Основные звуки клавиатуры, знаки альтерации — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Основные звуки клавиатуры, знаки альтерации

2017-05-20 3734
Основные звуки клавиатуры, знаки альтерации 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Введение

Как обычно, [текст в квадратных скобках], а также подразделы, обозначенные звёздочкой*, к прочтению не обязательны.

Важно иметь в виду, что если вы не изучали данную систему ранее, то просто прочитать и даже понять, о чем идет речь, будет не достаточно. Многие темы состоят из групп элементов, которые необходимо выучить наизусть. К ним относятся ноты, длительности, интервалы, особенности построения ладов, тональностей и так далее. Владение музыкой – это навык, который часто сравнивают с владением языком, так как с её помощью можно выразить определённое послание, мысли, переживания и эмоции. И подобно речи, которая первична, музыку можно записать в виде текста, где в роли алфавита будут выступать ноты и длительности, а в виде знаков препинания – тактовые черты и другие элементы нотного стана.

Музыка – это сложная целостная структура, состоящая из многих понятий, которые сильно зависят в своём определении друг от друга, что значительно усложняет задачу преподнесения теории музыки в удобоваримой форме. Я постарался в начале отделить понятия друг от друга, чтобы их было легче определить и объяснить. Далее, основываясь на уже введённой терминологии я объясняю последующие понятия. Хорошо при изучении иметь рядом инструмент, чтобы самому для себя иллюстрировать материал. Иначе, если материал для вас новый, даже не смотря на то, что много картинок, просто читая его, вы рискуете вызвать перегрев мозга.

Базовые понятия

Клавиатура, октавы

Рассмотрим клавиатуру фисгармонии (см. Рис.1).

Рис.1 Клавиатура фисгармонии.

Области клавиатуры, обозначенные на рисунке 2 разными цветами и включающие в себя все 12 (7 белых + 5 чёрных) клавиш между ними, называются октавами (см. Рис.2). [Под октавой также подразумевают интервал * между двумя соседними одноимёнными нотами, но об этом потом.] На фисгармонии различают низкую, среднюю и высокую октавы. Зачастую на клавиатуре присутствует и ультра-высокая октава (см. Рис.2).

Рис.2 Октавы на клавиатуре фисгармонии.

Октавы на клавиатуре фортепиано называются иначе, так как их там гораздо больше (см. Рис.3).

Рис.3 Октавы на клавиатуре фортепиано.

При этом первая октава на фортепиано соответствует высокой октаве на фисгармонии, а не средней. [В английской версии всё немного по-другому: высокая октава на фисгармонии (и 1-я на фортепиано) соответствует 4й октаве на фортепиано].

Тон, полутон

Каждая клавиша представляет собой звук определённой высоты. Музыкальные звуки, в отличие от речевых звуков, различаются относительной высотой звучания, которая измеряется тонами и полутонами (см. Рис.4).

Рис.4 Расположение тонов (1) и полутонов (1/2) на клавиатуре.

Написание нот

Я сначала напишу теорию целиком, а в конце будет несколько практических занятий.

Ноты

Рис.9 Ноты (восьмые).

Что же такое нота? Нота – это графическое изображение музыкального звука, это не сам звук (см. Рис.9). Хотя нет ничего плохого в том, что звук и его отображение сливаются в мозгу воедино. То же самое у нас происходит и с буквами, отображающими речевые звуки. Как уже говорилось, основных нот (звуков) 7: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Часто также используются буквенные обозначения: A, B, C, D, E, F, G. Они располагаются на белых клавишах фисгармонии.Ноты, альтерированные (пониженные или повышенные) на пол тона, располагаются в основном на 5 чёрных клавишах, находящихся между белыми. Теперь мы рассмотрим больше знаков альтерации: 1) знак «♯» (диез) – повышает ноту на пол тона, 2) знак «♭» (бемоль) – понижает ноту на пол тона, 3) знак «х» (дубльдиез) – повышает ноту на тон (2 раза по полтона), 4) знак «♭♭» (дубльбемоль) – понижает ноту на тон, 5) знак «♮» (бекар) – отменяет значение вышеперечисленных знаков. Наименование каждой из нот повторяется в каждой последующей октаве, хотя высота звучания соответствующих нот удваивается. Картинки на эту тему уже были приведены выше.

