СИКОРСКИЙ Игорь Иванович «ОТЧЕ НАШ». — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

СИКОРСКИЙ Игорь Иванович «ОТЧЕ НАШ».

2022-10-03 32
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович «ОТЧЕ НАШ». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СИКОРСКИЙ Игорь Иванович «ОТЧЕ НАШ».

(Размышления о Молитве Господней).

Перевод c английского Филиппа Кокоши.

Коротко об авторе.

И.И. Сикорский родился в Киеве, в России. Один из основоположников мировой авиации. Работал в России до 1918 года, затем в Европе и Америке. Создатель первых тяжелых многомоторных самолетов (в России), гидросамолетов универсального назначения, вертолетов (в США). Его достижения в авиации во многом повлияли на ход Второй Мировой Войны. При помощи новаторских разработок он установил множество мировых рекордов в авиации. Он известен как необычный человек; гений с огромными врожденными способностями и высокой духовностью. Он представляет тип ученого, великого изобретателя, которого интересовало всё: история, философия, физика, богословие.

http://www.sikorskyarchives.com.

Посвящается

Елизавете Сикорской.

Предисловие.

ОТЧЕ НАШ, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого: ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь (Матф. 6:9-13).

С НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЕН люди связывали солнце и звезды непосредственно или образно с идеей Божественного провидения. Свет и жизнь, исходящие от солнца, равно как и безмолвная и таинственная красота звезд, казалось, олицетворяют саму волю Божью и пути ее осуществления. Тысячелетиями человечество пыталось понять и растолковать это высшее творение. Ребенок или первобытный человек поняли бы его по-своему и были бы поражены той спокойной простотой, за которой он мог чувствовать торжественное и таинственное величие. У современного человека, когда-либо размышлявшего об этом, возникает аналогичное чувство изумления, которое, однако, сопряжено с преклонением перед необъятностью, красотой, блистательностью и динамичностью материальной вселенной, созданной Богом.

Вышеописанные идеи несколько напоминают мысли, вызванные в моем сознании Молитвой Господней касательно невидимой реальности духовной вселенной. Несколько коротких предложений, состоящих из всего лишь шестидесяти четырех слов (в русском Синодальном переводе), очень просты и понятны даже маленькому ребенку. Но если начать детально изучать и анализировать их, то постепенно проступает заключенные в этих строках величие и глубина. Появляется понимание того, что Молитва Господня не только заключает в себе все, о чем человек должен просить Создателя, но и косвенно проливает свет на некоторые тайны относительно значения нашей жизни, также как и нашего отношения к Богу и вселенной.

Помимо того, что эта молитва является основной для чтения в церкви и дома, Молитва Господня имеет особенное предназначение для каждого отдельного человека и должна произносится наедине с собой. Стих, предшествующий тексту Молитвы, гласит (Матф. 6:6):

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне…

Эти слова как нельзя лучше подчеркивают то, что по крайней мере иногда человек должен остаться в полном одиночестве и отгородить себя от внешней суеты, посылая это духовное послание непосредственно Создателю Вселенной.

Серьезно приняв это наставление, я в определенный момент моей жизни начал детально изучать и анализировать текст Молитвы, чтобы как можно глубже понять весь смысл произносимых мною строк. Часто, гуляя один по лесам или взбираясь на горы, я размышлял над этой великой молитвой, пока не начал понимать, что помимо прямого значения нескольких внешне простых фраз, Молитва также заключает в себе очень обширный и глубокий смысл.

В нижеследующей статье я постарался выделить некоторые личные соображения и заключения касательно этой темы.

Молитва Господня.

Современная электроинженерия разработала способ передачи нескольких сообщений разного содержания в одно и то же время по одному кабелю. Подобным способом Основатель Христианства, помимо красоты и точности речи, обладал замечательной способностью в одном предложении выразить очень многое, когда это было необходимо. Чтобы проиллюстрировать это, мы рассмотрим события, которые предшествовали Притче о Винограднике (Лук. 20:1-8[1]).

