Память 17 / 30 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских, Соловецких и Церкви Русской, в Соборе Курских святых — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Память 17 / 30 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских, Соловецких и Церкви Русской, в Соборе Курских святых

2021-06-23 27
Память 17 / 30 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских, Соловецких и Церкви Русской, в Соборе Курских святых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В миру Александр Иванович Щукин, родился 13 / 26 мая 1891 года в Риге в семье священника о. Иоанна и Елизаветы Щукиных. Дед его - Василий Щукин - служил диаконом в Риге, отец окончил Московскую духовную академию, был рукоположен во священника и преподавал Закон Божий в Рижской семинарии, епархиальном училище и гимназиях; кроме того, на него была возложена обязанность преподавания латинского и греческого языков.

У о. Иоанна и Елизаветы было семеро детей. Дочь о. Иоанна вспоминала, что отец любил детей, но не баловал их и не потакал их слабостям, опасаясь, что иначе из них вырастут плохие христиане. Но он и не понуждал их насильно к исполнению молитвенных правил, хотя сам все свое свободное время отдавал молитве. Также и жена его Елизавета, если выдавалось свободное время, спешила в храм. Дети о. Иоанна с удовольствием играли, лишь один Александр не принимал в играх участия. Он рос тихим, скромным, послушным и никогда не преступал воли родителей. Пока братья и сестры играли, он запирался в комнате отца и молился. Когда братья начинали шуметь, он выходил и останавливал их: "так нельзя, потише, пожалуйста".

Он не был от природы угрюмого нрава, но сердце его было расположено подражать древним подвижникам, для которых смех был выражением дерзости и греховной нечистоты. Он хотел быть священником.

В 1911 году окончил Рижскую духовную семинарию первым студентом[246], в 1915 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, с причислением к первому разряду и предоставлением им права на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний[247].

С началом первой мировой войны о. Иоанн переехал вместе с семьей в Нижний Новгород, куда к нему после окончания академии приехал сын Александр и поступил преподавателем в Нижегородскую семинарию.

Наступил 1917 год, для Православной Церкви пришел час испытаний. Александр стал просить отца благословить его на монашеский подвиг. Отец Иоанн сомневался, выдержит ли Александр крест иночества в такое мятежное время, когда все церковное попирается и уничтожается. Помолившись, отец благословил его ехать в Троице-Сергиеву Лавру. Постриг он принял с именем преподобного Александра Свирского и вскоре был рукоположен в священный сан.

В 1918 году нижегородские власти арестовали о. Иоанна. Полгода пробыл он в заключении, заболел, был отпущен и пришел домой едва живым. После освобождения о. Иоанн стал служить в селе Лысково, и вскоре к нему приехал его сын.

Некоторое время отец и сын служили вместе, пока в 1923 году иеромонах Александр не был вызван в Москву для принятия архиерейского сана. 23 августа 1923 года он был хиротонисан во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии.

Во время его отсутствия о. Иоанн тяжело заболел воспалением легких. Зная, что умирает, он ждал сына, чтобы тот напутствовал его перед смертью. И как прежде, так и теперь, владыка Александр спешил исполнить пожелание отца. Владыка прибыл накануне его смерти. Отец Иоанн был в сознании, и владыка долго беседовал с ним, а затем напутствовал его Святыми Тайнами.

Первой службой вступившего на кафедру епископа была заупокойная всенощная и литургия по новопреставленному отцу. Похоронили о. Иоанна рядом с храмом, где он служил.

Не напрасно Александр был облечен саном. Он был прекрасным проповедником и добрым наставником. Сам более всего почитавший монашеское житие, многоскорбно собирая в душу тепло благодати, он в этом духе наставлял и своих духовных чад. Некоторых он посылал в Дивеево[248], а затем, если они выказывали расположение к иноческой жизни, давал на то свое благословение. Служил он в Желтоводском Макарьевском монастыре. Часто ездил помолиться в монастырь Старые Мары[249], где была чтимая икона Троеручицы. В Лыскове его посещал епископ Варнава (Беляев), принявший к тому времени подвиг юродства.

