Общенаучные и частнонаучные объяснительные принципы в психологии. Критерии научности и способы их соблюдения в психологических исследованиях. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общенаучные и частнонаучные объяснительные принципы в психологии. Критерии научности и способы их соблюдения в психологических исследованиях.

2021-06-23 75
Общенаучные и частнонаучные объяснительные принципы в психологии. Критерии научности и способы их соблюдения в психологических исследованиях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принцип детерминизма

Детерминизм (лат. determinare — определять; детерминировать — значит жестко определять, задавать причинно-следственную цепочку) — это философское учение (концепция), в основе которого лежит утверждение, что мирозданию присуща всеобщая закономерная связь, причинная обусловленность всех явлений.Из этой концепции следует, что для любого явления возможно указать порождающие его причины, влияющие на него факторы и условия.

В психологии под детерминизмом понимают причинную связь между психическими процессами, состояниями, свойствами и образованиями.

Собственно, психологический детерминизм (правильнее говорить — психический) сформировался во второй половине XX в., в рамках психофизики (Э. Г. Вебер, Г.Т. Фехнер и др.), изучавшей закономерности отношений между стимулом и ощущениями и позволившей обосновать, что психические закономерности можно изучать, опираясь на собственно психические причины, без традиционного обращения к их физиологическим корреллятам.Ни один вид детерминизма невозможно ни отделить друг от друга, ни свести один к другому, поскольку все они описывают разные уровни и виды причинности. Однако в определенных условиях и для заданного предмета исследования более адекватным будет один вид причинности (детерминизма), чем другие. Его и следует предпочесть для объяснения феноменов, в которых являет себя данный предмет исследованиям.

если мы изучаем отношение величины стимула к величине раздражителя, то вполне уместен механистический рефлексологический детерминизм, а если мы изучаем поступок, свободный выбор между ценностями, то следует предпочесть более сложный вид детерминизма психической жизни, описывая механизмы явления не в терминах работы нервного субстрата или законов восприятия, а в терминах представлений, идей и картины мира.

 

Принцип системности

Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих по отношению к среде определенную целостность, единство.Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а элементы системы могут рассматриваться как системы более низкого порядка.

Системность — это способность какой-либо части действительности проявлять себя как целое, обнаруживая системные качества и свойства входящих в эту часть действительности элементов, такие как интегрированность, взаимосвязанность элементов этого целого, их взаимозависимость, разделение ролей между данными элементами в реализации одной и той же общей для них всех функции и т. д.

Применить принцип системности с целью объяснения — значит показать предмет исследования как совокупность взаимосвязанных элементов. Для этого следует выделить (описать, раскрыть) сами элементы системы, связи и отношения между ними, где совокупность жестких связей, определяющих основные свойства системы, будет структурой системы, которая в обязательном порядке поддерживает функции системы, обеспечивая механизмы ее преобразований и процессы взаимодействия со средой.

В психическом целом, как в сложной системе, в качестве систем меньшего порядка принято выделять психические явления (как отдельные представления, переживания, так и в целом: психические процессы, состояния, свойства и образования). Так, для примера, каждый психический процесс является выражением и динамическим воплощением чрезвычайно сложных систем (ощущений, восприятий, рефлексии, представлений, понятий, картины мира и т. д.).

 

Принцип развития

Развитие — это качественные изменения в системе. Прогресс — вид развития, те изменения, которые ведут к большей упорядоченности, сложности, устойчивости системы по отношению к внешней среде и придают системе больше степеней свободы. Регресс — вид развития, при котором, наоборот, наблюдается упрощение системы, деградация ее структур, уменьшение устойчивости и степеней свободы.

Основанием для развития всегда является некоторое противоречие между системой и средой, а результатом развития — новое качественное состояние данной системы. Все сказанное относится и к психическому развитию, достаточно только указать предикат «психический».

Применить принцип развития - значит показать предмет исследования как процесс качественных изменений — от оснований, через механизмы к результатам. Это значит выделить основные факторы и условия, которые могут повлиять на процессы качественных изменений в развивающейся системе, показать, как именно данные факторы и условия влияют, когда оказываются тем особым контекстом, который способен не просто повлиять на особенности протекания развития, но и на само его направление.

