Понятие,признаки права и правовой нормы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Понятие,признаки права и правовой нормы

2021-06-23 21
Понятие,признаки права и правовой нормы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Право - универсальный современный регулятор общественных отношений. Несмотря на то, что сегодня каждый школьник знаком с нормами права, оно существовало не всегда. Всего несколько веков назад регуляторами общественного мнения была религия и насилие, но обе эти конструкции себя не оправдали. Насилие действует только под предводительством сильного лидера, а религия распространяется только на верующих.

Право – это комплекс норм и принципов, установленных государством и выступающих в качестве регулятора отношений в социуме. Формально они служит для закрепления мер свободы, равенства и справедливости с учетом общественных интересов. Реализация этих норм и принципов должна обеспечиваться всеми мерами легального государственного влияния, включая принуждение.

Процесс формирования права очень длительный. Каждый этап его становления характеризировался появлением новых признаков, которые в дальнейшем были объединены в одно целое и нашли свое применение на сегодняшний день. Общеобязательность.Право - единая система социальных норм, которые создаются для населения, проживающего на территории государства. Определенность -только правовым нормам под силу точно передать все требования, которые предъявляются к поведению людей. Обеспеченность - при невыполнении предписаний в добровольном порядке государство принимает ряд мер для их выполнения[1].

 Многократность. Правовые нормы обозначены для неограниченного количества людей, поэтому являются неисчерпаемыми. Справедливость.Право – это выражение общей и частной воли человека, а также утверждение преобладания принципов справедливости в социуме

Право - это система норм, выработанных обществом для саморегулирования. В отличие от моральных, нормы права закреплены в Конституции, а их незыблемость охраняется государством. За нарушение правовых норм на гражданина налагаются санкции в виде ограничения свободы или штрафа. Это мы знаем ещё со школьной скамьи, для полного понимания необходимо копать глубже.

Общество - это взаимоотношение различных социальных групп.

 Нередко здесь рождаются разногласия, которые могут перейти в обширные конфликты. Чтобы такого не произошло, общество придумало понятие права для регулирования своего же поведения и государство, которое следит за его соблюдением.

Таким образом, в более конкретном смысле право - это нормы поведения, устанавливающие границы свободы каждого человека, регулирующие согласование и борьбу друг с другом, защищающие интересы каждого гражданина. соотношение права и закона Для примера, всего 200 лет назад дуэли были широко распространены как средство защиты своих интересов в высших кругах (хотя и запрещённое законом). Сегодня каждый человек понимает, что хвататься за оружие при словесном оскорблении слишком глупо, ведь существует ст. 151 ГК РФ о компенсации за моральный вред. Этот закон исключает самосуд и объективно оценивает, было ли оскорбление или истец - слишком впечатлительная личность. Значения права Сегодня существует несколько значений права. Чаще всего его описывают как письменно зафиксированную систему норм, находящуюся под охраной государства.

 В этом смысле право совпадает с законом и называется позитивным правом. Но закон создало государство, это стоит помнить. Некоторые ученые считают, что право существовало всегда, в частности право на жизнь, труд, свободу мысли и т. д. Государство не создавало их, оно лишь поддерживает и охраняет. Такие права называют естественными.

 Кроме того, возможность субъекта на какое-либо действие, закреплённое в законе, - это тоже право. Например, право быть избранным в какой-либо государственный орган, право на владение имуществом движимым и недвижимым называются субъективными. Наконец, комбинация всех вышеперечисленных значений права - это право в широком смысле. Формы права

Существование права на бумаге не даёт его стопроцентной интеграции в общество. Чтобы оно стало юридическим правовым законом, ему необходимо придать определённую форму.

Правовой обычай. Формирование стихийное, на протяжении многих поколений. Государство только фиксирует эти нормы на бумаге. Например, «Русская правда» (XI-XII вв.). Прецедент. Судебное решение по определённому вопросу признаётся эталоном для подобных случаев. Здесь стоит отметить, что суд сам созидает нормы права. Однако прецедент распространён не во всех странах. Нормативный договор. Взаимное соглашение субъектов, определяющее права каждого. Например, договоры между государствами, предприятиями, между работником и начальником. Нормативный правовой акт. Документ, созданный компетентными в вопросе права государственными органами[2].

