Буквенное обозначение музыкальных звуков — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Буквенное обозначение музыкальных звуков

2017-05-20 2711
Буквенное обозначение музыкальных звуков 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Помимо названий “До, Ре, Ми...” клавиши также часто называют латинскими буквами: A, B, C, D, E, F, G (см. Рис.7).

 

Рис.7 Обозначение звуков клавиатуры латинскими буквами.

 

1.5 Звукоряд, лады*

Звукоряд – это последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке, и находящихся между собой в определённых звуковых отношениях. Каждый звук в этом ряду именуется “ ступенью ” по аналогии с лестницей (Wiki, 2016). Существует много типов звукорядов: хроматический, целотонный, пентатонический и т.д. Нас же в данном случае интересует именно семиступенный диатонический октавный звукоряд: это звукоряд, где расстояния между семью ступенями, включая расстояние между седьмой и первой ступенью следующей октавы, варьируется от полутона до тона. Ступени диатонического звукоряда принято обозначать римскими цифрами (I, II, III, IV, V, VI, VII).

Структурные разновидности таких звукорядов называются ладами (существуют разные толкования слова “лад”, но это основное). Отправными точками для западных музыкантов являются мажорный лад и минорный лад. Мажорный лад строится по схеме I-тон-II-тон-III-полутон-IV-тон-V-тон-VI-тон-VII-полутон-I, а минорныйI-тон-II-полутон-III-тон-IV-тон-V-полутон-VI-тон-VII-тон-I (запомните эти 2 последовательности наизусть!). Интересно, что белые клавиши До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си (C, D, E, F, G, A, B) образуют мажорный лад, а Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль (A, B, C, D, E, F, G) образуют минорный лад. Можете проверить, посчитав тоны и полутоны между клавишами. Однако необходимо иметь в виду, что как мажорный, так и минорный лады/звукоряды (лад и звукоряд чаще всего используют как синонимы, но это так не во всех случаях) можно построить от любой другой клавиши, следуя вышеупомянутой схеме. В этом случае ваш звукоряд будет проходить минимум через одну, а то и более чёрных клавиш. Например, если построить мажорный лад от Ре, то он пройдёт через 2 чёрных клавиши (см. Рис.8).

Рис.8 Построение мажорного лада от Ре (тональность Ре-мажор). Здесь мажорный лад проходит через Фа♯ и До♯.

Упражнение: Потренируйтесь сами в построении мажорного и минорного лада от любой другой клавиши (Это поможет лучше усвоить идею, а также запомнить структуру ладов).

 

Написание нот

Я сначала напишу теорию целиком, а в конце будет несколько практических занятий.

Ноты

Рис.9 Ноты (восьмые).

Что же такое нота? Нота – это графическое изображение музыкального звука, это не сам звук (см. Рис.9). Хотя нет ничего плохого в том, что звук и его отображение сливаются в мозгу воедино. То же самое у нас происходит и с буквами, отображающими речевые звуки. Как уже говорилось, основных нот (звуков) 7: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Часто также используются буквенные обозначения: A, B, C, D, E, F, G. Они располагаются на белых клавишах фисгармонии.Ноты, альтерированные (пониженные или повышенные) на пол тона, располагаются в основном на 5 чёрных клавишах, находящихся между белыми. Теперь мы рассмотрим больше знаков альтерации: 1) знак «♯» (диез) – повышает ноту на пол тона, 2) знак «♭» (бемоль) – понижает ноту на пол тона, 3) знак «х» (дубльдиез) – повышает ноту на тон (2 раза по полтона), 4) знак «♭♭» (дубльбемоль) – понижает ноту на тон, 5) знак «♮» (бекар) – отменяет значение вышеперечисленных знаков. Наименование каждой из нот повторяется в каждой последующей октаве, хотя высота звучания соответствующих нот удваивается. Картинки на эту тему уже были приведены выше.

Нотный стан

Пятилинеечная строка для написания нот называется нотным станом или нотоносцем. Располагаются ноты на нём следующим образом (см. Рис.10):

Рис.10 Ноты на нотном стане.