Приближался трагический конец земной жизни Христа, конфликт между Ним и Его противниками достиг апогея, и они использовали любые возможности, чтобы дискредитировать Его и, если возможно, обвинить в ереси. Однажды, когда Он проповедовал в Храме, Первосвященники и Старейшины подошли к Нему и задали вопрос, какой властью Он это делает и кто дал Ему такую власть.

Нападение было умно и, вероятно, хорошо спланировано. Оно случилось именно на территории Храма, где противники Христа чувствовали себя хозяевами, обладающими правом потребовать доказательство того, что человек, проповедующий в храме, делает это по воле Всевышнего. Единственным убедительным доказательством для собравшихся было бы какое-нибудь показательное чудо. Моисей мог повелеть водам Красного моря расступиться, чтобы перейти на другой берег, он мог сделать даже так, что земля раскрывалась и поглощала людей, которые осмелились подвергнуть сомнению его могущество; Иисус Навин мог остановить солнце посреди неба, и т.д. Эти и другие подобные истории расценивались людьми тех времен как настоящие чудеса, и считалось само собой разумеющимся, что такие чудеса действительно случались, если истинный посланец Небес нуждался в подтверждении своих полномочий.

Первосвященники уже поняли, что Христос никогда не использовал Свои удивительные способности для демонстрации личной авторитетности и значимости. Поэтому они полагали, что Он или вовсе не ответит на их вопрос, или должен будет вступить в богословский спор с умными и искушенными оппонентами перед несведущей толпой, что могло дать врагам Христа возможность дискредитировать и осудить Его. Этот план, однако, не сработал. Христос не стал использовать Свое сверхъестественное могущество, и тем не менее Ему удалось единственной фразой и доказать свою правоту, и поставить в тупик оппонентов — так, что они не отважились даже продолжить дискуссию. Этот ответ, сформулированный в форме вопроса, был следующим:

Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? ” (Матф. 21:25; Лук. 20:4).

Это изречение включало в себя и полный ответ на вопрос первосвященников и имело три значения, передающих три различных направления развития конфликтной ситуации:

Первое значение — Христос упомянул имя Свидетеля Его славы, честность и авторитет которого никто не смел оспаривать. Иоанна Крестителя, которого к тому времени уже не было в живых, жители Иерусалима почитали Пророком и все знали, что он сам ставил Христа выше себя.

Второе значение — некоторые из людей, готовых слушать и принять Христа, возможно была обеспокоены критичностью и недоверием первосвященников. Ответ Его предоставил им случай, когда человек, доказавший своей жизнью и смертью что он был пророк, все еще не признан священниками.

Третье значение — противники Христа начали этот разговор, чтобы найти повод для обвинения. Простой вопросительной фразой Иисус Христос заставил их дать ответ, который полностью изменил сложившуюся ситуацию. Что касается Иоанна Крестителя, то это было обязанностью Учителей закона и священников сделать выбор — или признать его как пророка, или же предать анафеме как самозванца. Если бы они были неспособны найти различие, или если бы просто побоялись правды — в любом случае станет ясно, что они не заслуживали того, чтобы быть духовными наставниками людей..

Иисус Христос много раз обнаруживал способность вкладывать в короткие высказывания глубокий смысл. Такие выражения как “ Отдавайте кесарю кесарево... ” или “ Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень... ” настолько общеизвестны, что употребляются даже людьми неверующими. Следовательно, можно предположить, что в Молитве, которая является одной из наиболее значимых частей всего Евангелия, воплощены глубокие по смыслу и важные положения. Фактически, в этом нельзя усомниться.

В отношении Молитвы Господней, я — фундаменталист, готовый воспринять каждое слово и предложение в их прямом и полном значении. Историческое свидетельство не подвергает сомнению личность Автора Молитвы. Даже если представить, что по какой-то причине Молитва не была бы записана в подлинном Евангелии, но попала бы к людям из какого-нибудь неясного и ненадежного источника, я уверен, что многие чуткие и мыслящие христиане безошибочно узнали бы Автора по ее чрезвычайной духовной ценности и силе. Поэтому, наше восприятие Молитвы, как человеческого или сверхчеловеческого происхождения, попросту следует из того, как мы воспринимаем ее Автора. И мы правы, как понимая каждое слово и каждое предложение Молитвы в наиболее прямом и точном значении, так и стараясь глубже вникнуть в скрытый в этих словах смысл.

