История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-05-22 | 1685 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Петер Ф. Друккер (Peter F.Drucker), светило в области управления, установил, что каждые два–три столетия в мирепроисходят кардинальные изменения, расшатывающие мировую историю. Он заявлял также, что каждые двадцать-тридцать лет сменяются ценности, распадаются экономические и политические структуры, изменяются социальные нормы, появляются новые формы художественного выражения и другие явления, что потрясает общество. Вследствие подобных перемен за какие–то пятьдесят лет люди одного поколения почти полностью утрачивают представление о том, как жили их родители (См. Peter F. Drucker, Post–Capitalist Society. – N.Y., 1993, Р.1.), так быстро меняются вещи.
Не исключено, что с появлением новых структур информационного общества будут меняться и формы проявления коррупции. Информационная закрытость общества всегда являлась питательной средой для развития коррупции. Говоря об информационной закрытости общества, в первую очередь следует упомянуть проблемы с доступом к информации о решениях, принимаемых государственными и муниципальнымиорганами власти и управления, проблемы с прозрачностью деятельности коммерческих структур и проблемы, возникающие с возможностью публикации в СМИ материалов по антикоррупционнойтематике.
Даже в рамках демократических обществ чиновники и бизнесмены часто находили псевдообъективные причины для ограничения доступа к общественно значимой информации (недостаток бюджетных средств, ограниченностьтиража СМИ, малый размер заинтересованных в получении информации групп граждан и т.п.). Да и сами владельцы и главные редакторы СМИ далеко не всегда свободны ввозможности публикации антикоррупционных материалов. На издания может оказываться политическое и экономическое давление с целью недопущения публикации невыгодных властям и бизнесу фактов, тираж издания могут конфисковать, а теле или радиокомпанию могут лишить лицензии на вещание из–за любых, даже малозначительных нарушений.
С появлением всемирной компьютерной сети Интернет ситуация начала меняться к лучшему. Затраты на публикацию резко снижаются, географическое положение редакции может не совпадать с регионом, в котором распространяется информация, и становится возможным обновление информации в режиме реального времени.
В последние годы XX века в развитых странах мира с помощью телекоммуникационных сетей стали реализовываться технологии так называемого "электронного правительства". Деятельность "электронного правительства" фокусируется на двух ключевых моментах отношений между правительством и гражданами:
1) использование информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) в консультациях с гражданами и гражданским обществом по разработке политики;
2) предоставление услуг в режиме оn–linе.
Анатолий Карачинский, руководитель крупнейшей российской корпорации в области компьютерных технологий "Information Business Systems" (IBS), убежден, что Интернет поможет справиться с коррупцией. Пока еще "имеется модель перевода украденных у компаний денег в оффшоры, которая является куда более простым способом обогащения, чем зарабатывать честно". – утверждает Карачинский. Но взятки – это мелкий заработок. "Люди обнаруживают, что гораздо выгоднее иметь высокую капитализацию, чем сразу получить немного денег, – поясняет он и добавляет: – На Западе вознаграждением за честную работу является высокая капитализация" (Цит. по Ансимов В. Интервью Анатолия Карачинского Reuters: Интернет поможет справиться с коррупцией//Сервер Netoscope.ru,2000, 25.09., http://www.netoscope.ru/news/2000/09/25/358.html).
Печально известные в России теневой сектор, тайные сделки, взятки и уклонение от налогов практически во всех сферах экономики становятся проблемой для тех, кто ее строит, – как для правительства, так и для тех, кто пытается играть по правилам. Анатолий Карачинский считает, что компьютеризация и Интернет помогают раскрывать грязную игру. Это эффективный путь выхода из–под контроля бюрократов.
