Особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте

2017-05-20 1335
Особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии развития

Курсовая работа на тему:

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

Научный руководитель:

магистр психологии,

ассистент М. Д. Батаева

Автор:

Студентка 1 курса

Д. О. Сорокина

 

Москва, 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте…………………………….…6

1.1 Представление о понятии «смысложизненные ориентации» в философии и психологии ……………………….............................6

1.2 Динамика смысложизненных ориентаций личности в онтогенезе………………………………………………………………………...18

1.3 Особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте………………………………………………………………………...…25

Глава II. Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте…………………………….30

2.1 Обоснование процедуры и методов исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте………….30

2.2 Анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте………………………………………………..36

Заключение………………………………………….………………...….47

Список литературы…………………………………...………………....50

Приложения

 

Введение

Актуальность исследования. Человек живёт и развивается в определённом культурно - историческом пространстве, специфика которого обусловлена территориальным фактором и соответствующим ему уровнем развития информационных технологий. С ходом исторического развития информационных технологий, человечество подвергалось воздействию всё больших объёмов различного рода информации, что оказало непосредственное влияние на самосознание каждой отдельной личности, становление её смыслов и ценностей. Актуальность исследования смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте обуславливается необходимостью выявить особенности воздействия информационного потока на ценностно-смысловую сферу личности.

Смысложизненные ориентации - это сложные социально-психологические образования, создаваемые значимыми жизненными взаимоотношениями личности и бытия. Они задают направление и границы самореализации личности с помощью структурирования целей-ценностей.

В период юности наблюдается возникновение новых целей и освоение новых социальных ролей, функционирует процесс дальнейшей возрастной социализации. Изменение самосознания сопровождается формированием качественно новых социальных и личностных смыслов. Результатом данного преобразования выступает уникальная система связанных между собой смысложизненных ориентаций.

Юношеский возраст характеризуется такими центральными новообразованиями, как личностное и профессиональное самоопределение. Личностное самоопределение - это определение себя как личности; существующее каждое мгновение ощущение самости относительно собственного внутреннего Я. Профессиональное самоопределение - это одна из форм личностного самоопределения, процесс формирования отношения к профессиональной деятельности, способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. В ходе личностного и профессионального самоопределения человек начинает воспринимать себя социальной единицей общества, происходит объединение смысложизненных ориентаций в систему связей, из которых формируется мировоззрение.

Таким образом, важной предпосылкой успешной самореализации личности выступает согласованная с общественными целями и личностным смыслом система смысложизненных ориентаций, определяющая поведение, выбор, направленность и интересы каждого отдельного человека.

Цель исследования - изучить особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте.

Объект исследования - смысловая сфера личности.

Предмет исследования - особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования - смысложизненные ориентации имеют ряд особенностей в юношеском возрасте, в частности отличаются по половому признаку.

С целью проверки нашей гипотезы, нами были поставлены и решены следующие задачи:

1. Рассмотрены и проанализированы теоретические представления о смысложизненных ориентациях в трудах отечественных и зарубежных философов и психологов;

2. Проанализированы психологические особенности личности в юношеском возрасте

3. Выявлены особенности смыложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования является идея К. Маркса о том, что человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания; человек является сознательны существом, а типологическое сознание зависит от этапа исторического развития общества и индивидуального пути отдельной личности. Идеи Д. А. Леонтьева о том, что смысложизненные ориентации задают направление самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей-ценностей. Идеи М. Рокича, в которых ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро её мотивации, жизненной концепции, отражают отношение человека к себе, окружающему миру, другим людям.

Методы исследования:

- теоретический анализ философской и психологической литературы по исследуемой проблеме;

- авторская анкета;

- методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (СЖО);

- методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Выборка исследования: в экспериментальном исследовании приняли участие 30 человек из них 50% юношей и 50% девушек, с разными профессиональными направленностями, с разной обращенностью к религиям, с различным составом семьи и наличием или отсутствием партнера.

 

 

Авторская анкета.

Авторская анкета направлена на выявление индивидуальных особенностей респондентов; позволит обозначить ряд факторов, влияющих на особенности смысложизненных ориентаций.