Универсальная и выдающаяся значимость Молитвы хорошо известна. Ежедневно сотни миллионов людей произносят ее. Для многих Молитва Господня, возможно, является их главной связью с религией. Для людей гонимых или преследуемых, у которых нет Библии и возможности получить поддержку духовного наставника, с детства запомнившаяся Молитва может стать единственным каналом, связующим их с Богом.

Ввиду этих фактов, мы можем легко понять, для чего Автор придал Молитве такое обширное и возвышенное значение, не только включающее все, о чем человек может попросить Бога, но также и косвенно раскрывающее несколько главных истин о Самом Всевышнем, о человеке и его значении во вселенной.

Молитва Господня составлена так, чтобы не только быть понятной даже ребенку, но и удовлетворять духовные потребности и направлять самых ученных и мудрых людей до конца времен.

В тексте Молитвы мы находим тщательно подобранные слова и выражения, позволяющие передать истинное ее значение, невзирая на особенности перевода на разные языки и влияние времени. Например, такие слова как “судья” и “деспот” могут иметь разное значение в различный период истории и при переводе на разные языки.

Но в Молитве Господней мы видим, что слова и предложения подобраны таким способом, что их первоначальное значение сохраняется, на какие бы языки они ни были переведены. Такие слова как отец, царство, воля, хлеб, искушение, земля и т. д. во всех языках мира сохраняют неизменное значение в разные исторические периоды. Однако некоторые понятия, а конкретно “небеса” и “зло”, олицетворяют предметы, насчет которых существует большое количество мнений и идей. Но это противоречие подчеркивается не использованием каких-либо специфических слов или выражений, а глубоко таинственным и загадочным характером предметов, обозначенных вышеуказанными понятиями.

Значение некоторых выражений Молитвы Господней значительно расширилось во многом благодаря современной науке. И я, конечно, твердо уверен, что это правильное развитие и расширение идей, которые всегда выражались таинственно-могущественными словами Молитвы.

Необходимо разъяснить, в каком контексте здесь упоминается слово ”наука”. В прошлом, а иногда даже и в наше время, предпринимались попытки дискредитировать естествознание вообще, так как новейшие теории естествознания якобы противоречат тому, что упоминается в Бытии и других книгах Ветхого Завета. В то время как такие тенденции замедляют научный прогресс, в настоящее время они весьма прискорбны, так как действительно вредят религии, отождествляя ее с невежеством. Не касаясь обсуждения так называемого конфликта между наукой и религией, или, точнее, богословием, я только упомяну, что среди самых первых людей, увидевших и принявших Христа были и богатые иноземные ученые мудрецы и астрономы. Они первыми узнали Христа и поклонились Ему, а также оказали материальную помощь Святому Семейству, потому что их ценные подарки, несомненно, помогли Иосифу уехать в Египет, что спасло жизнь маленькому Христу. В то время, как прямой смысл Вифлеемской Звезды возможно никогда не станет известным, символическое значение его ясно и важно. Оно как бы утверждает, что естественная наука ведет людей к Богу и Христу.

Известно, что большинство ранних Христиан не интересовались естественной наукой. Причина этого понятна. Большинство людей того времени было убеждено, что Земля была самым важным телом и основой вселенной, а солнце и звезды — лишь придатки Земли. Ранние христиане верили, что очень скоро Земля погибнет, возможно во время их жизни или вскоре после их ухода из нее. Последствие этой катастрофы — появление новой Земли, что для них означало фактически появление новой вселенной. Наши современные представления по этому вопросу сильно отличаются от идей раннего христианства. Вселенная, в которой Земля всего лишь маленькая пылинка, — громадна, величественна и красива. Она существует на протяжении многих миллиардов лет и, вероятно, ее будущее существование определяется аналогичным порядком исчисления времени. Гибель планеты Земля от огненного дождя — страшная катастрофа, предсказанная в Новом Завете — за пределами Солнечной системы будет расценена, как простой случай, не имеющий особого значения. Можно не сомневаться в том, что огромная, величественная и загадочная вселенная останется на многие миллионы лет свидетельством могущества и мудрости ее Создателя. Не без определенной цели нам дана удивительная способность к зрению, которая, благодаря специфическим свойствам атмосферы, позволяет наблюдать и изучать небесные тела. И в то время как любой здравомыслящий человек восхищен просто величественностью и красотой Вселенной, человека верующего и богобоязненного помимо этого восхищает величие и могущество ее Создателя.