К примеру, если рассматривается система каких-либо представлений человека, то использование принципа развития означает, что нужно показать, при каких условиях, почему может возникать данная система представлений, как и в силу чего в этой системе могут происходить качественные перемены, что является этапными (промежуточными) и конечным результатами развития, в какие моменты качественные изменения становятся необратимыми и тем самым показывают направление развития.

Принцип развития предполагает, что изменения происходят закономерно, что переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности.

Применение принципа развития для познания психической реальности предполагает освещение предмета познания в контексте его онто- и филогенеза.

Это позволяет вычленить в искомом знании о психическом явлении те его элементы, которые относятся непосредственно к нему, а не к содержанию более общих процессов, которые выступают скорее фоном, а не фигурой в изменениях изучаемого предмета.

 

Общенаучные и частнонаучные объяснительные принципы в психологии. Критерии научности и способы их соблюдения в психологических исследованиях.

 

Научное знание — знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной

Основные признаки научного знания заключаются в следующем:

- наука есть особая деятельность по получению новых знаний. Последнее предполагает существование определенной категории людей, занимающихся научной деятельностью;

- фиксация получаемой информации, что предполагает существование развитой письменности;

- целью науки должно быть познание ради самого познания, иначе говоря, постижения истины;

- наука – это рациональное знание;

- наука является системой знания.

 

Вопрос о критериях научности знания - по каким признакам выделяются научные знания из всей сферы знаний, включающей и ненаучные формы знания - является существенным для любой науки, любого научного исследования. Выделяют следующие виды критериев научного знания:
а) логические («непротиворечивость», «полнота», «независимость») критерии. Критерий непротиворечивости характеризует требование недопустимости одновременного утверждения взаимоисключающих посылок. Критерий полноты отвечает требованиям исчерпывающего, всеобъемлющего знания. Критерий независимости - показатель адекватности, достоверности знания, степени проникновения в сущность и причинные основания реальности, независимости от субъекта содержания знаний о мире, его принципов и законов;
б) эмпирические («верификация», «фальсификация») критерии связаны с опытом, практикой. В философии неопозитивизма проверяемость и подтверждаемость (верифицируемость) отождествляется с неопровержимостью. Постпозитивист К. Поппер считает, что критерием научности теории является её опровержимость и проверяемость – фальсификация. Неопровержимость, опровержимость, верифицируемость, фальсифицируемость служат показателем динамики абсолютных и относительных моментов знания на определенных этапах его развития;
в) экстралогические («простота», «красота», «эвристичность», «когерентность»). Критерий простоты указывает на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания, позволяющих избегать сложных конструкций. Этому критерию соответствуют критерии ясности, строгости, точности. Суть принципа красоты в том, что хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью. Критерий когерентности требует согласованности, взаимосвязанности полученных исследовательских результатов с теми знаниями, которые уже были оценены как фундаментальные. Тем самым когерентность обеспечивает сохранность науки от проникновения в нее претенциозных, не имеющих достаточных оснований суждений и положений. Критерий эвристичности характеризует потенцию знания к росту. Более эвристична та теория, которая помогает предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания, а не просто систематизирует уже известные факты
Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть«руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.

 

В истории науки (начиная с XVII в.) сформировались три типа научной рациональности:
- классический тип научной рациональности, концентрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить всё, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, связаны с доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями, но классическая наука не осмысливает эти связи;
- неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии;
-постнеклассический тип рациональности учитывает соотнесённость получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем важной становится связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия.

 

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ

– основные характеристики научного познания: 1) объективность предполагает, что познания явленияосуществляется независимо от познающего субъекта, т.е. происходит отвлечение от интересов познающегоиндивида и от всего сверх природного; 2) доказательность и обоснованность – в качестве которых могутвыступать эмпирические факты и логические рассуждения; 3) выраженность в понятиях предполагает, чтонаучное знание должно быть выражено в системе выработанных данной наукой понятий (используетспециализированный научный язык), позволяющий включить его в состав определённой научной теории 4) рациональность – в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, покоторым это высказывание можно считать истинным (здесь действует принцип достаточного основания); 5) сущностная характеристика – сведения, которые сообщаются в той или иной системе знания, должныкасаться сущности предметов; 6) системность знание должно быть особым образом организовано в форметеории или развернутого теоретического построения на специальном языке понятий и категорий даннойобласти знания; 7) проверяемость – означает, что знание должно найти свое подтверждение в практическойдеятельности и быть воспроизводимо в ней; 8) способность к развитию – рассматривается как потенциалзнания к порождению нового знания.