В Макарьеве владыка Александр организовал преподавание Закона Божия детям десяти-тринадцати лет. Продолжалось это около года, а затем было запрещено властями.

В сентябре 1927 года на шестьдесят втором году жизни тяжело заболела мать святителя. Владыка ухаживал за ней и присутствовал при ее кончине.

В 1929 году, в день памяти Архистратига Божия Михаила, власти арестовали епископа Александра и отправили в нижегородскую тюрьму, где собрано было тогда почти все нижегородское духовенство.

На допросе у следователя епископ Александр отвечал:

- Проповеди я говорю каждое воскресенье на темы Священного Писания... и иногда в защиту религиозных истин, оспариваемых современниками. Произнесение проповедей и выступление в защиту истины вызывалось стремлением найти истину в вопросах, соприкасающихся с религией, в которых я предоставлял доказательства учения православно-христианского по этим вопросам... Иногда выступал в проповедях против безбожия.

Ответы епископа вызвали, по-видимому, недоумение у следователя, и на следующий день владыка написал пояснение: "вопросами, оспариваемыми современниками, я назвал в своих показаниях вопросы христианской апологетики, а именно: о конечности мира, происхождении человека через творение его Богом, об исторической действительности христианства, о бессмертии души. А вопросами, соприкасающимися с религией, я назвал научные теории, касающиеся перечисленных выше истин религии. Целью, с которой я говорил такие проповеди, было найти истину в научных теориях и доказать пасомым правильность православно-христианского вероучения в этих вопросах. Вопросов политической, общественной и социальной жизни я в своих проповедях не касаюсь".

В тюрьме ему обещали свободу, если он перестанет говорить проповеди. Он отказался, был помещен в камеру к священникам. Истинный молитвенник и подвижник, он и здесь подолгу молился, понуждая к истовой и неленивой молитве и всех насельников камеры, многие из которых, попав в тесные обстоятельства тюрьмы ГПУ, начали уже унывать.

После ареста епископа его сестра Елизавета ездила в Москву к прокурору Вышинскому - хлопотать о брате, чтобы его или освободили, или отправили в ссылку за свой счет, так как у него больное сердце.

- Вы не по адресу обратились,- отвечал Вышинский, - вам нужно обращаться в Красный Крест. Что касается заключения, то владыка Александр арестован за проповеди и будет отправлен на три года в Соловки.

11 января 1929 года следствие было закончено. Епископа обвинили в том, что он "как идейный противник Советской власти, путем произнесения проповедей с антисоветским уклоном, прививал свои контрреволюционные убеждения населению и в единоличных беседах вел откровенную антисоветскую пропаганду на темы "о бесчинстве коммунистов-безбожников..." Имея преданных ему монахов и монахинь... Давал им указания, как бороться с безбожниками... рассылал их по селам и деревням как миссионеров, не останавливаясь перед открытой борьбой с культурными учреждениями государства[250]... Руководствуясь положением об органах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концлагерь, утвержденного ВЦИКом от 28/1 II-24 года и объявленного в приказе ОГПУ за № 172 от 2/IV-24 года... дело... передать в Особое Совещание... для вынесения приговора во внесудебном порядке..."

26 апреля 1929 года Особое Совещание приговорило епископа к трем годам заключения в концлагерь, которое он должен был отбывать в соответствии с приказом по ОГПУ относительно мест содержания духовенства - на

Соловках.

В Соловецком лагере епископ работал сначала сторожем, а затем бухгалтером.

Когда закончился срок заключения, власти в Нижегородскую епархию его не пустили. 31 декабря 1931 года был назначен епископом Болховским, викарием Орловской епархии. 27 июля 1932 года получил назначение в Орел, куда прибыл в день памяти Архистратига Божия Михаила. В Орле он был возведен в сан архиепископа.

Церковь тогда подвергалась беспощадным гонениям, православных арестовывали и расстреливали. Посещать храмы становилось опасным, это рассматривалось как государственное преступление. Страх быть арестованным охватывал все больше людей. Церкви пустели. Владыка стал проповедовать, и храмы начали заполняться народом.

