Тема 3. Психологическая безопасность личности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 3. Психологическая безопасность личности

2021-06-30 15
Тема 3. Психологическая безопасность личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2018 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

 

Уровень высшего образования магистратура
Направление подготовки 44.04.02. Психолого-педагогическое  образование
Программа магистратуры Управление образовательной организацией
Форма обучения Очная, заочная

 

 

Екатеринбург

РГППУ

2018


Рабочая программа дисциплины «Проектирование и организация образовательной среды ». Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2018. 40 с.

 

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование.

 

Автор: к. пед. н., доцент                                                 Т.В. Носакова
     
     
Рецензенты: д. пед.н., профессор Л.В. Моисеева

                  к. пед. н., доцент                                Р.Х. Исхаков

                                           

Одобрена на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол №___ от ________ 2017 г. 

 

Заведующий кафедрой    Э.Ф. Зеер

 

Руководитель программы магистратуры                    В.С. Третьякова

              

Рекомендована к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № ____ от  _______2017 г.

 

Председатель методической комиссии Института ППО       Н.О. Садовникова
     
Директор Института ППО   И.И. Хасанова
  СОГЛАСОВАНО:    
Руководитель магистерской программы:   Зам. директора Научной библиотеки РГППУ                                                                                                     В.С. Третьякова   Е.Н. Билева  
     

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2018

©          Носакова Т.В.,  2018

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоение дисциплины…………………………………..4

2. Место дисциплины структуре образовательной программы………..4

3. Результаты освоения дисциплины……………………………………...6

4. Структура и содержание дисциплины………………………………....10

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы……………………………………………………………………10

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины……...14

5. Образовательные технологии………………………………………….17

6. Учебно-методические материалы……………………………………..18

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических и лабораторных занятий…………………………………..18

6.2. Задания и методические указания по выполнению письменных работ (расчетно-графических, контрольных, курсовых и т.д.)…………21

6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента…………………………………………25

6.4. Иные материалы……………………………………………………28

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение……………..30

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………37

9. Лист изменений и дополнений к рабочей программе…………………38

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины  являются формирование у магистрантов системы знаний о сущности, структуре и особенностях психологически комфортной и безопасной образовательной среды, готовности осуществлять профессиональную деятельность в сфере образования, развитие личностных качеств и формирование общекультурных, универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО уровня магистратуры по данному направлению подготовки с учетом специфики данной ОПОП, характеристики групп обучающихся.

Задачи дисциплины:

1. Анализ значимости использования психолого-педагогических знаний и умений для организации психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

2. Раскрытие содержания базовых понятий процесса проектирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

3. Выработка у студентов практических навыков организации психологически комфортной и безопасной среды образовательной организации.

3. Формирование общекультурных, универсальных и профессиональных компетенций в области управления образовательной организацией.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина входит в раздел учебного плана «Базовая часть» ФГОС по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование с квалификацией (степенью) <магистр>.

Изучение курса рассчитано на один семестр – 3 й.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Моделирование и организация психолого-педагогической среды образовательной организации, Социальная психология образования.

Дисциплина также тесно связана с такими учебными предметами, как Психолого-педагогическое сопровождение управленческой деятельности, Риски в системе образования, а также с научно-исследовательской работой в семестрах, учебной (по получению первичных профессиональных умений и навыков), производственной (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) и преддипломной практиками.

Дисциплина «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» играет важную роль в формировании управленческих умений магистранта, её изучение основывается на предшествующем профессиональном образовании и опытом работы в образовательной организации.

Требования к «входным» знаниям, умениям и владениям магистранта, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин следующие. Магистрант должен:

Знать:

· психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

· основные психологические теории развития личности и межличностного взаимодействия;

· основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества;

· закономерности и механизмы психической регуляции социального поведения человека;

· современные подходы к исследованию и решению социально-психологических проблем.

Уметь:

· выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей;

· выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности;

· давать социально психологическую характеристику личности как субъекта социального взаимодействия;

· обобщать и систематизировать изученный теоретический материал и соотносить его с личным опытом.

