Анализ существующих исторических версий — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Анализ существующих исторических версий

2022-10-03 49
Анализ существующих исторических версий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВЛАДИМИР ЛЕОНОВ

СТАНИЦА ХАНСКАЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

СЕРЕБРО СЛОВ

2021

УДК 821.161.1_3

ББК 84(2=411.2)6+63.3(2Рос.Ады)

Л 47

 

Л47 Леонов В.А. Станица Ханская. Исторические размышления ‒       

М.: Издательство «Перо», 2021. – 104 с.

В настоящей книге члена Союза писателей России В. А. Леонова представлены результаты анализа существующих версий по поводу даты основания и происхождения названия современной станицы Ханской в Республике Адыгее, а также авторские размышления и выводы по этой теме.

ISBN 978-5-604-62-41-6-6

УДК 821.161.1_3

ББК 84(2=411.2)6+63.3(2Рос.Ады)

                                                    © Леонов В. А., 2021

                                                    © Обложка: Микрюкова Т. В., 2021        

ISBN 978-5-604-62-41-6-6

 

 

Контакты для отзывов:

Телефон 8-915-052-53-05

еmail: [email protected]

ОТ АВТОРА

Я родился и вырос в станице Ханская Майкопского района Краснодарского края. Мои предки по отцовской и материнской линиям ‒ Леоновы и Нихотины ‒ потомственные кубанские казаки. Они были в числе первых переселенцев в станицу.

После распада Советского Союза Ханская вошла в состав вновь образовавшейся Республики Адыгея. Но я по-прежнему отношу свою станицу к земле кубанской, так же считаю таковой и саму Адыгею, поскольку, в моём представлении, под Кубанью подразумеваются все земли в бассейне одноимённой реки.

Меня всегда интересовала история Ханской. Некоторые факты я узнал от бабушки Устиньи Евсеевны Леоновой, девичья фамилия ‒ Нихотина. Это у её отца, а моего прадеда, Евсея Нихотина некоторое время работал Алексей Максимович Горький.

О времени пребывания Горького в Ханской у меня имеются несколько иные сведения, нежели те, что указаны в некоторых современных исторических трудах. Например, краевед Захар Власенко пишет: «Летом 1891 года в станице побывал Максим Горький». Да, действительно, этим годом датируется повесть А. М. Горького «Два босяка», в которой он рассказывает о своём посещении станицы. Но это не исключает того, что он побывал в Ханской ещё раз. Такое заключение сделано мной на основании того, что на здании старой средней школы № 13 до его сноса была установлена мемориальная доска с указанием того, что в станице в 1897-1898 годах проживал А. М. Горький. Не думаю, что краеведы советского периода были плохо осведомлены об истории своей земли и представляли недостоверные данные. Интересно узнать судьбу той мемориальной доски.  

Об этих же годах говорила мне и моя бабушка, которой тогда было 14 ‒ 15 лет. Ей доводилось общаться с А. М. Горьким. Она мне даже показывала лавочку, на которой он собирал вокруг себя детей и подростков и развлекал их интересными рассказами. «Шутник и весельчак», ‒ так бабушка характеризовала его. Конечно, это была уже другая лавочка. Но факт остаётся фактом. Та старая лавочка находилась у дома на крутом берегу реки Белой. Горная река во время разливов постоянно подмывала этот крутой берег и смывала имеющиеся на нём дома и постройки. Поэтому в тридцатых годах прошлого века русло Белой изменили, и она протекает уже в полукилометре от этого дома. Но тот дом, у которого А. М. Горький развлекал детей и подростков, ещё сохранился на улице Пироговой. Это был один из домов семьи Евсея Нихотина.

Приведённый факт, безусловно, представляет интерес для биографов писателя, однако задачеймоего настоящего исследования являются только вопросы, связанные с основанием станицы Ханская и происхождением её названия. В данной работе я не рассматриваю историю станицы после в 1862 года, которая достаточно хорошо известна.

    Для определённости: авторов существующих версий, в том числе и материалов из Википедии, буду называть краеведами.

 

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ВЕРСИИ

Считаю необходимым привести полностью всё, что мне удалось найти об основании станицы и происхождении её названия.