Видя оживление религиозной жизни в городе, чекисты стали подыскивать обвинение против архиепископа. Однажды под вечер к нему пришел человек и сказал, что власти решили обвинить архиепископа в поджогах в городе. Уже есть лжесвидетели, все обвинение готово. Если он в эту ночь не уедет, то будет арестован. Архиепископ уехал в Нижегородскую область и поселился в селе Семеновском, где прожил полгода.

С 30 сентября 1935 значился архиепископом Курским, но в Курск не поехал.

18 марта 1936 года назначен архиепископом Ржевским, викарием Тверской епархии.

C 18 июня 1936 г. по сентябрь 1936 г. - архиепископ Тульский

В конце 1936 года владыка получил назначение в Семипалатинск.

Архиерейские кафедры пустели, архиереев одного за другим поглощали тюрьмы.

Сестра Елизавета писала ему в Семипалатинск:

- Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, пересидишь.

- Как бы я вас ни любил, - отвечал архиепископ,- но я не для того взял посох, чтобы его оставить.

Священномученик Александр (Щукин)

В августе 1937 года архиепископ был арестован. Он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей ареста. Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий давали любые показания. Архиепископ держался мужественно, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации - архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о знакомых, он отказался их называть. Показаний не набралось ни на один протокол допроса, а сроки, отпущенные следователям, подходили к концу. В самый день постановления Тройки УНКВД 28 октября 1937 года следователь Барабанщиков провел последний допрос.

- Вы являетесь членом и руководителем церковной контрреволюционной шпионской организации. Дайте показания...

- Членом контрреволюционной организации я никогда не являлся и в этом обвинении виновным себя не признаю,- отвечал архиепископ.

- Вы лжете. Вы давали установки руководителям филиалов контрреволюционной организации в развертывании контрреволюционной работы...

- Никаких установок по развертыванию контрреволюционной работы я не давал.

- Как член контрреволюционной организации вы проводили активную контрреволюционную агитацию среди населения, прекратите запирательство и дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности.

- Никакой контрреволюционной агитации я среди населения не проводил и в этом виновным себя не признаю,- спокойно ответил владыка.

Все это следователь вынужден был записать. В тот же день архиепископ был приговорен к расстрелу.

Через два дня, 30 октября 1937 года, архиепископ Александр был расстрелян.

Всем близким, кто интересовался судьбой владыки, власти отвечали, что он сослан на десять лет без права переписки, а через десять лет ответили без уточнения места и времени, что он умер в лагере.

Священник Казанского храма в Лыскове объявил, что будет отпевание скончавшегося в заключении архиепископа Александра Щукина. Многие помнили святителя, и народу собралось такое множество, что храм не мог вместить всех желающих. Большая часть пришедших стояла на улице. Послушница Анна сделала небольшой гроб, туда положила четки святителя, крест и Евангелие. После отпевания народ молитвенно попрощался с архиепископом, а затем состоялся крестный ход вокруг храма. Впереди, подняв гроб на плечо, шел священник, а хор и весь народ пели: "Волною морскою..."

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания

Использованные материалы

· Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 1. - Тверь: "Булат", 1992 год,

стр. 155-160.

    • http://www.fond.ru/book/book1/1-17.htm

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1Павел и Силуан и Тимофей - церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

2Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, 3непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, 4зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; 5потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.

6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, 7так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.

8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.

9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному 10и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

И снова апостол начинает не с обличений, а с похвал, хваля усердие паствы в соблюдении заповедей Евангелия. В послании к Филиппийцам он пишет: «вы сияете, как светила среди рода… развращенного». И здесь апостол хвалит паству, что их жизнь действует на окружающих лучше всякой проповеди. В древности так и было. Христианин мог жить тихо, никому не проповедуя о Христе, но одна его жизнь, даже проводимая в молчании, поражала окружающих, многих приводя к Богу. К этому нас призывает сам Господь: «так да светит свет ваш пред людьми, да видят ваши добрые дела и прославляют Отца вашего Небесного». Речь не о том, чтобы специально добиваться внешнего благочестия ради того, чтобы поражать окружающих. Это гибельный путь. Так жили фарисеи, которых так много осуждал Господь. Если внутреннее состояние души не соответствует внешнему образу, то как бы человек ни притворялся, а истина всегда в конце концов вылезает наружу и тогда… лицемер бывает посрамлен. Речь о том, чтобы на самом деле жить так. Мы же далеки от этого…. Именно поэтому успехи нашей проповеди столь скромны, а наши храмы – пусты. Речь я веду не о священстве (это дело правящего архиерея, который и без меня много их наставляет и даже ругает), а о нас самих. Нам эти похвалы читаются, чтобы мы не забывали о том, как мы должны жить. Научи мя, Господи, творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой!