Нотный стан

Пятилинеечная строка для написания нот называется нотным станом или нотоносцем. Располагаются ноты на нём следующим образом (см. Рис.10):

Рис.10 Ноты на нотном стане.

Ноты располагаются на линеечках по высоте. Чем выше нота, тем выше её положение. При этом ноты последовательно чередуются: одна рисуется на линеечке, следующая между данной линеечкой и следующей и т.д. Например, нота “Ми” первой октавы располагается на первой (нижней) линеечке, а нота “Фа” - между первой и второй линеечками. Нота “Соль” уже располагается на 2й линеечке. Расположение нот на линеечках необходимо выучить наизусть! Это музыкальный алфавит.

NB! Обратите внимание, что для написания нот от До первой октавы и ниже, а также от Ля второй октавы и выше, используются дополнительные короткие линеечки.

Рис.11 Скрипичный ключ (слева) и басовый ключ (не слева).

В начале каждой строки стоит музыкальный ключ (далее ключ), который указывает принцип расположения нот на нотном стане. Среди ключей наиболее часто встречаются скрипичный ключ и басовый ключ (см. Рис.11).

Рис.12 Ноты и октавы относительно скрипичного ключа и относительно басового ключа.

Рисунок 12 указывает как располагаются ноты на нотном стане относительно ключа. Цифры и буквы в скобках указывают на октаву клавиатуры фортепиано, в которой нота расположена: 1 – первая, 2 – вторая, м – малая и б – большая.

NB! Обратите внимание на то, что скрипичный ключ обвивает своим телом вторую линеечку; на ней располагается нота Соль первой октавы, а относительно неё выстраиваются вверх и вниз остальные ноты. Басовый же ключ своими двумя точками указывает на ноту Фа малой октавы; остальные же ноты теперь выстраиваются вверх и вниз относительно неё. [Так как октав много, для того, чтобы записать ноты всех октав на нотоносце в системе одного и того же ключа, потребуется очень много доп. линеечек. Если доп. линеечек больше 3х (такую проблему мы отчасти можем наблюдать на рисунке 10 – для написания До и Ре в малой октаве скрипичного ключа необходимо использовать 4 доп. линеечки), то ноты становится сложно читать, так как визуально сложно считать линеечки. Поэтому (одна из основных причин) для записи низких (басовых) октав принято использовать басовый ключ.] Ноты я буду писать в основном только в скрипичном ключе, так как 1) он наиболее привычен музыкантам, 2) мелодии Харе Кришна чаще всего затрагивают не слишком широкий нотный диапазон, а также, самое главное, 3) чтобы никого не путать.

 

Ритм

Длительности нот и Паузы

 

Рис.13 Элементы ноты: 1 – флажок, 2 – штиль, 3 – головка.

На Рисунке 13 обозначены элементы изображения ноты: 1 – флажок, 2 – штиль, 3 – головка.

 

Каждая нота длится определённое количество времени. Отсюда и возникло понятие «длительность». Промежуток времени, где нота не звучит, называется «паузой».

На рисунке 14 показано соотношение нот и пауз различной длительности:

Рис.14 Соотношение длительностей нот и соответствующих пауз.

Как видите, всё довольно просто: половинная нота длится половину времени длительности целой ноты, а четвертная нота длится одну четверть времени целой ноты и половину времени половинной ноты и т.д. Наименование длительностей говорит само за себя. Разделим половинную пополам, получим две четверти, и так далее.