«Этимология

Своё название станица получила по имени Ханского брода, существовавшего ещё до появления станицы на реке Белой. По местной легенде, река Ханка, протекающая напротив станицы, была так названа в связи с тем, что на ней во время одного из походов на адыгов находилась резиденция крымского хана. Считается, что так называемая Ханская ставка находилась за нынешним хутором Весёлым, вверх по течению реки Ханки». (Википедия)

«История

На территории станицы люди живут издревле. В её окрестностях обнаружены развалины христианского храма XII века. Здесь же некогда проходила генуэзская торговая дорога, которая была ответвлением от Великого Шёлкового пути. К середине XIX века в этих местах прошли ожесточённые бои Кавказской войны, в связи с чем здесь начала сооружаться укреплённая линия для закрепления территорий. В 1860 году начала формироваться Белореченская укрепленная линия. В систему её укреплений и вошла станица Ханская, основанная 20 октября 1862 года.

История станицы началась в середине осени 1862 года. Её основателями были казаки, направленные для несения службы в здешние края. Ханская после своего основания стала относиться к Майкопскому отделу на кубанских землях.

Происхождение названия современной станицы связано с Ханским бродом, который в давние времена существовал на реке Белой задолго до появления здесь станицы. По древним преданиям, на реке когда-то располагалась ставка крымского хана, которая размещалась вверх по течению от станицы».

«Начало всех начал…

Нынешняя Ханская привольно раскинулась на правом берегу стремительной Белой. Это место издревле было обжито людьми. Свидетелем давних событий являются развалины христианского храма святого Георгия XII века, найденные археологами неподалеку от неё. По этим местам в средние века проходила генуэзская торговая дорога, которая была одной из веток кавказской части Великого шелкового пути. Самой же станице в нынешнем году исполняется уже полтора века. Это так мало по сравнению с археологическими древностями, но в то же время так много для нынешнего поколения жителей станицы. Это ее современная история, насыщенная событиями, именами, свершениями…

 

«После завершения Кавказской войны в 1864 году эти земли вошли в состав России. В целях закрепления занятых русскими войсками позиций на Северном Кавказе сооружались укрепленные линии. Оборонительные сооружения этих линий состояли из отдельных фортов и редутов, расположенных на расстоянии 25-50 километров друг от друга. В их числе были Майкоп, станицы Гиагинская, Белореченская, Тульская и другие. В 1860 году начала формироваться Белореченская укрепленная линия. В систему ее укреплений и вошла станица Ханская, основанная 1 мая 1862 года. Своё название она получила по имени «Ханского брода», существовавшего еще до появления станицы на реке Белой. По местной легенде, река Ханка была названа так в связи с тем, что на ней во время одного из походов в Адыгею когда-то находилась резиденция крымского хана. Считалось, что так называемая «Ханская ставка» расположена за нынешним

хутором Весёлым вверх по течению реки Ханки.

 

Первыми переселенцами были казаки из станицы Александровской Лабинской укрепленной линии. Казаков-охотников, переселявшихся пособственному желанию, в Ханскую было направлено 234 семейства. Но не все из нихпереселялись по собственному желанию. Некоторые казаки переселялись по жребию, и потому назывались «жеребьевщиками». Переселяющемуся населению предоставлялись льготы и пособия. Первым переселенцем был казак станицы Александровской Ефим Гавердовский. В своем рапорте командующему 4-й бригады от 3 марта 1862 он просил разрешения на поселение в станице Ханской вместе с двумя своими сыновьями. Станицу заселяли и жители различных губерний Центральной России: Орловской, Курской, Воронежской и Екатеринославской.

Первые переселенцы, прибыв к «Ханскому броду», начали создавать укрепление. Оно создавалось в форме четырехугольника. Был вырыт глубокий ров, три метра глубиной и такой же шириной. Рядом с ним насыпали высокий вал. Восточная сторона укрепления проходила по нынешней улице Рабочей, северная сторона – по улице Жуковской (сегодня она Красноармейская), начиная от кладбища, западная – по улице Батарейной и, наконец, южная сторона укреплений проходила по улице Вокзальной (сегодня улица Ленина). Остатки этого вала еще долго затем можно было увидеть в указанных районах станицы. На каждом углу крепости тогда находились артиллерийские батареи, предназначавшиеся для охраны станицы.

