Для специальности Лечебное дело (31.05.01) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Для специальности Лечебное дело (31.05.01)

2021-06-23 28
Для специальности Лечебное дело (31.05.01) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

Утверждено

Ученый совет ФГБОУ ВО

ИГМА Минздрава России

«26» июня 20 18 года

протокол № 10

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

(наименование дисциплины)

(актуализированный вариант на 2018-2019 уч. гг.)

 

Уровень высшего образования                         «Специалитет»

 

Специальность                                              31.05.01 «Лечебное дело»

 

Квалификация:                                                   Врач – лечебник

 

Трудоемкость дисциплины 12 зачетных единиц (432 часа)

 

2018


 

1. СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

по разработке программы по дисциплине «Анатомии человека»

 

№ пп. Фамилия, имя, отчество Ученая степень, звание Занимаемая должность

Место

Работы

1. Растегаева Л.И. Д.б.н., профессор Заведующий кафедрой анатомии человека

ФГБОУ ВО ИГМА

2. Сабельников Н.Е. Д.м.н., доцент Профессор кафедры анатомии челоека

ФГБОУ ВО ИГМА

По методическим вопросам

1. Брындин В.В. К.м.н., доцент

Проректор по учебной работе

ФГБОУ ВО ИГМА 2. Лосева О.И.  

Начальник учебной части

ФГБОУ ВО ИГМА 3. Вавилов А.Ю. Д.м.н., профессор

Декан лечебного факультета

ФГБОУ ВО ИГМА 4. Капустин Б.Б. Д.м.н., профессор

Председатель метод совета лечебного факультета

ФГБОУ ВО ИГМА            

 

 


Требования ФГОС ВО по специальности

Цель и задачи дисциплины.

Цель изучения анатомии человека: способствование формирования компетенций ОК-1, ОПК-1, ОПК-9.

Задачиизучения анатомии человека:

Знать: правила техники безопасности и работы с химическим (фиксирующие жидкости) и биологическим (анатомические препараты) материалом; основные закономерности онтогенеза человека; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых тканевых элементов, методы их исследования; строение, топографию и развитие тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме; анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового организма; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности.

Уметь: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для изучения анатомии человека; пользоваться химическим и биологическим материалом (анатомические препараты, фиксирующие жидкости); пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков.

Владеть: медико-анатомическим понятийным аппаратом; простейшими медицинскими инструментами (скальпель, пинцет).


2. Требования к результатам выполнения основной образовательной программы по анатомии человека.

Выполнение основной образовательной программы по анатомии человека направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/№

Код компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате выполнения обучающиеся должны:

Знать Уметь Владеть
1. ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. Правила техники безопасности и работы с химическим (фиксирующие жидкости) и биологическим (анатомические препараты) материалом; основные закономерности онтогенеза человека; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых тканевых элементов, методы их исследования; строение, топографию и развитие тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме; анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового организма; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности. Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для изучения анатомии человека; пользоваться химическим и биологическим материалом (анатомические препараты, фиксирующие жидкости); пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков. Медико-анатомическим понятийным аппаратом; простейшими медицинскими инструментами (скальпель, пинцет).
2. ОПК-1 Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности. Основные закономерности онтогенеза человека; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых тканевых элементов, методы их исследования; строение, топографию и развитие тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме; анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового организма; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности. Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для изучения анатомии человека; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков. Медико-анатомическим понятийным аппаратом.
3. ОПК-9 Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач. Основные закономерности онтогенеза человека; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых тканевых элементов, методы их исследования; строение, топографию и развитие тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме; анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового организма; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности. Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для изучения анатомии человека; пользоваться химическим и биологическим материалом (анатомические препараты, фиксирующие жидкости); пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков. Медико-анатомическим понятийным аппаратом.

3. Принципы построения дисциплины (модуля)

«Анатомия человека»

Анатомия человека входит в цикл морфологических дисциплин (модулей) (с биологией, гистологией, цитологией и эмбриологией).