Согласно процессу анкетирования, испытуемых просили ответить на следующие вопросы:

1. Пол;

2. Возраст;

3. Образование;

4. Профессиональный статус;

5. Наличие/отсутствие партнёра;

6. Отношение к религии;

7. С кем осуществлялось Ваше проживание до 17 лет?;

8. Что является наиболее интересным для Вас в Вашей жизни?;

9. В чём смысл Вашей жизни?

См. Приложение 1.

Анкетирование.

В процедуре анкетирования, тестирования по методику А. Н. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) и методике М. Рокича «Ценностные ориентации» приняло участие 30 человек. Состав выборки был сформирован пропорционально, в исследовании приняло участие 15 девушек и 15 юношей в возрасте от 18 до 25 лет. Результаты по данному обобщенному показателю представлены на рисунке 1.

Рисунок 1.

 

Уровень образования респондентов распределился следующим образом: «неполное среднее» у 10% респондентов, «полное среднее» у 6,6%, «среднее специальное» у 3,3%, «незаконченное высшее» у 60%, уровень «высшее образование» у 20% респондентов.

Рисунок 2.

Профессиональный статус «специалист» имеют 20% испытуемых, статус «студент» 76,6%, статус «временно не работающий» 1% испытуемых.

Рисунок 3.

В «полной семье» до 17-ти лет проживало 63,3% респондентов, в «неполной семье» - 36,6% респондентов.

 

 

Рисунок 4.

Наличие партнёра было выявлено у 56,6% испытуемых, у 43,3% испытуемых он отсутствует.

Рисунок 5.

Принадлежность с одной из конфессий была выявлена у 50% респондентов, 26,6% не принадлежат ни к какой конфессии, 23,3% респондентов обладают нестандартными религиозными взглядами.

 

 

Рисунок 6.

Таблица 1.

Ценности Пол Ценности самоутверждения Ценности принятия других людей
Девушки Образованность Терпимость Чуткость Широта взглядов Честность
Юноши Высокие запросы Независимость Образованность Самоконтроль Честность

Девушки отдают предпочтение конформистским и альтруистическим ценностям, а юноши – индивидуалистическим и конформистским.

Таблица 2.

Ценности Пол Индивидуалис-тические ценности Конфор-мистские ценности Альтруис- тические ценности
Девушки Рационализм Воспитанность Широта взглядов Терпимость Чуткость
Юноши Независимость Рационализм Воспитанность Самоконтроль -

Девушки считают конкретные ценности важнее абстрактных. Юноши, наоборот, отдают предпочтение последним.

Таблица 3.

Ценности Пол Конкретные ценности Абстрактные ценности
Девушки Активная деятельная жизнь Здоровье Наличие хороших и верных друзей Любовь Уверенность в себе
Юноши Здоровье Наличие хороших и верных друзей Любовь Развитие Уверенность в себе

Выбирая между ценностями профессиональной самореализации и целями личной жизни, и девушки, и юноши единогласны: цели личной жизни важнее. Вместе с тем, оба пола выбрали одни и те же цели в личной жизни: друзей и присутствие любимого человека.

Таблица 4.

Ценности Пол Профессиональная самореализация Личная жизнь
Девушки Активная деятельная жизнь Любовь Наличие хороших и верных друзей
Юноши Развитие Любовь Наличие хороших и верных друзей

Таблица 5.

Ценности Пол Этические ценности Ценности общения Ценности дела
Девушки Широта взглядов Воспитанность Жизнерадост-ность Терпимость Чуткость Честность Образован-ность Рационализм
Юноши Ответствен-ность Высокие запросы Независимость Самоконтроль Воспитанность Жизнерадост-ность Честность Образован-ность Рационализм

Выбирая между этическими ценностями, ценностями общения и ценностями дела, юноши возносят этические ценности, а девушки – ценности общения.

Заключение

В связи с актуальностью проблемы влияния информационных потоков на самосознание личности в юношеском возрасте, возрастает интерес к изучению аспектов жизни людей, находящихся в данном возрастном периоде, с целью выявления особенностей смысловой сферы, которая формирует основу личности.