Сначала жильем для переселенцев служили землянки, которые отрывались на территории станицы, а позже построили дома из местных вековых дубов, которые росли здесь довольно мощным массивом. К началу 1914 года численность населения станицы составляла 6-7 тысяч человек. Основным его занятием были земледелие, скотоводство, садоводство, а иногородние занимались и ремеслом. Земля принадлежала казакам. На каждого полагался надел 7-8 десятин, а потомственные казаки, кроме этого, получали еще 6 десятин. Казачья верхушка (офицеры, урядники, старшины) имели по 100,150 и до 200 десятин земли. К числу таких зажиточных казаков относились Филимоновы, Малыхины, Чевозаровы, Порпуловы, Алехины, Березлевы, Нихотины, Столяровы, Арешкины, Пашковы и другие. Некоторые из них имели по 50 пар волов, по 500 голов рогатого скота, по нескольку тысяч овец. На них работали иногородние и казачья беднота. Кое-кто из зажиточных казаков имел до 70 батраков. Состоятельные казаки, имея возможность приобрести лошадь, служили в кавалерии, а казачья беднота служила в пластунах. Иногородние в станице земли не имели и не пользовались никакими политическими правами. Были в станице дворяне и купцы». ( Захар Власенко, краевед, учитель истории МБОУ СОШ №23 имени А. П. Антонова ст. Ханской)

 

О легенде

    Сразу отмечу, что в вышеприведенных источниках не указаны ни год похода крымского хана на Адыгею, ни его имя. Не говорю уже о том, что не указано, каким путём крымский хан пришёл в эти земли и почему его «занесло» в этот непроходимый «уголок» у реки Ханки на левом берегу реки Белой. Не приведена также «местная легенда» о происхождении названия станицы. Если станице всего 150 лет, то можно всё-таки установить, когда возникла эта легенда и кто её автор: первые русские поселенцы-станичники, или уже более поздние поколения, или это легенда адыгейского происхождения? Кто в настоящее время носитель этой легенды: какие-то письменные источники (сказки, легенды и т. п.) или устные предания конкретных людей, помнящих былые времена? Все жители станицы не могут знать эту легенду. Значит, есть кто-то конкретный, кто может указать, откуда она к нему пришла. И так по цепочке можно дойти до первоисточника, пусть не конкретного человека, но хотя бы конкретного времени происхождения легенды. Повторю, срок в 150 лет не такой уж большой. Наверняка, в станице ещё живут люди, которые помнят, по крайней мере, второе или третье поколение станичников и, возможно, знают что-нибудь об этой легенде. А в таком «голом виде» фраза «по местной легенде» очень напоминает расхожее «всем известно, что…».

    Недоумение вызывает и утверждение: «По древним преданиям, на реке когда-то располагалась ставка крымского хана». Если существуют древние предания о названии станицы, то кто автор этих древних преданий? К какому веку относится время создания этих древних преданий? Ясно, что древние предания возникли до официально установленного времени основания станицы. Ведь утверждают же краеведы: «Это место издревле было обжито людьми», – то есть здесь было какое-то поселение задолго до 1862 года.   

    Мне представляется, версия «во время одного из походов в Адыгею когда-то находилась резиденция крымского хана» сформулирована с использованием современных слов и понятий, которые никак не могли присутствовать в «одной местной легенде» или в древних преданиях. Легенда, если на самом деле была таковая, должна была появиться практически сразу после образования Ханской, то есть ей должно быть, по крайней мере, не менее 100 ‒ 120 лет, и эту легенду должны были «сочинить» простые казаки ‒ основатели станицы, которые, уверен, не знали слова «резиденция» и понятия Адыгея. У них эти народы назывались горцами или черкесами. Поэтому очень важно узнать формулировку рассматриваемой здесь легенды в первоначальном варианте, а не в современном.

 

О резиденции на реке Ханка

Если крымский хан на самом деле и проживал в этих местах, то это было возможно только в летнее время и только при отсутствии дождей в горах Адыгеи. 

    Поэтому весьма сомнительной представляется версия, что при походе на Адыгею крымский хан забрёл в этот ограниченный, зажатый со всех сторон уголок, расположенный далеко от «магистрального» пути из Крыма в адыгейские земли, да ещё и обосновался там надолго.

    Устройство ставки в таком месте было бы безрассудным поступком крымского хана. Чужак-разбойник для коренных горцев, он должен был понимать, что в случае разлива Белой (а это случается достаточно часто даже в летнее время при обильных дождях в горах) он и его войско оказываются отрезанными от легкопроходимой, в основном степной, местности правобережья Белой и оказываются зажатыми во враждебных им горах, откуда в любой момент могут напасть местные храбрые и свободолюбивые воины-джигиты.