 

 

Наука это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Основные отличия науки от обыденного познания
1. наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта. Например, «атом» или «процесс самоактуализации».
2. Как следствие вышесказанного, наука характеризуется специальным языком, пригодным для описания объектов, необычных с точки зрения здравого смысла (напр., электричество, клонирование, спрос и предложение и т.д.).
3. В рамках науки существует особая система специальных орудий или средств, посредством которых изучаются объекты, т.е. существует специальная научная аппаратура и техника.
4. В рамках науки существуют специфические способы обоснования истинности знания, напр., экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана, установление связей, системы, между знаниями и т.д. То есть, системность и обоснованность научного знания – еще один из признаков, отличающих его от обыденного знания.
5. Другое важное различие – это различия в методах познавательной деятельности.
Так, приемы посредством которых выделяются объекты обыденного познания, как правило, не осознаются людьми в качестве специфического метода познания – «шёл, шёл и вдруг увидел что-то, и начал думать...». Иначе обстоит дело в научном исследовании. Здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу.
И если ученый не определит сам для себя и для научного сообщества в целом, совокупность методов, в широком смысле, посредством которых он выделил изучаемый объект из всей системы связей природы/реальности, то в своем следующем эксперименте, или в эксперименте уже другого ученого, исследованию может подвергнуться иной объект!
Поэтому в науке изучение объектов, всегда сопровождается осознанием методов, посредством которых исследуются объекты.
Можно даже сказать, что объекты всегда даны человеку лишь в системе определенных приемов и методов его научной деятельности.
наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах научной деятельности. Выработкой и систематизацией знаний второго вида занимается методология

Другая отличительная особенность науки заключена в субъекте научной деятельности – т.е. речь идет об ученом. Ученый – это не только человек, обладающий специальными научными знаниями, но это человек, усвоивший определенную систему ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для науки (напр., ценность научной истины, установка на поиск истины, установка на получение нового знания и т.д.). В этом же пункте необходимо упомянуть и о существовании специальных социальных институтов занимающихся передачей научных знаний от одних поколений другим.

 

 

Можно выделить 5 критериев научного знания.

1. Системность знания: наука – определенная структура, а не бессвязный набор отдельных частей. Система характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований каких-либо элементов в ее структуру. В рамках научного знания есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), а также знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации.

2. Наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Наука – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации.

3. Теоретичность знания, определяющая цель научного познания. Этой целью является получение истины ради самой истины, а не ради практического результата. Если наука направлена на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова.

4. Рациональность знания, т.е. получения знания только на основе рациональных процедур. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания.

5.Наличие экспериментального метода исследования, мамематизация науки (для науки начиная с Нового времени). Этот критерий связал современную науку с практикой, создал современную цивилизацию, ориентированную на сознательное преображение окружающего мира в интересах человека.

 

Для того, чтобы отделить науку от псевдонауки, помимо уже названных критериев научности сформулировано несколько важнейших принципов. Первый из них – это принцип верификации, утверждающий, что если какое-либо понятие или суждение сводимо к непосредственному опыту (т.е. эмпирически проверяемо), то оно имеет смысл. Различают непосредственную верификацию, когда происходит прямая проверка утверждений, и косвенную, которая утверждает, что, если невозможно опытным путем подтвердить какое-то понятие или суждение теории, можно ограничиться экспериментальным подтверждением выводов из них.

Но принцип верификации лишь в первом приближении отделяет научное знание от ненаучного. Более точно работает принцип фальсифицируемости, сформулированный крупнейшим философом и методологом науки XX в. К. Поппером. В соответствии с этим принципом научным может считаться только принципиально опровержимое (фальсифицируемое) знание. Давно известно, что никакое количество экспериментальных подтверждений не является достаточным для доказательства теории. Критическое стремление опровергнуть научную теорию является наиболее эффективным путем для подтверждения ее научности и истинности. Критическое опровержение выводов и утверждений науки не дает ей застояться, является важнейшим источником ее роста, хотя и делает любое научное знание гипотетичным, лишая его законченности и абсолютности.

 

Из методички Лёвкина:


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.