Положение таково не только в России. Как писала Gazeta.ru, "...единственным источником свободной информации в Казахстане остается Интернет" (Цунский А. Единственным источником свободной информации в Казахстане остается Интернет//Сайт Gazeta.ru, 1999, 24.06, http://gazeta.msk.ru/interview/24_06_1999_kazakh.htm). По мнению американского эксперта по средствам массовой информации Гэри Селноу (Gary Selnow), высказанному им 3 октября 2000 года на конференции "Сетевая дипломатия–2000" ("NetDiplomacy-2000"), "реальные перспективы Интернета для демократического строительства заключаются в том, как люди используют его. В отличие от традиционного одностороннего потока информации..., Интернет позволяет пользователям активно участвовать в этом процессе. Интернет обеспечивает чувство контроля. а ориентированные на его пользователей возможности укрепляют эту среду как метафору самоопределения". которая, по его мнению, является "душой демократии" (Цит по: Fisher-Thompson J., Media Expert Says Internet Is Fertile Ground for Sowing Democracy // The Washington File, 2000, 04.10, Р. 12).
Пример того, как надо привлекать общественность для решения общественно–значимых проблем с помощью сети Интернет, подают международные организации. 14 августа 2000 года представительство Всемирного банка в Киеве открыло в Интернете дискуссионный форум для расширения участия украинских граждан в диалоге, посвященном деятельности Группы Всемирного банка в этой стране.
До открытия форума были проведены консультации по новой стратегии помощи Украине со многими организациями гражданского общества. Однако любой желающий может высказать свои замечания или дать отзыв о программах помощи Всемирного банка в Украине, присоединившись к обсуждению в Интернете по следующему адресу: http://www.worldbank.org/ukrainecas.
"Устойчивость любой программы, нацеленной на повышение эффективности развития в Украине, требует полной информированности и участия ее народа, – говорит директор Всемирного банка по Украине и Белоруссии Люка Барбон. – Коллектив сотрудников Всемирного банка в Украине приветствует комментарии и отклики, направляемые через этот электронный форум, в надежде, что он сможет стать полезным инструментом в наших усилиях по адаптации помощи Всемирного банка к тем приоритетам, которые установили для себя правительство и народ Украины, наиболее эффективным образом и с наибольшим воздействием на низовом уровне" (Всемирный банк открывает Интернет-форум, посвященный стратегии помощи Украине // Сайт Всемирного банка, Пресс-релиз,2000, 14 августа, http://www.worldbank.org/ukrainecas).
Активно используют Интернет и российские журналисты, работающие в некоммерческих организациях, занимающихся противодействием процессу коррумпированности общества. Так при планировании подготовки конференции, посвященной борьбе с коррупцией, представители некоммерческого центра "Стратегия" (Санкт–Петербург) организовали "виртуальные" рабочие группы еще до самой конференции, чтобы время непосредственного контакта было использовано более эффективно. Каждая группа получала свою собственную страничку на сайте организации. Координаторы групп помещали на ней свое сообщение – тезисы и вопросы для обсуждения, – а также свои координаты, включая и электронный адрес.
Все желающие принять участие в дискуссии могли посылать свои тексты и реплики либо непосредственно координатору. либо в центр "Стратегия". Координатор, в свою очередь, мог ответить непосредственно направившему реплику, но при этом обязательно помещал текст на веб–страничку группы. Такие контакты способствовали установлению горизонтальных связей между участниками дискуссии, что стало шагом на пути развития антикоррупционной сети.
Российские ученые А. Кричевец и А. Прохоров в одной из своих публикаций отмечают: "Можно представить, например, что местная исполнительная власть помещает в Интернет все свои распоряжения, все списки, перечни и образцы необходимых для определенных операций документов и т. п. Тогда разные аспекты ее деятельности могут быть легко проконтролированы разными людьми. И если не обнаружено просчетов и ошибок, это повышает доверие к организации и облегчает ее деятельность.
К такому позитивному для самой организации эффекту могут быть добавлены поощрения со стороны вышестоящих государственных органов, оценивающих степень открытости организации (поощрения могут быть и весьма ощутимыми). Не обязательно, что общественный контроль будет постоянным. Отдельный гражданин вряд ли справится с такой задачей, но ему достаточно того, что такой контроль в принципе доступен общественным организациям, заинтересованным в четком ведении дел" (Кричевец А., Прохоров А. Сеть взаимовластных отношений и делиберативная демократия. Сокращенный вариант // Компьютерра,2000, N 21 (350), с. 22-247).