    Почему хан не организовал свою ставку в другом, менее опасном, месте и не использовал другой брод через реку Белая? Например, удобный для переправы брод, называемый ныне Дроженков, или Маслов брод, или Леонов брод? Ведь берега в этих местах, в отличие от Ханского брода, достаточно пологие, обеспечивающие удобный спуск к воде. Кроме того, Маслов и Леонов броды ‒ две переправы с разных концов к огромной левобережной предгорной поляне, называемой Длинной поляной. Длина этой поляны примерно 3 км, ширина ‒ около 300 м. Расположена она на значительном расстоянии от реки Белой и намного выше по сравнению с хутором Весёлый, так что ей никогда не грозило затопление во время паводков. Наличие двух лёгких переправ в разных концах поляны обеспечивало большую безопасность в военно-тактическом смысле.

Резиденция ‒ столица, столичный город, место пребывания высокопоставленного лица, правительства (В. И. Даль, С. И. Ожегов). То есть это место для долговременного проживания правителя или правительства, с многочисленными сооружениями (для правителя или правительства, свиты, слуг, дружин и войска и т. д.), а также с необходимой хозяйственной и продовольственной базой, либо место, куда периодически на какое-то время прибывает это высокопоставленное лицо. Но и в этом случае в резиденции должны постоянно находиться слуги и прочие работники, которые охраняют и поддерживают её в должном состоянии.

Из перечня следует, что походы крымских ханов на Северный Кавказ предпринимались с небольшими отрядами и носили в основном кратковременный характер. Как правило, такие походы оканчивались разгромом крымских войск горцами и русскими. В такой ситуации об устройстве крымским ханом в каком-то месте своей резиденции не может быть и речи.

Правда, были и более крупные, с большой армией походы. (Приложение 1). Но они также не носили достаточно долговременного характера. Русские и горцы совместными усилиями изгоняли неприятеля. Наверное, можно представить, что во время одного из таких, условно долговременных, походов какой-то крымский хан, проявив безрассудство, забрёл на этот, рассматриваемый нами, пятачок земли. Поскольку в этом походе участвовала большая армия, то она должна была всё время находиться со своим предводителем ‒ со своим ханом. Место такого длительного проживания должно было быть обустроено жилищами, подсобными зданиями и сооружениями, кузницей с запасами железных материалов для изготовления подков, ухналей и прочих элементов сбруи, хорошо обеспечено промтоварами и продовольствием. Если такое большое количество войск проживало долгое время на одном месте, то в ущелье на реке Ханка должны были остаться какие-то следы этого стольного града. Но их там нет! Даже несмотря на утверждения З. Власенко, что бывшая резиденция крымского хана «расположена за нынешним хутором Весёлым вверх по течению реки Ханки». Отмечу, что мне не доводилось видетьэту резиденцию.

О том, что так называемая резиденция крымского хана должна была быть достаточно долговременным местом пребывания, говорит факт названия брода Ханским, если следовать версии современных краеведов. Не будет присвоено такое название броду, если хан со своим войском пользовался им несколько раз, даже пусть в течение какого-то жаркого месяца да ещё во время разбойного набега на местных жителей с грабежами и убийствами. Чтобы такое название закрепилось за переправой, хан должен был пользоваться ею постоянно достаточно продолжительное время (на мой взгляд, в течение нескольких летних сезонов). При этом как-то уживаться с местным населением, чтобы обеспечивать себя и свою армию всем необходимым. Убеждён, что ни один народ не назовёт на своей земле какой-либо объект в честь напавшего на него врага. А по утверждению краеведов, такое случилось с адыгами: они назвали одну из переправ в честь разбойника-чужеземца – крымского хана, совершившего «н ападение на западных адыгов.Разорение и пленение многих адыгов».

Таким образом, трудно поверить, что в те неизвестные времена в узком ущелье перед современным хутором Весёлый долгое время была столица крымского хана, совершавшего один из своих набегов на Адыгею. Во-первых, походы крымских ханов на русские и другие земли были внезапными, дерзкими и относительно кратковременными: набежал, пограбил и скорее уноси ноги, пока тебе не дали сдачи. А во-вторых, адыгейцы ‒ народ горячий, гордый и вольнолюбивый, не даст долго потешаться на своей земле чужеземцу. Об этом красноречиво говорится в перечне походов.

