Философски-эстетические принципы и жанровая система сентиментализма. Предромантические веяния в русской литературе конца XVIII века. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Философски-эстетические принципы и жанровая система сентиментализма. Предромантические веяния в русской литературе конца XVIII века.

2017-05-23 627
Философски-эстетические принципы и жанровая система сентиментализма. Предромантические веяния в русской литературе конца XVIII века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сентиментализм первоначально возник в Англии в конце 20-х гг. 18 в. Осознание ценности человеческой личности вне зависимости от сословной принадлежности, преобладание чувства над рассудочностью, что вело к углубленному раскрытию внутреннего мира человека, гуманизм и демократическая направленность делали это направление прогрессивным в своей основе. В сент. Большое внимание уделяется пейзажу, который оказ. Созвучным личному переживанию героя. Отрицательное отношение к реакционному правительственному режиму было характерным для писателей сент. Однако Карамзин стоял в пассивной оппозиции, выражая свое недовольство и неуверенность в завтрашнем дне. Радищев же искал разрешения выдвинутых жизнью проблем в общественно-политическом, социальном аспекте. Культ чувства. Авторское индивидуальное «я».

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

24. Особенности сентиментализма и предромантизма в поэзии Н.Карамзина, А.Радищева, М.Муравьева, Н.Львова, И.Дмитриева (на примере 1-2 авторов).

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). С его именем связано утверждение в 90-х гг XVIII в. Нового литературного направления – сентиментализма. Он родился 1 дек. 1766 г. в небогатой дворянской семье в городе Симбирске. Получил гуманитарное образование. Учился в Москве в пансионе Шадена, где педагогическая система строилась на воспитании сердца, заложило основы формирования мировоззрения и личности Карамзина. недолгая военная служба в Питере. Знакомство с Тургеневым. В Москве Тургенев познакомил его с Новиковым. Стал членом его кружка. Карамзин редактирует издаваемый Новиковым ж-л «Детское чтение для сердца и разума» (85-89). Несмотря на близость к масонам в этот период, он остается чужд их мистическим взглядам. Оптимистически смотрит на жизнь. Там его лучшим другом стал А.А. Петров. («Мелодор к Филарету»). В этом ж-ле Карамзин напечатал свою первую сентиментальную повесть «Евгений и Юлия». В повести «поселяне» «с радостью» трудятся на полях, они, «быв довольны успехом работ своих, в простых песнях благословляют Натуру и участь свою». В основе сюжета – любовная идиллия, неожиданно заканчивающаяся трагически. (Евгений от большой радости и любви заболевает горячкой и умирает). Юлия и мать Е. с этого момента живут безрадостно, в меланхолии. Занимается переводами произведений Шекспира. К Шекспиру он возвращается не раз в своем творч-ве («Поэзия», Письма русского путешественника (1791)). В 1788г. переводит «Эмилию Галотти» Лессинга. В мае 89г. он воплощает свою давнюю мечту в жизнь – он отправляется в заграничное путешествие (18 месяцев).

Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Книги его были грозным оружием, направленным против самодержавия, рабства и крепостничества. «Бунтовщик хуже Пугачева». При жизни Радищева и после его смерти, вплоть до 1905г., его знаменитое «Путешествие» находилось под запретом. В 1797г. в ссылке в Кунгуре Радищев видел копию своей книги.

Родился 20 авг. 1749г. в богатой дворянской семье. Отец его был грамотным и достаточно гуманным по отношению к крестьянам. Начальное образование получил дома. Его научил читать и писать крепостной Петр Мамонтов. С 1756г. живет у родственника в Москве и занимается на дому с преподавателем из Московского университета. В 1762г. был зачислен в Пажеский корпус в Питере, оттуда осенью 1766г. был отправлен в Лейпциг для обучения. Тогда ему было 17 лет. Там подружился с Ф.Ушаковым, Кутузовым и Рубановским. Опыт русской действительной жизни и пяти лет, проведенные за границей, расширили умственный горизонт будущего писателя. Во многом ему помог Ушаков, которому Р. посвятил «Житие Федора Васильевича Ушакова», (1789). Пронизано пафосом революционной публицистики. В ноябре 71г. возвр. в Россию. Служба в департаменте Сената (71-73) в должности протоколиста познакомила Р. с ужасающим бесправии крестьян, беззаконием в судах, деспотизмом помещиков и чиновников. Спустя некоторое время сближается с Новиковым, Крыловым, Туманским, Кречетовым. Лит. деят-ть Радищева началась в 70-х гг. и была связана с интересом к историч. сочинениям. Так в 72-73гг. он изучает «Повесть временных лет». Внимание к истории Древней Руси сказалось в тв-ве Радищева (поэма «Бова», «Песнь историческая»). Занимался переводами произведений Мабли («Размышление о греческой истории, или «О причинах благоденствия и несчастия греков»). В ранний период своей лит. деят-ти отдал Радищев дань и люб.лирике. «Песня». Его ранние стихи отличались большой чувствительностью и несли в себе черты автобиографизма. Автобиографизм свойствен и очень своеобразному в Тв-ве Радищев. «Дневнику одной недели», произведению психологическому. Это страстная исповедь человека, оказавшегося вдали от друзей и испытавшего отчаяние от одиночества.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