В этом отношении достаточно показателен опыт Индии, где проблема коррупции стоит гораздо более остро, нежели в России. Малоизвестный индийский правительственный департамент "Центральная Наблюдательная Комиссия" (Central Vigilance Commission), в обязанность которой входит проверка жалоб, связанных с коррупцией, опубликовал на своем сайте список коррумпированных чиновников и полицейских. Возникает законный вопрос: насколько действенной оказалась эта акция в стране, где количество пользователей Интернета в процентном отношении меньше, чем в России?
До публикации в сети многие рекомендации правительственной комиссии, о которой идет речь, попросту игнорировались, и люди вновь и вновь вынуждены были обращаться с жалобами. Общественность настолько не ожидала подобного шага, что кому–то пришлось даже пошевелиться. Результатом стало одно увольнение и многочисленные просьбы от вошедших в список людей снять их фамилию под обещание того, что они исправятся.
В Мексике для борьбы с коррупцией оппозиционные партии даже привлекли хакеров, чтобы они вскрыли файлы, содержащие засекреченные списки лиц, сомнительными путями получивших банковские ссуды на общую сумму в 100 миллиардов долларов после национальных валютных кризисов 1994 и 1995 годов. Накануне всеобщих выборов лидеры оппозиции потребовали открытой публикации этих списков, поскольку, по их словам, они наглядно продемонстрируют народу темные дела ведущих бизнесменов и государственных чиновников страны.
Коррупция существует не только в органах государственной власти, но и в частном бизнесе. В крупных компаниях менеджеры зачастую бесконтрольно распоряжаются имуществом и совершают сделки, далеко не всегда безупречные с этической точки зрения. Для того чтобы обеспечить большую прозрачность частного бизнеса в Германии, в будущем акционеры смогут участвовать в собраниях, не присутствуя на них лично, а реализуя свои права через Интернет (См. Штельцнер Х. Corporate Governance. Переход к современному предприятию //Deutschland Ru, 2001, N 4, С. 15.).
Приведенные примеры наглядно показывают, что Интернет может быть использован для борьбы с коррупцией. При этом очень важно не нарушать действующее в России законодательство, предусматривающее ответственность за несанкционированный доступ к компьютерной информации, а также обеспечивать публикацию в сети проверенных фактов и несфальсифицированных документов. В конечном счете, от самих журналистов зависит нравственный выбор – бороться с коррупцией "чистыми перьями" или же своими руками дискредитировать благородную идею построения общества без воровства и обмана. Интернет обеспечивает гласность, а значит, делает общество прозрачнее и чище.
Далеко не всегда журналисты, проводящие расследования злоупотреблений, могут опубликовать полученную информацию на страницах своих изданий из–за того, что многие печатные и электронные СМИ находятся в услужении у региональных элит. Однако без публикаций невозможно создать такую атмосферу в обществе, которая формировала бы у граждан убежденность в необходимости реальных шагов в борьбе с коррупционными проявлениями. Интернет как раз и предоставляет возможность для публикаций, не подцензурных местным "князькам".
При этом материалы из Интернета, переданные авторами в общественное пользование, могут как перепечатываться традиционными СМИ, так и распространяться в виде листовок, буклетов и даже использоваться при разработке агитационных плакатов.
Важно, чтобы государственные институты не противодействовали попыткам журналистов разоблачать коррупционеров и обеспечивали бы защиту журналистов– К примеру, в Индии журналисту, который распространил в 2001 году через Интернет материалы о коррупции в верхних эшелонах власти, была предоставлена полицейская охрана. Это было сделано после того, как журналист Мэтью Сэмюэль сообщил, что ему и членам его семьи угрожали, после того как на сайте интернет–агентства "Теhеlka.com" были помещены видеозаписи, изображающие коррумпированных политических деятелей. На них председатели двух партий получали крупные суммы денег якобы за оказание содействия в заключении контрактов с фиктивной фирмой, торгующей оружием. В роли представителя фирмы выступал другой журналист. Сэмюэль сообщил также, что он располагает материалами, которые разоблачают деятельность большого числа политиков, правительственных чиновников и посредников.
Главный редактор журнада CIOMagazine Черил Бентсен писал: "Говоря о пользе Интернета для Индии, некоторые мои собеседники главным образом имели в виду борьбу с коррупцией: гражданам не придется давать взятку клерку при получении различных сертификатов (например, кастового сертификата, дающего право на ссуду под низкий процент) и регистрации перехода прав собственности на землю" (Цит. по: Бентсен Ч. Карма // eCommerce World, 2001, N 1, С. 34–43.).