Владеть:

· основными методами и методиками исследования социально психологических характеристик личности;

· методами и методиками исследования социально-психологических феноменов, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей в реальном образовательном пространстве;

· технологиями управления социально-психологическими процессами в образовательном учреждении;

· навыками установления доверительного контакта и диалога, убеждения и поддержки людей;

· методами оптимизации системы межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты освоения ОПОП магистратуры определяются приобретаемыми магистрантом компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

- способностью выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития (ОПК-1);

- умением организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений (ОПК-3);

- умением организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ОПК-4);

- способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью определять круг потенциальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-57).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

· методологические подходы к пониманию психологической безопасности образовательной среды;

· условия формирования психологически комфортной образовательной среды и сохранения ее безопасности;

· специфику формирования и развития характеристик психологически безопасной и комфортной образовательной среды учреждений разного уровня образования.

Уметь:

· соотносить реальные условия образовательной среды с психолого-педагогическими требованиями к уровню ее комфортности и безопасности для участников образовательного процесса;

· выделять потенциальные и реальные угрозы для психологической безопасности и субъективной комфортности образовательной среды;

· изменять характеристики образовательной среды в соответствии с задачами концепции развития и функционирования образовательного учреждения;

· подбирать и применять адекватные методы и методики диагностики характеристик образовательной среды.

Владеть:

· технологиями формирования психологически-комфортной и безопасной образовательной среды;

· технологиями и методами управления характеристиками образовательной среды.

Результаты обучения представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

Код и содержание компетенции Выпускник должен обладать готовностью и способностью Название уровня Перечень планируемых результатов обучения по уровням

выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития (ОПК-1)

1. Базовый (предметно-информационный) Знает основные принципы, механизмы, структуру взаимодействия и образовательной деятельности участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный) Способен выстраивать и проектировать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития
3. Творческий  (поисково- исследовательский) Владеет способностью разрабатывать программы взаимодействия и образовательной деятельности участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития; самостоятельно разрабатывать управленческие проекты, предусматривающие совместную деятельность руководства и коллектива образовательной организации

умением организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений

(ОПК-3)

1. Базовый (предметно-информационный)   Знает основные принципы и  механизмы организации межличностных контактов, общения участников образовательного процесса (в том числе,  в поликультурной среде), структуру, функции, виды,  типы и стороны общения, особенности форм и средств общения в зависимости от культур традиций, организационные формы и методы совместной деятельности детей и взрослых в образовательном пространстве
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный) Проявляет способности в организации межличностных контактов, общения участников образовательного процесса (в том числе, в поликультурной среде), имеет навыки организации совместной деятельности детей и взрослых в образовательном пространстве
3. Творческий (поисково-исследовательский) Умеет разрабатывать и воплощать психодиагностические и развивающие программы для оптимизации межличностных контактов, общения участников образовательного процесса (в том числе, в поликультурной среде), совершенствования форм и методов совместной деятельности детей и взрослых, всех субъектов образовательного процесса в образовательном пространстве

умением организовывать междисциплинар-ное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ОПК-4)

2. Базовый (предметно-информационный) Знает основные принципы и механизмы организации меж-дисциплинарного и межведом-ственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности; знает методы оптимизации системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный) Проявляет способности в организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности; умеет применять методы оптимизации системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении  
3. Творческий  (поисково- исследовательский) Умеет разрабатывать и воплощать психодиагностические и развивающие программы для оптимизации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности; методы оптимизации системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении

анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)

3. Базовый (предметно-информационный) Знает основные принципы выделения научной исследовательской проблемы в контексте реальной профессиональной деятельности и проектирования программы ее изучения
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный) Способен анализировать научную исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать на ее основе программы моделирования среды образовательной организации
3. Творческий  (поисково- исследовательский) Способен анализировать научную исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности; владеет способностью разрабатывать и реализовывать программы моделирования среды образовательной организации

определять круг потенциальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность

(ПК-57).

4. Базовый (предметно-информационный) Знает основные принципы определения круга потенциальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный) Способен анализировать  и выбирать круг потенциальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность
3. Творческий  (поисково- исследовательский) Способен анализировать, выбирать круг потенциальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность разрабатывать и реализовывать программы социально-психологического партнерства в профессиональной деятельности

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов, в том числе:

– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 30 часов (лекции – 14 часов, практические занятия – 30 часов);

– самостоятельной работы обучающегося – 78 часов.

Их распределение по видам работ представлено в таблице 2.