Некоторые краеведы утверждают, что резиденция хана была устроена именно на реке Ханка вблизи хутора Весёлый, потому что крымские татары для набегов на Северный Кавказ, в частности на адыгов, использовали генуэзскую торговую дорогу от Анапы до Ханской через Горячий Ключ и Саратовскую станицу. Трудно представить, чтобы путь для обозов с товарами генуэзские купцы проложили по труднопроходимым горным местам напрямую от станицы Саратовская к хутору Весёлый и станице Ханская. Даже в настоящее время такой, сколь-нибудь удобной дороги не существует. В станицу Ханскую из Саратовской можно проехать только через Белореченск. То есть к Ханской прийти по правобережью Белой.А чтобыпопасть на хутор Весёлыйнужно с правого берега Белой переправиться налевый по Ханскому броду, или в настоящее время по мосту.

Ещё труднее представить, что крымские ханы, чтобы попасть на территорию современной Ханской, шли от Керченского пролива по горным тропам вдоль Чёрного моря до Анапы, затем устраивали марш-переход через горные гряды Западного Кавказа и приходили к реке Белой, перед переправой через которую останавливались на долгое время и устраивали свою резиденцию. С какой целью они проделывали такой длинный и неимоверно трудный путь с многотысячными войсками и обозами тылового обеспечения? Почему нельзя было пройти по равнинной части напрямую от Керченского пролива до Ханской? Этот путь наиболее безопасен ‒ отсутствовала возможность столкновения в горах с храбрыми адыгами. 

Что поражает, так это утверждение краеведов, что прямая дорога от Саратовской до Ханской существовала и что для купцов она была «более надежной, поскольку им удалось договориться с горцами за счет благодеяний от торговли и благодаря покровительству монгольских ханов». Всё точно знают краеведы: как шли, как договаривались с горцами и монгольскими ханами. Наверное, они лично присутствовали при переговорах горцев с генуэзскими купцами. Если нет, то для подтверждения своих точных знаний нужно бы представить подлинные документы этих сделок. Уверен, их нет. Поэтому сообщения таких краеведов и в этой части, и в части других подобных сведений носят характер предположений, версий. В таком случае следует сопровождать свои сообщения комментариями, типа: по-видимому, можно предположить и т. п.

 

О походах крымских татар на Северный Кавказ.

«1570 г. Крымская армия во главе с сыном хана Девлет-Гирея – адыыль (??Адыль) -Гиреем. Нападение на западных адыгов. На помощь пришел с отрядом князь Темрюк. Разорение и пленение многих адыгов (среди пленных два сына старшего князя Кабарды Темрюка – Мастрюк и Булгайрук). Сам князь Темрюк был тяжело ранен. Несмотря на это, адыги (черкесы)изгнали крымские войска. …

1640 г. 14-тысячная крымская армия. Черкесия, Кабарда. Крымцы потерпели поражение от адыгов и отступили к Азову. …

1716 г. Крымский отряд. Черкесия, Кабарда. Большие людские и материальные потери среди адыгов. Но, встретив решительный отпор, татары вынуждены были отступить. …

1740 г. Набег отряда кубанского сераскира. Черкесия, Кабарда. Разгромлен адыгами».

Очень интересные сведения. 14-тысячная армия крымских татар потерпела поражение от адыгов. Неужели в 1640-м году адыги могли собрать войско больше 14-ти тысяч, чтобы разгромить противника? Сомневаюсь в этом. И опять же, говорится о походах крымских ханов на Черкесию и Кабарду, но они терпят поражение от адыгов. Что понималось в те времена под Черкесией, Кабардой и адыгами?