Демократичность Интернета проявляется не только в возможности публикаций в сети обвинений в причастности к коррупции, но и в возможности обвиняемых предоставить контраргументы. Так, бывший президент Перу Альберто Фухимори, вынужденный эмигрировать в Японию после выдвинутых против него обвинений в причастности к коррупции в стране, открыл 26 июля 2001 года собственный сайт в Интернете. Экс–президент отрицает все предъявленные ему обвинения. "Я объявляю об открытии моего личного сайта – без помпы и почестей, брызг шампанского в президентском дворце и прочих церемоний. Я просто хочу поведать миру о том, что происходило в Перу в период моего правления с 1990 по 2000 год. и прояснить некоторые факты бессовестной кампании, проведенной против меня моими, мягко говоря, оппонентами", – пишет Фухимори на титульной странице своего сайта www.fujimorialberto.com.
Бывший Генеральный прокурор России Юрий Скуратов после того, как его освободили от должности за возбуждение уголовных дел в отношении коррумпированных чиновников, в интервью радиостанции "Эхо Москвы" так говорил о возможности продолжения диалога со своими американским коллегами: "Я не исключаю, что мы будем использовать либо возможности Интернета, либо другие технические средства. Может быть, прямой телемост, если они пойдут на это. Тут возможны разные варианты. Я думаю, что современные технологии дают возможность иногда демонстрировать миру, что Россия, несмотря на политические решения, никогда уже не будет закрытой страной, как бы этого некоторые ни хотели" (Плющев А. Интервью Юрия Скуратова радиостанции "Эхо Москвы" 29 февраля 2000 года //http://polit.avias.com/news/Politics/144.html).
Необходимо также учитывать, что Интернет – всего лишь инструмент в руках журналиста, и, как любой инструмент, он не попадает под этические категории "нравственно" или "безнравственно". Все зависит от того, насколько ответственно журналисты относятся к предоставлению информации своим читателям, составляющим сетевые сообщества. Нашумевшие в свое время публикации компромата на российских сайтах "Коготь" и "Коготь–2" дали обществу обширную пищу для того, чтобы рассматривать Интернет как информационную помойку.
Вместе с тем, специфика журналистских расследований коррупционных преступлений состоит в том, что те, против кого направлены разоблачения, как правило, занимают высокие посты, обладают значительными суммами, и им ничего не стоит осуществить физическую расправу с авторами неугодных публикаций. Поэтому вопрос о допустимости анонимных публикаций во все времена вызывал много споров.
Тем не менее, практика правоохранительных органов в разных странах имеет много общего: если в публикации содержится информация о совершенных преступлениях, эти сообщения подлежат тщательной проверке. К примеру, весной 2001 года Министерство внутренних дел Румынии начало расследование против нескольких высокопоставленных полицейских, обвиненных в коррупции на сайте www.politisti_corupti.go.ro.
На сайте была опубликована подробная информация об образе жизни и благосостоянии двенадцати офицеров полиции, в том числе семи полковников. Так, один из них, руководитель полиции г. Константа Ион Баланута (Ion Balanuta), обвинялся анонимными авторами сайта в том, что за большие деньги он закрывал любые, в том числе и уголовные дела. Также на сайте утверждалось, что "г–н Баланута владеет виллой стоимостью $100 тыс., что при его официальных доходах очень сложно объяснить. Один из его подчиненных – майор Василе Ионеску (Vasile Ionescu) – оказался более предприимчивым, он занимается контрабандой сигарет и владеет различным имуществом на $700 тыс." (Цит. по: Румынских полицейских заложили в Интернете// Сайт cnews.ru, 2001, 06.03, http://www.cnews.ru/news/ebusiness/2001/03/06/20010306110526.shtml)
Можно прогнозировать, что в ближайшие годы вал подобного рода антикоррупционных сайтов резко увеличится. Уже сегодня высшие руководители некоторых стран всерьез обеспокоены, каким образом можно поставить под контроль публикации интернет–изданий. В этой связи стоит упомянуть ставшие достоянием общественности секретные разговоры президента Украины Леонида Кучмы со своими ближайшими помощниками о необходимости устранения журналиста одного из интернет–изданий Григория Гонгадзе.