Ноты располагаются на линеечках по высоте. Чем выше нота, тем выше её положение. При этом ноты последовательно чередуются: одна рисуется на линеечке, следующая между данной линеечкой и следующей и т.д. Например, нота “Ми” первой октавы располагается на первой (нижней) линеечке, а нота “Фа” - между первой и второй линеечками. Нота “Соль” уже располагается на 2й линеечке. Расположение нот на линеечках необходимо выучить наизусть! Это музыкальный алфавит.

NB! Обратите внимание, что для написания нот от До первой октавы и ниже, а также от Ля второй октавы и выше, используются дополнительные короткие линеечки.

Рис.11 Скрипичный ключ (слева) и басовый ключ (не слева).

В начале каждой строки стоит музыкальный ключ (далее ключ), который указывает принцип расположения нот на нотном стане. Среди ключей наиболее часто встречаются скрипичный ключ и басовый ключ (см. Рис.11).

Рис.12 Ноты и октавы относительно скрипичного ключа и относительно басового ключа.

Рисунок 12 указывает как располагаются ноты на нотном стане относительно ключа. Цифры и буквы в скобках указывают на октаву клавиатуры фортепиано, в которой нота расположена: 1 – первая, 2 – вторая, м – малая и б – большая.

NB! Обратите внимание на то, что скрипичный ключ обвивает своим телом вторую линеечку; на ней располагается нота Соль первой октавы, а относительно неё выстраиваются вверх и вниз остальные ноты. Басовый же ключ своими двумя точками указывает на ноту Фа малой октавы; остальные же ноты теперь выстраиваются вверх и вниз относительно неё. [Так как октав много, для того, чтобы записать ноты всех октав на нотоносце в системе одного и того же ключа, потребуется очень много доп. линеечек. Если доп. линеечек больше 3х (такую проблему мы отчасти можем наблюдать на рисунке 10 – для написания До и Ре в малой октаве скрипичного ключа необходимо использовать 4 доп. линеечки), то ноты становится сложно читать, так как визуально сложно считать линеечки. Поэтому (одна из основных причин) для записи низких (басовых) октав принято использовать басовый ключ.] Ноты я буду писать в основном только в скрипичном ключе, так как 1) он наиболее привычен музыкантам, 2) мелодии Харе Кришна чаще всего затрагивают не слишком широкий нотный диапазон, а также, самое главное, 3) чтобы никого не путать.

 

Ритм

Длительности нот и Паузы

 

Рис.13 Элементы ноты: 1 – флажок, 2 – штиль, 3 – головка.

На Рисунке 13 обозначены элементы изображения ноты: 1 – флажок, 2 – штиль, 3 – головка.

 

Каждая нота длится определённое количество времени. Отсюда и возникло понятие «длительность». Промежуток времени, где нота не звучит, называется «паузой».

На рисунке 14 показано соотношение нот и пауз различной длительности:

Рис.14 Соотношение длительностей нот и соответствующих пауз.

Как видите, всё довольно просто: половинная нота длится половину времени длительности целой ноты, а четвертная нота длится одну четверть времени целой ноты и половину времени половинной ноты и т.д. Наименование длительностей говорит само за себя. Разделим половинную пополам, получим две четверти, и так далее.

NB1! Если обратить внимание на восьмые и шестнадцатые ноты, то восьмые рисуются с одним флажком, а шестнадцатые – с двумя. Если восьмая или шестнадцатая в нотах стоит одна, то флажок опущен, если же восьмые или шестнадцатые стоят парой или четвёркой, то их флажки соединены в одну сплошную линию, соединяющую их (см. Рис.14).

NB2! Штиль. Вплоть до ноты Ля первой октавы длительности обозначаются штилем вверх. Далее, начиная с Си, они обозначаются штилем вниз. Также штилем вниз обозначаются ноты дополнительного голоса, находящегося на одном нотоносце с основным. Это часто будет встречаться в данных нотах, но об этом разъясню поподробнее в следующем разделе книги.