Пожилой, всеми уважаемый преподаватель военно-морской академии, где я учился, однажды задал мне вопрос, читал ли я с книги, написанные моим отцом, и добавил при этом, что сын должен интересоваться делами своего отца. Я считаю, что это мудрое высказывание применимо и к верующему человеку, считающему Создателя Вселенной своим Небесным Отцом. Что бы мы подумали о сыне Рафаэля или Шекспира, если он был, если бы его не интересовали работы отца? Или что бы мы сказали об исследователе, который, рассказывая нам о Томасе Эдисоне, опирался бы только на биографические данные, расценивая при этом творческую работу Эдисона как что-то незначительное, не заслуживающее интереса? Причина приведенных сравнений при обсуждении темы, связанной с религией, будет видна позже.

Анализируя структуру Молитвы Господней, в первую очередь мы отметим ее законченную симметричную композицию, способствующую легкому запоминанию Молитвы. Ребенок запоминает стихи легче, чем прозу, даже если он не видит различий между ними. Стихотворная форма была бы неуместна для молитвы из-за глубокой серьезности предмета и необходимости перевода ее на множество языков, но красивая симметрия законченной математической формулы несомненно налицо.

В следующей таблице легко выделяются несколько интересных фактов о ее структуре:

Отче Наш Сущий на Небесах! (обращение)
1. Да святится имя Твое.

Первая часть Молитвы касается в основном конечной цели существования человека, судьбы человечества по отношению к Богу и вселенной

2. Да приидет Царствие Твое,
3. Да будет воля твоя и на земле, как на небе.
1. Хлеб наш насущный дай нам на сей день.

Вторая часть Молитвы касается в основном материальных и духовных нужд современного периода жизни

2. И прости нам долги наши как и мы прощаем должникам нашим,
3. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого,
ибо Твое есть Царство и сила, и слава, во веки. Аминь. (заключение)

Какое бы значение мы не вкладывали в числа, известно, что 3 и 7 чаще других упоминаются во многих религиях мира. Композиция Молитвы Господней по сути построена на этих числах. Кроме обращения, Молитва состоит из семи предложений, которые в свою очередь составляют две отдельные молитвы по три предложения каждая, и заключение.

Три предложения второй части Молитвы отражают нашу земную жизнь, в то время как остальная часть Молитвы главным образом связана с высшим уровнем неземной жизни. Писатели прошлых лет назвали бы это высшим порядком вечности. Это весьма схоже с современными понятиями, только теперь мы расцениваем вечность не как бесконечную смену столетий, но как жизнь на более высоком ее уровне, вне границ времени.

Анализируя Молитву Господню, мы будем по-прежнему соблюдать деление её на две части и изучать отдельно каждую фразу, пытаясь раскрыть не только её прямое значение, но и скрытый смысл, содержащийся в незабываемых строках этой величайшей из Молитв.

Отче наш, сущий на небесах!

В полной степени понять огромное значение первых двух слов Молитвы нелегко. Практически невозможно найти сочинение, заключающее в себе столь же глубокий смысл, который заключен в этих двух словах.

Выражение “Отче наш” хорошо нам знакомо; часто саму Молитву называют по этим двум словам, и мы привыкли произносить их механически, не понимая их глубокого значения. Многие средневековые и даже некоторые современные религиозные течения не согласны с простым значением этих слов. Согласно их представлениям вступительные слова должны быть следующими: “Наш вечный Правитель и праведный Судья”. Слава Богу, дело обстоит не так!