NB1! Если обратить внимание на восьмые и шестнадцатые ноты, то восьмые рисуются с одним флажком, а шестнадцатые – с двумя. Если восьмая или шестнадцатая в нотах стоит одна, то флажок опущен, если же восьмые или шестнадцатые стоят парой или четвёркой, то их флажки соединены в одну сплошную линию, соединяющую их (см. Рис.14).

NB2! Штиль. Вплоть до ноты Ля первой октавы длительности обозначаются штилем вверх. Далее, начиная с Си, они обозначаются штилем вниз. Также штилем вниз обозначаются ноты дополнительного голоса, находящегося на одном нотоносце с основным. Это часто будет встречаться в данных нотах, но об этом разъясню поподробнее в следующем разделе книги.

NB3! Длительность – это относительная величина; то есть, исполнитель может сам задать время звучания, скажем, одной четверти. Например, если одна целая нота звучит 2 секунды, то половинная в таком случае звучит 1 секунду, а четвертная – пол секунды.

 

3.2 Ритм. Метр*

Под ритмом подразумевают как ритмический рисунок ударного инструмента (в нашем случае, Мриданги и Каратал), так и различные сочетания длительностей нот и пауз, образующие ритмический рисунок музыкального произведения. Тему ритма с точки зрения ударных инструментов я описал в статье “Тал. Ритм в вайшнавской музыке.” В данном же случае важно сосредоточиться именно на ритмике мелодии. Именно на неё опираются мридангисты и караталисты, когда начинают подыгрывать ведущему киртана.

Ритм опирается на временнýю ось, которая условно делится на равные по длине временные отрезки, называемые долями. Доли бывают сильные (опорные) и слабые. Структура, где определённое соотношение сильных и слабых долей циклически повторяется, называется метром (не имеет отношения к единице измерения длины, это всего лишь её омоним). [Существуют простые и сложные метры. Простые – это двудольные и трёхдольные метры, имеющие одну сильную долю. Сложные метры получаются в результате слияния минимум 2х простых, благодаря чему сложный метр может иметь более одной сильной доли.]

Метр, в отличие от ритма, – понятие абстрактное, напрямую не проявляющееся во вне. Метр – это тот, своего рода, ритмический каркас, на который опирается музыкант в своём сознании, воспроизводя ритм, который уже, в свою очередь, и воспринимается нашими ушами.

 

Темп

От того, насколько долго или коротко длится метрическая доля, зависит скорость воспроизведения музыкального произведения, называемая темпом. Обычно темп измеряется количеством метрических долей в минуту (1 bpm – “beats per minute”). Один из наиболее медленных темпов, используемых в музыке, называется граве (в переводе с итал. «тяжело»), и равен он 40–48 bpm. Именно такая единица измерения используется в метрономе, а также в различных синтезаторах при выставлении темпа аккомпанемента. [Интересно, что для киртана более характерно постепенное увеличение темпа в течение его исполнения. Для поп музыки (как индийской, так и западной) более свойственно сохранение равномерного темпа в течение всего произведения. Вообще постепенное непрерывное изменение темпа характерно для народной музыки, в частности, российской или, в особенности, цыганской. Для классических произведений более свойственно дискретное изменение темпа.

 

Размер

Размер – это числовое выражение метра, используемое в нотах, где каждой доле задана её относительная длительность (например, четверть; реже за метрическую долю берётся восьмая, и ещё реже половинная). Абсолютная длительность в данном случае означала бы темп, или сколько длится доля по времени (секундомеру). Размер ставится в начале произведения (или такта, начиная с которого размер меняется в середине произведения, если такое происходит) и обозначается в виде дроби, в числителе которой указано количество долей, а в знаменателе – их относительная длительность. Первая доля в размере (метре) является сильной, опорной, и каждая циклически повторяющаяся группа долей, начинающаяся с сильной, называется тактом и отделяется с обеих сторон тактовыми чёрточками. Перед вами наиболее распространённые размеры (см. Рис.15):

 

Рис.15 Основные наиболее часто используемые размеры.

