Общенаучные объяснительные принципы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общенаучные объяснительные принципы

2021-06-23 47
Общенаучные объяснительные принципы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Объяснительный принцип – это указание на то, что необходимо учесть, черезпризму какого знания рассмотреть частный предмет познания, чтобы создать научное объяснение чего-либо. Известны три основных общенаучных объяснительныхпринципа (или требования к научному объяснению феномена): принцип детерминизма (выполнить этот принцип, значит описать феномен в терминах причин иследствий, в первую очередь – показать следствием чего и причиной чего данныйфеномен является и в каких условиях), принцип системности (описать феноменкак систему, т. е. выделить в нём элементы, структуру, функции, системные качества, системообразующие факторы и пр.) и принцип развития (показать – как вданном феномене происходят качественные изменения, через какие различающиеся формы, этапы и стадии развития феномен проходит) (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1998). В каждой науке, есть и свои частнонаучные объяснительныепринципы, позволяющие учесть особенности предметного поля данной науки, безкоторых полное и корректное объяснение феномена невозможно.

 

С начала времени жизни человека (нашего вида), в первобытном сознании,«познать» что-либо означало «пережить это», при этом любые противоречия в«переживаниях» или отчетах разных людей о таковых не принимались в расчет,были незначимы. Далее, в мифологическом сознании, «познать» означало«иметь в опыте», в достаточной мере, чтобы впоследствии решать сходные задачи или иметь возможность помогать другим решать таковые. Далее, в философском сознании, познание стали связывать с возможностью ясно указать на сущность и причины того или иного явления, с возможностью непротиворечивого описания изучаемого явления. Вместе со становлением научного сознанияк познанию стали предъявлять еще более строгие требования, ожидая от описания такой степени ясности и полноты, чтобы оказалось возможным предсказывать явления и управлять ими. Приблизительно с XVI–XVII вв., когда человекставит целью обрести власть над природой, от научного знания ожидают именнотого, что оно позволит предсказывать явления и управлять ими, независимо оттого, сущностью чего они собственно являются.

Чтобы получать такое знание, на основе которого можно предсказыватьявления и управлять ими, приходится постоянно критически пересматриватьсами процедуры научного познания и требования к описанию его результатов.К результатам научного познания — к достоверности получаемых знаний —предъявляются очень жесткие требования. И это оправдано не только ценностьюпоиска истины, но и тем, что на эти знания мы полагаемся, когда создаем средства труда, сложнейшие машины и приспособления, которым доверяем своижизни, когда создаем принципы совместного бытия, рассчитывая так организовать свою столь краткую жизнь, чтобы достичь максимума, на что мы толькоспособны в этой необъятной Вселенной.

За десятки веков человечество выработало три общих для любых наук объяснительных принципа, отвечающих на вопрос: «объяснить — это сделать что?».Это принципы детерминизма, системности и развития.

В настоящее время, если мы говорим о научном познании, то познать —это значит описать и объяснить явление на современном научном языке, где описать — это сформулировать все сущностные признаки и отличия явления отдругих (чтобы по данному описанию возможно было отделить данное явлениеот сходных), а объяснить — это раскрыть явление с точки зрения причин еговозникновения, формирования, функционирования, изменения, с точки зрениявлияния на это явление различных факторов и условий (тем самым воплощая принцип детерминизма); указать основные элементы данного явления (из чегосостоит) и основные связи между ними, создающие структуру и поддерживающие функции данной системы, приводящие к системным качествам или свойствам, объяснить в данном смысле — это значит выделить системообразующиеначала и факторы (тем самым применяя принцип системности); кроме того,объяснить — это значит показать механизм качественных изменений в данномявлении как в процессе, системе, структуре, функции в различных временныхмасштабах (реализуя тем самым принцип развития).

Кроме того, что в науке существует общее понимание того, как вообщеобъяснять что-либо, нельзя игнорировать и существенные особенности предметов познания различных наук, соответствующих им типов причинности, которые накладывают свой неповторимый отпечаток на процесс и результаты познания. Чтобы учесть специфику своего предмета познания, кроме «общенаучных принципов», в каждой конкретной науке тщательно вырабатывают свои «частнонаучные объяснительные принципы», позволяющие существенно повысить эффективность применения общенаучных объяснительных принципов и тем самым обеспечить предельную на данный момент времени достоверность получаемых знаний.