Дисциплина (модуль) «Анатомия человека» адресована студентам первого и второго курса лечебного факультета.

Анатомия человека готовит студентов к усвоению материала теоретических и клинических дисциплин последующих курсов.

Основная цель изучения анатомии человека – научить студентов на основе современных достижений науки, с учетом требований практической медицины, использовать полученные знания о строении человеческого организма при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также в будущей практической деятельности врача.

Ядром дисциплины является изучение функциональной анатомии отдельных органов и их систем.

Студент должен знать основные этапы истории анатомии; методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские); анатомию и топографию органов, систем и аппаратов органов, детали их строения и основные функции; взаимоотношения органов друг с другом; проекцию органов на поверхности тела; основные этапы развития органов (органогенез); основные варианты строения и возможные пороки развития органов; закономерности строения тела человека в целом, анатомические и функциональные взаимосвязи отдельных частей организма друг с другом; значение фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины. Студент должен уметь правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем и др.); находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, правильно называть их по-русски и по-латыни; находить и выделять методом препарирования мышцы и фасции, крупные сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы; находить и показывать на рентгеновских снимках органы и основные детали их строения; пользоваться научной литературой; используя приобретенные знания о строении, топографии органов, их систем и аппаратов, организма в целом, четко ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела, т.е. владеть «анатомическим материалом» для понимания патологии, диагностики и лечения.

В основе программы дисциплины (модуля) «Анатомия человека» лежит системный подход изучения органов.

В курсе выделено несколько разделов: остеология, артросиндесмология, миология, спланхнология (пищеварительная, дыхательная системы, мочеполовой и эндокринный аппараты), центральная нервная система, эстезиология, ангиология (артериальные, венозные, лимфатические сосуды) периферическая нервная система (спинномозговые нервы, черепномозговые нервы, автономная нервная система).

Дисциплина (модуль) имеет практическую часть в виде изучения строения органов на трупном материале и освоения навыков самостоятельного препарирования студентами анатомических структур.

Технология обучения ориентирована на взаимосвязь лекционного материала, изучения тем на практических занятиях и самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время.

Оценка знания студентов проводится в виде текущего контроля на практических занятиях, проведения отчетных занятий по разделам дисциплины, текущего и итогового тестового контроля, экзамена.

 

Рекомендуется использовать следующие критерии итоговой оценки знаний и умений студентов на экзамене:

- «отлично» - рассказ полный, грамотный, логичный; анатомические образования на препаратах показаны быстро и уверенно; свободное владение анатомической терминологией; ответы на дополнительные вопросы четкие, краткие;

- «хорошо» - рассказ недостаточно логичный с единичными ошибками в частностях; недостаточная уверенность и быстрота в демонстрации анатомических образований на препаратах; единичные ошибки в латыни; ответы на дополнительные вопросы правильные, недостаточно четкие;

- «удовлетворительно» - рассказ недостаточно грамотный, неполный, с ошибками в деталях; неуверенность при демонстрации анатомических образований; ошибки в латыни; ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в частностях;

- «неудовлетворительно» - рассказ неграмотный, неполный, с грубыми ошибками; ошибки при демонстрации анатомических образований; незнание латинской терминологии; ответы на дополнительные вопросы неправильные.


4. Структура дисциплины (модуля)

Анатомия человека – наука, изучающая формы, строение и развитие организма человека. Функциональная анатомия человека – это изучение системного строения и топографических взаимоотношений органов и частей тела с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. При этом используются данные эмбриологии, сравнительной анатомии, антропологии; учитывается влияние окружающей среды и социальных факторов, труда и физической культуры на строение организма человека.