NB! Размер, 4/4, к примеру, не означает, что в одном такте находится именно 4 четвертных длительности. Четыре четверти – это метр, ритмическая сетка, на которую музыкант опирается, как бы считая доли у себя в голове. Ритмический же рисунок такта может быть совершенно разнообразным, включающим в себя и длительности и паузы, но в сумме по времени звучания он должен равняться четырём четвертям. Например:

Рис.16 Примеры расположения длительностей и пауз в такте при размере 4/4.

Упражнение: Проанализируйте ритмические «фигуры» (рисунки) в тактах на рисунке 16. Соответствуют ли они указанному размеру?

Затакт

Часто бывает так, что музыкальное произведение или музыкальная фраза начинается не с сильной доли, а с одной или нескольких слабых долей, которые предшествуют сильной доле. Такое явление в музыке называется затактом или анакрузой. Затакт характерен для многих мелодий Харе Кришна. Например, мелодия Шрилы Прабхупады начинается с затакта (см. Рис.21).

Рис.21 Ноты мелодии Прабхупады.

На рисунке 17 видно, что первые два слога “Ха” и “ре” приходятся не на первую долю (четверть), а на долю, предшествующую ей.

 

Адаптация

Этот подраздел может быть слегка сложен для понимания, но моменты, описываемые здесь, важно учитывать.

Тал

В моей статье “Тал. Ритм в вайшнавской музыке.” можно подробнее ознакомиться с темой тала (ритма в индийской музыке). Здесь я затрону эту тему лишь вкратце.

Киртаны в ИСККОН поются на различные талы (ритмические структуры). Тал в индийской музыке – это понятие схожее с размером в западной музыке, но гораздо более сложное в своём определении. Среди используемых в киртане талов наиболее распространён кахарва-тал. Часто также используется дадра-тал, например, при пении бхаджана Шри Дамодараштака”. Также используются кемпта-тал, рупак-тал и так далее. Так как тал можно записать в западных нотах по-разному, следует объяснить, каким образом это делаю я.

 

а) Кахарва-тал

Рис.23 Структура кахарва-тала, а также основные мантры Каратал и Мриданги на кахарва-тал.

Кахарва-тал имеет восьми-дольный цикл (авартан). Матры (доли) в этом тале обычно считают: “раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь”. Так как размер 4/4 (четыре четверти) читается на “раз-и-два-и-три-и-четыре-и”, что по сути образует восемь коротких долей, то я решил записывать кахарва-тал в размере 4/4. При этом полный цикл тала соответствует одному такту размера 4/4 (см. Рис.24). Было бы, конечно, логичнее использовать размер 8/8, но этот размер очень редко используется музыкантами. К тому же мы знаем из курса математики, что 8/8=4/4=2/2=1.

Рис.24 Размер 4/4 и кахарва-тал.

 

б) Дадра-тал

Рис.25 Структура дадра-тала, а также основные мантры Каратал и Мриданги на дадра-тал.

Дадра-тал имеет шести-дольный цикл. Матры читаются: “раз-два-три-четыре-пять-шесть”. Дадра-тал я записываю в размере 6/8, который тоже читается “раз-два-три-четыре-пять-шесть” (см. Рис.26). Размер 3/4, который читается “раз-и-два-и-три-и” не очень подходит для записи дадра-тала в нотах в силу особой внутренней структуры (расположения сам и кхали) последнего.

Рис.26 Размер 6/8 и дадра-тал.

в) Другие талы опишу по мере необходимости.

Октавы

Я буду часто писать ноты, где будет две параллельные нотных строки: одна – строка голоса, вторая – строка фисгармонии.

В строке для голоса под нотами в первой октаве на нотоносце, я буду подразумевать малую октаву (смещение на одну октаву вниз), под малой – большую, под второй – первую и т.д., так как малая октава – это основная “рабочая” октава для мужчин. Конвенциональная запись потребовала бы слишком много дополнительных линеечек, что вызвало бы дискомфорт у читателей. Женщинам не надо ничего смещать: для них первая – это первая, малая – это малая и т.д.