Слова “Отче наш” определяют и объясняют отношения между Богом и человеком, сравнивая их с отношениями между членами семьи. Чувство доверия и ярчайшей надежды возникает в сердце каждого, кто понимает всю полноту и значимость этих слов.

Как правило, хороший отец желает своим детям только добра. В общем, он обеспечивает своих детей всем, что нужно для нормальной жизни и развития, обычно совершенно бескорыстно. Когда нужно, отец может наказать своего ребенка для того, чтобы исправить его характер и личность, но никогда он не будет наказывать его, если считает, что наказание не принесет пользы, а лишь причинит ребенку боль. Самое ужасное наказание, которое отец может применить, — независимо от того, в чем провинился его ребенок — отказаться от своего согрешившего отпрыска и приказать ему уйти и никогда не возвращаться.

Веря и понимая, что даже самый лучший и благородный, но земной, отец несомненно стоит несравненно ниже Отца Небесного, человек духовно умиляется, обращаясь к Создателю и Повелителю Вселенной словами “Отче наш”.

Однако необходимо отметить, что не все люди вправе называться детьми Бога. В Евангелии от Иоанна есть место, где Христос, обращаясь к своим противникам, сказал: “ Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины ” (Иоанн 8:44). Так Он ответил на их уверения, что “ мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога ” (Иоанн 8:41).

Это высказывание весьма интересно, поэтому ему нужно уделить побольше внимания. Значит, некоторые люди вправе считаться детьми Бога, в то время как другие — нет. Несомненно, что помимо этих двух групп людей есть и третья группа, к которой можно отнести большую часть человечества. В качестве примера можно привести Притчу о блудном сыне. Юноша, будучи совершенно свободен и получив свою долю наследства “ пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно ” (Лука 16:13). Логичный вывод этой притчи состоит в том, что, хотя юноша и жил грешно, он не стал сыном дьявола, даже алкоголиком или картежником, в чьей компании он тратил свое время и деньги. Он навсегда остался сыном своего отца, и, покинув дом, только лишил себя его духовной поддержки и сочувствия. В конце концов, впав в отчаяние и беду, осознал свою ошибку, вернулся в родной дом и был встречен отцом, который очень сильно обрадовался и сказал второму своему сыну: “ Брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся ” (Лук. 16:32).

Я не буду задерживаться на этом материале, но в связи с мыслями, возникшими при чтении Молитвы Господней, возникает следующий основной вопрос — может ли быть так, что человек возденет руки к Богу и произнесет “Отче наш”, надеясь и веря, — и все же Молитва не дойдет до Бога? А все потому, что этот человек может оказаться не вправе обращаться к Богу: “Отче наш”? И существует ли какое-то правило или кто может решить, имеет ли право данный человек обращаться к Богу, как Отцу: “Отче наш”?

Касательно этого автор уверен, что:

Ничто лучше не поможет человеку развиваться духовно, чем руководство священника и Церкви. Но никто и ничто на земле не обладает такой властью, чтобы дать человеку право называть Бога своим Отцом или лишить его такого права. Этот вопрос связан с духовными отношениями между Богом и каждым человеком.

Кроме того, некоторые изречения Христа и, более того, Его действия, оправдывают наши самые смелые надежды в этом вопросе. Юноша в притче или женщина, уличенная в грехе, и даже разбойник на кресте, на совести которого возможно были кражи и убийства — все они были прощены Им даже без устного осуждения. Все они заблудившиеся дети Бога, но никак не дьявола.

Но если это так, то кто тогда те несчастные, к которым Иисус Христос обращается с ужасными словами “ Отец ваш диавол… ” Без попыток философского или библейского подхода к проблеме, автор кратко выделит свои личные мысли по этому вопросу.

