Послепроизвольное внимание – это такое внимание, где снижается волевое напряжение. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Послепроизвольное внимание – это такое внимание, где снижается волевое напряжение.

2021-06-23 24
Послепроизвольное внимание – это такое внимание, где снижается волевое напряжение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оно возникает на основе интереса, но это не заинтересованность особенностями предмета, а проявление направленности личности, деятельность которой переживается как потребность, а результат значим для личности.

Все три вида внимания тесно переплетаются в практической деятельности человека и опираются один на другой.

Выделяют также внимание внешнее и внутреннее, индивидуальное, групповое и коллективное.

Свойства внимания

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.

Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. "Внимание к объекту, – пишет Станиславский, – вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом".

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

 

Ощущение и восприятие

Ощущением — называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, кото­рые воздействуют в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств. Ощущение это не только чувственный образ, но также и деятельность или компонент ее. Определенные свойства предметов и явлений являются раздражителями для конкретных органов чувств. Свет – раздражитель для глаза, а звук – для уха.

Специальные каналы связи мозга с внешним миром, анализаторы, состоят из трех отделов. 1. Периферический отдел – рецептор – является преобразователем внешней энергии в нервный процесс. К этому отделу относятся органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа). 2. Проводниковый отдел обеспечивает проведение нервного воз­буждения от рецепторного аппарата к центру анализа­тора в головном мозге и от центра к периферий­ному отделу. 3. Мозговой, или центральный, отдел – высший от­дел анализатора. Здесь возникают ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и т. д. Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем процесс раздраже­ния, переходящий в физиологический процесс (возбуждение), по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В корковой области анализатора возникает психический процесс — ощущение.

Виды ощущений

Выделяют следующие классификации ощущений:

1) По наличию или отсутствию непосредственного кон­такта рецептора с раздражителем, вызывающим ощу­щение, выделяют: дистантные ощущения – зрение, слух, обоняние, контактные ощущения – вкусовые, болевые, так­тильные.

2) По месту расположения рецепторов различают: экстероцептивные ощущения, возникают от раздра­жения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные); интероцептивные ощущения, возникают при раздражении рецепторов, находящихся внутри ор­ганизма (ощущения голода, жажды); проприоцептивные ощущения, возникают при раздражении рецеп­торов, находящихся в мышцах и сухожилиях.

3) По виду раздражителя ощущения делят на: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, так­тильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку, яв­ляющуюся рецептором зрительного анализатора. Цвет различно влияет на самочувствие и работоспо­собность человека: зеленый цвет создает спокойное настроение, красный возбуждает, темно-синий угнетает. На психическое состояние влияет степень освещенности рабочего места: недостаточность освещения вызывает напряжение глаз. Человек способен видеть предметы, находящиеся на различном расстоянии от глаза: оптические свойства глаза меняются при переходе от смотрения вдаль к рассматриванию близких предметов. Это обеспечивается изменением преломляю­щей способности хрусталика.

Слуховые ощущения. Благодаря им человек слы­шит речь, имеет возможность общаться с другими людь­ми. Раздражителями для слуховых ощущений яв­ляются звуковые волны — продольные колебания ча­стиц воздуха, распространяющиеся от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах 16–20000 колебаний в сек. Чув­ствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе (улитка). Внешнее ухо (ушная рако­вина) собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. Слуховые ощущения отражают: высоту звука; гром­кость; тембр. Слуховые ощущения бывают трех ви­дов – речевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой сре­ды. Этот вид чувствительности образно называют “кон­тактным слухом”. Отражать вибрации внешней и внутренней сре­ды могут все ткани организма. У человека вибрацион­ная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Для глухих и слепоглухих вибрационная чувстви­тельность компенсирует потерю слуха. На организм здо­рового человека непродолжительные вибрации оказыва­ют тонизирующее влияние, но длительные и интенсивные вибрации утомляют и способны вызвать болезнен­ные явления.