Официальными источниками юридических норм считаются следующие структуры: Конституция. Законы и подзаконные акты. Приказы Президента РФ. Постановления Правительства РФ. Ведомственные акты. Акты местного самоуправления. Внутриорганизационные распоряжения, приказы. Высшей юридической силой в России обладают законы, в том числе и Конституция - основной закон. Принципы права Понятие права включает в себя не только объяснение его функций, но и свою иерархию, как и законодательство. Принципы права - это идеи, которые лежат в начале любого правового акта, такие как гуманность, доброта, справедливость и т. д. Эти принципы могут быть закреплены в соответствующих правовых документах, но могут и вытекать из сказанного как само собой очевидное. право и закон общее Общеправовые принципы основополагающие, незыблемые. Например, справедливость, демократизм, законность, юридическое равенство граждан перед законом и т. д. Отраслевые принципы - закреплённые в одном из кодексов РФ. Например, свобода труда (трудовое право), всеобщая защита гражданских прав (гражданский кодекс) и т. д. Межотраслевые принципы - закреплённые в нескольких кодексах РФ. Например, неотвратимость ответственности (уголовный, гражданский, административный кодексы), равенство сторон (гражданское и семейное право), презумпция невиновности (уголовный, гражданский, административный кодекс).

Общеправовые принципы косвенно закреплены в каждом кодексе и регулируют их законность. В ст. 6 ГК РФ говорится о праве на справедливый и добросовестный суд при наличии пробелов в законодательстве по данному вопросу. Главный принцип права: право и закон не одно и то же - закреплен в законодательстве.

Рассмотрим подробнее общеправовые начала, на коих основываются все законы: Справедливость - при регулировании отношений упор делается на необходимости воспитания определённого поведения.

Поступок оценивается с точки зрения морали большинства, а наказание соответствует характеру преступления.

Демократизм - возможность широких слоёв населения участвовать в политической жизни страны: избирание депутатов и президентов, обсуждение нормативных актов и т. д. Гуманизм - поощряются такие отношения между государством и индивидом, кои основаны на человеколюбии и предоставлении каждому нормальных условий для самореализации, поставлен приоритет прав и свобод (ст. 21 Конституции). Гуманизм в широком смысле - это бережное отношение не только к людям, но и к животному миру. Равноправие - производное от гуманизма, законодательное закрепление равных прав у всех граждан, независимо от национальности, пола, вероисповедания, должностного или социального положения. Единство прав и обязанностей - перефразировать можно как «не бывает прав без обязанностей и обязанностей без прав». Принцип используется для координирования действий каждого индивида. Законность - все субъекты общественных взаимодействий (гос. органы, частные компании и организации) должны соблюдать законы и подзаконные акты во время совершения каких-либо действий.

Несмотря на всю ясность, существуют проблемы соотношения права и закона, особенно в современном мире.

 Известный правовед Шершеневич считал государство источником всех норм права, их создателем. Но из структуры появления законов известно, что они могут носить неправовой характер, то есть быть правом формально и отражать произвол государства.

Наиболее яркие примеры из истории: репрессии по национальному признаку, ущемление свободы крестьян в Екатерининскую эпоху. Сегодня законы и права РФ освобождены от столь ярких примеров.

Современный правовед В. С. Нерсесянц считает, что за право можно принимать только правовой закон, т. е. нормы современного законодательства являются правовыми только потому, что в них нормативно выражен принцип формальной свободы индивидов и равенства[3].

Сегодня очевидно, что само понятие права и государства - это самостоятельные производные общественного развития в том смысле, что государство не является источником права.

Процесс правообразования не зависит от государства, а идёт в недрах общества, курируется и фиксируется им в виде устойчивых взаимоотношений и норм поведения. Задача государства - выявить эти нормы, оценить их с точки зрения справедливости и закрепить законодательно. Только так в современном мире проявляется соотношение права и закона. И ещё одно утверждение правоведов: не может существовать права вне своей формы (закона). Только законодательно можно закрепить правовые нормы, не морально. Наиболее точно описать соотношение права и закона можно такой фразой "общество создаёт право, государство - закон". Подведём итоги: закон и право - не одно и то же; закон может иметь неправовой характер; не может право существовать вне закона, закон - это форма права. Не тождественно соотношение нормы права и нормы закона (статьи). Один и тот же правовой аспект может быть изложен в целом ряде статей, или же в одном акте (законе) могут излагаться принципы нескольких правовых аспектов.

Существует три способа соотношения закона и права: Прямой - правовая норма прямо изложена в статье закона. Отсылочный - статья нормативного акта отсылает к другой статье, не перечисляя нормы права,

Общественные отношения нуждаются в правовом регулировании, в противном случае возникает хаос и анархия. Осознавая это, человек устанавливал определенные правила поведения еще на заре цивилизации, проживая в родоплеменных общинах. По мере усложнения социальных отношений формировались правовые системы, но в их основе всегда лежала норма права.

