Событийный подход к организации детских водных православных походов — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Событийный подход к организации детских водных православных походов

2024-01-17 146
Событийный подход к организации детских водных православных походов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

И.В. Кузьмин, С.И. Архиповская, Т.И. Ломцова,  А.В. Тарасов, кандидат технических наук

    Предложен опыт воспитания российской гражданской идентичности детей на основе православия путем организации событий в детском туристском походе.  Приведен пример достижения такой идентичности в детском православном водном походе на байдарках по рекам Сербии.

Ключевые слова: российская гражданская идентичность, православный туристский поход, духовное пространство

 Igor V.Kuzmin , Tatyana I. Lomtcova, Svetlana I. Arkhipovskaia,

 Anatolii V.Tarasov, candidate of engineering sciences

 

Event- driven approach to the organization of Orthodox children's water hikes

Suggested experience educating Russian civil identity of the children on the basis of Orthodoxy by organizing events in the children's tourism hikes . An example of such identity in children's Orthodox tourism canoe hikes on the rivers of Serbia.

Keywords: Russian civil identity, orthodoxy tourism hikes,  spiritual space

И.В. Кузьмин, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ № 247 Красносельского района  Санкт-Петербурга,

С.И. Архиповская, педагог дополнительного образования, подростково-молодёжный клуб "Буревестник" Красносельского района Санкт-Петербурга, Т.И. Ломцова,  педагог дополнительного образования,  ДОД ДДТ Красносельского района  Санкт-Петербурга,

А.В. Тарасов, кандидат технических наук, почетный член клуба кавалеров ордена Александра Невского, Санкт-Петербург.

Igor V.Kuzmin , teacher of additional education, [email protected]

Tatyana I. Lomtcova , teacher of additional education, [email protected]

Svetlana I. Arkhipovskaia , the teacher of additional education, [email protected]

Anatoly V.Tarasov, candidate of engineering sciences, an honorary member of the club of cavaliers of order of Alexander Nevsky, [email protected]

           

 