 

Таблица 2

Вид учебной работы

Формы обучения

очная очно-заочная заочная  
Общая трудоемкость дисциплины 3 (108)   3 (108)
Контактная работа, в том числе 30   12
Лекции 14   2
Практические занятия 16   10
Лабораторные работы -   -
Консультации -   -
другие виды контактной работы -   -
Самостоятельная работа 78   96
Изучение теоретического курса 16   30
Самоподготовка к текущему контролю знаний 4   6
Подготовка и защита реферата (доклада) 10   10
Контрольная работа 20   20
Подготовка к защите работ 8   10
Домашние задания 10   10
Подготовка к экзамену 10   10
Вид промежуточного контроля экзамен   экзамен

 


4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 3

 

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Всего часов

Виды контактной работы, час.

СР, час

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия Др. формы контактной работы Из них в интерактивной форме

Раздел 1. Образовательная среда и ее характеристики

1. Понятие образовательной среды 3 4 2 2 Конс.   10 Входной контроль. Собеседование
2. Требования к образовательной среде 3 4 2 2 Конс. 1 10 Анализ научной литературы, доклады. Выполнение практических заданий.

Раздел 2. Психологически безопасная образовательная среда

3. Психологическая безопасность личности 3 4 2 2 Конс.   12 Анализ научной литературы, доклады. Выполнение практических заданий.
4. Характеристика психологически безопасной образовательной среды 3 4 2 2 Конс. 1 10 Анализ научной литературы, доклады. Выполнение практических заданий.

Раздел 3. Психологически комфортная образовательная среда

5. Феномен психологического комфорта личности 3   4 2 2 Конс.     1 10   Анализ научной литературы, доклады.
6. Характеристика психологически комфортной образовательной среды   1 4 2 2 Конс. 1 10 Анализ научной литературы, доклады. Выполнение практических заданий. .
7. Проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды 3 6 2 4 Конс. 1 16 Анализ научной литературы, доклады. Выполнение практических заданий. Контрольная работа.

Всего за курс

30 14 16   4 78 экзамен

Содержание разделов (тем) дисциплины

Раздел 1. Образовательная среда и ее характеристики

Тема 1. Понятие образовательной среды

Образовательная среда и ее структурные компоненты. Роль образовательной среды в современных условиях развития социума.

Основные тенденции развития современного общества и преобразования образовательной сферы.

 

Тема 2. Требования к образовательной среде

Основные требования к образовательной среде. Безопасность и психологический комфорт как основные требования к среде образовательной организации.

Возможности формирования и проектирования образовательной среды.

 

Раздел 2. Психологически безопасная образовательная среда

Задания и методические указания по организации и проведению практических и лабораторных занятий

Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды». Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над научной и научно-методической литературой. На практических занятиях магистрант под руководством преподавателя выполняет задания, упражнения, которые способствуют развитию мышления, умению делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента.

Вопросы и задания для проведения практических занятий

Раздел 1. Образовательная среда и ее характеристики

Тема 1. Понятие образовательной среды

1. Проблемы образовательной среды в современных условиях развития социума.

2. Тенденции развития современного общества и преобразования образовательной сферы.

 

Тема 2. Требования к образовательной среде

1. Основные требования к образовательной среде.

2. Проблемы безопасности в современной образовательной среде.

3. Возможности преобразования образовательной среды.

Раздел 2. Психологически безопасная образовательная среда

Задания и методические указания по выполнению письменных работ (расчетно-графических, контрольных, курсовых и т.д.)

Темы контрольных работ

 

1. Проблемы образовательной среды в современном обществе.

2. Структурные компоненты образовательной среды.

3. Перспективы преобразования и изменения современной образовательной среды в образовательных организациях разных типов и видов.

4. Соблюдение безопасности и психологически благоприятного климата как основных требований к среде образовательной организации.

5. Содержание понятия «психологическая безопасность».

6. Психические процессы и состояния, порождаемые деятельностью человека и влияющие на ее безопасность.

7. Свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности.

8. Роль человеческого фактора в формировании психологической безопасности личности.

9. Роль окружающей среды в формировании психологической безопасности личности.

10. Средства психологической защиты и их роль в формировании психологической безопасности личности.

11. Роль социума в формировании психологически безопасной среды образовательной организации.

12. Экологичность взаимоотношений в условиях образовательного пространства.

