I.3 Опыт вокально-педагогической и концертмейстерской работы в самодеятельных музыкальных коллективах — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

I.3 Опыт вокально-педагогической и концертмейстерской работы в самодеятельных музыкальных коллективах

2017-05-20 691
I.3 Опыт вокально-педагогической и концертмейстерской работы в самодеятельных музыкальных коллективах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 2003-2005 годах автор исследования имела опыт работы (руководства, проведения вокальной, хоровой работы, разучивания, формирования текста, образа и т.п.) и в настоящее время продолжает организационное и методическое взаимодействие с двумя самодеятельными музыкальными коллективами, территориально располагающимися и осуществляющими непрерывную деятельность в городе Ржев Тверской области:

- народный вокальный ансамбль «Ржевитянка» на базе МУК «Городской дом культуры», г. Ржев – коллектив из 15 энтузиастов пред пенсионного и пенсионного возраста, преимущественно женщин – работниц местных фабрик и заводов без музыкального образования (автор под девичьей фамилией Крылова (Трушина) Т.Г. выступала в роли руководителя.

- детский вокальный ансамбль на базе МУК «Городской дом культуры», г. Ржев – составленный из 12 детей в возрасте 6-12 лет без музыкального образования – руководитель Крылова (Трушина) Т.Г.;

Работа в указанных самодеятельных коллективах была связана в возросшим в последнее время интересом к вокально-ансамблевому пению. В основе работы всех указанных творческих коллективов лежала увлеченность и духовная общность, определяющие деятельность творческого коллектива, все ансамбли пели в академической манере. Со всеми ансамблями автор исследования работала в качестве руководителя ансамбля и сопровождающего концертмейстера, при этом репетиционный процесс в коллективах проходил преимущественно под фортепиано, а концертная деятельность на площадках г Ржева – в сопровождении фортепиано, при использовании «минусовок» или a capella.

Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый также «вокальным ансамблем») - это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. Вокальный ансамбль возглавляет руководитель (лидер). Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива.
Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.

При выборе произведений необходим был учет следующих объективных параметров: количество голосов; их тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности. Эти же принципы лежали в основе вокальных аранжировок.

Музыкально - исполнительский процесс в ансамблях предполагал овладение его участниками системой специальных музыкально - теоретических вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и практикой музыкального исполнительства.

Теория и практика работы с вокальным ансамблем неотделимы от основных приемов работы с хором. В методике вокально-ансамблевой работы знания акустических закономерностей и механизма работы голосового аппарата необходимы для руководителя.
По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории, все настоятельнее ощущалась потребность осмысления накопленного вокально-хорового опыта.

В ходе работы с вокальными ансамблями необходим был анализ и синтез нескольких самостоятельных составляющих: определения целей и задач каждого из коллективов, определения возможностей и перспектив работы с каждым коллективом в зависимости от вокальных возможностей и уровней подготовки участников, выбора схем и методик вокальной индивидуальной и групповой вокальной подготовки, обеспечения охраны голоса участников коллективов, особенно – при работе с детским хором.

Порядок и характер работ с вокальным ансамблем как творческим коллективом может быть проиллюстрирован на примере работы с детским хором.

1. Определение целей и задач:

- создания творческого коллектива как вокальной организации;

- создания творческой атмосферы, духовной общности, формирования ответственности каждого в ансамбле;

- музыкально-просветительской работы как важного фактора воспитания вкуса и художественной культуры.

2. Проведения теоретической и подготовительной работы с участниками вокального коллектива по вопросам голосового аппарата и его функции:

- описания голосового аппарата как система голосообразования;

- представления данных о строении и работа гортани, органов дыхания, артикуляционного аппарата и резонаторов.

3. Оценки особенностей работы с детским ансамблем:

- необходимость создания руководителем творческого контакта, искренних и доверительных отношений;

- необходимость оценки возрастных особенностей детского голоса и основных правил охраны детского голоса;

- опора на ассоциативную доступность в применении вокальной методики, естественность пения;

- органичность и естественность пения.

4. Задание ритма в ансамбле.

- ритм – пульс;

- достижение метроритмического единства движения в комплексе исполнительских задач;

- «звучащая» пауза;

- развитие ритмического чувства как работа над дикцией, орфоэпией, динамикой, характером звуковедения, фразировкой.

5. Задание строя в ансамбле:

5.1 Равномерно-темперированный и зонный строй:

- естественное отклонение от равномерно - темперированного строя в вокальном ансамбле - результат индивидуальной манеры интонирования;

- законы интонирования;

- зависимость интонирования от ритма и темпа исполняемого произведения.

5.2 Гармонический и мелодический строй:

- вертикальный и горизонтальный строй;

- формирование чистого интонирования – система целенаправленных занятий.

6. Формирование средств исполнительской выразительности:

6.1 Варьирование и формирование темпа:

- многозначность художественного образа произведения и многовариантность его прочтения;

- связь темпа с художественным образом, гармонией, ладом, ритмом.

6.2 Формирование динамики:

- относительный уровень градации громкости («тихо», «умеренно», «громко»);

- изменение темпа в зависимости от содержания текста.

6.3 Формирование и варьирование тембра:

- непосредственное воздействие на слушателя;

- тембр как окраска голоса и певческая манера.

6.4 Дополнение «штрихами»:

- тесная связь с другими средствами исполнительской выразительности;
- «легато», «нон - легато», «стаккато».

6.5 Фразировка:

- музыкальная фраза, общее понятие;

- зависимость от литературного текста;

- произношение поэтического текста в ансамблевом исполнении.

6.6 Соотношение музыкальной и литературной речи:

- разное взаимодействие литературной музыкальной структуры в произведениях;

- интерпретация художественного образа.

6.7 Орфоэпия в пении:

- основные нормы литературного произношения, правила орфоэпии.

Некоторые вопросы аранжировки для вокального ансамбля, использованные в практической деятельности автора:

.1.Анализ произведения:

- определение жанровых истоков и стилистических особенностей произведения;

- творческий подход к поэтическому тексту;

- взаимосвязь речевой и музыкальной ритмоинтонации.

2. Вокальная аранжировка:

- реальные возможности ансамбля;

- диапазон, тесситура, выбор удобной тональности;

- логика и плавность голосоведении.

Выучивание произведения с ансамблем:

1.Три периода выучивания произведения:

- технический;

- художественный;

- генеральный (по П. Чеснокову).

2. Некоторые способы разучивания произведения с вокальным ансамблем:

- пение но нотам, адаптация к ансамблевой партитуре каждого поющего в ансамбле;

- работа над унисоном, мелодическая «речитация»;

- индивидуальный опрос поющих;

- исполнение произведения без дирижера.

Список основных произведений, использованных автором в процессе вокально-педагогической и концертмейстерской работы в самодеятельных музыкальных коллективах, включенных в методические документы МУК «Городской дом культуры» и МУ ДОД «Дом детского творчества» г. Ржев и рекомендуемых для практической работы в аналогичных вокальных коллективах, представлен в Приложении.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.