Анатомия – фундаментальная наука о человека, основа теоретической и прикладной медицины, является одной из морфологических наук. Знание строения и топографии тканей, органов и систем органов необходимо для понимания жизненных отправлений у здорового и больного человека, создания правильных представлений о причинах болезней, решения вопросов диагностики и лечения. При этом область анатомических знаний пересекается с другими теоретическими и клиническими дисциплинами (модулями):

 

Биология (курс цитологии) Гистология с эмбриологией Физика Неорганическая химия Биохимия Физиология

горизонтальные связи

(межпредметные связи с другими теоретическими дисциплинами (модулями))

Анатомия человека

вертикальные связи

(межпредметные связи с клиническими дисциплинами (модулями))

Патологическая анатомия Пропедевтика внутренних болезней Терапия Хирургия Травматология и ортопедия Неврология
Акушерство и гинекология Урология Офтальмология Оториноларингология Судебная медицина Рентгенология

 

См. приложение: протоколы согласования учебных тем между кафедрами (копии).


5. Учебно-методический план дисциплины (модуля)

Анатомии человека

I семестр

1 нед.

1. Введение в анатомию.

2

Введение. Организация учебного процесса на кафедре. Анатомическая терминология. Оси и плоскости тела. Строение позвонка. 2 Особенности шейных, грудных, поясничных, копчиковых позвонков. Крестец. 2

2 нед.

 

 

Грудина и ребра. Кости плечевого пояса. 2 Плечевая, лучевая, локтевая кости. 2

3 нед.

2. Остеология.

2

Кости кисти. Развитие скелета верхней конечности. Особенности строения верхней конечности как орудия труда. Рентгенанатомия костей верхней конечности. 2 Кости таза. Бедренная кость. Надколенник. 2

4 нед.

 

 

Кости голени и стопы. Развитие скелета нижней конечности. Возрастные особенности. Рентгеноанатомические данные о строении и сроках окостенения пояса свободной нижней конечности. Аномалии развития скелета конечности. 2 Кости мозгового черепа. 2

5 нед.

3. Развитие черепа в онтогенезе и филогенезе.

2

Височная кость. Части, отверстия, каналы и их назначение. 2 Кости лицевого черепа, их развитие. 2

6 нед.

 

 

Топография мозгового и лицевого черепа. Рентгенанатомия. 2 Отчетное занятие по костям туловища и черепу. 2

7 нед.

4. Возрастные, половые и индивидуальные особенности черепа.

2

Отчетное занятие по костям туловища и черепу. 2 Соединение позвонков. Позвоночный столб в целом (изгибы, возрастные особенности). Соединение костей черепа. Височно-нижнечелюстной сустав. Соединение черепа с позвоночным столбом. 2

8 нед.

 

 

Соединение ребер. Грудная клетка в целом. Формы грудной клетки. Аномалии строения грудной клетки. Рентгенанатомия. 2 Соединение костей плечевого пояса. Плечевой и локтевой суставы. Рентгенанатомия. 2

9 нед.

5. Общая анатомия соединений скелета. Строение сустава. Классификация суставов.

2

Соединение костей предплечья между собой. Суставы кисти. Рентгенанатомия. 2 Соединения таза. Таз в целом. Возрастные и половые его особенности. Размеры женского таза. Тазобедренный сустав. Коленный сустав. Рентгенанатомия. 2

10 нед.

 

 

Голеностопный сустав. Соединения стопы. Рентгенанатомия. 2 Отчетное занятие по артросиндесмологии. 2

11 нед.

6. Общая анатомия мышц. Строение мышцы как органа. Вспомогательные аппараты мышц. Развитие скелетных мышц в онтогенезе.

2

Мышцы спины: поверхностные и глубокие. Препарирование. 2 Мышцы и фасции груди. Их топография, функции. Диафрагма, ее части, топография, функции. 2

12 нед.

 

 

Мышцы и фасции живота. 2 Влагалище прямой мышцы живота, белая линия. Паховый канал, его стенки, глубокое и поверхностное паховое кольцо, содержимое канала. «Слабые» места передней брюшной стенки. 2

13 нед.