Ещё один вопрос по поводу количества крымских войск: на самом деле с Крымского полуострова через Керченский пролив на земли Северного Кавказа устремлялись огромные, численностью до 80 тысяч воинов, армии татар? Надо полагать, что это были конники. С пешими воинами были бы большие проблемы в смысле манёвренности в землях противника. Если принять общепринятую численность кавалерийских дивизий (в царской России, в РККА и в др.) равной примерно 4000 человек, то войско в 80 тысяч человек ‒ это 20 кавалерийских дивизий: 80 тысяч всадников и 80 тысяч лошадей. Минимальное расстояние от Крымского полуострова (возьмём от г. Керчь) до Майкопа (адыги, Ханская) по современным трассам составляет примерно 350 км; до Грозного (Черкесия, Кабарда) ‒ примерно 950 км.Для поддержания постоянной боеготовности такой армии, продвигающейся по бездорожью в землях враждебно настроенного воинственного населения на такие огромные расстояния, требуется высочайшая степень обеспеченности всеми необходимыми средствами: вооружением и боеприпасами, продовольствием и лекарственными средствами для людей и лошадей, врачами и ветеринарами, передвижными кузницами с многочисленными кузнецами и со всеми необходимыми кузнечными материалами (уголь, железо, инструмент), переносные жилища, передвижные кухни с многочисленным персоналом, и т. п. Всё это требует наличия многочисленных обозов, сопровождающих армию. То есть для обеспечения постоянной боеготовности крымских армий в условиях их разбойных набегов необходимо было наличие хорошо организованного, способного на быстрые перемещения тылового обеспечения.Возможно ли было такое при стремительных набегах крымских татар на земли воинственных народов Северного Кавказа? Сомневаюсь. И, хотя отнюдь не исключаю набегов крымских ханов на земли Северного Кавказа, но правдивость описания этих походов вызывают большие сомнения.

Итак, набеги крымских ханов на земли Адыгеи, Черкесии и Кабарды носили кратковременный характер, и последствия этих набегов всегда оказывались печальными для пришельцев: адыги их сильно побивали. Не было возможности у крымских ханов во время походов обустраивать свою жизнь на долговременной основе в резиденциях на землях адыгов.

Однако исследователи уверенно говорят, что такое действительно произошло в каком-то одном, не известном даже им походе. 

 Появляется вопрос: а в другие свои набеги на Адыгею крымский хан не основывал нигде своей резиденции? Почему только «во время одного из походов в Адыгею» он сделал это? Если у него были ещё какие-то резиденции во время других набегов на Адыгею, да и на другие земли, то почему от них не осталось названий? Почему только небольшая речушка удостоилась чести запечатлеть на века «один из походов крымского хана» на Адыгею. Этот вопрос относится и к набегам всех крымских ханов на другие русские земли, в том числе на Московию? Вспомним походы крымского хана Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах на Москву. Это были долговременные походы, в течение которых обязательно должны были быть продолжительные ставки (резиденции) хана в различных местах от Крыма до Москвы. Но почему нигде нет названий, связанных с крымским ханом, типа река Ханка, деревня Ханская, Ханский брод или Ханское поле и что-то подобное? Почему эти названия появились только в одном месте и только в связи с одним из набегов какого-то хана на Адыгею? Вне всяких сомнений, крымские ханы в своих многочисленных походах переходили вброд Белую и другие реки в этом регионе в других его местах. Вне всяких сомнений, при длительных походах многотысячного войска крымские ханы должны были устраивать долговременные ставки: хорошо укреплённые в смысле обороноспособности, с возможностью хорошего обеспечения продовольствием и другими услугами. Но почему-то нигде в других местах они не оставили о себе память? 

 

О храме Святого Георгия

Справедливости ради следует сказать, что мне не удалось обнаружить в окрестностях Ханской развалин древнего храма Святого Георгия. Краеведы не указывают местоположения этих развалин, а пользуются неопределёнными формулировками: в окрестностях станицы. Окрестность ‒ местность, окружающее пространство чего-нибудь. Сказать, что развалины храма находятся в окружающем станицу Ханская пространстве, это то же самое, что указать пальцем в небо. Хотелось бы узнать точное местоположение развалин, которые, несомненно, являются историческими достопримечательностями станицы.

Если на самом деле где-то возле Ханской существуют развалины какого-то храма, то возникают вполне закономерные вопросы. Каким образом удалось установить время сооружения этого храма? Действительно ли это развалины храма XII века? Имеются ли письменные источники, подтверждающие это? Имеются ли доказательства, что это храм Святого Георгия?

Если такие сведения имеются, то желательно их опубликовать, сделать доступными для всех интересующихся данной темой.

 

Итак, на территории станицы люди живут издревле, по крайней мере, с начала второго тысячелетия. Таким образом, уже тысячу лет здесь существует поселение. Жители этого поселения ещё в начале второго тысячелетия были христианами, почитавшими Георгия Победоносца. Не исключено, что христианами были и некоторые горские народы. Но я убеждён, что в основном это были русскоязычные народы, которых в те древние времена (в том числе в XII веке) обобщённо называли касогами. О них я сказал выше.