Главной целью курсовой работы являлось изучение смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Для достижения этой цели нами были поставлены и решены следующие задачи: рассмотрены и проанализированы теоретические представления о смысложизненных ориентациях в трудах отечественных и зарубежных философов и психологов; проанализированы психологические особенности личности в юношеском возрасте; выявлены особенности смыложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте; проведено эмпирическое исследование по данному вопросу.

На первом этапе нашей работы был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по становлению понятия смысложизненные ориентации личности. С помощью полученных данных было составлено рабочее понятие: смысложизненные ориентации - это направленность личности на достижение результатов в каком - либо роде деятельности; основная жизненная цель. Далее мы провели анализ понятия «смысл жизни» в различные исторические эпохи и выделили ключевые направления развития философской мысли по данному вопросу в каждой из эпох.

Второй этап нашей работы заключался в анализе психологических особенностей личности в процессе онтогенеза.

На третьем этапе нами были изучены и рассмотрены психологические особенности личности в юношеском возрасте.

Заключительным этапом нашей работы было проведение эмпирического исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте. В нашем исследовании приняли участие 30 испытуемых, из них 15 юношей и 15 девушек.

Для изучения особенностей смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте использовался комплекс методик, таких как: авторская анкета, «Методика ценностных ориентаций» М. Рокича и «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева.

Проведенное нами теоретическое и эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций личности в юности позволило сделать следующие выводы:

1. Личность в юношеском возрасте характеризуется наличием целей в будущем, придающим жизни осмысленность, направленность, временную перспективу; воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом; характеризуется убеждением в том, что может контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальность.

2. В юношеском возрасте человек воспринимает прожитую жизнь продуктивной и осмысленной, а себя при этом сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, задачами, представлениями о ее смысле.

3. В юношеском возрасте девушки более направлены на ценности принятия других людей, тогда как юноши выделяют для себя ценности самоутверждения. Девушки отдают предпочтение конформистским и альтруистическим ценностям, юноши – индивидуалистическим и конформистским. Девушки считают конкретные ценности важнее абстрактных, для юношей абстрактные ценности становятся наиболее важными. Среди ценностей профессиональной самореализации и ценностей личной жизни, для девушек и юношей цели личной жизни оказываются наиболее значимыми, в частности, наличие верных друзей и любимого человека. В этических ценностях, ценностях общения и ценностях дела, для юношей важнее этические ценности, а для девушек – ценности общения.

Полученные данные подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что смысложизненные ориентации имеют ряд особенностей в юношеском возрасте, в частности отличаются по половому признаку.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М.: Академия, 1999

2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизненности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. - М.: 1981

3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991

4. Ананьев Б. Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности// Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособ. для студента. / Под ред. Д. И. Фельдштейна: 2-е изд., дополн. – М., 1996

5. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.2. – М.: Мысль, 1978

6. Бе рдяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. -М.: Правда, 1989

7. Берсим А. В. Исследование социально-психологических детерминант смысложизненных ориентаций в различных социальных группах / А. В. Берсим, С. А. Прокопьева // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 1

8. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М. С. Гилярова. – 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989

9. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб: Прайм-Еврознак, 2006

10. Братусь Б. С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности / Б. С. Братусь // А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А. В. Запорожца. - М.: 1983

11. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2008

12. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Смысл, 2005

13. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь омонимов русского языка / Т. Ф. Ефремова. - М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007

14. Кант И. Религия в пределах только разума / И. Кант // Собр. соч.: в 6 т. – Т. 6. – М.: 1966

15. Кочеткова Т. Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением /Т. Н. Кочеткова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. – № 2

16. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2012.

17. Кудашев А. Р. Смысложизненные ориентации в структуре личностного самоопределения студентов-психологов / А. Р. Кудашев, Е. А. Оленева // Вестник ВЭГУ. - 2008. – № 1

18. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Книга по требованию, 2011

19. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000

20. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003

21. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. - 1997. –№ 6

22. Летягина Е. Л. Отношение к смерти у взрослых в связи с субъективными переживаниями детства и смысложизненными ориентациями / Е. Л. Летягина, М. В. Галимзянова // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2013. – Т. 1. – № 1

23. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. / Н. О. Лосский. - М.: Республика, 1998

24. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.42. – М.: 1974

25. Маслянка Ю. В. Смысл жизни как психологический феномен и философская проблема (к вопросу о роли философии в интеграции научных представлений о сущности и смысле жизни) / Ю. В. Маслянка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2012. - № 1

26. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Академия, 1999

27. Некрасова Е. В. Взаимосвязь формирования смысложизненных ориентаций студентов и школьников с социально-психологическими особенностями группы / Е. В. Некрасова// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2008. – № 2. – С. 135-140.

28. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 1992

29. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990

30. Рябова М. Г. Смысложизненные ориентации как основной психологический критерий качества жизни субъекта (субъективного качества жизни) / М. Г. Рябова, Е. А. Уварова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. - 2009. - Т. 3. - № 2. – С. 97-106

31. Сахарова Т. Н. Содержание и направленность смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте / Т. Н. Сахарова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. – Т. 1. – № 13. – С. 311-317

32. Тащёва А. И. Особенности смысложизненных представлений в пожилом возрасте / А. И. Тащёва, С. В. Бедрединова, Е. О. Шульц // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 12. - № 2. - С. 24-34

33. Трофимова Н. М. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов / Н. М. Трофимова, // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 9

34. Ульянова И. В. Формирование смысложизненных ориентаций школьников и студентов в образовательном процессе / И. В. Ульянова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 10

35. Философский словарь. Под ред. И. Андрущенко, О. Вусатюк, С. Линецкий. - М.: АСК, 2006

36. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990

37. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. - СПб: Астрель, 2012

38. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба человека/ В.Э. Чудновский // Психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни / под ред. В. Э. Чудновского. - М.: 1997

39. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. Пер. с нем. В. М. Бакусева, А. В. Кричевского. - М.: Канон, 1994

40. Ященко Е. Ф., Ященко Э. В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем самоактуализации на завершающем этапе обучения в вузе / Е. Ф. Ященко, Э. В. Ященко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2012. - № 31

 

 

Приложения

Приложение 1

Инструкция: «Здравствуйте! Это анкетирование направлено на выявление индивидуальных особенностей респондентов. Оно позволит обозначить ряд факторов, влияющих на особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Прошу Вас принять участие в анкетировании и ответить на все заданные вопросы в анкете. Отвечать на вопросы необходимо честно, и выбрать тот вариант ответа, который больше всего подходит Вам. Выбранный Вами ответ следует отмечать галочкой. Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые будут использованы вместе с ответами других респондентов. Желаем Вам удачи!».

 

Приложение 2

Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (Методика СЖО)

БЛАНК СЖО

Обычно мне очень скучно.               Обычно я полон энергии.

 

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.               Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.

 

В жизни я не имею определенных целей и намерений.               В жизни я имею очень ясные целя и намерения.

 

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.               Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной.

 

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.               Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

 

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.               Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

 

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.               Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

 

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.               Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

 

Моя жизнь пуста и неинтересна.               Моя жизнь наполнена интересными делами.

 

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.               Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

 

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.               Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

 

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.               Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

 

Я человек очень обязательный.               Я человек совсем не обязательный.

 

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.               Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

 

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.               Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

 

В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей.               В жизни я нашел свое призвание и цели.

 

Мои жизненные взгляды еще не определились.               Мои жизненные взгляды вполне определились.

 

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.               Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

 

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.               Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями.

 

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.               Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

Приложение 3

Приложение 4

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Бланк тестируемого________________

Список А (терминальные ценности):

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);  
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);  
– здоровье (физическое и психическое);  
– интересная работа;  
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);  
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);  
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);  
– наличие хороших и верных друзей;  
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);  
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);  
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);  
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);  
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);  
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);  
– счастливая семейная жизнь;  
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);  
– творчество (возможность творческой деятельности);  
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).  

Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;  
– воспитанность (хорошие манеры);  
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);  
– жизнерадостность (чувство юмора);  
– исполнительность (дисциплинированность);  
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);  
– непримиримость к недостаткам в себе и других;  
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);  
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);  
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);  
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);  
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;  
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);  
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);  
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);  
– честность (правдивость, искренность);  
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);  
– чуткость (заботливость).  