В строке для фисгармонии смещение на октаву вниз относится и к мужчинам и к женщинам, так как, в отличие от фортепиано, где центральной является первая октава, на фисгармонии центральной является малая октава (в обозначении на фисгармонии она называется средней). А также фисгармония одинакова для всех:).

3.9 Более сложные разновидности длительностей нот*

Обычным, описанным выше тривиальным делением на 2, разумеется, ритмика музыки не ограничивается. Для разнообразия в музыке также существуют длительности и посложнее. Рассмотрим некоторые из них:

 

Залигованные длительности

Рис.29 Залигованные длительности.

Округлая чёрточка, соединяющая ноты, называется лигой. Одно из значений лиги заключается в том, что она соединяет две ноты в одну. Например, если соединить лигой одну половинную и одну четверть (см. Рис.29), то получится нота, равная по длительности половинной с точкой или трём четвертям. Такое обозначение вместо половинной с точкой может быть необходимо, например, если длинная нота приходится на пересечение 2х тактов (о тактах позже), тогда разумно разделить ноту на 2 более коротких ноты и соединить их лигой.

Триоли

Рис.30 Триоль. Одна целая нота равна по длительности трём триольным половинным нотам (или
двум обычным). Одна половинная равна трём триольным четвертям и т.д.

Триоль – это обособленная группа из трёх нот, которая равна по времени звучания двум обычным длительностям того же порядка, например, три триольных восьмых равны по времени звучания двум обычным восьмым или одной четверти (см. Рис.30). Это особый вид полиритмического деления. [Для справки: (Это здесь чисто для того, чтобы было. Многим будет сложно понять, да, собственно, и не актуально!!!) Выделяют также дуоль (группа из двух нот, где, к примеру, одна четверть с точкой равна двум дуольным восьмым), квартоль (группа из четырёх нот, где, к примеру, одна четверть с точкой равна четырём квартольным восьмым), квинтоль (группа из пяти нот, где, к примеру, одна четверть равна пяти квинтольным шестнадцатым), септоль (группа из семи нот, где, к примеру, одна четверть равна пяти септольным шестнадцатым) и т.д. (см. Рис.31-32)]

 

Рис.31 Дуоль, триоль и квартоль.

Рис.32 Триоль, квинтоль, секстоль и септоль по отношению к четверти.

 

Попробую объяснить и проиллюстрировать триоль поподробднее (см. Рис.33-34).

Рис.33 Половинные триоли относительно целых и обычных половинных нот.

Стрелочка вправо на обоих рисунках обозначает шкалу времени. Если, к примеру, представить, что целая нота длится одну целую секунду, то половинные будут длиться по половине секунды (1/2 с), а половинные триоли, соответственно,- по одной трети (1/3 с) секунды.

Рис.34 Восьмые триоли относительно четвертных и обычных восьмых нот.

Если же одна четвертная нота длится четверть секунды (1/4 с), то восьмая нота будет длиться одну восьмую часть секунды (1/8 с), а восьмые триоли, соответственно, – по одной трети от одной четверти секунды, то есть (1/3)*(1/4)=1/12 (с), то есть, по одной двенадцатой секунды.

Это, к примеру, как если взять целый шарик ладу (целая нота), разделить его на 2 части (2 половинные), а потом снова соединить воедино, и теперь разделить его на три части (3 половинные триоли). По количеству, вроде, столько же, но уже не один кусок, а три. Так же и с ритмом, только здесь не кусочек ладу, а кусочек времени:).

Интервалы.

Знание интервалов имеет для музыканта принципиально важное значение, так как оно помогает чётко различать ноты между собой, составляет основу музыкального слуха, чистого пения и является фундаментом для самостоятельного подбора музыки. Как уже говорилось в разделе 1.2, музыкальные звуки на практике различаются главным образом не собственной индивидуальной частотой (высотой), а тем, как они звучат друг относительно друга. [Способность идентифицировать ноты по их фиксированной высоте называется абсолютным слухом, что является крайне редким явлением, даже среди профессиональных музыкантов.] Тема интервалов заслуживает более подробного описания, поэтому я её дополню в III части сольфеджио.