 

Об источниках сведений, содержащихся в перечне (Приложение 1)

И в заключение. В перечне,размещённом в Приложении 1, достаточно уверенно описываются походы крымских ханов на адыгов, кабарду, черкесов, начиная с 1553 года. В связи с этим у меня возникают вопросы.

На основе каких исторических письменных материалов того времени составлен этот перечень? Неужели горцы записывали все набеги крымских ханов на свои земли и результаты этих набегов? Была ли у адыгов, кабарды в середине XVI века развита письменность? Если да, то она должна была быть общей для всех народов Северного Кавказа, а описывающий набеги крымских татар должен был иметь возможность видеть всё своими глазами на всей территории от Азовского моря до Каспийского. Но такое, по моему убеждению, в те времена было невозможно. Если даже предположить, что в каждом ауле был человек, способный описать увиденное, то делал он это на местном языке и опираясь только на события, происходившие рядом с ним. Возможно ли, чтобы эти записи сохранились?Как они попали в руки историков, скажем, XIX или XX веков? А если всё же это произошло, то возможно ли было из многочисленных разрозненных и по стилю, и по языковому исполнению, и по хронологии письмен составить общую картину, хоть как-то соответствующую реальным событиям?

Допустим, что в древние времена всё было: и поголовная грамотность горцев, и существование у них какого-то общего языка, на котором велись летописи, и достаточно развитое архивное дело. Допустим, что всё это было на самом деле. Но возникает следующий вопрос: какую хронологию использовали древнейшие горские летописцы? Ведь в те времена ещё не была изобретена хронология Скалигера: летосчисление от Рождества Христова. Она утвердилась в западноевропейских странах только в середине XVII века, а затем, где-то в конце XVII века – начале XVIII века, начала прививаться на российской почве. До этого на Руси применялось множество различных видов летосчисления. Например, от рождения или времени царствования какой-либо выдающейся исторической личности; в системе индиктов; от Сотворения мира. Наверняка у многочисленных народов Русской империи были свои виды хронологии. 

Таким образом, даже в развитой России, в Московии, в XVI и XVII веках ещё пользовались различными видами летосчисления. Какие виды хронологии использовали в своих записях многочисленные горские народы и племена в древние времена? Думаю, на этот вопрос трудно найти ответ. Если даже принять, что современные специалисты способны сделать это, то можно ли с уверенностью сказать, что даты в Приложении 1, представленные в хронологии Скалигера, то есть в летосчислении от Рождества Христова, соответствуют датам в тех древних горских летописях, если, конечно, такие летописи имеют место быть.

В связи с этим, я отношусь с большим сомнением к датам, указанным в Приложении 1. Не было в те времена летосчисления от Рождества Христова, тем более у горских народов Северного Кавказа. Уверен, нет никаких летописных материалов, составленных адыгами, черкесами и кабардинцами того времени.

В некоторых пунктах Приложения 1 указывается на то, что авторами этих сведений являются сами крымские ханы. Вполне возможно. Но остаются всё те же вопросы. Где хранились записи, сделанные многими ханами на протяжении нескольких веков? Как древние записи крымских ханов попали в руки русских историков? На каком языке были сделаны эти записи? Одно несомненно ‒ не на русском. Какое летосчисление использовали в своих записях крымские ханы? Каким образом переведены даты, указанные в записях крымских ханов, в даты в системе летосчисления от Рождества Христова? 

Так откуда же взяты сведения о походах крымских ханов? На этот вопрос постараюсь ответить ниже.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Сведения об истории основания станицы Ханская весьма малочисленны и противоречивы.

2. Дата основания станицы остаётся неопределённой ввиду противоречивости сведений о ней. 

3. Развалины храма Святого Георгия вблизи станицы, построенного якобы в XII веке, свидетельствует о том, что уже в XII веке на месте станицы существовал большой населённый пункт, основное население которого было христианским.

4. Невразумительная легенда и неопределённые древние предания о происхождения названия станицы не подтверждены никакими, хотя бы косвенными, фактами и не могут восприниматься как единственно правильные и соответствующие действительности.

5. Анализ имеющихся сведений о походах крымских ханов на земли Северного Кавказа даёт основание сомневаться в их соответствии реальности.

