Основы административно – правового статуса иностранцев и лиц без гражданства. Административно-правовой статус дипломатов. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основы административно – правового статуса иностранцев и лиц без гражданства. Административно-правовой статус дипломатов.

2021-06-01 22
Основы административно – правового статуса иностранцев и лиц без гражданства. Административно-правовой статус дипломатов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранцев и апатридов различается очень несущественно, в первом приближении к исследованию вопроса им можно пренебречь и рассматривать их как единую родовую общность: лиц, не являющихся гражданами России. По общему правилу, они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан России. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство серьезно влияет на административно-правовой статус личности. Его наличие или отсутствие сказывается на совокупности прав и обязанностей граждан, живущих в России.

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором». В связи с этим представляет интерес решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 18 октября 1996 г. по иску Ирен Стивенсон к Правительству Свердловской области. В нем записано:

Истица обратилась с иском к Правительству Свердловской области и администрации гостиницы "Октябрьская" – о признании неправомерными их действий при взыскании с нее стоимости за проживание в гостинице "Октябрьская" и взыскании морального вреда в сумме 5 000 000 рублей. Свои требования она мотивирует тем, что сумма, предъявленная ей администрацией гостиницы к оплате за проживание, в три раза превышает сумму, предъявляемую за проживание в аналогичном номере гражданам России.

Из Положения о гостинице "Октябрьской" следует, что гостиница является структурным подразделением Правительства Свердловской области и не является юридическим лицом.

...Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что за проживание в равных по уровню сервисных услуг номерах иностранные граждане платили в декабре 1995 г. по коммерческому тарифу, а граждане России по обычному тарифу, т. е. в три раза ниже.                   

Истица пояснила, что она испытывала нравственные страдания, когда поняла, что обязана платить больше, чем гражданин России, а также от неуважительного отношения к ней со стороны администрации при попытке выяснить причину такой дискриминации.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание обстоятельства дела и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы моральный вред в сумме 1 000 000 рублей.

Основной формой установления особенностей правового статуса иностранцев является федеральный закон, а основной сферой, где они устанавливаются, является сфера отношений граждан с исполнительной властью. Иными словами, наибольшее число особенностей правового статуса иностранных граждан закреплено административно-правовыми нормами, содержащимися в федеральных законах.

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц, на которых они распространяются, поделить на общие, групповые и индивидуальные.

Для всех находящихся на территории России лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены такие особенности праводееспособности:

• они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (Президента России, командира экипажа воздушного судна и др.);

• они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

• на них не распространяется воинская обязанность;

• их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранцы и лица без гражданства, только к ним может применяться такое административное взыскание, как выдворение);

• они не могут быть членами политических общественных объединений;

• иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которым заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Россию только при наличии разрешения, визы. Оно может быть не выдано исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;

• они проживают и осуществляют деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов своих стран и др.);

• для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан;

• иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из России в течение пяти дней со дня приобретения. Нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;

• они могут быть признаны беженцами, получить право на политическое убежище, приобрести гражданство России.

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется Законами Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г., утвержденными Кабинетом Министров СССР от 26 апреля 1991 г. «Правилами пребывания иностранных граждан в СССР», и рядом других российских и союзных актов. Некоторые субъекты Федерации тоже издали законы, влияющие на административно-правовой статус иностранцев (регулирующие вопросы их регистрации, передвижения, проживания). Так, Свердловская областная Дума 29 ноября 1994 г. приняла областной закон «О порядке регистрации иностранных граждан на территории Свердловской области».

Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в России, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), страной, из которой прибыл иностранец, и т. д.

По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на:

• постоянно проживающих;

• временно пребывающих;                    

• проезжающих через территорию России транзитом.

Для постоянного проживания необходимо разрешение органа внутренних дел субъекта Федерации. Заявления о выдаче такого разрешения подаются лицами, проживающими за границей, в консульские службы, а иностранцами, временно пребывающими в Россию, – непосредственно в ОВД.

Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего, – вид на жительство. Он выдается ОВД не гражданам России, достигшим 16-летнего возраста, на срок действия их заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет. Достигшим 45-летнего возраста иностранным гражданам вид на жительство выдается на весь срок действия его заграничного паспорта, а лицам без гражданства – бессрочный. Если иностранец в течение года со дня окончания срока действия своего заграничного паспорта не предъявит новых или продленных документов, ему выдается вид на жительство для лица без гражданства.

Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта Федерации, а при его отсутствии – в орган исполнительной власти. В случае регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Ему обеспечивается проезд и провоз багажа к месту временного поселения, проживание и пользование коммунальными услугами. Оно вправе получать питание, медицинскую помощь, денежное пособие.

*Для граждан отдельных государств в порядке ответной меры в России могут устанавливаться и иные ограничения прав и обязанностей. В качестве примера можно назвать такую норму: «В случае введения иностранными государствами сбора за проезд по их автомобильным дорогам устанавливаются аналогичные сборы на территории Российской Федерации». (Ведомости РФ. 1993. № 1. Ст. 15).

Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, и ему выдается удостоверение соответствующего образца.

Статьей 19 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» закреплено право лиц, постоянно проживающих в России и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство России. По общему правилу, условием приема является срок проживания: всего пять лет или три года непрерывно перед подачей ходатайства. Для лиц, признанных беженцами, указанные сроки сокращаются вдвое. Названные сроки могут быть сокращены, если лицо в прошлом было гражданином СССР, имеет высокие достижения в науке, технике и в связи с иными, названными в законе, обстоятельствами.

Временно прибывающие в Россию лица, не являющиеся гражданами России, проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты, туристы, совершающие круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд иных названных законом лиц. Одни лица регистрируют заграничные паспорта в МИДе, другие – в гостиницах, третьи – в принимающих организациях, четвертые – в ОВД. Запись о регистрации производится по месту первоначального прибытия граждан.

В Законе «О порядке регистрации иностранных граждан на территории Свердловской области» сказано:

Статья 4. Регистрации в соответствии с настоящим законом подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Свердловской области, независимо от оснований и целей приезда.

Статья 6. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно находящиеся на территории Российской Федерации, при их прибытии в Свердловскую область из какого-либо другого региона Российской Федерации, где они прошли регистрацию, не освобождаются от обязанности регистрации в Свердловской области...

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны явиться для регистрации в течение трех суток с момента прибытия на территорию области (исключая выходные и праздничные дни) и представить в соответствующий орган личное заявление, паспорт или документ, его заменяющий, заявление-согласие лица, предоставляющего жилую площадь, а также заполнить листок прибытия.

Статья 15. Иностранные граждане и лица без гражданства, которым отказано в регистрации и жалобы которых не удовлетворены, обязаны покинуть территорию Свердловской области в течение 24 часов или иного, согласованного с органом внутренних дел времени.

Статья 16. Регистрация производится на срок, указанный в ходатайстве соответствующего учреждения или в контракте, а при пребывании по частным делам – в заявлении прибывшего лица, согласованного с лицом, предоставляющем жилое помещение, но в пределах визы, а при безвизовом въезде – на срок до трех месяцев.

При наличии причин, признанных уважительными, срок действия регистрации может быть продлен до шести месяцев, причем при визовом порядке въезда при условии продления визы...

...В соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы... срок регистрации определяется до одного года, а в отдельных случаях допускается его продление в пределах еще одного года.

Иностранным гражданам, прибывшим в Свердловскую область в качестве студентов высших и средних специальных учебных заведений, аспирантов или стажеров, регистрация оформляется на период обучения.

16 декабря 1993 г. Указом Президента России было утверждено «Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы». В соответствии с ним иностранный гражданин (кроме постоянно проживающего, признанного беженцем, получившего убежище), въехавший в Россию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения.

Выдача подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам, осуществляющим работу по найму у работодателя, производится территориальными органами Федеральной миграционной службы России.

Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории России, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений.

Можно сказать, что общей нормой установлен такой порядок принятия иностранных граждан на работу:

• работодатель должен обратиться в миграционную службу и получить разрешение на прием на работу определенного числа иностранных граждан;

• на основании полученной квоты работодатель просит миграционную службы выдать подтверждение конкретному лицу на право работать по найму;

• после получения подтверждения работодатель вправе принять конкретного иностранца на работу.

Личные и служебные автотранспортные средства иностранных граждан, прибывших в Россию на срок до 6 месяцев, ставятся на учет в таможенных органах, а ввозимые на срок более 6 месяцев – регистрируются в ГАИ.

Важной особенностью административно-правового статуса лица, не имеющего российского гражданства и временно находящегося в нашей стране, является обязанность выехать из России по истечении определенного им срока пребывания. Срок пребывания может быть сокращен, если отпали основания для дальнейшего пребывания гражданина в России; он нарушает законодательство о правовом положении иностранных граждан и апатридов.