NB3! Длительность – это относительная величина; то есть, исполнитель может сам задать время звучания, скажем, одной четверти. Например, если одна целая нота звучит 2 секунды, то половинная в таком случае звучит 1 секунду, а четвертная – пол секунды.

 

3.2 Ритм. Метр*

Под ритмом подразумевают как ритмический рисунок ударного инструмента (в нашем случае, Мриданги и Каратал), так и различные сочетания длительностей нот и пауз, образующие ритмический рисунок музыкального произведения. Тему ритма с точки зрения ударных инструментов я описал в статье “Тал. Ритм в вайшнавской музыке.” В данном же случае важно сосредоточиться именно на ритмике мелодии. Именно на неё опираются мридангисты и караталисты, когда начинают подыгрывать ведущему киртана.

Ритм опирается на временнýю ось, которая условно делится на равные по длине временные отрезки, называемые долями. Доли бывают сильные (опорные) и слабые. Структура, где определённое соотношение сильных и слабых долей циклически повторяется, называется метром (не имеет отношения к единице измерения длины, это всего лишь её омоним). [Существуют простые и сложные метры. Простые – это двудольные и трёхдольные метры, имеющие одну сильную долю. Сложные метры получаются в результате слияния минимум 2х простых, благодаря чему сложный метр может иметь более одной сильной доли.]

Метр, в отличие от ритма, – понятие абстрактное, напрямую не проявляющееся во вне. Метр – это тот, своего рода, ритмический каркас, на который опирается музыкант в своём сознании, воспроизводя ритм, который уже, в свою очередь, и воспринимается нашими ушами.

 

Темп

От того, насколько долго или коротко длится метрическая доля, зависит скорость воспроизведения музыкального произведения, называемая темпом. Обычно темп измеряется количеством метрических долей в минуту (1 bpm – “beats per minute”). Один из наиболее медленных темпов, используемых в музыке, называется граве (в переводе с итал. «тяжело»), и равен он 40–48 bpm. Именно такая единица измерения используется в метрономе, а также в различных синтезаторах при выставлении темпа аккомпанемента. [Интересно, что для киртана более характерно постепенное увеличение темпа в течение его исполнения. Для поп музыки (как индийской, так и западной) более свойственно сохранение равномерного темпа в течение всего произведения. Вообще постепенное непрерывное изменение темпа характерно для народной музыки, в частности, российской или, в особенности, цыганской. Для классических произведений более свойственно дискретное изменение темпа.

 

Размер

Размер – это числовое выражение метра, используемое в нотах, где каждой доле задана её относительная длительность (например, четверть; реже за метрическую долю берётся восьмая, и ещё реже половинная). Абсолютная длительность в данном случае означала бы темп, или сколько длится доля по времени (секундомеру). Размер ставится в начале произведения (или такта, начиная с которого размер меняется в середине произведения, если такое происходит) и обозначается в виде дроби, в числителе которой указано количество долей, а в знаменателе – их относительная длительность. Первая доля в размере (метре) является сильной, опорной, и каждая циклически повторяющаяся группа долей, начинающаяся с сильной, называется тактом и отделяется с обеих сторон тактовыми чёрточками. Перед вами наиболее распространённые размеры (см. Рис.15):

 

Рис.15 Основные наиболее часто используемые размеры.

NB! Размер, 4/4, к примеру, не означает, что в одном такте находится именно 4 четвертных длительности. Четыре четверти – это метр, ритмическая сетка, на которую музыкант опирается, как бы считая доли у себя в голове. Ритмический же рисунок такта может быть совершенно разнообразным, включающим в себя и длительности и паузы, но в сумме по времени звучания он должен равняться четырём четвертям. Например:

Рис.16 Примеры расположения длительностей и пауз в такте при размере 4/4.

Упражнение: Проанализируйте ритмические «фигуры» (рисунки) в тактах на рисунке 16. Соответствуют ли они указанному размеру?


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.