Норма права содержит обязательное правило поведения участников общественных отношений, установленное государством и охраняемое его силой. Совокупность норм права формирует правовую систему. Нормы права обязательная для всех лиц, на которые распространяется. При этом имеется в виду не конкретные, а неперсонифицированные лица. Нормы права всегда фиксированы в законах или подзаконных актах. До момента формального закрепления она может проходить стадии обсуждения в научном сообществе, даже стать традицией и широко использоваться, но правовой не станет. Норма не должна допускать двоякой трактовки, если такое происходит пояснение приходит от компетентных органов, например, Пленум Верховного Суда, регулярно дает пояснения о правоприменении в своих постановлениях. Нормы права охватывают меньший круг правоотношений по сравнению с моралью, но имеют более жесткое регулирование и подкреплены государственным санкционным аппаратом. Властный характер правовой нормы делает ее обязательной для исполнения, в противном случае должное поведение может быть обеспечено принуждением. Хотя в большинстве случаев общество добровольно следует букве закона. Благодаря им поведение участников правоотношений становится предсказуемым без иных способов закрепления [4].

Структура нормы права отличает ее от других видов предписаний, она создает ясность и четкость регулирования. Это единая взаимосвязанная система из трех элементов. Полная конструкция правовой нормы соответствует формуле «если – то – иначе». Из каких элементов состоит норма права? Она состоит за трех базовых компонентов: гипотезы, диспозиции и санкции. Каждый из них соотносится с частью формулы. Гипотеза – «если» - определяет обстоятельства, необходимые для применения правовой нормы. Они бывают простыми, альтернативными и сложными, в зависимости от количества условий в норме. Гипотезы, указывающие одно из нескольких условий, называют альтернативными, а сочетающие сразу несколько обстоятельств – сложными. Диспозиция - «то» - это сердце правовой нормы. Она определяет поведение, права и обязанности участников правоотношений. Диспозиции бывают управомочивающими, запрещающими или обязывающими. Управомочивающие дают свободу действий и дают право на определенное поведение.

Бланкетная содержит лишь общие положения, а за разъяснением отсылает к другим нормативным актам, а альтернативная предоставляет возможность выбора в установленных рамках. Санкция – «иначе» - поощрительная или картельная часть нормы, обозначающая последствия, наступающие за повиновение или нарушение правила. Правовые нормы могут содержать абсолютно, относительно определенные или альтернативные санкции. Абсолютно определенная – лишение права управления автомобилем на установленный срок. Относительно определенная - штраф с указанием пределов возможного размера. Альтернативные - сочетание разных вариантов наказания. По отраслевому признаку санкции делятся на: уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и дисциплинарные. Четкая структура правовой нормы обеспечивает ее ясность и правильность трактовки. Существует непосредственная взаимосвязь структуры правовой нормы с общественными отношениями, которые она регулирует.

Далеко не всегда нормы права излагается в одной статье нормативного акта, она может выходить даже за пределы одного акта. В зависимости от этого выделяют три способа изложения правовой нормы: прямой, отсылочный и бланкетный. В прямом случае элемент нормы права непосредственно выражен в статье. Отсылочная форма изложения не полностью содержит элемент, ссылаясь на другую статью или нормативный акт. Бланкетная отсылает к другой отрасти права, или даже законодательству в целом. Рассматривая структуры различных норм, можно заметить, что их система далеко не всегда содержит все три элемента, их может быть два или один. Так,

 

Функции правовых норм

 

Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить правовые свойства нормы и характер ее воздействия на поведение субъектов и конкретные общественные отношения.

Большинство норм права многофункциональны, каждая норма может выполнять не одну, а несколько функций. Рассмотрим важнейшие из них.

Учредительная функция выражается в оформлении и закреплении фундаментальных социально‑политических, экономических и духовно‑культурных институтов общества. Смысл этой функции заключается в том, что она сообщает указанным общественным институтам юридические свойства. В наибольшей мере эта функция характерна для конституционных норм (гл. 1 Конституции РФ).

Првавонаделительная функция раскрывает позитивный аспект юридического воздействия и имеет целью установление основ правового статуса субъектов права, обеспечение юридической связи между ними. Эту функциональную нагрузку несут те предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Такого рода нормы имеются практически во всех отраслях права[5].

