ЧАСТЬ III. Советская историография (1917 - нач. 1990-х гг.) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

ЧАСТЬ III. Советская историография (1917 - нач. 1990-х гг.)

2017-05-20 736
ЧАСТЬ III. Советская историография (1917 - нач. 1990-х гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тема 12. 1917 - 1920-е гг.: от двух исторических наук к единственной методологии.

Сущест­вование в советской стране двух направлений исторической науки - традиционной рос­сийской и марксистской. Две сети научно-исторических учреждений (РАН и ее учрежде­ния, университеты, РАНИОН и ее исследовательские институты; Коммунистическая академия общественных наук и ее институты, Институт красной профессуры, коммуни­стические университеты, Истпарт, Институт Маркса и Энгельса, Институт Ленина). Ис­торические и краеведческие общества. Две сети исторической периодики. Реорганиза­ция и централизация архивного дела, публикация исторических источников.

Установление контроля за "старой" наукой: преобразование РАН в АН СССР, "пролетаризация" и преобразование университетов и исторического образования, лик­видация РАНИОН. Нарастание негативного отношения власти и марксистской науки к "старым кадрам" исторической науки в общем контексте усиления репрессивной полити­ки. Депортация части творческой интеллигенции в начале 1920-х гг. Ликвидация "старых" исторических журналов. "Дело академика Платонова".

Превращение общественных наук в инструмент партийно-государственного руко­водства, пропаганды и агитации. Постановления, циркуляры и тезисы партийных и госу­дарственных органов к историко-революционным и историческим датам. Издание работ классиков марксизма-ленинизма и выступлений руководителей большевистской партии.

Проблематика "старой" и марксистской исторической науки. Возрастание интереса "старой" науки к проблемам методологии и теории исторической науки, к проблемам экономической и социальной истории средневековья и нового времени, истории кресть­янства и народных движений, общественной мысли, истории государственной власти, внутренней и внешней политики. Проблематика марксистской науки: история социал-демократии и большевизма, революции 1917 г. и гражданской войны.

 

Тема 13. Научные дискуссии по проблемам истории во второй половине 1920-х гг..

Причины и условия проведения научных дискуссий. "Литературная" дискуссия по книге Л.Д. Троцкого "Уроки Октября". Дискуссия об итогах советско-польской войны 1920 г. Дискуссия о "Народной воле". Дискуссия о характере российского империализма. Дисскусия об общественно-экономических формациях. Значение дискуссий для развития исторической науки.

 

Тема 14. Советская историография в 1930-40-е гг.

Постановка современ­ными историками проблемы "Сталинизм и история". Идеологическое руководство исто­рической наукой. Значение письма Сталина в редакцию журнала "Пролетарская рево­люция". Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР 1934-1936 гг. о перестройке историче­ского образования и новых задачах исторических исследований. Критика "школы По­кровского".

Этапы создания официальной концепции истории большевистской партии и исто­рии СССР. "История ВКП/б/. Краткий курс" и ее значение. Начало подготовки учебников и обобщающих трудов по гражданской истории. Изменения в методике исторических ис­следований. Новая проблематика исторических исследований. Репрессии в отношении советских историков.

Влияние Великой Отечественной войны на изменение форм исследовательской работы и задач советской исторической науки. Постановления ЦК ВКП(б_ по идеологи­ческим вопросам второй половины 1940-х гг. и их значение для исторической науки.

 

Тема 15. Научные дискуссии по проблемам истории во второй половине 1950-х - 1960-е гг.

Смерть И.В. Сталина и выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС как факторы по­влиявшие на изменение обстановки в советской исторической науке. Феномен журнала "Вопросы истории". Дискуссии о периодизации отечественной истории. Дискуссии о ге­незисе капитализма, характере русской мануфактуры, формировании капиталистическо­го уклада, промышленном перевороте в России. "Новое направление" в советской исто­рической науке и его роль в изучении истории монополистического капитализма и пред­посылок революции 1917 г. Обсуждение проблемы многоукладности, дискуссия об «азиатском» способе производства и их значение для обновления методологического инструментария исторической науки в СССР. Новые подходы к изучению истории рево­люции 1917 г., гражданской войны, новой экономической политики, Великой Отечествен­ной войны. Постановка советскими историками проблемы сталинизма.

 

Тема 16. Борьба двух тенденций в советской исторической науке в 1970-е - первой половине 1980-х гг.

Курс руководства Коммунистической партии на ресталинизацию. Восстановле­ние практики идеологического руководства исторической наукой. Постановления и 'Тезисы" ЦК к юбилейным историческим датам. Приоритет историко-партийных иссле­дований. Ограничение доступа к использованию исторических документов. Влияние внешнеполитических приоритетов на контакты с западными историками. Создание офи­циальной концепции отечественной истории периода капитализма и советского общест­ва. Прекращение подлинно научных дискуссий по этим проблемам. Репрессии в отно­шении инакомыслящих.

Проблема инакомыслия в советской исторической науке. Влияние западной науки и прежде всего школы "Анналов" на обновление методического инструментария истори­ческих исследований. Вклад И.Д. Ковальченко в создание отечественной школы по при­менению количественных методов в исторических исследованиях. Значение работ Ю.М. Лотмана для создания советской семиотической школы. Новые моменты в изуче­нии истории культуры средневековья в работах М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича. Достиже­ния в изучении феодальной истории России. Новые концептуальные подходы к изуче­нию отдельных проблем феодального периода в работах Л.Н. Гумилева, И.Я. Фроянова, В.И. Горемыкиной, А.А. Зимина, В.Б. Кобрина, Н.А. Троицкого, Н.Я. Эйдельмана. Значение незавершенной дискуссии о российском абсолютизме в повышении интереса к изуче­нию политической истории (А.Я. Аврех). Феномен интереса читателей к работам К. Валишевского, В.С. Пикуля, Р.Г. Скрынникова, М.К. Касвинова.

 

Тема 17. Советская историческая наука во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг.

Переход советского руководства к политике "гласности" и постановка проблемы сталинизма в художественной литературе и публицистике. Повышение интереса общественности к отечественной истории в связи с юбилейными датами. Широкое обсуждение вопроса о "кризисных явлениях в советской исторической науке" и путях их преодоления. Переход к изучению " белых пятен", "фигур умолчания" и "зон, закрытых для мысли ". Исторические чтения в МГИАИ "Социальная память человечества". "Круглые столы" по отдельным проблемам советской истории. Начало критики отдельных постулатов марксистско-ленинской теории. Дискуссия о судьбе социализма. Начало изучения истории политиче­ских оппонентов большевиков.

Обсуждение проблемы научного плюрализма. Влияние западной историографии "ревизионистского направления" на обновление проблематики исторических исследований, формирование новых подходов к ее изучению, внедрение в исторические исследо­вания новых методов (синергетика, полиформизм, моделирование). Проявление интере­са к исторической демографии в связи с изучением статистики жертв сталинизма. По­становка проблемы альтернатив исторического развития. Начало размежевания в со­ветской исторической науке под влиянием роста политизации общества. Дискуссии по вопросам "Формация или цивилизация?". "Реформа или революция?" и т.д. Значение публикации работ эмигрантских философов для обсуждения историософской проблемы "Судьба России". Новая историческая периодика ("Родина", "Известия ЦК КПСС" и др.). Подготовка обобщающих трудов по советской истории.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.