгенология |
См. приложение: протоколы согласования учебных тем между кафедрами (копии).
5. Учебно-методический план дисциплины (модуля)
Анатомии человека
I семестр
1 нед.
1. Введение в анатомию.
2
2 нед.
3 нед.
2. Остеология.
2
4 нед.
5 нед.
3. Развитие черепа в онтогенезе и филогенезе.
2
6 нед.
7 нед.
4. Возрастные, половые и индивидуальные особенности черепа.
2
8 нед.
9 нед.
5. Общая анатомия соединений скелета. Строение сустава. Классификация суставов.
2
10 нед.
11 нед.
6. Общая анатомия мышц. Строение мышцы как органа. Вспомогательные аппараты мышц. Развитие скелетных мышц в онтогенезе.
2
12 нед.
13 нед.
7. Классификация скелетных мышц. Анатомический и физиологический поперечники мышц. Динамическая анатомия. Работа мышц. Виды рычагов в биомеханике.
2
14 нед.
15 нед.
16 нед.
17 нед.
18 нед.
II семестр
1 нед.
1. Начальные стадии развития человека (пренатальный онтогенез). Постнатальный онтогенез.
2
2 нед.
2. Введение в спланхнологию. Закономерности строения полых и паренхиматозных органов. Классификация желез. Функциональная анатомия пищеварительной системы.
2
3 нед.
3. Функциональная анатомия пищеварительной системы (продолжение).
2
4 нед.
4. Развитие и функциональная анатомия органов дыхания, аномалии развития.
2
5 нед.
5. Развитие и функциональная анатомия мочевыделительной системы, аномалии развития.
2
6 нед.
6. Развитие, аномалии и функциональная анатомия мужских и женских половых органов.
2
7 нед.
7. Введение в неврологию. Классификация нервной системы, взаимосвязь ее отделов. Принципы ее развития и формирования в онтогенезе. Строение простой и сложной рефлекторных дуг.
2
8 нед.
8. Морфофункциональные системы центральной нервной системы. Строение коры большого мозга. Стрио-паллидарная система. Таламический мозг. Анатомия и топография обонятельного мозга, лимбической системы, ретикулярной формации, гипоталамо-гипофизарной системы.
2
9 нед.
9. Классификация проводящих путей головного и спинного мозга. Закономерности строения проекционных проводящих путей. Ассоциативные и комиссуральные пути.
2
10 нед.
10. Классификация и характеристика органов чувств. Орган слуха и равновесия. Орган зрения. Органы обоняния и вкуса. Кожа как орган чувств.
2
11 нед.
11. Развитие и функциональная анатомия желез внутренней секреции. Их классификация.
2
12 нед.
12. Введение в рентгеноанатомию. Строение костей и суставов в рентгеновском изображении. Частная рентгеноанатомия суставов.
2
13 нед.
2
14 нед.
15 нед.
16 нед.
17 нед.
18 нед.
III семестр
Самостоятельная работа: 162
Экзамен: 18
Содержание курса лекционных занятий
I семестр
Лекция 1. Введение в анатомию (2 часа).
План лекции:
1. Анатомия человека как наука. Связь с другими науками. Методы изучения строения организма человека. Принципы изучения. Разделы анатомии.
2. Понятие о тканях, органах, системах, организме.
3. Анатомическая терминология.
4. Оси, плоскости в анатомии.
Лекция 2. Остеология (2 часа).
План лекции:
1. Значение скелета.
2. Развитие скелета в фило- и онтогенезе.
3. Кость как орган.
4. Рост кости.
5. Классификация костей.
6. Возрастные особенности.
Лекция 3. Развитие черепа в онтогенезе и филогенезе (2 часа).
План лекции:
1. Развитие черепа в филогенезе.
2. Стадии эмбриогенеза черепа. Развитие мозгового и лицевого черепа. Первичный череп. Производные висцеральных дуг.
3. Остеогенез костей черепа.
4. Аномалии развития костей черепа.
Лекция 4. Возрастные, половые и индивидуальные особенности черепа (2 часа).
План лекции:
1. Череп новорожденного.
2. Изменение черепа после рождения.
3. Особенности старческого черепа.
4. Половые отличия черепа.
5. Индивидуальные особенности черепа. Верхняя и нижняя челюсть. Черепной указатель. Лицевой угол.
6. Антропологические особенности черепа.
Лекция 5. Общая анатомия соединений скелета. Строение сустава. Классификация суставов (2 часа).
План лекции:
1. Общая артросиндесмология. Виды соединений костей, их классификация. Развитие в фило- и онтогенезе.
2. Непрерывные соединения костей: их анатомия, классификация, развитие, возрастные особенности.
3. Прерывные соединения костей: их анатомия, классификация, движения в суставах, развитие, возрастные особенности.
4. Позвоночный столб в целом. Возрастные особенности.
5. Грудная клетка. Индивидуальные особенности.
6. Таз в целом. Возрастные и половые особенности.
7. Стопа в целом.
Лекция 6. Общая анатомия мышц. Строение мышцы как органа. Развитие скелетных мышц в онтогенезе. Вспомогательные аппараты мышц (2 часа).
План лекции:
1. Общая анатомия мышц. Строение мышцы как органа.
2. Развитие скелетных мышц в онтогенезе.
3. Вспомогательные аппараты мышц: фасции, костно-фиброзные каналы, синовиальные влагалища и сумки, блоки, их анатомия и назначение. Фасции шеи.
Лекция 7. Классификация скелетных мышц. Динамическая анатомия (2 часа).
1. Классификация скелетных мышц по форме, строению, расположению, функции. Мышцы-синергисты и антагонисты.
2. Анатомический и физиологический поперечник.
3. Динамическая анатомия. Основы биомеханики. Работа мышц. Виды рычагов в биомеханике.
II семестр
Лекция 8. Начальные стадии развития человека (2 часа).
Пла
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!