В начале 2002 года редакция украинского интернет–издания Обком.пег в полном составе попросила политического убежища в Соединенных Штатах Америки. Произошло это после публикаций о политической коррупции в ходе парламентских выборов на Украине.
Исследуя ситуацию с противодействием коррупции на Украине, А. Брамс пишет: "Даже если не рассматривать несколько утопические демократические государственные механизмы, которые позволят Украине реализовать внедрение системы "Электронного правительства", есть одна очень простая причина, по которой получается, что сейчас одним из самых главных врагов Интернета в Украине является коррупция. Причина эта в простоте и скорости той коммуникации, которую получат широкие массы при непосредственном контакте с государственными органами. Исчезает необходимость в целом слое мелких чиновников, толпами стоящих на пути простого гражданина. которому необходимо принятие какого–либо документа или обсуждение какого–либо вопроса с более высоким государственным чиновником.
Самое страшное, что этот слой является одним из самых закостенелых в государственной машине. Могут меняться правительства, президенты, мэры, но такой чиновник, как правило, остается на своем месте годами, а иногда и десятилетиями. Это давно сформировавшийся класс, который имеет реальное влияние на принятие и реализацию ЛЮБОГО государственного решения" (Брамс А. Кто и что блокирует Указ Кучмы //Сайт Ain.com.ua, 2001, 31.07, http://ain.com.ua/politeconomia/2001/07/31/109.html).
Интернет способствует прозрачности действий властей только в том случае, если принцип прозрачности изначально закладывается в проектируемую компьютерную систему. К сожалению, так бывает далеко не всегда. В этом отношении поучителен опыт Великобритании. Английские журналисты утверждают, что "если английское правительство не изменит стратегию создания он–лайновой инфраструктуры, в Интернете может возникнуть виртуальная копия существующей английской бюрократии.
Британская инициатива перевода государственных органов на работу через Интернет может привести к созданию он–лайнового варианта традиционной бюрократии. К такому выводу приходят в своем совместном отчете специалисты английской общественной группы Demos и компании EzGov, специализирующейся на технологиях он–лайновой работы правительственных учреждений" (Цит. по: Англия рискует создать он-лайновую бюрократию // Сервер E-commerce.ru, 2001, 21.03, http://www.e-commerce.ru/news/2001/03/21/news7853.html).
Отчет указывает на вероятность создания в Интернет такой же запутанной бюрократической системы, которая существует в английской реальности. Утверждается, что английским властям необходимо пересмотреть подход к внедрению Интернета в государственных органах и считаться в первую очередь с интересами граждан, а не с удобствами служащих из различных департаментов.
"Интеграция между департаментами должна является ключевым фактором успеха он–лайновой государственной службы. Различные государственные органы должны совместно работать и обмениваться информацией, иначе в Интернете появится виртуальная копия современного Уайт–холла с большим количеством бюрократических проблем, для устранения которых и внедряется Интернет", – утверждают британские исследователи.
Интернет может помочь решить множество проблем в вопросах антикоррупционной профилактики, которые долгие годы не решались в связи с отсутствием возможности размещения в СМИ больших объемов информации, связанной с бюджетными процессами, как на общефедеральном. так и на муниципальном уровне.
Вопросами обеспечения прозрачности бюджета обеспокоены не только наиболее прогрессивно мыслящие чиновники, но и ученые, а также представители структур гражданского общества. В марте 2001 года в Петрозаводском государственном университете состоялась презентация интернет–портала, посвященного бюджетным вопросам – "Открытый бюджет Северо–Запада" (http://openbudget.karelia.ru). "Портал содержит сведения о бюджетах Карелии и других Северо–западных регионов, стран Северной Европы. Там же можно найти литературу по проблемам бюджета и межбюджетных отношений и получить ответы на вопросы" (Прокопенко Т. Все о бюджете в Интернете// Северный курьер, 2001, N 55 (23871), 21 марта).
Достаточно простое решение с декларированием доходов чиновников было найдено в Эстонии. С 1 апреля 2001 в сети Интернет можно найти данные о заработной плате всех государственных чиновников этой страны.