Среди различных грехов и ошибок, отделяющих человека от Бога можно выделить две основные группы: одна из них включает слабости человека, и вторая — гордые, самолюбивые силы зла. Последняя группа является наиболее серьезной и опасной. Ее можно узнать главным образом по преднамеренной ненависти к Христу и стремлению к оскорблению и поношению его божественной власти. “ Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам ” (Матф. 12:31). Это предупреждение адресовано группе фарисеев, считавших, что Он изгоняет бесов силами зла. Также со словами “ Отец ваш диавол ”, помянутыми ранее, обратился Иисус Христос к людям, сказавшим ему: “ Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? ” (Иоан. 8:48). Потому самая большая опасность для человека связана с намеренной ненавистью, оскорблением и осмеянием божественной силы Христа и его личности. Становится ясно, что такой человек никогда не станет произносить Молитву Господню.

Таким образом, автор искренне уверен, что нет власти, которая давала бы право человеку произносить Молитву или же лишала бы его такого права, да и нет в этом никакой необходимости. Любой человек, искренне и с любовью верящий во Христа, может “ затворить дверь и молиться Отцу, который в тайне ”со счастливой и смелой надеждой, что его духовное послание достигнет своей высшей цели.

Да святится имя Твое.

Торжественное и глубокое значение этой фразы легче воспринимается интуитивно, чем когда оно анализируется словесно. Я полагаю, что хотя она тесно связана с земной жизнью, но все же больше с конечной целью и будущим иным порядком Бытия. Видимо, что фраза заключает в себе глубокий смысл. Имея право обращаться к Создателю Вселенной “Отче”, человек может возомнить о себе более, чем ему дозволено. Эта же короткая фраза, которую человек произносит с благоговением, любовью и по своей воле — как бы присягая перед этой жизнью и вечностью — возвращает его на свое место. Это место гораздо проще и скромнее, нежели небеса, где живут высшие бестелесные существа и — самое главное — Тот, кому человек хочет засвидетельствовать свое почтение, произнося Молитву Господню.

Основываясь на своей логике и интуиции, я твердо верю, что люди, живущие на этой земле ни в коем случае не являются единственными или высшими сознательными существами, произносящими фразу такого рода. В то время как система планет, подобная Солнечной — редкое явление, все же ввиду наличия огромного количества звезд во вселенной едва ли можно сомневаться в том, что, по крайней мере, некоторые из них образуют планетарные системы, и вполне вероятно, что могут быть другие населенные миры помимо нашей земли. В силу того, что религия расценивается не как творение воображения человека, но как высшая действительность, определяемая Божественной Силой, естественно можно смело предположить, что другие разумные существа, духовно просвещенные тем же самым Божьим Провидением и умственно развитые, согласно тем же самым основным законам Вселенной, выразят подобным способом свое почтение их Создателю.

Религиозные учения всех времен утверждают, что помимо материальной жизни есть еще и высшая жизнь, представители которой считаются бестелесными, бессмертными, свободными от всех ограничений и потребностей, связанных с нашей земной жизнью, неподдающимися силе земного тяготения, способными к появлению везде, где они хотят, или мчащимися со скоростью, превышающей скорость молнии. Эти высшие существа, в действительность которых можно только верить, так как их существование ни доказано, ни опровергнуто, — не молятся о пришествии Царства Божьего, так как сами его населяют. Но ощущая и воочию видя великолепие, слаженность и величественность Божественной Вселенной на том уровне мироощущения, который мы себе не можем представить они, конечно, также выражают свое почтение и преданность Создателю, и вероятнее всего, их слова по-человечески звучали бы именно как “ Да святится имя твое ”.

Произнося Молитву Господню, мы мысленно соединяемся со всеми сотнями миллионов Христиан Земли и даже со всем человечеством, потому что всем людям необходимо то, что упоминается в Молитве Господней, даже если многие этого не осознают. Но слова “ Да святится имя твое ” образно стирают границы нашей маленькой планеты. Произнося их, мы ощущаем себя частью огромного сообщества разумных существ различных форм, которые населяют Вселенную и схожих друг с другом тем, что они также выражают почтение и преклонение перед мощью и силой их Создателя и Отца.

Заключение.

В заключение следует сделать краткий обзор всех мыслей и идей, навеянных величайшей из молитв, Молитвой Господней.

Слова обращения являются смелым утверждением, что все мы являемся детьми Бога. Напротив, следующая фраза “ да святится Имя Твое ” отражает скромность, указывая на бесконечную и вечную разницу между смертным человеком и Великим Царем Вселенной, к которому мы обращаемся “Отче Наш”.