 

АВТОРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

    А теперьразмышления по поводу истории основания населённого пункта на месте современной станицы Ханская. 

Прежде чем изложить своё видение этой истории, считаю необходимым представить в кратком виде некоторые положения моей версии древнерусской истории, в частности Северного Кавказа, основанной на анализе сведений, содержащихся в величайшей русской эпической поэме «Слово о полку Игореве».

 

Патриарх Рус

Согласно анализу ведической литературы, сделанного А. Асовым, у Трояна был сын по имени Сам. Следы этого имени имеются в мире и в настоящее время: города Самара в России и на ближнем Востоке, Самарканд в Средней Азии, Самария в Израиле, древние царства Шумеры (Самара), остров Самара на Филиппинах и так далее. На мой взгляд, имя Сам является одним из имён Трояна: уж очень похожи жизнеописания этих двух людей. Да и «Слово о полку Игореве» в какой-то мере свидетельствует в пользу такого моего предположения: Сам и Троян – один человек.

В таком случае сыном Трояна будет Зорян. Действительно, в ведической религиозной письменности Зорян выступает под именем Коляда – сын Дажьбога. Дажьбог – одно из имён Трояна. В трудах древнегреческих историков Зорян-Коляда отождествляется с легендарным Гераклом. Коль скоро Геракл был сыном Сама, то он вполне может быть отождествлён с легендарным Самсоном: сон (сын) Сама.

По моему мнению, имя Геракл произошло в результате трансформации имени Коляда: Ярый Коляда – Яр Коло – Herkolo – Herkl – Herakl – Геракл.

У Зоряна был сын по имени Рус. Матерью Руса была простолюдинка из афганского или иранского народа. Таким образом, Рус имел славянские и тюркские корни. Это очень важно для понимания сути слова «русские», поскольку считается, что Рус стал родоначальником русских народов. Русы, русские – обобщённое название различных племён и народов, населявших в те времена европейскую территорию от Урала до Карпат, в том числе Северный Кавказ, и объединённых в одно государство с единым главным верховным царём из династии Геракла-Зоряна. Создателем и первым царём Руси-Скифии был Рус-Скиф, сын Геракла (Зоряна, Коляды).

    Итак, Рус был внуком Трояна-Дажьбога. В ведической дохристианской письменности Рус отождествлялся с богом Радогостом. В древнегреческих письменных источниках он известен под именем Скиф – сын Геракла и женщины полузмеи (из народа, поклоняющегося змею-дракону). Скиф, согласно, например, Цицерону и Геродоту, «был первым царём Скифийским», который носил «на кожаном поясе … золотую чашу … в знак Геркулесова отродия». Древнейшие историки отождествляли скифов с сарматами, массагетами, цельтоскифами, саками, титанами. По моему мнению, у всех у них было общее название русы, поскольку Скиф – это одно из нарицательных имён Руса – основателя Руси.

    Таким образом, сын славянина анта Трояна-Дажьбога славянин Геркулес (Геракл) был прародителем скифов (Руси) и основателем династии скифских-русских царей.

Империя Руса имела много названий: Русколань, Хазарский каганат, Скифия, Скотия, Русский каганат.

На мой взгляд, название народа «скифы» происходит от слова скит – п у стынь, общая обитель отшельников, братское, уединённое сожительство в глуши, с отдельными кельями. Рус, он же Радогост, стал отшельником после убийства близкого родственника. Постепенно вокруг его скита стали селиться другие люди, желающие уединиться от греховной мирской жизни или найти более спокойную мирскую жизнь. Такие поселения, в которых проживали люди, объединённые духовным учением Радогоста, стали называться радонежами. Со временем поселений-скитов стало достаточно много, они распространились практически по всей территории тогдашней Русколани и дали одно из названий этих земель: Скития, или в диалектном произношении Скифия. Русов, проживавших на территории Скитии (Скифии), стали называть, наряду с другими названиями, скитами, скифами или в диалектном произношении ск о тами. Естественно, основатель Скифии Рус получил нарицательное имя Скиф (Скит, Скот). А поскольку у Руса было ещё одно имя – Радогост, то все земли Скифии назывались ещё Радонежем. Именно о силе православного Радонежа – о духовной силе Скифии – говорится в «Слове о полку Игореве» упоминанием силы п у стыни Руса – внука Дажьбога.

Таким образом, Рус не только положил


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.