В США нормативные стандарты поведения государственных служащих проводятся в жизнь административно тем учреждением, в котором работает служащий. В случае же привлечения чиновников к ответственности за нарушение принципа "конфликта интересов" информация об этом обязательно становится достоянием гласности. Каждый год Управление правительственной этики публикует для всеобщего доступа описание всех судебных дел и всех мировых соглашений на своем сайте ("Обзор судебных дел по вопросу конфликта интересов" в США можно найти по адресу: http://www.usoge.gov/pages/laws_regs_fedreg_stats/other_ethics_guidance.html).
В таможенной сфере существуют потенциально коррупционные сферы, и интернет–технологии могут способствовать уменьшению преступлений в этой сфере. Так, при оформлении различных таможенных документов остается достаточно высокий уровень субъективности между таможенниками и декларантами, что также может являться питательной средой для коррупции.
В июле 2001 года таможня Франции открыла Web-сайт, который позволяет предприятиям, базирующимся в стране и занимающимся торговлей в рамках Европейского Союза, декларировать объемы своих сделок. Декларация об объеме совершенных сделок должна подаваться ежемесячно осуществляющими коммерческую деятельность в Европе компаниями, которые по закону должны платить налог на добавленную стоимость. В этой декларации указывается общий объем продаж и закупок, что позволяет таможенникам контролировать внешнюю торговлю и следить за соблюдением налогового законодательства.
В России также появилась возможность подавать таможенные декларации в электронном виде и тем самым избегать прямого контакта между таможенником и декларантом. С началом применения электронных цифровых подписей такого рода технологии должны получить широкое распространение, что также будет способствовать уменьшению уровня коррупции.
Для того чтобы разрозненные мероприятия по повышению "прозрачности" государственных структур превратились в систему, в начале 2002 года в нашей стране была принята Федеральная целевая программа "Электронная Россия", рассчитанная на период до 2010 года. Программа предусматривает перевод в "легкодоступную электронную форму значительных объемов документооборота и создание баз данных по всем государственным и административным документам, кроме секретных". Согласно замыслу, благодаря "Электронной России" органы власти всех уровней должны стать доступнее для граждан, а их деятельность – прозрачнее и эффективнее.
"Дело в том, что органы государственной власти и местного самоуправления – это, по сути, огромный информационный аппарат, который находится в постоянном взаимодействии с гражданами и организациями. Каждый из нас, решая свои обычные вопросы и проблемы, вступает в определенные взаимоотношения с государственными учреждениями. Что зачастую происходит в рамках этих отношений, известно каждому: бюрократическая волокита, громоздкие и непонятные обычному человеку процедуры, необходимость тратить время и нервы в "присутственных местах" и еще много всего неприятного, с чем сталкивается человек.
Все это, в конечном счете, создает высокую (если не сказать больше) степень неудовлетворенности работой государственных органов. Наличие развитой информационно–коммуникационной инфраструктуры совершенно не предполагает такого количества "столоначальников", какое есть сейчас. Естественно, это существенно снизит издержки на содержание "государственной машины".
"Электронное правительство – это открытая к постоянному диалогу с людьми, понятная власть. Любой человек в любое время из любой точки страны может получить необходимую для него информацию или услугу. И для этого не только не надо ездить в "район", "область" или Москву а вообще выходить из дома" (Баршев В., Арсюхин Е., Андрей Коротков: Моя "Электронная Россия"// Российская газета, 2002, 21 марта).
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что "центральный элемент реформы власти – это система создания публичной отчетности и общественного контроля. Такая система возможна лишь в Интернете, это очевидно. Термин "электронное правительство" часто подвергался критике, но, как известно, профанировать можно все, что угодно.