Как учить интервалы.

А теперь, собственно, самое важное об интервалах. Каждый интервал, независимо от ноты, от которой его играешь, имеет свой уникальный оттенок звучания. И, вот, именно то, как звучит каждый отдельный интервал, - 1) последовательно вверх, 2) последовательно вниз, 3) одновременно - надо запомнить и регулярно тренировать себя в этом.

Интервалы вы должны различать как буквы алфавита! Напомню, что благодаря способности определения интервалов на слух вы очень быстро сможете подбирать ноты и записывать их. Если же вы это уже как-то умеете, то интервалы поднимут это умение на качественно иной уровень.

Несмотря на уникальность звучания каждого интервала, всё же многим трудно даётся различие некоторых пар интервалов, например: ч4/ч5, м2/м3, м7/б7, так как музыкальный слух ещё не развит. Но это не проблема! Интервалы также и даже намного эффективнее можно выучить с помощью ассоциативной памяти. Есть методика запоминания интервалов по знаменитым мелодиям и песням, которые у всех на слуху и которые начинаются с различных интервалов. Эта методика проверена временем и успешно применяется опытными учителями в музыкальных школах. Подробно эта методика с конкретными примерами, разбитыми по соответствующим им начальным интервалам, описана здесь; рекомендую. Например, песня “Учат в школе” начинается с малой сексты (м6), а “В лесу родилась ёлочка” - с большой сексты (б6). Со временем попробую сделать аналогичную подборку из вайшнавских мелодий.

Да, понимаю, основных интервалов целых 12. И для их запоминания необходимо время и силы, причём регулярно в течение какого-то времени. В музыкальной школе это прививают годами. Но это усилие окупится!

Практика

По ссылке ниже вы найдёте файлы PDF со стандартными простыми мелодиями на Харе Кришна. Буду ещё думать, чтобы привести мелодии ещё проще. Но вот пока самые простые, что пришли в голову. К каждой мелодии прилагается аудио-файл, где в midi-формате проигрываются ноты так, как они должны звучать.

– https://yadi.sk/d/iZ4trIztyEDh2 –

NB1! Обратите внимание на мелодию №2. Это мелодия Прабхупады с различными дополнительными частями. Поэтому сразу не пугайтесь, что там много. Можете просто выучить первую часть, или первые три. Или, если интересно, для более полной картины, – весь файл.

NB2! По ходу дела количество мелодий будет увеличиваться.

NB3! Ноты в данном разделе в большей степени приведены в ознакомительных целях. Они написаны в одну строчку. Эта строчка обозначает как голос, так и фисгармонию. Вообще, как я уже говорил выше, ноты в дальнейшем будут писаться в две строки: 1) строка голоса и 2) строка фисгармонии. Строка фисгармонии будет далеко не всегда идентична строке голоса. В ней ноты будут писаться с интервалами, аккордами а также с использованием небольших нотных пассажей. Но две строки я введу уже после того, как выпущу Сольфеджио часть II, где они войдут в практическую часть.

Ссылки

www.propianino.ru

www.music-theory.ru

www.wikipedia.org

www.7not.ru

www.muz-teoretik.ru

www.mydrum.ru

Введение

Как обычно, [текст в квадратных скобках], а также подразделы, обозначенные звёздочкой*, к прочтению не обязательны.

Важно иметь в виду, что если вы не изучали данную систему ранее, то просто прочитать и даже понять, о чем идет речь, будет не достаточно. Многие темы состоят из групп элементов, которые необходимо выучить наизусть. К ним относятся ноты, длительности, интервалы, особенности построения ладов, тональностей и так далее. Владение музыкой – это навык, который часто сравнивают с владением языком, так как с её помощью можно выразить определённое послание, мысли, переживания и эмоции. И подобно речи, которая первична, музыку можно записать в виде текста, где в роли алфавита будут выступать ноты и длительности, а в виде знаков препинания – тактовые черты и другие элементы нотного стана.

