Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Из рапорта Астроханского губернатора И.В.Якоби (1777г.)

2022-10-03 105
Из рапорта Астроханского губернатора И.В.Якоби (1777г.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

«… пока кабардинцы на своих местах жили и не позволено им перехода на зарешную сторону Малка, то в то время черного народа, как и выше я упомянул, имели они самую малую часть и против нынешнего разве третью долю. Когдаже присвоили себе места Кумы, Куры, Малк, Тумузлов, Бейвалу, Калаус и Золку речки, то со всех сторон армяне крымские, жиды и всякой народ начали приходить на оныя и составили сие многолюдство, чему я сам очевидной свидетель… » (Т.2,с.326).

Очередное переселение отмечено в исторических известиях о Кавказе, собранных С.Броневским:

«Не более 40 лет как кабардинцы перешли из Пятигорского урочища далее на полдень за Малку, о чем пространно будет сказано в своем месте». («Кавказцы», Москва, 1823г.)

И таких свидетельств, спорить с которыми трудно, немало. Полагаем, что данные этих документов красноречивы сами по себе, и приводят к ясному выводу: кабардинцы утвердились на нынешней территории только XVIII веке. До той поры в этом не было нужды – перед ними были широкие пространства для кочевания в кавказских степях – от дельты Кубани, Кумы и до Каспия. В данном случае интересные сведения сохранились в фольклоре кабардинского народа. В эпической песне о «Нарте Айдемиркане» записанной в 1885г. С. Стрелецким, есть фрагмент, где отражается заветная мечта кабардинцев освободится от ига татар, и после этого «возвратятся времена наших предков, когда молодежь наша по-прежнему будет разгуливать свободно по прикумским степям. Вот какие блестящие времена ожидают нас! Вот тогда черкес может сказать в утешение своему отцу-старику: «Я твой достойный сын! …» (114, с.110). Выходит, что в народной памяти кабардинцев земля обетованная находилась не в Пятигорье и не в нынешней КБР а в прикумских степях. Что характерно, в КРО река Кума — наиболее часто встречаемый гидроним.

Опять-таки, в тщетных усилиях избежать обвинений в необъективности, обратимся к мнению самих кабардинских историков и археологов. В.Н. Кудашев в работе «Исторические сведения о кабардинском народе» говорит, что у кабардинцев существует предание, согласно которому они переселились с берегов Черного моря под начальством некоего Кабарда Танбиева, но в котором не указывается время их переселения. «По этому сказанию, — пишет Кудашев, — кабардинцы встретили на новых местах татарские поселения (т.е. балкарцев и карачаевцев.- Н.Б.), отодвинули их в степи или заперли в горных ущельях, а сами поселились на их местах» (с.31).

 

Касаясь вопроса о переселении кабардинцев на нынешнюю территорию, Р.Ж.Бетрозов говорит: «Что удивительно, фольклор кабардинцев не содержит достоверных данных об этих событиях» (с.134). Далее Р.Ж. Бетрозов дипломатично заключает: «Впоследствии, по ряду причин, территория, занимаемая кабардинцами, постепенно сузилась до современных границ» (с.142). «Ряд причин», о которых говорит археолог – это неуклонное продвижение России на юг, выразившееся в возведении Кавказской линии и появлении многочисленных казачьих станиц.

Но фольклор и не может сохранять таких достоверных сведений, как, например, хроника, у него свои законы и свои пределы достоверности. В нем, например, не может быть дат или точного изложения событий в хронологической последовательности. Но суть событий в фольклоре почти всегда сохраняется. И поэтому странно выглядит утверждение Р. Бетрозова, когда он двумя страницами ниже цитирует записанное И.Ф. Бларамбергом черкесское предание, по которому одно из адыгских племен в VI в. по мусульманскому летоисчислению (в XII в. по современному летоисчислению) оставило свои поселения на берегах Кубани, и продвинулось на север до Дона; однако вскоре они покинуло и эти места, отправилось далее и обосновалось на южном побережье Крыма и на равнине между реками Кач и Белбик; это место получило от татар название «Черкес тус» (Черкесская долина); в VII веке по мусульманскому летоисчислению кабардинцы снова покинули Крым и обосновались на острове, образованном двумя рукавами Кубани при ее впадении в море; но кабардинцы и там долго не оставались, а, став могущественным племенем, направились под предводительством Инала на восток – в земли за Кубанью и вплоть до нынешней Кабарды» (с. 137).

Сказанное отнюдь не означает, что до XVIII века кабардинцы вообще не появлялись на территории Пятигорья. Полностью проследить пути их кочевания вряд ли возможно, но примерно это выглядит так — Дон, Крым, дельта Кубани, Кума, Пятигорье, Сунжа, дельта Терека. Затем обратно.

Неискушенный читатель может подумать при чтении последней цитаты, что расселение кабардинцев напоминало современное состояние. Между тем, из исторических материалов можно понять, что это был в то время кочевой народ, который долго на одном месте не задерживался, и когда тот или иной участок земли истощался, переходил на другое место. Этим же объясняется полное отсутствие на территории современной Кабарды архитектурных памятников относящих к кабардинскому народу.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.