Не нужно полагать, что мы все станем электронными правителями или страной будет управлять компьютер. Интернет способен персонифицировать власть, информировать граждан, какой конкретный чиновник ответственен за конкретное дело, в чем его обязанности, каков маршрут рассмотрения каждого конкретного проекта, каждого обращения в министерство. В случае невыполнения или волокиты гражданин подает в суд не на стену, а на конкретного человека. Можно выносить какие–то вещи на публичное обсуждение – как это было сделано, например, на сайте Минэконом–развития. Туда было огромное количество обращений, и целый ряд действий, кстати, был продиктован именно тем, что они собрали со своего сайта" (Черноморский П. Ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: "Вложения в информатизацию для России более чем оправданны" // Сайт http://www.e-russia.ru/comments/993204822.html). И планы эти по обеспечению прозрачности власти на организационном уровне и, соответственно, противодействию коррупции, начинают становиться реальностью, несмотря на скептицизм значительной части населения.
Так, администрация Эвенкийского АО в начале 2002 года объявила о внедрении современных компьютерных технологий управления бюджетом региона, где живет 20000 человек. Проект, фактически оплачиваемый НК "ЮКОС", позволит округу претендовать на звание первого региона, приступившего к построению "Электронной России". Система, по мысли администрации, позволит сократить издержки чиновников при управлении финансами на 20% и станет первой такого рода системой в субъектах РФ. По словам источника в администрации Эвенкии, местные власти надеются, что новая система позволит сократить штат управленцев, которых в Эвенкии 770 человек (Грановский Ю., Никольский А. Электронная Эвенкия создается под патронажем "ЮКОСа"//Ведомости, 2002, 5 апреля.).
Реализация проекта создания в России "электронного правительства", безусловно, столкнется с противодействием чиновников. Один из разработчиков программы Царен Царенов так характеризует эту проблему: "Электронная Россия" – это еще и гигантский подряд, аккумулируются миллиарды долларов, в том числе и бюджетных денег. Такая ситуация грозит известными сложностями.
Не только ФЦП "Электронная Россия" занимается распределением средств. Есть какая–то система распределения подрядов, проведения конкурсов и тендеров. Конечно, нельзя ничего гарантировать, тем более, в нынешних условиях. Нельзя сказать про конкретного чиновника, будет он брать или нет, будет сговор с бизнесменом или нет. Мы не занимаемся гарантированием честности всех чиновников, имеющих отношение к ФЦП. Кстати, вот еще один пример оправданности всей программы: торги и прозрачное распределение подрядов через Интернет. Это, несомненно, тоже будет делаться" (Черноморский П. Царен Царенов: "Реализация ФЦП не позволит России стать сырьевым придатком"// Сайт http://www.e-russia.ru/comments/993199446.html).
В Федеральной целевой программе "Электронная Россия" прямо говорится о необходимости внедрения системы государственных закупок в российских регионах с помощью Интернета. Поиск оптовых поставщиков требуемых товаров в электронных торговых системах не только экономит время и накладные расходы, но и снижает цену на 10–15%, не говоря уже об изживании практики взяточничества и откатов. Примеров в мировой практике достаточно. В Великобритании при таких сделках на 60–70% снижаются накладные расходы, а цены в результате покупок через Интернет уменьшаются на 5–10%. Английские чиновники сэкономили для казны 1 млрд. фунтов стерлингов.
К примеру, в Ярославской области на государственные закупки из регионального бюджета расходуется в год более 2 млрд. руб. Заместитель губернатора посчитал экономию, которая возникнет при внедрении новой интернет–технологии, – около 400 млн. руб. Бюджетные деньги на эту работу тратиться не будут. Планируется создать акционерное общество, учредителями которого могла бы стать компания – поставщик программного обеспечения, администрация области, местные органы власти, банки и страховые компании. Внедрение системы госзакупок через Интернет будут осуществлять инвесторы, так как такая электронная коммерция – вполне нормальный бизнес (См. Соловьев Е. Государственные закупки через Интернет. Информационные технологии наступают на ярославских чиновников //Независимая газета, 2001, N 193 (2503) 16 октября.).
В середине 2001 года руководство Тюменской области приняло пакет документов по упорядочиванию деятельности администрации в рамках проекта "Электронная Россия". Основная деятельность администрации сосредоточилась на создании системы контроля над исполнением бюджета области – внедрении системы управления государственных закупок. Основная цель проекта – создание системы регистрации сделок по государственным закупкам и бюджетных расходов в областном реестре через Интернет, что позволит осуществлять контроль над расходами администрации как со стороны государственных органов, так и со стороны общественных организаций (Цит. по: В Тюмени государственные закупки будут проходить через Интернет// Сервер Strana.ru, 2001, 06.12. http://e-russia.ru/news/1007646866.html).