Обонятельные ощущения отражают запахи окружаю­щих нас предметов. Органами обоняния являются обо­нятельные клетки, расположенные в верхней части носо­вой полости. Раздражителями органа обоняния являются летучие вещества (обладаю­щие запахом), которые могут проникать в обонятельную область снаружи (через ноздри) и из носоглот­ки. Обонятельный анализатор играет роль в определении свойств вещества, не только находящегося на расстоянии от нас, но и попав­шего в рот. У человека обонятельный анализатор развит хуже, чем у его предков, т.к. ориентировочную функцию выпол­няют зрение и слух. Но при поражении зрения и слуха обоняние приобретает важное значе­ние (слепоглухие пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением).

Вкусовые ощущения вызываются действием на вку­совые рецепторы веществ, растворенных в слюне или во­де. Вкусовые рецепто­ры, расположенные на поверхности языка, глотки, нёба, различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького. Разнообразие вкуса зависит от присоединения к вку­совым ощущениям обонятельных (если исключить обоняние, вкус различной еды делается одинаковым). Особен­ностью вкусовых ощущений является их связь с потребностью организма в пище (при голо­дании вкусовая чувствительность повышается); с обстановкой принятия пищи.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощу­щения прикосновения), болевая, температурная (ощуще­ние холода и тепла). Скопление тактильных клеток на­блюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – систему познавательной деятельности руки, благодаря которому рука может отражать форму, пространствен­ное расположение предметов. Рецепторные окончания болевой чувстви­тельности расположены под кожей, глубже, чем тактильные рецепторы. В болевых ощущениях отражаются: интенсивность раздражителя, его качества (колющая боль), место воздействия. Таким образом, тактильная чувстви­тельность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют о необходимости отдалиться от раздражителя. Третий вид кожной чувствительности – темпера­турные ощущения, связан с регулированием теп­лообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее грудь.

При выполнении профессиональной деятельности важную роль играют проприоцептивные (кинестетические) ощущения, кото­рые отражают движение и положение отдельных частей тела. Рецепторы кинестезических ощущений располо­жены в мышцах и сухожилиях. В результате таких ощущений у человека складывается знание о силе, скорости, траек­тории движения частей тела. О положении тела в пространстве сигнали­зируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибуляр­ном аппарате внутреннего уха.

Особое место в жизни и деятельности челове­ка занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют об их функционировании. Эти ощущения образу­ют органическое чувство (самочувствие) человека. Вы­деляют и отдельные органические ощущения – чувство голода, жажды, болевые ощуще­ния.

Общие свойства ощущений

Пороги ощущений – характеристика зави­симости между интенсивностью ощущения и силой раз­дражителя. Нижний абсолютный порог ощущения наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение. Верхний абсолютный по­рог ощущения наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощуще­ние данного вида. Порог чувствитель­ности к различению наимень­шая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает различие в силе ощущений. Разностный (дифференциальный) порог — наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. Временной порог — минимальная длительность воздействий раздражителя, необходимая для возникновения ощущений.

Адаптация — приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. Например, когда человек входит в плохо освещенную комнату, вначале не различает предметов в ней, но после некоторого времени пребывания он начинает замечать предметы. Это наблюдается во всех видах чувствительности, кроме боле­вой.

Взаимодействие ощущений – измене­ние чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой. Общая закономерность взаимодействия ощущений: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают (слабые вкусо­вые ощущения (кислое) повышают зрительную чувстви­тельность.

При взаимо­действии ощущений отмечается синестезия – возбуждение возникшими ощуще­ниями одного вида ощущений другого вида (под влиянием звуков мо­гут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода.

Контраст ощущений—это изменение интен­сивности и качества ощущений под влиянием предшест­вующего или сопутствующего раздражителя. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощу­щение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

 

ПЕРЦЕПТИВНАЯ система – совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

СЕНСОРИКА – понятие, обобщающее ощущение и восприятие.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.