Регулятивная функция – одна из основополагающих и заключается в установлении правил должного поведения, в упорядочении сложившихся общественных отношений. Данная функция призвана воздействовать на социальные процессы, происходящие в различных сферах жизни общества. Выполняя эту функцию, правовые нормы участвуют в регулировании прав, свобод и законных интересов субъектов правового общения, а в целом реализуют главное назначение права – придать общественным отношениям определенную направленность, ввести их в конкретные рамки действия.

Охранительная функция нацеливает нормы права на защиту основ общественного строя, социальных и государственных институтов, обеспечение охраны и стабильности конституционного строя. Эта функция сопряжена с использованием государственного принуждения, применением юридической ответственности, так как опирается на осуществление властных полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также иных участников правовых отношений. Надо подчеркнуть, что любая норма права призвана охранять и защищать основные ценности гражданского общества. Так, Конституция РФ охраняет право на жизнь (ч. 1 ст. 20), на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), достоинство личности (ч. 1 ст. 21), равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), ставит под защиту государства семью, материнство и детство (ч. 1 ст. 38), гарантирует социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 28), свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29) и т. д.

Существенным компонентом охранительной функции выступает принцип законности, имеющий универсальный характер и предполагающий неукоснительное исполнение законов и иных нормативных правовых актов всеми субъектами правового общения.

Организационная функция выражается в осуществлении нормами права организующего воздействия на различные сферы общественной жизни. В процессе реализации этой функции происходит консолидация элементов правовых отношений в стройную систему правового регулирования. Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» упорядочивает общественные отношения в экологической сфере.

Идеологическая функция состоит в том, что нормы права оказывают важное идеологическое воздействие на правосознание общества. Например, ряд конституционных норм, закрепляя принципы народовластия, политического плюрализма, гуманизма, справедливости, взаимной ответственности государства и личности и др., несут серьезную идеологическую нагрузку, так как придают политико‑юридическое значение основополагающим общечеловеческим ценностям, ориентируют на их соблюдение и защиту.

Аксиологическая функция тесно примыкает к идеологической, поскольку направлена на обеспечение ценностей, сложившихся в обществе. Вместе с тем нормы права оценивают поведение и поступки людей, деятельность организаций как правомерные или неправомерные, социально полезные или вредные, применяют соответственно различные средства регулирования – запреты, дозволения, обязывания либо предписания. Последние применяются для регулирования вертикальных (иерархических) отношений.

Системообразующая функцияпредопределена системностью норм права. Ее сущность проявляется в том, что нормы права обеспечивают согласованность требований всей системы права, единство и взаимодействие ее элементов – норм права.

В теории государства и прав существуют и другие классификации норм права. Так, проф. Т.Н. Радько выделяет функцию государственной ориентации (ориентирующую функцию), предназначенную направлять поведение субъектов на достижение позитивной цели. Он называет также функцию государственной оценки действий субъектов права, аргументируя ее существование тем, что в норме права всегда содержится оценочный критерий. К числу функций норм права отнесены целевая и мотивировочная функции[6].

Некоторые из перечисленных функций совпадают по своему содержанию с указанной выше классификацией, например, функция государственной оценки и аксиологическая; правонаделительная и функция государственной ориентации и т. д. Очевидно, что является излишним использование термина «государственный», так как все нормы права исходят от государства или принимаются на основе делегирования государством правотворческих функций.

К функциям права в общепринятом определении относятся основополагающие направления действия (инструменты) на общественные отношения, преследующие цель урегулированиях данных правоотношений, придания организованности, структурированности и единства структуре правоотношений.

Функции направлены на осуществление важнейших общественных задач, урегулирование острых социальных конфликтов в обществе. Функции права имеют под собой определенную цель в упорядочении общественных отношений и при возникновении, каких-либо неточностей призваны контролировать процессы взаимодействия в социуме; Функции характеризуются длительностью и непрерывностью воздействия, так как невозможно временно прекратить воздействие права на общество, без такового социум просто разрушиться. Поэтому действие права и его функций в частности носит постоянный и непрерывный характер, направленный на стабилизацию общества; Функции в своем действии определяют степень влияния права на форму общественных отношений. Необходимость воздействия на общество характеризуется как потребностью государства в урегулировании и систематизации правоотношений, так и запросами самого социума, нуждающегося в стабильности. В этом случае функции права играют определяющую роль в поддержании стабильности общества; Функции в обществе определяются значением и сущностью самого права. Данная функция обозначает, что само общество в обратном процессе способно оказывать влияние на изменения права, его трансформацию.