13. Безопасность предметно-пространственного компонента образовательной среды.

14. Базовые требования к организации пространства в образовательной организации с точки зрения его безопасности для обучающихся.

15. Безопасность социально-психологического компонента образовательной среды.

16. Безопасность информационно-методического компонента образовательной среды.

17. Психологический комфорт и подходы к его пониманию.

18. Роль психологического комфорта для деятельности и развития личности.

19. Структурные составляющие психологического комфорта: психологический, интеллектуальный и физический комфорт. Психологический дискомфорт и причины его возникновения.

20. Специфика психологически комфортной образовательной среды в образовательных организациях разного уровня и вида.

21. Требования ФГОС к созданию комфортной развивающей образовательной среды.

22. Условия организации психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

23. Роль субъектов педагогического процесса в проектировании психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

24. Возможности современных технологий в проектировании и организации психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента

При изучении дисциплины предусмотрено выделение 78 часов на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.

Видами самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины являются:

а) работа с лекционным материалом, проработка конспекта лекций и учебной литературы;

б) поиск и обзор литературы и электронных источников информации, написание реферата (доклада, научной статьи) по индивидуально заданной проблеме курса;

в) выполнение домашних заданий к занятиям;

г) выполнение практических работ;

д) выполнение домашней контрольной работы;

к) изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение (отдельные темы);

л) подготовка и представление электронных презентаций;

м) подготовка к практическим занятиям, семинарам, экзамену;

н) сочинение эссе (написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме);

п) аналитическая обработка текста (рецензирование, аннотирование и реферирование, конспектирование).

Порядок выполнения и контроля видов самостоятельной работы обучающихся отражен в таблицах 2 и 3.

Примерные темы эссе, рефератов и докладов

1. Образовательная среда: понятие, типология, структура.

1. Проблемы образовательной среды в современных образовательных организациях.

3. Характеристика образовательной среды в образовательных организациях разных типов и видов.

4. Роль психологически благоприятного климата в формировании среды образовательной организации.

5. Сущность и содержание психологической безопасности.

6. Влияние человеческого фактора в формировании психологической безопасности личности.

7. Сравнительная характеристика образовательной среды в российских и зарубежных вузах.

8. Корпоративная культура образовательной организации как фактор формирования благоприятной гармоничной образовательной среды.

9. Воздействие окружающей среды на психологическую безопасность личности.

10. Характеристика средств психологической защиты в формировании психологической безопасности личности.

11. Роль социума в формировании психологически безопасной среды образовательной организации.

12. Проблемы экологичности взаимоотношений в условиях образовательной организации.

13. Проблемы безопасности предметно-пространственного компонента образовательной среды.

14. Особенности к организации пространства в образовательной организации с точки зрения безопасности для обучающихся.

15. Специфика безопасности социально-психологического компонента образовательной среды.

16. Проблемы безопасности информационно-методического компонента образовательной среды.

17. Подходы к психологическому комфорту.

18. Структурные составляющие психологического комфорта: психологический, интеллектуальный и физический комфорт.

19. Психологический дискомфорт и причины его возникновения.

20. Требования ФГОС к созданию комфортной развивающей образовательной среды.

21. Стили руководства и социально-психологический климат в педагогическом коллективе.

22. Роль субъектов педагогического процесса в формировании психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

23. Возможности современных технологий в формировании психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

24. Возможности и средства повышения коммуникативной культуры педагога.

 

 

Иные материалы

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие образовательной среды и ее структурных компонентов.

2. Роль образовательной среды в современных условиях развития социума.

3. Основные тенденции развития современного общества и преобразования образовательной сферы.

4. Образовательная среда и ее характеристики.

5. Безопасность и психологический комфорт как основные требования к среде образовательной организации.

6. Основные требования к образовательной среде. Возможности формирования и проектирования образовательной среды.

7. Психологическая безопасность личности как составляющая безопасности.

8. Психические процессы, порождаемые деятельностью человека и влияющие на ее безопасность.

9. Психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности жизнедеятельности.

10. Свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности.

11. Структура безопасности личности.

12. Роль человеческого фактора в проектировании  психологической безопасности личности.

13. Роль окружающей среды в проектировании психологической безопасности личности.

14. Средства психологической защиты и их роль в формировании психологической безопасности личности.

15. Безопасность предметно-пространственного компонента образовательной среды.