7. Классификация скелетных мышц. Анатомический и физиологический поперечники мышц. Динамическая анатомия. Работа мышц. Виды рычагов в биомеханике.

2

Мышцы и фасции плечевого пояса, их строение, топография, функции. Мышцы и фасции плеча, их анатомия, топография, функции. 2 Мышцы и фасции предплечья. Их анатомия, топография, функции, Мышцы кисти, их функции. Костно-фиброзные каналы и синовиальные влагалища кисти. 2

14 нед.

 

 

Обзорное занятие по топографии верхней конечности. 2 Мышцы и фасции таза и бедра. 2

15 нед.

 

 

Мышцы и фасции голени и стопы. Активные и пассивные затяжки стоны. Своды стопы. 2 Обзорное занятие по топографии нижней конечности. 2

16 нед.

 

 

Мышцы шеи, их функции. 2 Области шеи. Их границы. Фасции шеи. Треугольники шеи, их практическое значение. 2

17 нед.

 

 

Мимические и жевательные мышцы, их развитие, анатомия. Фасции жевательных мышц. 2 Обзорное занятие по функциональной анатомии опорно-двигательного аппарата. 2

18 нед.

 

 

Отчетное занятие по миологии. 2 Отчетное занятие по миологии.   2

II семестр

1 нед.

1. Начальные стадии развития человека (пренатальный онтогенез). Постнатальный онтогенез.

2

Ротовая полость: губы, преддверие рта, твердое небо. Язык. Слюнные железы. Зубы молочные и постоянные. Зубной ряд, формула молочных и постоянных зубов. 2 Мягкое и твердое небо. Глотка. Лимфоидное кольцо глотки. 2

2 нед.

2. Введение в спланхнологию. Закономерности строения полых и паренхиматозных органов. Классификация желез. Функциональная анатомия пищеварительной системы.

2

Области передней брюшной стенки. Виды отношения органов к брюшине. Пищевод. Желудок. 2 Тонкая кишка, ее отделы. Двенадцатиперстная кишка. Брыжеечная часть тонкой кишки (тощая и подвздошная). 2

3 нед.

3. Функциональная анатомия пищеварительной системы (продолжение).

2

Толстая кишка, ее отделы. Слепая кишка, червеобразный отросток. Прямая кишка. 2 Печень. Желчный пузырь. Выводные протоки желчного пузыря и печени. 2

4 нед.

4. Развитие и функциональная анатомия органов дыхания, аномалии развития.

2

Поджелудочная железа. Внутрисекреторная часть поджелудочной железы. Селезенка. 2 Брюшина. Топография брюшины в верхнем этаже брюшинной полости; малый сальник. Топография брюшины в среднем и нижнем этажах брюшинной полости. 2

5 нед.

5. Развитие и функциональная анатомия мочевыделительной системы, аномалии развития.

2

Отчетность по препаратам пищеварительной системы. 2 Отчетность по препаратам пищеварительной системы. 2

6 нед.

6. Развитие, аномалии и функциональная анатомия мужских и женских половых органов.

2

Наружный нос. Носовая полость (обонятельная и дыхательная области). Гортань. 2 Трахея и бронхи. Легкие. Сегментарное строение легких, ацинус. Бранхиогенные железы внутренней секреции: щитовидная, околощитовидная железы. 2

7 нед.

7. Введение в неврологию. Классификация нервной системы, взаимосвязь ее отделов. Принципы ее развития и формирования в онтогенезе. Строение простой и сложной рефлекторных дуг.

2

Плевра, полость плевры, синусы плевры. Средостение: отделы, их топография. Тимус. 2 Отчетность по препаратам дыхательной системы. 2

8 нед.

8. Морфофункциональные системы центральной нервной системы. Строение коры большого мозга. Стрио-паллидарная система. Таламический мозг. Анатомия и топография обонятельного мозга, лимбической системы, ретикулярной формации, гипоталамо-гипофизарной системы.