Приложение 5

«Конкретные» и «абстрактные» ценности

Конкретные ценности Место в жизни Абстрактные ценности Место в жизни
Активная деятельная жизнь   Жизненная мудрость  
Здоровье   Красота природы и искусства  
Интересная работа   Любовь  
Материально обеспеченная жизнь   Познание  
Наличие хороших и верных друзей   Развитие  
Общественное признание   Свобода  
Продуктивная жизнь   Счастье других  
Счастливая семейная жизнь   Творчество  
Удовольствия   Уверенность в себе  

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.

Приложение 13.

Приложение 14.

Приложение 15.


[1] Ефремова Т.Ф. Толковый словарь омонимов русского языка. - 2007. - С. 198

[2] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 1992

[3] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.2. – М., Мысль, 1978. - С. 265

[4] Кант И. Религия в пределах только разума Т. 6. М., 1966. - С.11

[5] Философский словарь. Под ред. И. Андрущенко, О. Вусатюк, С. Линецкий. М.: АСК, 2006. - С.215

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.42. – М.: 1974

[7] Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / К.Г. Юнг. Пер. с нем. В.М. Бакусева, А.В. Кричевского. - М.: Канон, 1994. - С.195

[8] Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. - С.129

[9] Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. СПб. Астрель, 2012. - С.207

[10] Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –2-е изд., исп. и доп. М.: Политиздат, 1990. - С.145

[11] Лосский Н. О. Бог и мировое зло. / Н. О. Лосский. - М.: Республика, 1998. - С.301

[12] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М.: Правда, 1989. - С.186

[13] Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. - С.211

[14] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. М.: 2011. - С.105. - С.279

[15] Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2000. - С.407

[16] Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. - С.367

[17] Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. - С.73

[18] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - С.134

[19] Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - С.187

[20] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. М.: Книга по требованию, 2011. - С.83

[21] Трофимова Н.М. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов / Н.М. Трофимова, // Высшее образование сегодня. - 2009. – № 9

[22] Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций школьников и студентов в образовательном процессе / И.В. Ульянова // Педагогическое образование и наука. - 2008. – № 10. - С.57

[23] Сахарова Т.Н. Содержание и направленность смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте / Т.Н. Сахарова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. – Т. 1. – № 13. – С. 311-317.

[24] Рябова М.Г. Смысложизненные ориентации как основной психологический критерий качества жизни субъекта (субъективного качества жизни) / М.Г. Рябова, Е.А. Уварова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. - 2009. – Т. 3. – № 2. – С. 97-106.

[25] Берсим А.В. Исследование социально-психологических детерминант смысложизненных ориентаций в различных социальных группах / А.В. Берсим, С.А. Прокопьева // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 1. - С.47

[26] Летягина Е.Л. Отношение к смерти у взрослых в связи с субъективными переживаниями детства и смысложизненными ориентациями / Е.Л. Летягина, М.В. Галимзянова // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2013. – Т. 1. – № 1. - С.141

[27] Ананьев Б. Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности// Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособ. для студента. / Под ред. Д. И. Фельдштейна: 2-е изд., дополн. – М.: 1996. - С.77

[28] Тащёва А. И. Особенности смысложизненных представлений в пожилом возрасте / А. И. Тащёва, С. В. Бедрединова, Е. О. Шульц // Российский психологический журнал. - 2015. Т. 12. - № 2. – С. 24-34

[29] Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., Академия, 1999. - С.275

[30] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999

[31] Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. СПб.: Питер, 2012. - С.268

[32] Философский словарь. Под ред. И. Андрущенко, О. Вусатюк, С. Линецкий. М.: АСК, 2006. - С.104

[33] Далгатов М.М. Ценности и смысложизненные ориентации студентов исламских и светских учебных заведений / М.М. Далгатов, Н.Т. Магомедова, У.М. Асдулаева, И.А. Гадисова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2011. – № 3. - С.12

[34] Кочеткова Т.Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением /Т.Н. Кочеткова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. – № 2. - С.118

[35] Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. - С.327

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии развития

Курсовая работа на тему:

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

Научный руководитель:

магистр психологии,

ассистент М. Д. Батаева

Автор:

Студентка 1 курса

Д. О. Сорокина

 

Москва, 2014

Содержание

Введение………………………………………


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.