В настоящее время еще действуют правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР, утвержденные Советом Министров СССР 10 мая 1984 г. В соответствии с ними транзитный проезд через Россию воздушным, железнодорожным и морским транспортом лиц, не являющихся ее гражданами, разрешается при наличии документов, действительных для въезда в сопредельное государство и соответствующих проездных документов. Транзитный проезд на легковых автомобилях, а также при осуществлении международных транзитных автоперевозок производится на основе межгосударственных соглашений при наличии документов, дающих право на въезд в сопредельное государство. Транзитные визы выдаются, как правило, без права остановки. Безвизовый транзит разрешается при наличии межправительственных соглашений, беспересадочных полетах через территорию России.

В пограничный пункт выезда из России иностранные граждане и апатриды следуют по установленным маршрутам с остановками в пунктах, названных в транзитных визах. Автомобильный транзит осуществляется по дорогам, открытым для международного сообщения. Желающие изменить маршрут следования обязаны получить на это разрешение ОВД. У него же следует получить разрешение на пребывание в России, если гражданин сделал вынужденную остановку на срок более суток. За разрешением в последнем случае нужно обратиться в течение последующих суток с момента остановки.

20.Административно-правовой статус несовершеннолетних.

21.Понятие и правовой статус органа исполнительной власти, его административная правосубъектность и компетенция.

22.Административно-правовой статус Президента РФ. Администрация Президента РФ.

23.Административно-правовой статус Правительства РФ.

24.Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции.

25.Административно-правовой статус законодательных и судебных органов

26.Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ.

27.Административно-правовой статус органов местного самоуправления.

28.Государственная должность и должность государственной службы: понятие и виды.

29.Понятие, принципы и виды государственной службы. Особенности муниципальной службы.

30.Государственный служащий: понятие, виды, правовой статус.

31.Дисциплинарная ответственность государственных служащих.

32.Порядок прохождения государственной службы. Аттестация.

33.Виды специальных званий, чинов и рангов государственных служащих.

34.Прекращение государственной службы.

35.Административно – правовой статус государственных и негосударственных организаций.

36.Государственная регистрация юридических лиц.

37.Административно-правовые и организационные формы государственного управления.

38.Административно-правовые методы государственного управления. 39.Государственное регулирование.

40.Понятие и признаки правовых актов государственного управления.

41.Виды правовых актов государственного управления.

42.Порядок издания правовых актов государственного управления.

43.Отмена и приостановление правовых актов государственного управления.

44.Административный договор.

45.Контроль и надзор в государственном управлении: понятие, виды, содержание.

46.Прокурорский надзор в государственном управлении.

47.Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

48.Понятие и правовая природа административного принуждения.

49.Административно – предупредительные меры.

50.Административное пресечение.

51.Административно – восстановительные меры.

52.Административное принуждение в условиях чрезвычайного положения.

53.Понятие и признаки административной ответственности.

54.Субъекты административной ответственности.

55.Основания административной ответственности. Освобождение от административной ответственности.

56.Виды административных наказаний.

57.Правила наложения административных наказаний.

58.Органы административной юрисдикции в производстве по делам об административных правонарушениях.

59.Понятие административного процесса и административно – процессуального права.

60.Структура административного процесса. Соотношение административного процесса и административного производства.

61.Производство по делам об административных правонарушениях.

62.Административно-правовые споры: понятие, виды, способы разрешения.

63.Административная юстиция: понятие, правовое регулирование, проблемы организации.

64.Служебно-дисциплинарное производство.

65.Исполнительное производство. Административно-правовой статус 66.Судебных приставов-исполнителей.

67.Правовые основы государственного управления промышленностью и энергетикой.

68.Правовые основы государственного управления сельским хозяйством.

69.Правовые основы государственного управления в области строительства и ЖКХ.

70.Правовые основы государственного управления в области связи.

71.Правовые основы государственного управления в области транспорта.

72.Правовые основы государственного управления финансами. 73.Административно-правовой статус налоговых органов.

74.Правовые основы государственного управления в экологической сфере.

75.Правовые основы государственного управления торговлей и внешнеэкономической деятельностью.

76.Правовые основы государственного управления обороной. 77.Мобилизационная подготовка и мобилизация

78.Правовые основы управления в области государственной безопасности.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.