2

Почки. Строение нефрона. Анатомия мочевыводящих путей почки. 2 Мочеточники и мочевой пузырь. Женский мочеиспускательный канал. Надпочечники. Группа желез адреналовой системы: хромафинные тельца (параганглии), интерреналовые (межпочечные) тельца. 2

9 нед.

9. Классификация проводящих путей головного и спинного мозга. Закономерности строения проекционных проводящих путей. Ассоциативные и комиссуральные пути.

2

Яичко, придаток яичка. Оболочки яичка. Простата, семенные пузырьки. Бульбо-уретральные (Куперовы, Борталиновы) железы. Семенной канатик. Мужские наружные половые органы. Мужской мочеиспускательный канал. Внутрисекреторная часть половых желез. 2 Яичники. Придатки яичника. Матка. Маточная труба. Влагалище. 2

10 нед.

10. Классификация и характеристика органов чувств. Орган слуха и равновесия. Орган зрения. Органы обоняния и вкуса. Кожа как орган чувств.

2

Женские наружные половые органы. Мышцы и фасции мужской и женской промежности. Анатомия брюшины в полости мужского и женского таза. 2 Отчетность по препаратам мочеполового аппарата. 2

11 нед.

11. Развитие и функциональная анатомия желез внутренней секреции. Их классификация.

2

Спинной мозг, оболочки спинного мозга. Ядра серого вещества спинного мозга. Локализация проводящих путей в белом веществе спинного мозга. 2 Оболочки головного и спинного мозга. Субдуральное и субарахноидальное пространства. Синусы твердой оболочки головного мозга. 2

12 нед.

12. Введение в рентгеноанатомию. Строение костей и суставов в рентгеновском изображении. Частная рентгеноанатомия суставов.

2

Мозговые пузыри и их производные. Взаимоотношения серого и белого вещества в полушариях большого мозга. Борозды и извилины полушарий большого мозга. Расположение корковых центров в коре. 2 Топография базальных ядер. Мозолистое тело, свод мозга, спайки, внутренняя капсула. Боковые желудочки. Обонятельный мозг. Лимбическая система. 2

13 нед.

 

2

Промежуточный мозг, его отделы, внутреннее строение. III желудочек. Неврогенные железы внутренней секреции: задняя доля гипофиза и шишковидное тело (эпифиз). 2 Средний мозг. Водопровод мозга (Сильвиев водопровод). 2

14 нед.

 

 

Мост. Мозжечок. 2 Продолговатый мозг. IV желудочек. Пути оттока спинномозговой жидкости. 2

15 нед.

 

 

Анатомия ромбовидной ямки. Проекция ядер черепномозговых нервов на поверхность ромбовидной ямки. Ретикулярная формация головного мозга. 2 Классификация проводящих путей головного и спинного мозга. Чувствительные проекционные пути. Медиальная петля. 2

16 нед.

 

 

Двигательные проводящие пути. Ассоциативные и комиссуральные проводящие пути головного и спинного мозга. 2 Наружное ухо. Среднее ухо. Барабанная полость, слуховая труба, ячейки сосцевидного отростка. Внутреннее ухо. Проводящий путь слухового анализатора. 2

17 нед.

 

 

Глазное яблоко. Проводящий путь зрительного анализатора. 2 Вспомогательный аппарат глазного яблока: мышцы, веки, слезный аппарат, конъюнктива. Органы вкуса и обоняния. 2

18 нед.