Евангелие (от Луки): 1Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, 2и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.

3И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; 4и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. 5А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.

6Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

7Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; 8другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.

9И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.

10Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.

11Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.

12День же начал склоняться к вечеру. || И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.

13Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?

14Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.

15И сделали так, и рассадили всех.

16Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

17И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.

18В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

19Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.

20Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.

21Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, 22сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.

27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

28После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.

29И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.

30И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; 31явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.

32Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.

33И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии,- не зная, что́ говорил.

34Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.

35И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.

36Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.

37В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.

38Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: 39его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.

40Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.

41Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.

42Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

43И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: 44вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.

45Но они не поняли сло́ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.

Итак, на вопрос Христа о том, кем считают Его ученики, Петр исповедует Его Христом. В этом Евангелии этот момент урезан, особенно слова о том, как Господь называет его камнем, давая обетование, что на камне его веры Он создаст Церковь.… И тут же Он говорит о том, что пришел не ради славы и всего того, что приписывали Ему иудейские толкователи писания, ища не Спасителя от грехов, а земного царя, но пришел пострадать ради человечества.… Тот же Петр, как добавляют другие Евангелия, противоречит Ему, дескать, будь милостив к себе, да не будет этого с Тобой. Однако Господь обличает его, давая понять, что тот не понимает сути его служения, впрочем, через него обращаясь ко все тому же духу злобы, который внушил Петру такие слова, дабы снова искушать Христа, как он искушал его в пустыне перед началом его служения. А после этого обличения Он обращается и ко всем, так как, возможно, такой же протест был и в умах прочих. Сказанные же Христом слова о том, что желающий идти за Ним должен отвергнуть себя и «взять крест», для многих является соблазном и камнем преткновения. Но склонному ко греху человеку неизбежно приходится от чего-то отказываться, желая последовать за Христом, идти по пути следования заповедям Его. Отвергать приходится свое самолюбие, свою гордость и греховные влечения.… Тот, кто делает это, идет правильным путем, тот же, кто желает идти, при этом…. не желая расставаться со своими страстями и влечениями, недостоин Христа, как Он сказал в другом месте. Еще больше преткновения вызывает слова о взятии на себя «креста». Речи, разумеется, нет о том, что человек обязан где-то распинаться, но вот, апостол Павел, говоря о борьбе со страстями, употребляет слова «плоть распять со страстями и похотями». Хлесткая и емкая фраза, отражающая тяжесть борьбы с греховными влечениями. Свою самость и правда приходится распинать, бороться с влечениями склонного ко греху человеческого естества, отсекая их. Эта война проходит через всю жизнь христиан и является частью служения христиан, так как человек должен, прежде всего, исполнять слова Евангелия сам, а уж потом говорить об этом другим. Впрочем, хоть суть служения христиан – одна, но служение каждого имеет свои особенности, в зависимости от данных ему способностей и вверенного ему служения. Это – тоже крест христианина. Разумеется, эти слова – повод задуматься о том, как мы все это исполняем…. Если же мы это не исполняем, то проблемы это создает только нам (увы, мне)…. Исполняя же служение это, человек должен помнить, что для живущего во зле мира наша вера – безумие, а потому подчас рождает противодействие мира, подчас гонения. И здесь снова перед человеком возникает выбор – идет ли он за Христом, либо снова делает уступку своему естеству. Это часто требует настоящего мужества и подчас человеку одному не одолеть противодействие, но верный Богу – верен во всем, а с помощью Божией человек может одолеть и это. И потому противодействие этому сопротивлению является частью служения христиан. У христиан часто возникает выбор между верностью Богу и хорошими отношениями с людьми и здесь желающий сохранить отношения с людьми (что в иные времена (а в некоторых районах мира – и сегодня) означало – сохранить жизнь), отступает от Бога, выбор же верности Богу часто означает проблемы с отношениями с людьми. В этом смысле, действительно, желающий спасти жизнь, губит свою душу, а жертвующий жизнью ради Бога – спасает душу. Заканчивается цитируемый отрывок словами о неких из учеников, которые увидят Царство Божие еще до смерти. Какие только мнения не высказываются на этот счет! Однако, толкователи, вроде святителя Григория Паламы или святителя Иоанна Златоуста однозначно пишут, что речь идет о Преображении Господнем, когда Господь откроет частичку своей Божественной славы…