Функции права, понятие и классификация которых представлены в статье, имеют ряд характеризующих факторов. Посредством них можно увидеть востребованность и динамику развития юридического регулятора в реальности. Таким образом, функции обладают следующими свойствами, а именно: - перечень функций показывает реальную направленность юридического регулятора и круг правоотношений, который фактически затрагивается; - как правило, функции постоянны, неизменны; - функции права показывают направления, которые люди не могут регулировать иными способами, нежели правом; - содержание каждой функции в отдельности характеризуется динамикой изменения задач, целей и основных направлений, в зависимости от малейших изменений в сфере тех или иных общественно-правовых отношений; - все без исключения функции входят в единую структуру, что позволяет говорить об их системности.

 Следует отметить, что с учетом вышеперечисленных свойств юридические функции права разделены в зависимости от отраслевой принадлежности. То есть одни функции принадлежат одной отрасли, другие - другой. Это значит, что мы можем говорить в отдельности о направлениях действия функции трудового права, административного, гражданского, уголовного и т. п. Помимо этого, системный характер функций и права в целом дает возможность классификации направлений действия регулятора на основе разных факторов [7].

Функции направлены на осуществление важнейших общественных задач, урегулирование острых социальных конфликтов в обществе. Функции права имеют под собой определенную цель в упорядочении общественных отношений и при возникновении, каких-либо неточностей призваны контролировать процессы взаимодействия в социуме; Функции характеризуются длительностью и непрерывностью воздействия, так как невозможно временно прекратить воздействие права на общество, без такового социум просто разрушиться. Поэтому действие права и его функций в частности носит постоянный и непрерывный характер, направленный на стабилизацию общества; Функции в своем действии определяют степень влияния права на форму общественных отношений. Необходимость воздействия на общество характеризуется как потребностью государства в урегулировании и систематизации правоотношений, так и запросами самого социума, нуждающегося в стабильности. В этом случае функции права играют определяющую роль в поддержании стабильности общества; Функции в обществе определяются значением и сущностью самого права. Данная функция обозначает, что само общество в обратном процессе способно оказывать влияние на изменения права, его трансформацию.

В юриспруденции выделятся несколько основных функций права, к которым принято относить: Регулятивная функции права. Исходя из названия и назначения данная функция выступает в форме регулятора, то есть воздействует на правоотношения, приводя их к желаемому результату, приводит к определенным рамкам, способствует динамичному развитию правоотношений. Данная функция включает в себя несколько подфункций и выполняет колоссальную роль в регулировании законодательства. К подфункциям относятся: Динамическая подфункция выражена в направлении общества в определенном векторе развитии законодательных общественных отношений. Чаще используется в экономических отношениях (пример: налоговой законодательство регулирует вопросы налогообложения преимущественно с помощью императивных норм, изменяясь в динамике тем самым обеспечивая реализацию динамической подфункции, то есть изменения общественных правоотношений в определенном направлении развития (ужесточение сборов, снижение налоговых ставок) выгодном государству и условно обществу в целом); Статистическая подфункция также играет немаловажную роль в рамках большой функции права. Ее задача заключается в воздействии на правоотношения посредством закрепления отношений в отдельных нормативных актах (пример: с появлением и развитием нового определенного правоотношения, со временем государство начинает вводит в качестве мер контроля законодательное закрепления правил поведения, то есть выполнение статистической функции права. Охранительная функция права. Важнейшая функция выполняющая роль регулятора в охране правоотношений в частности и общества в целом от негативного воздействия различного рода факторов извне. Данная функция предполагает в случае нарушения каких-либо норм методы воздействия в отношении субъекта нарушившего право и сам механизм воздействия, зачастую в виде наложения санкций. Данная функция также подразделяется на ряд подфункций: Карательная подфункция характеризуется методом воздействия правового характера в результате совершения правонарушающего акта. Правом во многом урегулирован процесс введения санкций и исполнения карательной подфункции права. Законодательство в данной области представлено уголовным, административным, гражданским и иными отраслями права, содержащими карательные нормы в отношении как физических лиц, так и организаций и предприятий. Данная подфункция призвана, прежде всего, ограждать нарушителей правоотношений от неисполнения обязательств и ухода от наказания, а также в какой то степени наряду со следующей подфункцией призвана к восстановлению справедливости и порядка в правоотношениях, как одних из главных задач функций права.

Правовосстановительная функция направлена на устранение негативных последствий в результате нарушения общественного порядка. Нормы данной функции также нашли свое отражением во многих отраслях законодательства как основополагающие постулаты стабильности развития социума и неотвратимости наказания для нарушителей порядка и режима законности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.