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  утверждается, что российская гражданская идентичность — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания  [1,с.17].                               В нашей статье мы попытаемся показать,  как из организации процесса становления событий в детских православных туристских походах  воспитанниками достигается такая ступень.                                                                           Авторы статьи исходят из того, что если заранее подготовить событие с планируемым  результатом, то можно достичь прогнозируемого эффекта в изменении личности индивида. Любое событие изменяет качественные характеристики личности в ее духовном пространстве. О понятии духовного пространства подробно изложено в [2]. Своим духовным  пространством измененная личность вступает во взаимодействие с духовным пространством окружающей среды, изменяя ее. В частности взаимодействие происходит со своими товарищами по походу. В туристском походе по завершении события одновременно меняются все члены коллектива, и положительные индивидуальные изменения усиливаются изменениями товарищей. Возникает так называемый духовный резонанс [2, с.44]. Так строится духовное пространство детского коллектива в походе. Педагоги, как строители,  сознательно ограничивают доступ негативных событий в детский коллектив, организуя только свои события. В туристском походе или нестационарном лагере это делать легче, чем в стационарных лагерях, и тем более в городе, т.к. отсутствуют телевидение, интернет, социальная среда, ограниченно пользование мобильными телефонами (практически негде заряжать), исключены бездуховная музыка с точки зрения педагогов и некачественная еда, запрещено сквернословие и т.п. Видно, что педагоги претендуют на различение хорошего и плохого. Что позволяет им так жестко ограничивать детей? Так уж случилось, что в результате жизненных событий, а о таких событиях в своих жизнях писали много людей, бывших атеистами и ставших верующими, авторы статьи также стали православными верующими и идентифицировались с православной церковью. Через эту приобретенную идентичность они стали еще большими патриотами России. Эта идентичность позволяет чувствовать, как воспитывать  детей, чтобы они также идентифицировались с православной церковью, а значит с Россией. Эта идентичность берет Учителем Того, у Кого всякая власть над всеми другими властями на небе и земле. Отсюда и претензии.                                                                    Для реализации этих взглядов на роль событий в воспитании детей авторами была разработана следующая модель социально-педагогического партнёрства, и в рамках такой модели были проведены православные паломнические водные походы на байдарках весной 2013г. по рекам Волхов, Неве, Монастырке от стен Кремля Великого Новгорода до стен Александро-Невской Лавры, летом 2014г.  по рекам Сербии, весной 2015г.  по реке Волге и летом 2015г.  по Онежскому озеру. Основой партнёрства стали общие взгляды на духовно - нравственное развитие и воспитание детей и высокий уровень самоорганизации детских секций туризма в ГБОУ СОШ №247 , ГБУ ДО ДДТ, подростково - молодежном клубе "Буревестник" Красносельского района Санкт - Петербурга  и Клуба кавалеров ордена Александра Невского" ( в дальнейшем Клуб).  В этой модели партнерства Клуб планирует  маршрут и разрабатывает мероприятия - события на нём. Каждое событие на маршруте несет ценностно-смысловую нагрузку с прогнозируемым  эффектом воспитания, который педагоги своим личным примером, поведением и словом сознательно усиливают. А самое лучшее место для усиления этого эффекта - костер  после ужина, когда ведутся разговоры "по душам". Представьте себе ребёнка, который после тяжёлого перехода, вечером, наконец-то поел и сидит у тёплого костра. Психические и физические напряжения, возникающие при преодолении маршрута, постепенно спадают и преобразуются в желание общения и хороших разговоров. В этот момент педагог задает темы для обсуждения, в которых затрагиваются события на маршруте, история России, великие нравственные примеры, православие и т.п., причем в процессе общения обращает внимание ребят на окружающий мир, на закат, на изменяющиеся краски леса и воды, на звездное небо. Природа, Россия, человеческая теплота связываются навсегда в памяти ребенка и ложатся чувственным фоном на его внутренний мир. Возникшее романтическое настроение сеет в этом внутреннем мире доброту и чистоту. Кто это почувствовал, тот в будущем захочет это повторить, того эта радость и красота будут сопровождать всю его жизнь. Здесь к месту гитара и заранее подготовленные педагогами песни с хорошими стихами, а для того, чтобы такие песни хорошо исполнялись, они организовали для своих туристов занятия по вокалу. Нельзя фальшивить, если надо создать настроение и получить воспитательный и эмоциональный эффект. Все подпевают, но в хоре, где доминирующие голоса имеют вокальную подготовку, неточности в пении других поющих незаметны. Все это запоминается и воспитывает вкус. Здесь по-другому поются народные, военные и советские песни. Возникшее общее духовное пространство строит отношения между мальчиками и девочками, между старшими и младшими, между родителями и детьми на основе дружбы, уважения, поддержки и заботы. В воспоминаниях ребёнка о походах всё это уже переплетено и нерасторжимо.                                                                                                                                         В этих православных  походах духовная христианская составляющая является своего рода фундаментом, на котором строится российская идентичность воспитанников. Христианское воспитание - надежный щит и меч в невидимой войне, идущей против православия и России. Православие - критерий, на основе которого человек подходит к анализу личных и общественных событий в России и мире. Только в православии человек чувствует себя свободным, ибо его свобода состоит в соблюдении заповедей. У руководителей  Клуба и секций туризма есть внутреннее понимание истинности корней православия, проповедуемого Русской Православной Церковью.  В моменты совместных эмоциональных переживаний тягот похода или других событий общее духовное православное пространство педагогов  соединяется с духовным пространством детей, что позволяет такому внутреннему пониманию стать своим для воспитанника. Закрепляется это все посещением храмов, участием в литургиях, встречами с интересными людьми, беседами в свободное время, и опять же лучше всего вечером у костра, где руководители вплетают в нить бесед вопросы о предназначении человека во Вселенной, о вере и любви, о других религиях, о заповедях, о распятии,  о правах человека, о патриотизме и о многом другом. Следствие этого - православная идентичность наших воспитанников, или, можно сказать, русские духовные корни становятся их корнями! Да, мы знаем, что соблазны придут, и поэтому работу по укреплению этих корней надо проводить круглый год. Туристские походы не только летом, но и осенью, и зимой, и весной, должны стать нормой в наших школах.                                                                                                                            Особая тема в беседах - Великая Отечественная война и служба в армии. Здесь у костра, пользуясь возникшим чувством единения детей и взрослых в одном духовном пространстве, педагоги  касаются тем подвига, патриотизма, долга перед Родиной, совести, тяжести и лишений советского народа и т.д. Воздействие разговора многократно усиливается исполнением военных песен. Каждый такой разговор - это уже событие в жизни ребенка, потому что ребенок не только слушатель, но и сам активный участник беседы.     

В заключение несколько слов о результатах детских туристских православных паломнических походов. Преображение детей видно невооружённым глазом. Отзывы о наших детях - только в превосходной степени. В Сербии женщины сказали: " Ваши мальчишки - мёд". Здесь надо с печалью отметить, что в Сербии давно не видели воспитанных русских. Ведь образы русских сейчас у сербов формируются СМИ и так называемыми "новыми русскими". Примером достижения ступени российской гражданской идентичности служит поход в Сербии. Задумывался этот поход, чтобы показать детям православные места Сербии, традиции и культуру, жертвенную помощь наших соотечественников Сербии, спеть русские и сербские песни, неформально поговорить с сербами, и узнать, почему в Сербии говорят: «На небе – Бог, а на Земле –Россия». Руководители, организуя такой поход, конечно, рассчитывали на воспитательный эффект, но здесь он проявился особенно ярко. Наши девочки в Сербии сказали: «Мы – Россия! Мы ответственны за тех, кто надеется на нашу страну, на её помощь». Надо прямо сказать, что и взрослые испытали подобные чувства. В этих словах уважение к своей стране и уважение себя, как родившемуся в ней. Наши воспитанники соединили себя с Россией, и можно быть уверенным в том, что отныне они будут переживать за неё. Утверждаем - это настоящий патриотизм и российская гражданская идентичность наших воспитанников.

1. Данилюк А.Я., Кондаков A.М., Тишков B.А. "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"-Москва, Просвещение, 2009.-18с.

2. Бурняшева Л.А. Духовное пространство в условиях трансформации современного российского общества:  дис. д-ра филос. наук.  ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» - г. Ставрополь, 2014. -314с. URL http://www.ncfu.ru/uploads/doc/disser_burnyasheva.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.