16. Базовые требования к организации пространства в образовательной организации с точки зрения его безопасности для обучающихся.

17. Безопасность социально-психологического компонента образовательной среды.

18. Безопасность информационно-методического компонента образовательной среды.

19. Психологический комфорт и подходы к его пониманию.

20. Структурные составляющие психологического комфорта: психологический, интеллектуальный и физический комфорт. Психологический дискомфорт и причины его возникновения.

21. Факторы, определяющие переживание человеком чувства психологического комфорта в определенных условиях.

22. Специфика психологически комфортной образовательной среды в образовательных организациях разного уровня и вида.

23. Требования ФГОС к созданию комфортной развивающей образовательной среды.

24. Условия организации психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

25. Роль субъектов педагогического процесса в проектировании психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

26. Современные технологии в проектировании и организации психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная литература

1. Быкова А.А. Психологическая безопасность ребенка в школе / Анна Быкова. Ростов на Дону: Феникс, 2016. 139 с.

2. Ковров В.В. Технологии профилактики насилия в школе в системе воспитательной деятельности учителя [Электронный ресурс]: психолого-педагогический практикум: учебно-методическое пособие для вузов /             В.В. Ковров, Н. Т. Оганесян. Электрон. текстовые дан. Москва: Флинта, 2014. 273 с. Электронный ресурс ЭБС Лань https://e.lanbook.com/reader/book/48350/#1

3. Одинцова М.А. Многоликость "ЖЕРТВЫ", или Немного о ВЕЛИКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ (система работы, диагностика, тренинги) [Электронный ресурс]: учебное пособие [для вузов: Гриф Российской академии образования] / М. А. Одинцова; [редкол.: Д. И. Фельдштейн (гл. ред.) и др.]. 2-е изд., стер. Электрон. текстовые дан. Москва: Флинта, 2016. 250 с. Электронный ресурс ЭБС Лань https://e.lanbook.com/reader/book/84320/#1

4. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / В. Э. Пахальян. Электрон. текстовые дан. Саратов: Вузовское образование, 2015. 311 с. Электронный ресурс ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/29299.html

5. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / Л. Регуш [и др.]; под ред. Л. Регуш, А. Орловой. Электрон. текстовые дан. Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2016. 416 с. Электронный ресурс ЭБС Айбукс http://ibooks.ru/reading.php?productid=350604

6. Подготовка будущих учителей к обеспечению информационной безопасности [Электронный ресурс]: монография / [Г. Н. Чусавитина и др.]. 2-е изд., стер. Электрон. текстовые дан. Москва: Флинта, 2014. 186 с. Электронный ресурс ЭБС Лань http://e.lanbook.com/view/book/70429/

7. Сурженко Л.А. Трудная ситуация. Как поступить если. Пособие по выживанию в семье, школе, на улице [Текст] / Леонид Сурженко. Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2016. 111 с.

8. Трайнев В.А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика) [Электронный ресурс]: монография / В. А. Трайнев. Электрон. текстовые дан. Москва: Дашков и К°, 2015. 255 с. Электронный ресурс ЭБС Лань https://e.lanbook.com/reader/book/72389/#1.

9. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения [Текст]: учебник для системы дополнительного образования - повышения квалификации руководящих кадров высших учебных заведений / [М. А. Боровская и др.; редкол.: М. А. Боровская, С. Д. Резник, Н. В. Резник]; под общ. ред. С. Д. Резника. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2014. 343 с.

     Дополнительная литература

1. Айзман Н.И. Психологические основы безопасности человека []: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / Н. И. Айзман, Р. И. Айзман, С. М. Зиньковская; Новосиб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т. Новосибирск; Москва: АРТА, 2011. 270 с.

2. Артюхина А.Н. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен. Волгоград: ВолГМУ, 2006. 68 с.

3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. Санкт-Петербург, 2002. 271 с.

4. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] /     Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2001. 299 с.

5. Баныкина С.В. Конфликты в современной школе. Изучение и управление [Текст] / С. В. Баныкина, Е. И. Степанов. 2-е изд. Москва: ЛИБРОКОМ, 2012. 179 с.

6. Воробьева И.В. Толерантность в образовательном пространстве [Текст]: учебное пособие [для вузов] / И. В. Воробьева; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2012. 166 с.

   7. Ги Л. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 20


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.22 с.