Новые технологии поначалу могут преподносить и сюрпризы. К примеру, в 2002 году в Новосибирске прошли открытые электронные торги по закупке лекарств для медицинских учреждений области – всего 289 наименований на сумму более 10 млн. руб. В течение четырех дней фармацевтические фирмы, число которых к концу торгов выросло до 40, "играли на понижение".
По признанию чиновников областной администрации, реальная экономия бюджетных средств в ходе электронных торгов составила около 10%, а не 42%, как заявляли официальные лица Новосибирской области. Произошло это потому, что фирмы–поставщики выставили заведомо высокие ценовые предложения, опасаясь новой "электронной инициативы" властей. Если же сравнивать цены, по которым областная администрация закупила лекарства, со среднерыночными, то эффективность сделки оказывается много ниже, чем при прежних формах торгов. Ранее, когда торги проводило Управление по фармацевтической деятельности, экономия бюджетных средств за редким исключением составляла 30% (Тригубович Ю. Файлом по бюджету. Новосибирский губернатор додумался до электронных торгов по закупкам ресурсов для области// Независимая газета, 2002, N 58 (2612) 26 марта.).
Приведенный пример можно рассматривать, с одной стороны, как "первый блин комом", а с другой стороны – как обнадеживающий факт по искоренению коррупции при распределении бюджетных средств. Практика осуществления закупок государственных нужд через Интернет во всем цивилизованном мире становится все более популярной. В июле 2001 года во Франции было проведено три аукциона, которые позволили министерству экономики закупить товары материально–технического обеспечения со значительными скидками в цене. Это был первый эксперимент по проведению он–лайнового аукциона, который позволил этой государственной структуре приобрести товары материально–технического обеспечения по более низким ценам.
Каждый из трех аукционов проходил в Интернете в режиме реального времени и длился около часа. Посредством он–лайновых торгов были выбраны поставщики, которые представили лучшую цену на каждый из выставленных лотов. Основываясь на этом положительном опыте, министерство экономики планирует развивать данную стратегию и переводить все свои закупки на электронные рельсы. Эксперимент, о котором шла речь, стал возможен после принятия во Франции нового кодекса государственных закупок.
Кроме закупок продукции для государственных нужд правительственные ведомства оказывают и платные услуги для населения и юридических лиц. В этом секторе экономики также необходимо принимать различные меры, чтобы уменьшить возможности для коррупции. У правительственных структур США в середине 2001 года насчитывалось, как минимум, 164 сайта, торгующих самыми различными товарами и услугами через Интернет. Часть правительственных интернет–магазинов находится непосредственно в собственности правительственных структур, некоторые же только поддерживаются правительством.
Различные американские правительственные структуры торгуют самыми разными товарами – от зубной пасты до бывших в употреблении компьютеров и армейских грузовиков. Bureauof Economic Analysis (Комитет экономического анализа), например, торгует собственными исследованиями региональных, национальной и международной экономических ситуаций. U. S. Forest Service (Служба лесов США) продает карты лесов различных районов Америки. Administrative Office of the U. S. Courts (административный кабинет судов Америки) дает доступ к различным судебным документам и постановлениям за постраничную плату в 7 центов. А NASA (Национально управление космо– и аэронавтики) получает прибыль от продажи подержанных компьютеров, печатных машинок, калькуляторов и прочего оборудования. Американцам удается покупать диких мустангов на специальном аукционе, организованном Bureau of Land Management (Комитет управления землями). Все граждане США могут без проблем купить у правительственных органов дома, автомобили и даже небольшие самолеты (Цит. по: Рерих А. Правительство продает американцам зубную пасту и диких мустангов //Сайт Netoscope.ru, 2001, 29.05, http://www.netoscope.ru/news/2001/05/29/2432.html).
Приведенные примеры свидетельствуют о реальности противодействия коррупции с помощью новых технологий. Важно не переоценить роль технологии в жизни социума. Коррупционе–ры наверняка попытаются приспособиться к реалиям информационного общества. Но то, что технологии позволяют сделать государственные структуры "прозрачн
|
|
|
|
|
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!