Музыка – это сложная целостная структура, состоящая из многих понятий, которые сильно зависят в своём определении друг от друга, что значительно усложняет задачу преподнесения теории музыки в удобоваримой форме. Я постарался в начале отделить понятия друг от друга, чтобы их было легче определить и объяснить. Далее, основываясь на уже введённой терминологии я объясняю последующие понятия. Хорошо при изучении иметь рядом инструмент, чтобы самому для себя иллюстрировать материал. Иначе, если материал для вас новый, даже не смотря на то, что много картинок, просто читая его, вы рискуете вызвать перегрев мозга.

Базовые понятия

Клавиатура, октавы

Рассмотрим клавиатуру фисгармонии (см. Рис.1).

Рис.1 Клавиатура фисгармонии.

Области клавиатуры, обозначенные на рисунке 2 разными цветами и включающие в себя все 12 (7 белых + 5 чёрных) клавиш между ними, называются октавами (см. Рис.2). [Под октавой также подразумевают интервал * между двумя соседними одноимёнными нотами, но об этом потом.] На фисгармонии различают низкую, среднюю и высокую октавы. Зачастую на клавиатуре присутствует и ультра-высокая октава (см. Рис.2).

Рис.2 Октавы на клавиатуре фисгармонии.

Октавы на клавиатуре фортепиано называются иначе, так как их там гораздо больше (см. Рис.3).

Рис.3 Октавы на клавиатуре фортепиано.

При этом первая октава на фортепиано соответствует высокой октаве на фисгармонии, а не средней. [В английской версии всё немного по-другому: высокая октава на фисгармонии (и 1-я на фортепиано) соответствует 4й октаве на фортепиано].

Тон, полутон

Каждая клавиша представляет собой звук определённой высоты. Музыкальные звуки, в отличие от речевых звуков, различаются относительной высотой звучания, которая измеряется тонами и полутонами (см. Рис.4).

Рис.4 Расположение тонов (1) и полутонов (1/2) на клавиатуре.

Основные звуки клавиатуры, знаки альтерации

Каждая клавиша фисгармонии (если она настроена под европейский стандарт) звучит на определённой высотной частоте и имеет конкретное имя. Звуки, соответствующие семи белым клавишам октавы, называются, соответственно: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си (см. Рис.5). В следующей октаве эта последовательность названий звуков повторяется. Если сыграть, к примеру, Ля малой октавы, а потом Ля средней октавы, мы услышим совпадение в их звучании; именно поэтому названия повторяются; при этом вторая Ля звучит выше, чем первая. [В физике это объясняется тем, что частота звука на октаву выше удваивается. В результате происходит совпадение звуковых волн.]

Рис.5 Наименования звуков, соответствующих белым октавным клавишам.

Понижение или повышение основных семи звуков называется альтерацией. Звуки, альтерированные на пол тона, располагаются в основном на 5 чёрных клавишах, находящихся между белыми. Различают следующие основные знаки альтерации: 1) знак «♯» (диез) – повышает звук на пол тона, 2) знак «♭» (бемоль) – понижает звук на пол тона (см. Рис.6). Существуют и другие важные знаки альтерации, но о них мы поговорим в следующем разделе заметки.

Рис.6 Альтерированные на пол тона звуки расположены в основном на чёрных клавишах.

Обратите внимание, что на каждую из чёрных клавиш приходится как наименование с бемолем, так и с диезом. Это вызвано тем, что чёрные клавиши находятся между соответствующими белыми. Например, клавиша “До♯\Ре♭” находится на пол тона выше клавиши “До” и на пол тона ниже клавиши “Ре”. Оба обозначения имеют одинаково важную роль в западной теории музыки.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.