25. Эволюция жанра светской оды в творчестве Г.Р.Державина. Образцы духовной лирики поэта (ВНИМАНИЕ! Билеты с 25 по 26 объединены! Я даю один ответ на два вопроса)

Державин соединил анакреонтические оды с русским колоритом: «Явление Диониса и Дафны на Невском берегу». По-новому смотрел на человека. Классицисты считали своей задачей служение государству. Державин – выступает как частный человек с его повседневной жизнью, его произведения посвящены определенным людям. Начал рассказывать в стихах о себе. Державин показывал себя поющего. Движение в сторону романтического и реалистического искусства. «Что видел, то и бредил». Мир – праздничный, сверкающий, яркий. Гаврила Романович Державин (1743-1816). Поэзия Державина отличалась самобытностью и народностью, новыми поэтическими открытиями. В его поэзии отразилась вся его эпоха. Новаторство Державина. – обращение поэзии к жизни, к ее земным радостям. Державин вносит в поэзию автобиографическую тему, авторское индивидуальное «я». К поэтам-классицистам Д. чрезвычайно близок признанием гражданственного, просветительского значения поэзии, ибо для него поэт – «народной толпы просветитель», который должен «в мир правду вещать». Одновременно в его творч-ве находим и истоки реализма, и элементы предромантизма. Родился 14 июля 1743г. в Казанской губернии в семье бедного дворянина. О своем детстве и дальнейшей жизни он рассказывает в «Записке из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина» (1812). Это был рассказ о частной жизни поэта. Когда Державину было 11 лет, у него умер отец. В детстве учился грамоте у дьячка сельской церкви, а в 1759 в гимназии. За удачно нарисованную карту с видами города Державин был зачислен в гвардейский полк. Во время пугачевского восстания участвовал в подавлении мятежа. Он считал это исполнением долга. В число первых русских стихотворцев его выдвинула написанная им в 82г. «Фелица». Последние годы поэт жил у себя в имении Званка под Питером и продолжал активно интересоваться литературными новинками молодого поколения литераторов. У Державина была особая тактика подпора и обработки материала. Материал интересен и подлежит введению в стихотворение не потому, что он «высок», не потому, что он соответствует канонам одической тематики, не потому, наконец, что он может быть представлен в отвлеченной форме, а потому что он злободневен. Ничего дворяского, ничего сословного нет в человеческом идеале, созданном Державиным. Творчество Державина «подгатавливало» рождение человека в русской поэзии. Все стихи Державина пронизывал культ служения обществу. Бесконечное количество раз он возвращался в своих стихотворениях к проповеди высокого гражданского идеала вельможи – слуги общества даже царя – слуги общества. Он указывает патриотизм, величие народа, создает образ идеального царя. Язык Державина размашистый, не сглаженный ферулой XVIII века. Сниженные и простые слова у Державина встречаются не только в сатирических одах, но и в высокой лирике. Присутствуют простонародные изречения, славянизмы, канцеляризмы и мифология. Державин ИЗОБРАЖАЕТ, а не анализирует. «На смерть князя Мещерского» (1779 г.).эта ода резко отличается от обычной похвальной оды классицизма. Это ода-элегия. Неожиданная смерть знакомого заставила поэта задуматься над вечной проблемой жизни и смерти. Д. часто рисует одну и ту же картину: люди свергаются, подобно водопаду, с высот счастья. «Жизнь есть небес мгновенный дар...» «Бог» (1784г.) - первое произведение русской поэзии, получившее европейскую известность еще при жизни поэта. Ода напоминает Ломоносовские духовные оды..Эо произведение писалось несколько лет и посвящена рассуждению о возникновении мироздания и происхождения человека. Обращаясь к богу, Д. Употребляет определение «Без лиц, в трех лицах божества».Автор здесь имеет в виду не только богословское понятие, но и философское «бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое бог в небе совмещает».Картина мира предстает не столько в религиозном плане, сколько в плане научных представлений о мире, т.е. ода лишена мистицизма. Приемом выразительных контрастов Д. Достигает предельной ясности мысли: «Я царь, -я раб, -я червь, -я бог!»,тем самым доказывая, что человек - вершина создания природы и значение его на земле велико.Чел-к: «Черта начальна божества». «Водопад» (1794г) - глубокое философское раздумье о смысле жизни, человеческом существовании и праве на бессмертье. Державин развивает те размышления на тему жизни и смерти, которые были подняты ранее в оде «На смерть князя мещерского».Ода написана на смерть князя Потемкина, умершего также совершенно внезапно. Потемкин - человек неординарный и отношение к нему автора неоднозначное. Снова мысль о том, что жизнь низвергается с высот счастья подобно водопаду. Водопад - символ вечности. Д. Рассуждает о бессмертьи и приводит наряду с Потемкиным образ другого полколводца - Румянцева, кот. для поэта являлся идеалом истинной гражданственности. Д. приходит к выводу, что бессмертной славы достоин Р., который «пользу общую хранил».

26. Горацианская и анакреонтическая поэзия Державина. Своеобразие лирического героя, примеры «забавного русского слога».

(ответ дан в билете 25! (А.А.Караваев))

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.