 

Принцип детерминизма

Детерминизм (лат. determinare — определять; детерминировать — значит жестко определять, задавать причинно-следственную цепочку) — это философское учение (концепция), в основе которого лежит утверждение, что мирозданию присуща всеобщая закономерная связь, причинная обусловленность всех явлений.Из этой концепции следует, что для любого явления возможно указать порождающие его причины, влияющие на него факторы и условия.

В психологии под детерминизмом понимают причинную связь между психическими процессами, состояниями, свойствами и образованиями.

Собственно, психологический детерминизм (правильнее говорить — психический) сформировался во второй половине XX в., в рамках психофизики (Э. Г. Вебер, Г.Т. Фехнер и др.), изучавшей закономерности отношений между стимулом и ощущениями и позволившей обосновать, что психические закономерности можно изучать, опираясь на собственно психические причины, без традиционного обращения к их физиологическим корреллятам.Ни один вид детерминизма невозможно ни отделить друг от друга, ни свести один к другому, поскольку все они описывают разные уровни и виды причинности. Однако в определенных условиях и для заданного предмета исследования более адекватным будет один вид причинности (детерминизма), чем другие. Его и следует предпочесть для объяснения феноменов, в которых являет себя данный предмет исследованиям.

если мы изучаем отношение величины стимула к величине раздражителя, то вполне уместен механистический рефлексологический детерминизм, а если мы изучаем поступок, свободный выбор между ценностями, то следует предпочесть более сложный вид детерминизма психической жизни, описывая механизмы явления не в терминах работы нервного субстрата или законов восприятия, а в терминах представлений, идей и картины мира.

 

Принцип системности

Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих по отношению к среде определенную целостность, единство.Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а элементы системы могут рассматриваться как системы более низкого порядка.

Системность — это способность какой-либо части действительности проявлять себя как целое, обнаруживая системные качества и свойства входящих в эту часть действительности элементов, такие как интегрированность, взаимосвязанность элементов этого целого, их взаимозависимость, разделение ролей между данными элементами в реализации одной и той же общей для них всех функции и т. д.

Применить принцип системности с целью объяснения — значит показать предмет исследования как совокупность взаимосвязанных элементов. Для этого следует выделить (описать, раскрыть) сами элементы системы, связи и отношения между ними, где совокупность жестких связей, определяющих основные свойства системы, будет структурой системы, которая в обязательном порядке поддерживает функции системы, обеспечивая механизмы ее преобразований и процессы взаимодействия со средой.

В психическом целом, как в сложной системе, в качестве систем меньшего порядка принято выделять психические явления (как отдельные представления, переживания, так и в целом: психические процессы, состояния, свойства и образования). Так, для примера, каждый психический процесс является выражением и динамическим воплощением чрезвычайно сложных систем (ощущений, восприятий, рефлексии, представлений, понятий, картины мира и т. д.).

 

Принцип развития

Развитие — это качественные изменения в системе. Прогресс — вид развития, те изменения, которые ведут к большей упорядоченности, сложности, устойчивости системы по отношению к внешней среде и придают системе больше степеней свободы. Регресс — вид развития, при котором, наоборот, наблюдается упрощение системы, деградация ее структур, уменьшение устойчивости и степеней свободы.

Основанием для развития всегда является некоторое противоречие между системой и средой, а результатом развития — новое качественное состояние данной системы. Все сказанное относится и к психическому развитию, достаточно только указать предикат «психический».

Применить принцип развития - значит показать предмет исследования как процесс качественных изменений — от оснований, через механизмы к результатам. Это значит выделить основные факторы и условия, которые могут повлиять на процессы качественных изменений в развивающейся системе, показать, как именно данные факторы и условия влияют, когда оказываются тем особым контекстом, который способен не просто повлиять на особенности протекания развития, но и на само его направление.

К примеру, если рассматривается система каких-либо представлений человека, то использование принципа развития означает, что нужно показать, при каких условиях, почему может возникать данная система представлений, как и в силу чего в этой системе могут происходить качественные перемены, что является этапными (промежуточными) и конечным результатами развития, в какие моменты качественные изменения становятся необратимыми и тем самым показывают направление развития.

Принцип развития предполагает, что изменения происходят закономерно, что переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности.

Применение принципа развития для познания психической реальности предполагает освещение предмета познания в контексте его онто- и филогенеза.

Это позволяет вычленить в искомом знании о психическом явлении те его элементы, которые относятся непосредственно к нему, а не к содержанию более общих процессов, которые выступают скорее фоном, а не фигурой в изменениях изучаемого предмета.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.