 

 

Отчетное занятие по ЦНС и эстезиологии. 2 Отчетное занятие по ЦНС и эстезиологии. 2

III семестр

1 нед. 1. Введение в ангиологию. Большой и малый круги кровообращения. Развитие сосудистой системы в филогенезе. Микроциркуляторное русло. 2 1. Сердце, его внешнее и внутреннее строение. Клапаны сердца. Строение стенки сердца Топография, проекция границ и клапанов сердца на переднюю грудную стенку. Перикард, его строение, топография, синусы. Артерии сердца и вены сердца. 3 2 нед.     2. Аорта и ее отделы. Ветви дуги аорты, их анатомия, топография, области ветвления. Наружная и внутренняя сонные артерии, ветви и области кровоснабжения. Анастомозы между наружной и внутренней сонными артериями. Артерии головного мозга. 3 3 нед. 2. Функциональная анатомия сердца. Развитие сердца в онтогенезе. 2 3. Подключичная и подмышечная артерии, их ветви и области, кровоснабжаемые ими. Плечевая артерия, ветви и область кровоснабжения. Кровоснабжение плечевого сустава. Артерии предплечья, топография, ветви, области кровоснабжения. Кровоснабжение локтевого сустава. Артерии кисти. Артериальные ладонные дуги и их ветви. 3 4 нед.     4. Ветви грудной аорты, париетальные и висцеральные, их анатомия, топография, область ветвления. Закономерности распределения артерий и вен в легком. Париетальные и висцеральные (парные и непарные) ветви брюшной аорты. Внутренняя подвздошная артерия, ветви, область ветвления. 3 5 нед. 3. Общая анатомия и закономерности строения артерий и вен. Развитие сосудистой системы в онтогенезе. 2 5. Наружная подвздошная, бедренная и подколенная артерии, их ветви и области кровоснабжения. Кровоснабжение тазобедренного и коленного суставов. Артерии голени и стопы. Топография, ветви и области, кровоснабжаемые ими. Кровоснабжение голеностопного сустава. 3 6 нед.     6. Верхняя полая вена, источники ее образования и топография. Непарная и полунепарная вены. Плечеголовные вены. Пути оттока венозной крови от головы, шеи, верхних конечностей. Вены головного мозга. Венозные пазухи твердой мозговой оболочки. Вены-выпускники и диплоические вены. Поверхностные и глубокие вены верхней конечности. 3 7 нед. 4. Функциональная анатомия лимфоидной системы. 2 7. Нижняя полая вена. Источники се образования и топография. Притоки нижней полой вены и их анастомозы. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности. Воротная вена, ее притоки, топография, ветвление воротной вены в печени. Венозные сплетения. Межсистемные и внутрисистемные анастомозы вен (кава-кавальные, порто-кавальные). Особенности кровоснабжения плода. 3 8 нед.     8. Принципы строения лимфатической системы. Грудной проток. Правый лимфатический проток. Их образование, топография, места впадения в венозное русло. Лимфатический узел как орган, строение, функции, классификация. Пути оттока лимфы от органов и областей тела, топография регионарных лимфоузлов. 3 9 нед. 5. Общая анатомия периферической нервной системы. Особенности формирования и строения спинномозговых нервов и их ветвей. Формирование сплетений спинномозговых нервов. 2 9. Отчетность по сердечнососудистой и лимфоидной системам. 3 10 нед.     10. Спинномозговой нерв, его формирование, ветви. Задние ветви, области их распределения. Шейное сплетение, его топография, нервы, области иннервации. Ветви надключичной части плечевого сплетения, области иннервации. 3 11 нед. 6. Анатомия и топография черепномозговых нервов. Развитие периферической нервной системы в онтогенезе. 2 11. Ветви подключичной части плечевого сплетения, области иннервации. Происхождение и топография нервов. Иннервация кожи верхней конечности. Межреберные нервы, их ветви, области иннервации. 3 12 нед.     12. Поясничное сплетение. Его топография, нервы, области иннервации. Крестцово-копчиковое сплетение. Нервы, топография, области иннервации. Седалищный нерв, его ветви, области иннервации. Иннервация кожи нижней конечности. 3 13 нед. 7. Функциональная анатомия вегетативной (автономной) нервной системы. 2 13. Тройничный нерв, его ветви, их анатомия, топография, области иннервации. 3 14 нед.     14. Лицевой и промежуточный нервы, их ветви, анатомия, топография, области иннервации. Глазодвигательный, блоковый и отводящий нервы. Их анатомия, топография, зоны иннервации. 3 15 нед. 8. История анатомии. 2 15. Языкоглоточный, блуждающий и добавочный нервы, их анатомия, ветви, топография, области иннервации. Подъязычный нерв, анатомия, топография, области иннервации. 3 16 нед.     16. Симпатический отдел вегетативной нервной системы. Общая характеристика: центральная и периферическая части. Отделы симпатического ствола. Симпатические сплетения брюшной полости и таза. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Общая характеристика: центральная и периферическая части. 3 17 нед.     17. Отчетность по периферической нервной системе. 3 18 нед.     18. Отчетность по сердечнососудистой и периферической нервной системе. 3 Всего лекции: 54 практические занятия: 198