Следующие два предложения, а именно “ Да приидет Царствие Твое ” и “ Да будет воля твоя и на земле, как на небе ” снова показывают великую важность этих слов. Они включают любопытный аспект. Если предположить, что с подобными словами обращались бы к какому-нибудь средневековому тирану его смиренные подданные, он бы возмущенно ответил, что его царство будет существовать, и воля его будет исполняться независимо от того, хочет этого дерзкий раб или нет. Но как это ни странно, именно от воли человека зависит будущее пришествие Царства Божьего на землю. Важность и достоинство этого прошения о цели существования земной жизни, посылаемого человеком Царю Вселенной, редко нами осознаются.

Произнося эти смелые и важные слова, человек становится выше всех нужд, амбиций, оскорблений, произвола — всех очевидных проявлений зла. Он вдруг находит решение всем вопросам, его терзавшим, понимает, что процесс его жизни на земле имеет достойную цель. Человек начинает соотносить свои желания и стремления относительно конечной, вечной цели всего процесса создания человечества с Божьей волей. Молясь о приходе Царства справедливости, добра и вечной жизни человек надеется на то, что и ему найдется там достойное место; или же он испытает жестокое разочарование — молиться о приходе Царства Божьего, если человек осужден никогда не увидеть его света.

Как уже было упомянуто, вторая часть Молитвы совершенно отличается и затрагивает насущные нужды и проблемы земной жизни. Предложение о “хлебе нашем насущном” может быть понято как подразумевающее все материальные, интеллектуальные и духовные потребности земной жизни. Просьбы же о “прощении” и “сохранении от искушения” указывают не только на внутреннюю духовную борьбу, но и на то, как в дальнейшем повлияют эти проявления силы воли и страданий на вечную жизнь человека.

Молитва начинается и кончается простым и благоговейным прославлением Божественного Провидения. Как бы отражая весь процесс творения, первое предложение относится только к Богу, “ да святится имя Твое ”, а последнее говорит о “ Царстве и силе и славе ”. Это можно понять, оценив Божественную мудрость и силу, которые создали и контролируют всю материальную и духовную вселенную.

Молитва Господня, созданная, чтобы помогать нам в нашей земной жизни, задумана ее Автором с той целью, чтобы руководить нами в процессе духовного рождения, процессе бурном и драматичном. Когда же этот процесс подойдет к концу — не только на Земле, но и, возможно, на других планетах Вселенной — задача Молитвы в целом будет считаться выполненной. Возможно, что и счастливые представители высшего уровня жизни, воспевая славу и мощь своего Создателя, будут по-прежнему использовать все те же три предложения Молитвы Господней, для которых нет преград ни во времени, ни в пространстве.

Отче Наш, сущий на небесах! Да святится Имя Твое...

Аминь.


[1] В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

 

СИКОРСКИЙ Игорь Иванович «ОТЧЕ НАШ».

(Размышления о Молитве Господней).

Перевод c английского Филиппа Кокоши.

Коротко об авторе.

И.И. Сикорский родился в Киеве, в России. Один из основоположников мировой авиации. Работал в России до 1918 года, затем в Европе и Америке. Создатель первых тяжелых многомоторных самолетов (в России), гидросамолетов универсального назначения, вертолетов (в США). Его достижения в авиации во многом повлияли на ход Второй Мировой Войны. При помощи новаторских разработок он установил множество мировых рекордов в авиации. Он известен как необычный человек; гений с огромными врожденными способностями и высокой духовностью. Он представляет тип ученого, великого изобретателя, которого интересовало всё: история, философия, физика, богословие.

http://www.sikorskyarchives.com.

Посвящается

Елизавете Сикорской.

Предисловие.

ОТЧЕ НАШ, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого: ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь (Матф. 6:9-13).

С НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЕН люди связывали солнце и звезды непосредственно или образно с идеей Божественного провидения. Свет и жизнь, исходящие от солнца, равно как и безмолвная и таинственная красота звезд, казалось, олицетворяют саму волю Божью и пути ее осуществления. Тысячелетиями человечество пыталось понять и растолковать это высшее творение. Ребенок или первобытный человек поняли бы его по-своему и были бы поражены той спокойной простотой, за которой он мог чувствовать торжественное и таинственное величие. У современного человека, когда-либо размышлявшего об этом, возникает аналогичное чувство изумления, которое, однако, сопряжено с преклонением перед необъятностью, красотой, блистательностью и динамичностью материальной вселенной, созданной Богом.

Вышеописанные идеи несколько напоминают мысли, вызванные в моем сознании Молитвой Господней касательно невидимой реальности духовной вселенной. Несколько коротких предложений, состоящих из всего лишь шестидесяти четырех слов (в русском Синодальном переводе), очень просты и понятны даже маленькому ребенку. Но если начать детально изучать и анализировать их, то постепенно проступает заключенные в этих строках величие и глубина. Появляется понимание того, что Молитва Господня не только заключает в себе все, о чем человек должен просить Создателя, но и косвенно проливает свет на некоторые тайны относительно значения нашей жизни, также как и нашего отношения к Богу и вселенной.

Помимо того, что эта молитва является основной для чтения в церкви и дома, Молитва Господня имеет особенное предназначение для каждого отдельного человека и должна произносится наедине с собой. Стих, предшествующий тексту Молитвы, гласит (Матф. 6:6):

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне…

Эти слова как нельзя лучше подчеркивают то, что по крайней мере иногда человек должен остаться в полном одиночестве и отгородить себя от внешней суеты, посылая это духовное послание непосредственно Создателю Вселенной.

Серьезно приняв это наставление, я в определенный момент моей жизни начал детально изучать и анализировать текст Молитвы, чтобы как можно глубже понять весь смысл произносимых мною строк. Часто, гуляя один по лесам или взбираясь на горы, я размышлял над этой великой молитвой, пока не начал понимать, что помимо прямого значения нескольких внешне простых фраз, Молитва также заключает в себе очень обширный и глубокий смысл.

В нижеследующей статье я постарался выделить некоторые личные соображения и заключения касательно этой темы.

Молитва Господня.

Современная электроинженерия разработала способ передачи нескольких сообщений разного содержания в одно и то же время по одному кабелю. Подобным способом Основатель Христианства, помимо красоты и точности речи, обладал замечательной способностью в одном предложении выразить очень многое, когда это было необходимо. Чтобы проиллюстрировать это, мы рассмотрим события, которые предшествовали Притче о Винограднике (Лук. 20:1-8[1]).

Приближался трагический конец земной жизни Христа, конфликт между Ним и Его противниками достиг апогея, и они использовали любые возможности, чтобы дискредитировать Его и, если возможно, обвинить в ереси. Однажды, когда Он проповедовал в Храме, Первосвященники и Старейшины подошли к Нему и задали вопрос, какой властью Он это делает и кто дал Ему такую власть.

Нападение было умно и, вероятно, хорошо спланировано. Оно случилось именно на территории Храма, где противники Христа чувствовали себя хозяевами, обладающими правом потребовать доказательство того, что человек, проповедующий в храме, делает это по воле Всевышнего. Единственным убедительным доказательством для собравшихся было бы какое-нибудь показательное чудо. Моисей мог повелеть водам Красного моря расступиться, чтобы перейти на другой берег, он мог сделать даже так, что земля раскрывалась и поглощала людей, которые осмелились подвергнуть сомнению его могущество; Иисус Навин мог остановить солнце посреди неба, и т.д. Эти и другие подобные истории расценивались людьми тех времен как настоящие чудеса, и считалось само собой разумеющимся, что такие чудеса действительно случались, если истинный посланец Небес нуждался в подтверждении своих полномочий.

Первосвященники уже поняли, что Христос никогда не использовал Свои удивительные способности для демонстрации личной авторитетности и значимости. Поэтому они полагали, что Он или вовсе не ответит на их вопрос, или должен будет вступить в богословский спор с умными и искушенными оппонентами перед несведущей


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.