Диагностическая карта для выявления уровня графических навыков. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Диагностическая карта для выявления уровня графических навыков.

2021-06-23 30
Диагностическая карта для выявления уровня графических навыков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

п/н

Фамилия, имя ребенка

Графические навыки

Копирование образца Графический диктант Зеркальное изображение Расставь точки по клеточкам Закрась клеточки Нарисуй линии по образцу
1.              
2.              
3.              

 

За каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл. Пользуясь нормативами выполнения, можно условно разделить детей на 4 категории:

Дети, показавшие хороший и достаточный уровень выполнения теста (6 баллов). Можно предположить, что они не будут иметь особых трудностей в обучении в процессе усвоения знаний.

Дети, выполнившие задание на среднем уровне (5 – 4 балла),— в основном правильно выполняли словесную инструкцию, но допустили немного значительных ошибок на репродуктивном уровне при самостоятельном выполнении работы. Обычно нуждаются в индивидуальной помощи на начальном этапе, преимущественно приспосабливаются выполнять учебные задания самостоятельно.

Дети, показавшие низкий уровень выполнения (3 – 2 балла). Указываются конкретные причины, анализируются индивидуальные трудности. Такие дети требуют повышенного внимания педагога и поэтапного контроля с его стороны в процессе усвоения новых знаний. Своевременно замеченные трудности и употребление определенных мер профилактики неуспешности существенно повышают вероятность исправления ситуации.

Дети, которые практически не выполнили работу (1 – 0 баллов). Анализируются индивидуальные причины с целью разработки коррекционно-развивающих мер преодоления неуспеваемости конкретных детей. Эти дети требуют более глубокого психодиагностического обследования и психолого-педагогического сопровождения.

Две последние категории детей составляют «группу риска».

В целях комплексного исследования мы использовали модифицированную методику обследования мелкой моторики рук из пособия Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. – авторов программы по развитию речи «Из детства – в отрочество» Система обследования мелкой моторики включала в себя 20 заданий.

Оценивается точность воспроизведения задания по пространственно- временным параметрам, удерживанию в памяти составных частей и последовательности элементов структуры действия, наличию самоконтроля при выполнении заданий.

Проверка кинестетическогопраксиса.

1. Упражнение «Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет – до 10.

2. Упражнение «Коза»: вытянуть вперед указательный палец и мизинец; при этом средний и безымянный пальцы прижаты пальцем к ладони. Упражнений выполняется под счет – до 10, 2-3 раза.

3. Упражнение «Заяц»: вытянуть вверх средний и указательный пальцы; при этом мизинец и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Выполняется под счет – до 10.

4. Упражнение «Солдатики» (для 5 пальцев): удерживать вытянутые напряженные пальцы руки по счет – до 10.

Проверка кинетическогопраксиса

5. Рисование прямой линии - произвольно, горизонтально.

6. Рисование круга или овала.

7. Рисование ломаной линии. Инструкция: «Дорисуй забор по точкам».

8. Вырезание ножницами. Инструкция: «Разрежь лист бумаги по прямой линии». Обращаем внимание на смену напряжения мелкой мускулатуры руки, на расслабление.

9. Обрывание листа бумаги. Инструкция: «Оборви лист по прямой линии». Обращаем внимание на содружество обеих рук в работе.

10. Узнавание качества предмета: нащупать в мешочке разные по качеству предметы (деревянный, резиновый, пластмассовый),

11. Узнавание формы предмета: нащупать в мешочке по форме предметы (круглый, квадратный, треугольный).

12. Узнавание наименования предмета: нащупать в мешочке разные предметы (карандаш, расческа, ложка, конфета, стерка).

13. Сжатие двумя руками руки взрослого.

14. Сжатие руки взрослого одной рукой.

15. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак»: сидя за столом, руки – на краю стола.

16. Упражнение «Коза – заяц»: быстрая смена кинестетических упражнений, описанных выше.

17. Показ упражнения по образцу. Упражнение «Улитка»: вперед вытягиваются большой палец и мизинец; указательный, средний и безымянный согнуты и прижаты к ладони. Попеременное поднимание и опускание вытянутых пальцев.

18. Захват карандаша. Инструкция: «Нарисуй на листе бумаги много палочек разной длины в разных местах».

19. Упражнение «Посолим суп»: медленно, как бы растирая большой комочек соли.

20. Катание шарика: зажав тремя пальцами, катать по часовой стрелке.

Скорость проведения упражнения – произвольная, удобная ребенку, с постепенным нарастанием темпа. Шарик пластмассовый или деревянный.

Оценка результатов:

0 баллов – с заданием не справился;

1 балл – с заданием справился.

«А» - дети, которые набрали в процессе обследования 18-20 баллов – высокий уровень развития моторики.

«Б» - дети, которые набрали 13-17 баллов - средний уровень развития моторики. Мелкая моторика развита недостаточно. Особое внимание надо уделить работе над щепотью ведущей руки.

«В» - дети, которые набрали 9 -12 баллов – низкий уровень развития моторики.

«Г» - дети, которые набрали 8 баллов и меньше. Мелкая моторика отстает от возрастной нормы.

 

 

Заключение.

Многолетний опыт работы показал эффективность данной системы. Выполняя задания, дети приобретают нужные графические навыки, учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивали зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти.

Несмотря на достаточную освещенность проблема развития мелкой моторики является актуальной и в настоящее время. Поэтому в работе мы уделили достаточное внимание проблеме развития мелкой моторки посредством графического диктанта у детей старшего дошкольного возраста.

Графические диктанты способствуют развитию не только мелкой моторики и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становились более усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в своих силах. А эти качества необходимы для успешного обучения в школе. Умение сосредоточиться очень важно для учебы в школе, и материалы для графического диктанта развивают это умение как нельзя лучше.

Исходя, из проведенной работы следует, что проведение графических диктантов способствует в преодолении таких трудностей в учебе, как рассеянное внимание, гиперактивность, и дают возможность сформировать орфографическую зоркость, что очень важно на раннем этапе.

Постоянные тренировки с диктантами улучшают моторику пальцев, развивают внимательность, улучшают творческую фантазию, координацию и позволяют ребенку привыкнуть к долгому сидению на занятиях в школе.

Зарисовывать последовательно клеточки, расставить точки – довольно простой и увлекательный путь обучить ребенка пользоваться ручкой и тетрадкой. В то же время в веселом и на первый взгляд простом занятии скрыт благодатный обучающий мотив. Данная игровая методика поможет малышу изучить простейшие способы создания изображений, научит основам письма, улучшит запас слов и кругозор.

Список использованной литературы:

1. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

2. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. – М.: Эксмо, 2010

3. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М:. Школьная пресса, 2004

4. К.Утехина. "Развитие графических навыков у дошкольников" //Дошкольное воспитание №5 1998

5. Аксенова М. "Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи." //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8.

6. Толбанова А." Пальцы помогают говорить" //Дошкольное воспитание. 1988-№9; 1989-№10

 

Приложение1


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.