 

Самостоятельная работа: 162

Экзамен: 18


Содержание курса лекционных занятий

 

I семестр

Лекция 1. Введение в анатомию (2 часа).

План лекции:

1. Анатомия человека как наука. Связь с другими науками. Методы изучения строения организма человека. Принципы изучения. Разделы анатомии.

2. Понятие о тканях, органах, системах, организме.

3. Анатомическая терминология.

4. Оси, плоскости в анатомии.

 

Лекция 2. Остеология (2 часа).

План лекции:

1. Значение скелета.

2. Развитие скелета в фило- и онтогенезе.

3. Кость как орган.

4. Рост кости.

5. Классификация костей.

6. Возрастные особенности.

 

Лекция 3. Развитие черепа в онтогенезе и филогенезе (2 часа).

План лекции:

1. Развитие черепа в филогенезе.

2. Стадии эмбриогенеза черепа. Развитие мозгового и лицевого черепа. Первичный череп. Производные висцеральных дуг.

3. Остеогенез костей черепа.

4. Аномалии развития костей черепа.

 

Лекция 4. Возрастные, половые и индивидуальные особенности черепа (2 часа).

План лекции:

1. Череп новорожденного.

2. Изменение черепа после рождения.

3. Особенности старческого черепа.

4. Половые отличия черепа.

5. Индивидуальные особенности черепа. Верхняя и нижняя челюсть. Черепной указатель. Лицевой угол.

6. Антропологические особенности черепа.

 

Лекция 5. Общая анатомия соединений скелета. Строение сустава. Классификация суставов (2 часа).

План лекции:

1. Общая артросиндесмология. Виды соединений костей, их классификация. Развитие в фило- и онтогенезе.

2. Непрерывные соединения костей: их анатомия, классификация, развитие, возрастные особенности.

3. Прерывные соединения костей: их анатомия, классификация, движения в суставах, развитие, возрастные особенности.

4. Позвоночный столб в целом. Возрастные особенности.

5. Грудная клетка. Индивидуальные особенности.

6. Таз в целом. Возрастные и половые особенности.

7. Стопа в целом.

 

Лекция 6. Общая анатомия мышц. Строение мышцы как органа. Развитие скелетных мышц в онтогенезе. Вспомогательные аппараты мышц (2 часа).

План лекции:

1. Общая анатомия мышц. Строение мышцы как органа.

2. Развитие скелетных мышц в онтогенезе.

3. Вспомогательные аппараты мышц: фасции, костно-фиброзные каналы, синовиальные влагалища и сумки, блоки, их анатомия и назначение. Фасции шеи.

 

Лекция 7. Классификация скелетных мышц. Динамическая анатомия (2 часа).

1. Классификация скелетных мышц по форме, строению, расположению, функции. Мышцы-синергисты и антагонисты.

2. Анатомический и физиологический поперечник.

3. Динамическая анатомия. Основы биомеханики. Работа мышц. Виды рычагов в биомеханике.

 

 

II семестр

Лекция 8. Начальные стадии развития человека (2 часа).

Пла


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.181 с.