Среда 31 октября.

В этот день число праздников относительно невелико. Самым торжественным из них является полиелейный праздник апостола и Евангелиста Луки. Также в этот день отмечается обретение мощей преподобного Иосифа Волоцкого. Отдельно стоит упомянуть праздник преставления великомученицы Златы Могленской. Ее житие помещено в подборке статей за 26 октября, когда отмечался праздник чуда ее явления в Скопье, связанного с победой сербов над турками, так что повторять ее житие здесь не буду.

Апостол и евангелист Лука

Дни памяти: 4 / 17 Января (70 ап.), 22 Апреля / 5 Мая, 20 Июня / 3 Июля, 18 / 31 Октября

Святой Апостол и Евангелист Лука Сошествие в ад Святой Первоверховный Апостол Петр

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 - 3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Сошествие Святого Духа на апостолов

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю[251], Ливию, Египет и Фиваиду[252]. В городе Фивы (имеется в виду город в Греции, чуть севернее Коринфского перешейка, разделяющий основную часть Балкан от Пелопоннеса) он мученически окончил земной путь. Существует предание, что святого Луку распяли на масличном дереве. При этом Иулий Африкан не говорит о мученической кончине, а лишь указывает что святой Лука умер в возрасте семидесяти четырех лет, "исполненный Духа Святого".

Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 - 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения,

совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 - 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 - 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

Тропарь Луке, евангелисту

Апостольских деяний сказателя /и Евангелия Христова светла списателя, /
Луку препётаго, славна суща Христове Церкви, /песньми священными святаго апостола похвалим, /яко врача суща, человеческия немощи, /естества недуги и язи душ исцеляюща /
и молящася непрестанно за души наша.

Мученик Марин Тарсийский

День памяти: 18 / 31 Октября

Преподобный Иосиф Волоцкий

Святой мученик Марин происходил из Киликии[253] (Малая Азия). За исповедание веры во Христа старец был подвергнут жестоким пыткам, а затем умерщвлен по приказанию Лисия, правителя Тарса[254], во время правления императора Диоклетиана (284 - 305).

Преподобный Иосиф Волоцкий

Дни памяти: 9 / 22 Сентября (преставление), 18 / 31 Октября (Обретение мощей).

Преподобный Иосиф Волоцкий, в миру Иоанн Санин, родился 14 / 27 ноября 1440 года (по другим данным - 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря[255] Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году - все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Позднее, часто, не имея в келлии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.

Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь. Благодаря чтению и изучению Священного Писания и творений святых отцов, он постоянно пребывал в Богомыслии. Как замечает жизнеописатель, он "зело ненавиде сквернословия и кощун, и смех бесчинный от младых лет".

В двадцать лет Иоанн избирает путь иноческих подвигов и, оставив родительский дом, уходит в пустынь, что была близ Тверского Саввина монастыря[256], к известному старцу, строгому аскету-подвижнику

Варсонофию. Но монастырские правила показались юному подвижнику недостаточно строгими. По благословению старца Варсонофия, он уходит в Боровск[257], к преподобному Пафнутию Боровскому, постриженику старца Высоцкого монастыря[258] Никиты, ученика преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Простота жизни святого старца, труды, которые он разделял со своей братией, и строгое исполнение монастырского устава соответствовали настроению души Иоанна. Преподобный Пафнутий с любовью принял прибывшего к нему юного подвижника и 13 / 26 февраля 1460 года постриг его в иночество с именем Иосиф. Так осуществилось самое большое желание Иоанна. С усердием и любовью нес молодой инок возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице; последнее послушание преподобный Иосиф исполнял с особенным тщанием, "питая и напояя больных, поднимая и постели устрояя, яко сам боля и чисте всем работая, яко Христови Самому служа". Великие духовные способности юного инока проявлялись в церковном чтении и пении. Он был одарен музыкально и владел голосом так, что "в церковных песнопениях и чтении толик бе, якоже ластовица и славий доброгласный, услажаше слухи послушающих, якоже ин никтоже нигде-же". Преподобный Пафнутий вскоре поставил Иосифа экклесиархом в церкви (ответственным за богослужение), чтобы он наблюдал за исполнением церковного устава.

Пафнутий Боровский Успение Богородицы   святитель Гурий Казанский

Около восемнадцати лет провел Иосиф в монастыре преподобного Пафнутия. Суровый подвиг иноческих послушаний под непосредственным руководством опытного игумена явился для него прекрасной духовной школой, воспитавшей в нем будущего искусного наставника и руководителя монастырской жизни. По кончине преподобного Пафнутия (+ 1 / 14 мая 1477 года) Иосиф был рукоположен во иеромонаха и, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен игуменом Боровского монастыря.

Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского[259] монастырей. Однако это встретило сильное противодействие со стороны большинства братии. Лишь семеро благочестивых иноков были единомысленны с игуменом. Преподобный Иосиф решил обойти русские общежительные монастыри, чтобы исследовать наилучшее устроение иноческой жизни. Вместе со старцем Герасимом он прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь, который представлял собой образец строгого подвижничества на началах общежительного устава. Знакомство с жизнью монастырей укрепило взгляды преподобного Иосифа. Но, возвратившись по воле князя в Боровский монастырь, преподобный Иосиф встретил прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав. Тогда, решив основать новую обитель со строгим общежительным уставом, он с семью иноками-единомышленниками отправился в Волоколамск, в родные, с детства известные ему леса.

В Волоколамске в то время княжил благочестивый брат великого князя Иоанна III Борис Васильевич. Наслышанный о добродетельной жизни великого подвижника Иосифа, он радушно принял его и разрешил поселиться в пределах своего княжества при слиянии рек Струги и Сестры. Избрание этого места сопровождалось знаменательным явлением: налетевшая буря повалила лес на глазах изумленных путников, как бы расчищая место для будущей обители. Именно здесь в июне 1479 года подвижники воздвигли крест и заложили деревянную церковь в честь Успения Богоматери, освященную 15 / 28 августа 1479 года. Этот день и год вошли в историю как дата основания обители Успения Пресвятой Богородицы на Волоке Ламском, называемой впоследствии именем святого его основателя. Довольно скоро монастырь был отстроен. Много трудов положил при строительстве обители сам ее основатель. "Он был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил бревна, рубил и пилил". Днем трудясь со всеми на монастырском строительстве, ночи он проводил в уединенной келейной молитве, всегда памятуя, что "похоти ленивого убивают" (Притч. 21, 25). Добрая слава о новом подвижнике привлекала к нему учеников. Число иноков скоро увеличилось до ста человек, и авва Иосиф во всем старался быть примером для своих иноков. Проповедуя во всем воздержание и умеренность, он внешне ничем не отличался от других - простое, холодное рубище было постоянной его одеждой, лапти из древесных лык служили ему обувью. Он прежде всех являлся в церковь, читал и пел на клиросе наряду с другими, говорил поучения и последним выходил из церкви. Ночами святой игумен обходил монастырь и келлии, оберегая покой и молитвенное трезвение вверенной ему Богом братии; если доводилось ему услышать праздную беседу, он стуком в дверь извещал о своем присутствии и скромно удалялся.

Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им "Уставу", которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь: "и в хождении, и в словесех, и в делех". Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келлию, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Иисусова не сходила с их уст. Праздность рассматривалась аввой Иосифом как главное орудие диавольского прельщения. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания. Много занимались в обители перепиской Богослужебных и святоотеческих книг, так что вскоре волоколамское книжное собрание стало одним из лучших среди русских монастырских библиотек.

С каждым годом оби<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.